Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 21:31, дипломная работа
Цель исследования: разработать и экспериментально опробовать методику АФК по развитию мелкой моторики у детей с умственной отсталостью.
Задачи исследования:
Определить уровень мелкой моторики с умственной отсталостью 3-4 лет.
Разработать комплексную коррекционно-развивающую программу, направленную на развитие мелкой моторики детей с нарушением интеллекта 3-4 лет.
Введение
Общая характеристика работы
Глава 1 Анализ научно-методической литературы
1.1 Этиология, патогенез, клинические проявления умственной отсталости
1.2 Особенности развития физических качеств и мелкой моторики у детей с умственной отсталостью
1.3 Механизм лечебного воздействия средства АФК в развитии мелкой моторики у детей
Глава 2 Методы и организация исследования
2.1 Методы исследования
2.1.1 Анализ научно-методической литературы
2.1.2 Анализ медицинских карт
2.1.3 Педагогический эксперимент
2.1.4 Контрольно-педагогические испытания (тестирование)
2.1.5 Методы математической статистики
2.2 Организация исследования
2.3 Специальные средства развития мелкой моторики
2.3.1 Занятия адаптивной физической культуры
2.3.2 Специальные подвижные игры
2.3.3 Специальные развивающие игры
2.3.4 Пальчиковая гимнастика
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение
3.1 Сравнительная характеристика развития мелкой моторики у обследованных детей
3.2 Влияние разработанной коррекционно-развивающей программы на развитие мелкой моторики у детей экспериментальной группы
3.3 Сравнительный анализ изменений мелкой моторики у детей контрольной группы, занимавшихся по стандартной методике
3.4 Сравнительный анализ эффективности разработанной коррекционно-развивающей программы и базовой программы занятий дома-интерната на развитие мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта
3.5 Графическая характеристика эффективности разработанной коррекционно-развивающей программы, направленной на развитие мелкой моторики
3.6 Коррекционно-развивающая программа
Заключение
Список литературных источников
· «Сладкое варенье» - широким языком облизать поочередно верхнюю и нижнюю губы, двигаясь по кругу сначала в левую, затем в правую сторону.
· «Змейка» - узкий напряженный язык, как при упражнении «Иголочка», ритмично выдвигать вперед и снова убирать вглубь рта. Движения выполнять ритмично, с усилием, в медленном темпе, будто стараясь дотронуться до какого-то предмета (повторить 4-5 раз). При выполнении не придерживать язык губами.
· «Накажи непослушный язычок» - губы в улыбке, зажать широкий язык зубами, затем, открывая и закрывая рот, легко постучать по языку зубами (4-5 раз).
· «Орешек во рту» - при закрытом рте сильно упереться языком в левую и правую щеку так, будто во рту катается орех.
· «Лошадка» - рот открыт, широкий язык присосать к небу до появления щелчка, затем цокать языком медленно и сильно, растягивая подъязычную связку (8-10 раз). Если у ребенка не получается, можно положить на язык липкую конфету или жевательную резинку.
· «Грибок» - язык прищелкнуть к небу и пытаться удержать его в этом положении 5-10 сек.
· «Автомат» - быстрое ритмичное произнесение звуков «т-т-т» или «д-д-д». Рот при этом открыт, кончик языка упирается в верхние зубы и отталкивается от них, нижняя челюсть неподвижна.
Упражнения для развития речевого дыхания.
Упражнения выполняются в течение 5-7 минут в положении сидя или стоя, в удобной, расслабленной позе, без напряжения.
Дятел.
Пестрый дятел тук да тук,
Слышим мы знакомый звук.
Это с той зеленой ели
Раздается громкий стук.
Погладить нос (боковые части носа) от кончика к переносице – сделать вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательным пальцем (5-6раз).
Василек.
Распустился наш цветок –
Ярко-синий василек.
Ну, пойдем скорей гулять,
Аромат его вдыхать!
Сделать по 8-10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем – через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.
Бычок.
Вышел на лужок бычок
С черным пятнышком бочок.
Ты уж не бодайся,
С нами занимайся!
Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук (м), одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.
Замочек.
Дверь с тобой мы закрываем,
На замочек запираем.
Не успели мы закрыться,
Кто-то в дверь уже стучится.
При вдохе оказывать сопротивление входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами. Во время более продолжительного выдоха сопротивление должно быть переменным за счет постукивания по крыльям носа.
Гномик.
Наш веселый добрый гном
Часто размышляет.
Звуки «ба-бо-бу» и «гм-м-м»
Вслух он повторяет.
Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постукиванием по крыльям носа произнести «ба-бо-бу» и «гм-м-м».
Шарик.
Будто шариком играем;
Наш животик мы сдуваем.
Дружно все вздохнули:
Шарик наш надули.
Быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сделав резкий выдох через нос (3-4 раза).
Доктор.
Горлышко свое мы
Доктору покажем.
Чтобы все увидел –
«А-а-а» ему мы скажем.
Во время выдоха широко раскрыть рот и, насколько возможно, высунуть язык, стараясь кончиком его достать до подбородка, произнести « а-а-а» (5-6 раз).
Обогащение словаря.
Пополнение словарного запаса может включать в себя использование различных игр, где ребенок принимает непосредственное участие, использование потешек, скороговорок, чистоговорок, сказок небольших стихотворений.
Скороговорки.
А
Актер театра.
Алеша Ульяне
сигнал подает,
Ульяна услышит –
Алешу зовет.
Аист с нами прожил лето,
А зимой гостил он где-то.
Б
Белые бараны били в барабаны.
Купила бабуся бусы Марусе.
Забавной обезьяне
бросили бананы.
Бросили бананы
Забавной обезьяне.
Отлежал бычок бочок.
Не лежи, вставай, бычок!
В
В зимний холод
Всякий молод.
Уточка – вертихвостка
Ныряла да выныривала,
Выныривала, да ныряла.
Г
Га-га-га! –
Гогочет гусь.
Я семьей своей горжусь!
На иве галка,
На берегу – галька.
Гусь Гога
И гусь Гага
Друг без друга
Ни шага.
Д
Дятел дуб долбил,
Да не додолбил.
Дарья дарит Дине дыни.
Дятел дерево долбит,
День-деньской кору дробит.
Дед Данила делил дыню:
Дольку – Диме,
Дольку – Дине.
Е
Еле-ле-
Ели-зар
Едет-едет
На базар.
А с базара,
А с базара
Не догонишь
Ели-зара.
Еле-еле Лена ела,
Есть из лени не хотела.
Ж
-Еж, еж, где живешь?
Еж, еж, что несешь?
У ежа – ежата,
У ужа – ужата.
Слишком много ножек
У сороконожек.
Жук упал
и встать не может,
Ждет он,
кто ему поможет.
Задрожали зайки,
Увидев волка на лужайке.
З
Зоиного зайку
Зовут Зазнайка.
У Зины болит зуб,
Она не может есть суп.
Змея шипит,
А жук жужжит.
И, Й
Иней лег на ветви ели,
Иглы за ночь побелели.
Играл Егорка с Игорьком –
Скатился с горки кувырком.
Тащил Авдей мешок гвоздей,
Тащил Гордей мешок груздей.
К
Клубок упал на пол.
Кот катал клубок.
Кошка Крошка на окошке
Кашку кушала по крошке.
Покатил Костя
В Кострому в гости.
Вот веселый колобок
Покатился, как клубок.
Л
Леня лез по лесенке,
Срывал Леня персики.
Лена искала булавку,
А булавка упала под лавку.
Лиса по лесу шла,
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела.
М
Мед в лесу медведь нашел,
Мало меду – много пчел.
Наши руки были в мыле.
Мы посуду сами мыли,
Мы посуду мыли сами,
Помогали нашей маме.
Не жалела мама мыла,
Мама Милу мылом мыла.
Н
Мандаринки у Маринки,
У Маринки – мандаринки.
Соня-незнайка,
А Зина – зазнайка.
О
В зимний холод всякий молод.
Чем меньше слов,
Тем больше дров.
П
Петя пилил пилой пень.
Пара птиц порхала, порхала –
Да и выпорхнула.
Рыбы в проруби – пруд пруди.
У пеньков опять пять опят.
Из-под пилки сыплются опилки.
Р
Варвара варенье доваривала,
Ворчала и приговаривала.
На горе Арарат
растет крупный виноград.
Орел на горе, перо на орле.
Проворонила ворона вороненка.
Роет землю старый крот,
разоряет огород.
Тридцать три вагона в ряд
Тараторят, тараторят,
Тараторят, тарахтят.
С
Вася косил косилкой
спелый овес.
Сеня вез воз сена.
Саша любит сушки,
Соня – ватрушки.
У Сени и Сани
в сетях сом с усами.
У осы не усы, не усище,
А усики.
Спит спокойно старый слон,
Стоя спать умеет он.
Спасибо, мороз,
Что снегу нанес.
Т
От топота копыт
Пыль по полю летит.
Грабли-грести,
Метла – мести,
Весла – везти,
Полозья – ползти.
У Тамары – тараторки
33 скороговорки.
Только Таня утром встанет,
Танцевать Танюшу тянет.
Что тут долго объяснять! –
Таня любит танцевать.
У
Стала утка на пруду
Учить своих утят;
Утята плавать на виду
У мамы не хотят.
Летел на болото
Носатый удод,
Глядел на удода
Усатый Федот.
Ф
У Фани – фуфайка,
У Феди – туфли.
Флот плывет к родной земле,
Флаг на каждом корабле.
Х
Муха – горюха
Села на ухо.
Прохор и Пахом
Ехали верхом.
Хохотушка буква Х
Рассмеялась:
- Ха-ха-ха!
Ц
Бегают две курицы
Прямо на улице.
В цветнике цветут цветы.
Очень часто бьются
У Танечки блюдца.
Из соседнего колодца
Целый день водица льется.
У кольца нет конца.
Цыпленок цапли
цепко цепляется за цепь.
Ч
Пекарь пек калачи в печи.
У нас в печурочке
Золотые чурочки.
Шубка овечки
Теплее любой печки.
Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.
Чайные чашки в печали,
Стуча и бренча, закричали.
Черепаха, не скучая,
Час сидит за чашкой чая.
Ш
В шалаше шесть шалунов.
Шапка да шубка –
Вот и весь Мишутка.
Шишки скользкие шуршали,
Шумно шлепались с сосны.
Саша шапкой шишку сшиб.
Пыхтит, как пышка,
Наш пухлый Мишка.
Простоквашу дали Клаше.
Недовольна Клаша:
«Не хочу я простоквашу,
Дайте просто кашу».
Щ
Волки рыщут,
Пищу ищут.
Мой руки чище и чаще.
Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
Щипцы да клещи –
Вот наши вещи.
Этой щеткой чищу зубы,
Этой щеткой башмаки,
Этой щеткой чищу брюки,
Все три щетки мне нужны.
Щуку я тащу, тащу,
Щуку я не отпущу.
Ы
Мыла Мила мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Милая Мила мылась мылом.
Ю
Юла возле Юльки
Крутится, поет,
Юле и Юре спать не дает.
Я
Ящерка яблоки на ярмарку везла.
Яхта легка и послушна моя,
Я бороздить на ней буду моря.
Дидактическая игра «Добавь словечко».
Мама сыплет соль в солонку.
Масло я кладу в ...
Много хлеба в хлебнице,
А конфет в …
Льется чай из чайника,
Кофе - из …
Вот салат в салатнице,
А сухарь в …
Вот идет усатый кот
И ведет …
На поляне рыжий лис,
А рядом два …
Белка спит в дупле с …
Зайчиха прыгает с …
Придумала я три словечка:
Река, реченька и речка.
Ну а хитренький мальчонка
Подсказал слово …
Бородатый старичище
Вдруг назвал слово …
А с косичками девчушка
Слово вспомнила …
У реки песок какой?
Все ответили …
На реке цветы какие?
Ну, конечно же …
А вода в реке какая?
Ясно всем, она …
Пальчиковые игры (развитие мелкой моторики).
· Различные игры с пальчиками (сгибание, разгибание, массаж, катание мячика – «ежика» в руках.
· Можно изготовить пальчиковый бассейн (в большой коробке из-под обуви делается несколько отделений, каждое из которых заполняется различными материалами, например, шишками, желудями, рисом, горохом, песком и т.д.
· Погрузить пальцы в песок или воду и легкими движениями создавать «волны».
· Использовать логоритмические упражнения – рассказывание стихов с помощью рук.
Мы большой арбуз купили (показываем какой большой арбуз)
И домой скорей пошли (шагаем).
Там его мы долго мыли (показываем как моем арбуз),
Обтирали как могли (показываем как обтираем),
Разрезали вдоль полосок, (действия
А потом и поперек. соответствуют
По щекам и подбородку проговариваемому),
Сладкий сок арбузный тек.
Едем, едем на машине,
Нажимаем на педаль.
Газ включаем, выключаем,
Смотрим пристально мы вдаль.
Дворники счищают капли
Вправо-влево, чистота,
Волосы ерошит ветер,
Мы шоферы хоть куда!
Ананас похож на шишку,
Хомячок похож на мышку.
Вертолет - на стрекозу,
Антилопа - на козу.
Маленький верблюд - на ламу,
Ну, а я похож на маму.
Фонетическая ритмика – сиситема специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса).
В комплекс утренней гимнастики или при изучении букв и звуков можно включать упражнения на выделение фонем.
«А» - дети вытягивают руки вперед, соединив ладони. Произнося гласный, они плавно разводят руки в стороны ладошками вверх. Интонация радости.
«О» - дети соединяют опущенные руки перед собой так, чтобы кончики пальцев касались друг друга. Произнося гласный, они плавно поднимают руки вверх и соединяют их в кольцо над головой. Интонация удивления.
«У» - и.п. руки согнуты на уровне груди, ладошки повернуты от себя. Произнося звук, дети давящим движением выпрямляют руки вперед и вниз. Интонация угрозы.
«Цапля» - «цап»- дети делают хватательное движение к себе.
«ля» - делают одно вращательное движение кистями рук («фонарик»).
Развитие фонематического слуха.
«Спрячь ручки» - прятать руки в песок или воду, услышав заданный звук.
«Слоговые дорожки» - рисовать круги на песке и воде, проговаривая слоговые дорожки.
«Водолаз» - со дна таза ребенок достает, называет и откладывает разные игрушки, предметы или специальные картинки для игр в воде с дифференцируемыми звуками.
«Два моря» - таз делится перегородкой на две части. Ребенок опускает предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками в разные моря ( например, в море «с» или море «з»).
«Ширма» - за ширмой взрослый прячет некоторые предметы, которые могут звучать, например, колокольчик, барабан, стеклянная банка, деревянный кубик. Педагог издает звук при помощи предмета, а дети должны догадаться, какой предмет прозвучал.
Формирование слоговой структуры слова.
«Полоски» - ребенок чертит заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово. Можно рисовать полоски на воде. Тогда задача усложняется, т.к. нужно удерживать в памяти количество полосок.
«Рассели картинки в домик» - дети учатся выделять первый и последний звуки в слове и соотносить их со схемой.
«Исправь ошибку» - логопед чертит ошибочное количество полосок. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.
Формирование лексико-грамматического строя речи.
«Подбери слово» - ребенок обнаруживает спрятанные (в воде или песке) различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их с существительными.
Возможно использование пиктограмм, например
Рисунок – заяц,
задание – назови ласково,
образец ответа – заинька, зайчик, зайчишка.
«Кто (что) лишний (-ее)? – найти среди животных того, кто чем-то отличается от остальных (волк, рысь, лиса, собака).
Коррекция дисграфии.
· Игра «На что похож предмет»?
· Срисовывание серии изображений.
· Находить сходства и различия по предъявляемым рисункам.
Информация о работе Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет с интеллектуальной недостаточностью