Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2014 в 00:45, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть методы и приёмы, способствующие развитию мелкой моторики у младших школьников на занятиях лепкой.
Объект исследования: развитие мелкой моторики детей 1-2 классов на занятиях лепкой.
Предмет исследования: методы и приёмы развития мелкой моторики младших школьников на занятиях лепкой
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проблемы развития мелкой моторики у учащихся 1-2 классов на занятиях лепкой……………………………………...6
1.1 Исследование особенностей развития мелкой моторики у младших школьников в психолого-педагогической литературе…………………………6
1.2 Занятия лепкой как средство развития мелкой моторики………………………………………………………………………….11
1.3 Методы и приемы работы по развитию мелкой моторики у учащихся
1-2 классов…………………………………………………………………..……14
ГЛАВА 2. Исследование развития мелкой моторики у учащихся 1-2 классов на занятиях лепкой……………………………………………………………....19
2.1 Диагностика развития мелкой моторики у учащихся 1-2 классов……………………………………………………………………. 19
2.2. Рекомендации для учителей по подготовке и проведению занятий по лепке……………………………………………………………...…22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………
В начале занятия учитель показывает
предмет, который будут лепить, устанавливает
его так, чтобы натура находилась на уровне
глаз ребенка, и, обводя указкой форму
всей фигурки и ее частей, дает необходимые
пояснения, беседует с детьми, задает им
вопросы. Рассмотрев форму и пропорции
предмета, учитель переходит к способам
лепки. Если он считает, что дети смогут
сами определить их, то можно лишь задать
детям необходимые вопросы. В том случае,
когда способ изображения незнаком учащимся,
он прибегает к частичному показу. Например,
дымковскую куклу можно лепить, исходя
из ее конусообразной формы, изображение
которой детям знакомо; следовательно,
способ лепки конуса детям не показывают.
Учитель берет заранее приготовленную
форму и из верхней ее части лепит голову,
несколько оттянув ее от общего объема
глины; показывает, как наметить на фигурке
кофту и юбку. Как вылепить и прикрепить
руки, дети должны сказать сами. Далее
он обращается к изображению деталей и
выборочно показывает, что одни из них
можно выполнить путем прищипывания, а
другие — путем наложения на основу отдельно
вылепленных мелких деталей. После показа
учащиеся приступают к работе.
Не менее важна, чем лепка с натуры, и лепка
по представлению. Основная задача этих
занятий — развитие самостоятельности
в решении образа, воспринятого ранее,
и развитие творческой активности в использовании
способов лепки. Ребят учат заранее обдумывать
содержание лепки. Для этого перед наблюдением
их предупреждают, что они будут лепить
тот предмет, который рассматривают или
о котором им читают.
Целевая установка дает возможность заинтересовать
ребят и направить их внимание на более
глубокое восприятие предмета. Например,
перед тем как лепить по представлению
грибы, учитель рассматривает с ребятами
натуру — муляжи или картинки с изображением
грибов. Он спрашивает ребят, какие грибы
они видели, предлагает вспомнить их форму,
рассказать, как они растут в лесу (по одному
и по нескольку вместе; одни грибы растут
под елками, другие около елки и т.д.): важно,
чтобы ребята научились представлять
себе окружающее, оживлять дремлющие в
памяти образы. Большой предварительной
работы требует лепка животных по представлению.
Но для того чтобы у детей сформировались
зрительные образы, сначала им показывают
животных, картинки с изображениями зверей,
стараясь подобрать их так, чтобы одно
и то же животное было изображено в разных
положениях; детям дают игрушки, изображающие
животных, читают о них. Эта подготовительная
работа должна помочь образованию у учащихся
представлений о животных, формированию
зрительных образов, которые лягут в основу
изображения. Лепка по представлению должна
основываться на имеющихся знаниях и умениях
детей, а поэтому показ способов изображения
здесь не нужен. Ребенок может выбирать
по своему желанию тот способ лепки, который
ему кажется наиболее удобен.
Большое влияние на ход работы детей
оказывает создание игровых, необычных
ситуаций. Например, детям предлагают
использовать слепленные фигурки для
какой-либо игры (в зоопарк, птицеферму и т. п.) или дети лепят
предметы для предстоящей выставки к 8
Марта.
Одним из основных приемов обучения является
также чтение художественной литературы.
Для усиления и углубления образа, который
ученики будут воссоздавать в лепке, учитель
может использовать четверостишия, загадки,
в которых говорится о птицах, зверюшках,
их внешнем облике, характерных чертах.
Обучение ребят сюжетной лепке основывается на умении детей лепить отдельные предметы и приобретении знаний в области составления композиции. В связи с этим такой прием, как показ способов лепки, исключается, зато большое значение приобретают наблюдение и объяснение в начале занятия.
Изображение композиций возможно лишь тогда, когда у учащихся имеются
сформированные зрительные образы и твердые
умения лепить предметы. В таком случае
все свое внимание ученики могут устремить
на изображение действия и составление
композиций.
Анализ
работ в конце занятия можно провести
как беседу учителя с детьми. Он ставит
вопросы так, чтобы дети учились оценивать
четкость выражения формы, движения, композиционное
решение.
Декоративная
лепка позволяет учить детей предварительно
обдумывать тему, создавать заранее эскиз
в виде рисунка, условно решать форму предмета
и роспись. Например, солонка в виде цветка,
крылья птицы или жука расписываются растительным
или геометрическим орнаментом. Орнамент
включает в себя различные декоративные
элементы. Это различные геометрические
формы (круги, квадраты, ромбы, треугольники
и т. д.), растительные формы (ягоды, листья,
травы, цветы и др.).
Работа над декоративной пластинкой учит учащихся обращению с инструментом, учит различным приемам лепки, а главное – красивому декоративному заполнению пространства. Некоторые элементы можно наносить специальной стекой – печаткой в виде трубочки, квадрата, треугольника и др. В качестве таких печаток используют гвозди, винты со шляпками разной формы. Заостренными стеками рисуют узор на глиняной пластинке, а затем раскрашивают его гуашью или выкладывают по нему рельеф, который является наиболее сложным видом декоративной лепки.
Таким образом, можно сделать вывод, что лепка из пластилина помогает детям младшего школьного возраста раскрыть свои творческие способности самостоятельно, а также под наблюдением педагога. Детям нравится лепить из данного материала, так как материал пластичен, может принимать любую форму и отвечать замыслам ребенка.
Реализация методов и приёмов развития мелкой моторики на практике представлена в разработанном конспекте урока для 2 класса. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка. Развитие мелкой моторики у детей происходит благодаря нервной, мышечной, костной системам организма и органам чувств. Все они взаимосвязаны, и развитие одной - дает толчок к развитию другой. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Отечественные физиологи в своих исследованиях подтверждают связь развития рук с развитием мозга, в частности речевых зон.
Лепка - придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов - стеков и т.п. - один из проверенных способов развития мелкой моторики. Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.
В начальных классах этот вид работы больше привлекает учащихся, дает им возможность фантазировать, позволяет обобщить результаты предшествующих наблюдений как целенаправленных, так и произвольных (в классе, дома, на улице и т.д.). Основная задача занятий по лепке - обучение учащихся приемам возможно более точного воспроизведения предмета. При этом под точностью воспроизведения предмета понимается не подробное копирование его внешних свойств, а умение схватить главное, определяющее.
Заниматься лепкой важно не только в рамках учебной программы, но и в процессе внеклассной и индивидуальной работы. Стараясь как можно точнее передать форму, ребенок активно работает пальцами, причем чаше всего десятью, а это, как известно, способствует развитию речи. При этом основные приемы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание.Темы занятий должны предполагать широкое ознакомление учащихся с окружающей действительностью, с искусством. Особое внимание в начальных классах следует обратить на декоративно-прикладное искусство.
Анализ исследований уровня развития мелкой
У детей, показывающих низкий уровень развития мелкой моторики движения рук неловки, слабы, отсутствует координированность действий обеих рук, у них не сформированы операции раскатывания и вдавливания, поэтому теряется форма образца, они испытывают трудности при склеивании деталей. Такие дети нуждаются в коррекционных занятиях, поскольку данное обстоятельство указывает не только на отставание развития мелкой моторики, но и недоразвитие других важнейших процессов.
Исходя из этого с детьми проводятся занятия по развитию мелкой моторики через формирование навыков лепки. По итогам работы отмечается положительная динамика результатов. У детей в той или иной мере, сформировываются все необходимые навыки лепки и, следовательно, повышается уровень развития мелкой моторики.
Таким образом, делаем вывод о том, что занятия лепкой являются эффективным методом развития мелкой моторики у младших школьников.
Этот вид детского творчества чрезвычайно полезен: кроме влияния на мелкую моторику, через массаж определённых точек на ладонях, активизирующих работу мозга, занятия лепкой способствуют развитию художественного вкуса и пространственного воображения
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Конспект урока для 2 класса.
Тема: "Сервиз. Лепка"
(Урок технологии
в 2 классе УМК «Гармония»)
Цель: создание условий для уточнения
и расширения представлений об особенностях
работы с пластическими материалами.
Задачи:
образовательные: создавать условия для уточнения
представлений о работе гончара; расширения
и систематизации знаний о наборах посуды
развивающие: создавать условия для развития
умений целеполагания и планирования;
формирования коммуникативных умений
(умения договариваться, распределять
работу) при работе в группах; для развития
оценочной деятельности
воспитательные: создавать условия для формирования
уважительного отношения к людям труда
Ожидаемые
результаты:
Личностные результаты:
Доброжелательное отношение к участникам
совместной деятельности.
Уважительное отношение к результатам
труда своих одноклассников.
Умение слушать учителя и одноклассников,
высказывать свое мнение.
Предметные результаты:
Умение готовить рабочее место в соответствии
с видом деятельности, поддерживать порядок
во время работы.
Умение убирать рабочее место.
Умение выделять, называть и применять
изученные общие правила создания рукотворного
мира в своей предметно-творческой деятельности.
Умение самостоятельно выполнять в предложенных
ситуациях доступные задания с опорой
на инструкционную карту, соблюдая общие
правила поведения, делать выбор, какое
мнение принять в ходе обсуждения – свое
или высказанное другими.
Способность применять освоенные знания
и практические умения (технологические,
графические, конструкторские) в самостоятельной
интеллектуальной и практической деятельности.
Называние свойств материалов, которые
учащиеся используют в своей работе.
Способность справляться с доступными
практическими (технологическими) заданиями
с опорой на образец и инструкционную
карту.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Определение с помощью учителя и самостоятельно
цели деятельности на уроке.
Выявление и формулирование учебной проблемы
совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых
заданий, образцов изделий).
Планирование практической деятельности
на уроке.
Способность предлагать из числа освоенных
конструкторско-технологические приёмы
и способы выполнения отдельных этапов
изготовления изделий (на основе продуктивных
заданий в учебнике).
Работа с учителем по совместно составленному
плану
Определять в диалоге с учителем успешность
выполнения своего задания.
Познавательные УУД:
Наблюдать конструкции и образы объектов
природы и окружающего мира, результаты
творчества мастеров родного края.
Сравнивать конструктивные и декоративные
особенности предметов быта и осознавать
их связь с выполняемыми утилитарными
функциями.
Понимать особенности декоративно-прикладных
изделий.
Называть используемые для рукотворной
деятельности материалы.
Умение находить необходимую информацию
в учебнике.
С помощью учителя исследовать конструкторско-технологические
и декоративно-художественные особенности
объектов.
С помощью учителя искать наиболее целесообразные
способы решения задач из числа освоенных.
Способность делать простейшие обобщения
и выводы самостоятельно.
Коммуникативные УУД:
Умение слушать учителя и одноклассников,
высказывать свое мнение.
Умение вести небольшой познавательный
диалог по теме урока, коллективно анализировать
изделия.
Вступать в беседу на уроке.
Выполнять предлагаемые задания в паре,
в группе.
Оборудование: пластилин, стеки, сухие тряпочки,
влажные салфетки, основа для работы с
пластилином, фартуки, компьютер, выход
в интернет, карточки - помощницы.
Условные обозначения: л - личностные УУД, п - познавательные
УУД, к - коммуникативные УУД, р - регулятивные
УУД,
Информация о работе Развитие мелкой моторики у учащихся 1-2 классов на занятиях лепкой