Развитие мелкой мотрики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 17:34, реферат

Краткое описание

Развитие мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев
рук в психологии, имеем большое значение и расценивается как один из
показателей психического развития ребенка.
Изучение проблемы развития мелкой моторики проходит в разных
аспектах: психологическом, физиологическом, педагогическом.
И.М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не
предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат
образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями,
осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с
окружающей средой.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 32.96 Кб (Скачать файл)

Н.М. Щелованов, Н.Л. Фигурин, М.П. Денисова, М.Ю. Кистяковская показали, что овладение относительно тонкими действиями рук приходит в процессе развития зрения, осязания, развития кинестетического чувства - положения и перемещения тела в пространстве. Вид предмета - это стимул движения рук по направлению к нему. Организованные действия рук формируются у ребенка постепенно на протяжении уже первого полугода его жизни. Пальцы, сжатые в кулак, распрямляются. Начинают выполнять особые движения захватывания предметов. Рука начинает действовать как специфический человеческий орган.

Н.А. Бернштейн в своей теории показывает, что анатомическое развитие уровней построения движений идет с первых месяцев жизни и завершается к двум годам. Дальше начинается длительный процесс прилаживания друг к другу всех уровней построения движений.

Развитие мелкой моторики имеет значение в нескольких аспектах, определивших существующие направления научных исследований:

) в связи с  развитием познавательных способностей;

) в связи с  развитием речи;

) развитие собственных  движений рук для осуществления  предметных и орудийных действий, в том числе письма.

Развитие познавательных способностей в связи с развитием движений рук, особенно активно протекает в младенческом и раннем возрасте благодаря тому, что движения руки, обследующей различные предметы, является условием познания ребенком предметного мира. «Непосредственный практический контакт с предметами, действия с ними приводят к открытию все новых и новых свойств предметов и отношений между ними» (Д.Б. Эльконин).

С развитием мелкой моторики тесно связано развитие речи. Если внимательно посмотреть на снимок головного мозга, то становиться ясно, что двигательная речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь её частью. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Проведенные М.М. Кольцовой, Л.Ф. Фоминой исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей. Для определения уровня развития речи с детьми первых лет жизни провели такой эксперимент: просили ребенка показать один пальчик, два, три («сделай вот так», - показывали, как надо делать). Дети, которым удается повторить изолированные движения пальцами, хорошо говорят. И, наоборот, у плохо говорящих детей пальцы либо напряжены и сгибаются только все вместе, либо, напротив - вялые, ватные и не делают отдельных движений. Таким образом, пока движения пальцев не станут свободными, добиться развития речи у детей не удается.

Вопрос о развитии собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий будет рассмотрен при освещении особенностей развития мелкой моторики в онтогенезе. В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  

 

1.Антакова-Фомина  Л. В. «Стимуляция развития речи  у детей раннего возраста путём  тренировки движений пальцев  рук» (Тезисы докладов 24-го Всесоюзного  совещания по проблемам ВНД), М., 1974

.Бернштейн Н.А. Очерки  по физиологии движений и физиологии  активности. - М., 1966. - 349 с. - с139

.Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: Изд. АПН СССР, 1960. - 500 с.

.Головин С.Ю. Словарь  практического психолога. - Мн.: Харвест, 1998.

.Запорожец Н.А. Избранные  психологические труды. 2 т, М., 1986

.Ильин Е.П. Психомоторная  организация человека: Учебник для  вузов. - СПб.: Питер, 2003. - 384с.

.Кайл Р. Тайны  психики ребенка. 3-е междунар. изд. - СПб. Прайм-Еврознак; М.: Олма-Пресс, 2002. - 413

8.Козлова Н.В. Взаимодействие  с семьей в развитии мелкой  моторики рук у детей дошкольного  возраста (из опыта работы). [Электронный  ресурс] // Фестиваль педагогических  идей «Открытый урок» : [сайт]. - М., 2005-2006. - URL: <#"justify">12.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л.В.Лопатина, Серебрякова Н.В.. - Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000. - 192 с.

13.Лурия А.Р. Мозг  человека и психические процессы. - М.: Педагогика, 1970. - 495 с. - с.145

.Неверович Я.З. Развитие предметных движений у ребенка-дошкольника //Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста// Под ред. А.Н, Леонтьева, А.В. Запорожца. - М., 1995.

15.Осипова Ж.П. Система  работы по развитию мелкой  моторики у детей с нарушениями  речи в условиях ДОУ [Электронный  ресурс] // Фестиваль педагогических  идей «Открытый урок» : [сайт]. - М., 2005-2006. - URL: <#"justify">16.Пейпер А. Особенности деятельности мозга ребенка. - Л., 1962

17.Прищепа С. Р. <#"justify">18.Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», Москва, Издательство «Родничок», 1999

.Сухомлинский, В.А. Родительская педагогика. - М.: Знание, 1978. - 96 с.

.Ткаченко Т.А. "Развиваем  мелкую моторику", М. Издательство  ЭКСМО,2007

.Ткаченко Т.А. "Мелкая  моторика. Гимнастика для пальчиков", М. Издательство ЭКСМО, 2010

.Фадина Г.В. Специальная  дошкольная педагогика: Учебно-методическое  пособие для студентов педагогических  факультетов / Г. В. Фадина. - Балашов: Николаев, 2004. - 80 с.

.Фомина Л.В. Роль  движений рук и моторной речи  ребенка. // Проблемы речи и психолингвистики. - М.: МГПИИЯ, 1971. - С.36-40.

24.Шемякин Н.Ф. Ориентация  в пространстве // Психологическая  наука в СССР. М., 1959. Т. 1.С.140-192.

25.Эльконин Д.Б. Избранные  психологические труды. М., «Педагогика», 1989 

 

 

 

 

1.1 Развитие мелкой моторики  рук как психолого-педагогическая  проблема. !!!!!!

Основная функция речи – общение, сообщение, или как принято говорить, коммуникация. Первой формой общения первобытных людей были жесты особенно велика здесь была роль руки – она дала возможность путём указывающих, оборонительных, угрожающих и других движений развивать тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развивалась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикулярной речью ( эта связь даёт о себе знать и у современного человека).

Влияние мануальных ручных действий на развитие мозга человека было известно ещё во втором веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум. По мнению философа Канта: «Рука – это мозг выдвинувшийся вперёд человеческий мозг».  

Большая часть двигательной (моторной) коры больших полушарий головного мозга участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта челюсти. Именно эти органы формируют речь. Упражнения, построенные на движениях языка и челюсти, стимулируют работу лобной доли мозга, контролирующей мышление, речь и поведение.

Известно, что мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций. В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

Невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали её развитию.

Английский психолог Д. Сели также придавал очень большое значение «созидательной работе рук» для развития мышления и речи детей. Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками всё более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так развитие функции руки и речи людей шло параллельно.   

Сотрудники Института физиологии детей и подростков Санкт-Петербургской академии психологических наук (М.М. Кольцова, Л.В. Антакова-Фомина) подтвердили связь интеллектуального развития с пальцевой моторикой. М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от руки, а точнее от пальцев рук. Она обращает внимание на тот факт, что в двигательной проекции различных частей тела при центральной области коры головного мозга более чем треть площади занимает проекция кисти рук. Оказывается, что мелкие мышцы каждой фаланги всех пальцев рук имеют здесь отдельное представительство, в то время, как крупные мышечные группы рук, ног, туловища представлены суммарно. Кроме того, проекция движения кисти и речевые зоны расположены в непосредственной области. И «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга».

Л.В. Фоминой на основе проведённых обследований большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.  

Таким образом, в процессе индивидуального развития речь тесно связана с движениями, в первую очередь, пальцев рук. Это наглядно выявляется и при наблюдении за детьми одного и того же возраста, но с различной степенью развития речи. Дети, совершающие многочисленные оживлённые движения пальцами рук, развиваются в речевом отношение явно быстрее других. Согласно наблюдениям М.М. Кольцовой, развитие движений пальцев рук подготавливает почву для развития речи. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, так как, по-видимому, речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов от пальцев рук; такая тренировка может ускорить созревание речевых областей коры на 2-2,5 месяца, что для маленького ребёнка очень много. Таким образом, пальчиковые игры характеризуются как один из способов развития речи детей и подготовки их к школьному обучению.

 

 

 


Информация о работе Развитие мелкой мотрики