Развитие музыкально ритмических движений у детей 6-7 лет на музыкальных занятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2014 в 17:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение эффективности применения комплекса занятий по формированию музыкально-ритмических навыков в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи:
Исследовать в психолого-педагогической литературе вопрос об основах музыкально-ритмических движений;
Рассмотреть особенности развития музыкально-ритмических движений у детей 6-7 лет;
Диагностика и анализ уровня музыкально-ритмических навыков у детей 6-7 лет;

Вложенные файлы: 1 файл

4642 курсовая_10.06.2014.doc

— 195.50 Кб (Скачать файл)

Средний уровень( от 50 % до 75 %.): ребенок достаточно спокойно слушает музыку , ориентируется в пространстве, не достаточно эмоционально исполняют плясовые движения ребенок, умеет придумывать движения к пляскам, танцам, но они не выразительны и одноплановы,в играх действует, подражая другим детям, использует мало танцевальных элементов. Средний уровень сформированности музыкально-ритмичкских навыков имеют 4 человека. Это Настя А., Катя Г., Игорь К., Ксения Н., что составляет 40% от общего количества детей.

Высокий уровень( от 75 % до 100%): ребенок с интересом и вниманием слушает музыку, эмоционально реагирует на нее, у него развито чувство ритма, самостоятельно, творчески подходит к инсценировке сюжета песни, умеет действовать самостоятельно, выполняет движения выразительно, умеет импровизировать движения разных персонажей под музыку соответствующего характера, самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни, активно проявляют инициативу при инсценировании песен, хороводов..

Из таблицы видно, что высоких результатов уровня сформированности музыкально-ритмических навыков не достиг ни один ребенок.

Поэтому было решено апробировать новый комплекс музыкально-ритмических движений.

 

2.2. Система работы  по определению уровня музыкально  –ритмического развития детей 6-7 лет

 

На формирующем этапе был внедрен и апробирован комплекс занятий по формированию музыкально-ритмических навыков у детей 6-7 лет. Музыкально-ритмические навыки совершенствуются в единстве с теми движениями, которые нужны для исполнения музыкальных игр, плясок, хороводов и помогают выразительному исполнению музыкально-игровых образов, характерных движений в хороводе и.т.д.

Обучение навыкам музыкально-ритмических движений проходило по нескольким этапам: Ознакомление: новое упражнение, танец, хоровод или игра показывались детям в связи с музыкой. Музыкальный руководитель предварительно проигрывал музыкальное произведение, затем дети анализировали характер произведения, затем следовал показ движений музыкальным руководителем или воспитателем. Разучивание: разучивание связано с раскрытием эмоционального содержания произведения. Педагог объяснял детям, как выполнить то или иное движение, в игровой форме разучивал элементы танцев и плясок Движения, которые вызывали затруднения, повторялись несколько раз. Закрепление: большое значение имеет закрепление полученных навыков. Дети учатся выполнять движения свободно, эмоционально, более четко и осознанно.

В связи с этим были поставлены следующие задачи:

-развитие музыкального  восприятия;

-умение двигаться в  соответствии с характером" музыки, формой произведения:

-развитие творческой  активности;

-обучение умению двигаться  легко и пластично, получая от  этого удовольствие;

-формирование любви к танцевальным и ритмическим движениям.

Комплекс занятий содержит упражнения для усвоения элементов танца, гимнастики, бега, шага, игр, хороводов, плясок, танцев, а также танцевальное творчество. Большое значение на занятиях уделялось упражнениям. Они помогали ребенку научиться владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движениями других детей, учили пространственной ориентировке, укрепляли основные виды движений, способствовали освоению элементов плясок, танцев, игр.

На занятиях были применены следующие упражнения:

- «Ходьба различного характера»;

-«Найди свое место  в колонне»;

-«Побегаем»;

-«Стройте круг»;

-«Цирковые лошадки»;

-«Пружинки»;

-«Смелые наездники»;

-«Кто лучше пляшет».

В плясках и танцах у детей развивались двигательные умения, умение передавать различный характер музыкальных произведений, своевременно менять движения в соответствии с 2-х и 3-х частной формой произведения и музыкальными фразами, умение передавать ритмическую пульсацию в хлопках, притопывании.

На занятиях были использованы следующие пляски и танцы:

-«Пляска с притопами»;

-пляска «Топотушки»;

-танец «Цветочки и  жучки»;

-танец «Полька».

В хороводах дети учились над выразительностью выполнения движений, упражняются в спокойном шаге, умении строить ровный круг, согласовывать движения с характером песни.

Хороводы:

-«На горе-то лен»;

-«Веснянка».

В музыкальных играх, создавая тот или иной игровой образ, дети учились в движении передавать разнообразные чувства и более тонко чувствовать эмоциональную настроенность произведения.

Игры:

-«Ай, дили-дили»;

-«Именинный торт».

В танцевальном творчестве дети учились придумывать, комбинировать, творчески проявлять себя в движении, инсценировании песен.

Задания для развития танцевального творчества:

-«Котик и козлик»;

-«Задорные чижи».

Решая задачи, направленные на развитие у детей интереса к музыкально-ритмическим движениям, мы способствуем музыкальному воспитанию дошкольников и его развитию в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Музыкально –ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая деятельность, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а так же те психические процессы, которые лежат в их основе.

У детей 6-7 лет уже имеется опыт выполнения движений под музыку. Дети этого возраста могут различать контрастную музыку, воспроизводить образные движения и несложный сюжет под музыку, согласовывая движения с ее характером, могут более уверенно держаться и ориентироваться в окружающем пространстве. У них возрастают общая подвижность, двигательная активность, умение самостоятельно определять жанры: колыбельная, плясовая, марш — и выполнять соответствующие движения, согласовывая их с яркими средствами музыкальной выразительности: характером, темпом, динамикой, регистром.

К детям подготовительной группы на занятиях музыкально-ритмическими движениями предъявляются гораздо большие требования: педагог учит их точнее исполнять задание, сознательно исправлять свои ошибки, выразительно исполнять движения; будит воображение, наблюдательность детей, развивает в них инициативу и самостоятельность при выполнении заданий.

На базе МДОУ №103 г. Рязани с 3 марта по 30 апреля 2014г. была проведена диагностика музыкально-ритмических навыков перед его апробацией по следующим видам музыкально- ритмических движений:

-упражнения;

-танцы и пляски;

-хороводы;

-игры;

-танцевальное творчество.

Высоких результатов уровня сформированности музыкально-ритмических навыков не достиг ни один ребенок.

Поэтому было решено апробировать новый комплекс музыкально-ритмических движений.

На формирующем этапе был внедрен и апробирован комплекс занятий по формированию музыкально-ритмических навыков у детей 6-7 лет.

Проведенная работа подтвердила правомерность выдвинутого предложения и позволила заключить следующее: решая задачи, направленных на развитие у детей интереса к музыкально-ритмическим движениям, мы способствуем музыкальному воспитанию дошкольников и его развитию в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Анисимова Г. И. 100музыкальных игр для развития дошкольников. –Ярославль: Академия развития. 2005.-96с.
  2. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. -М.: Просвещение, 1983.-207 с.
  3. Бодраченко И.В. Речевые игры //Музыкальный руководитель.2007.No1 с.13
  4. Буренина А.И. Ритмическая мозаика.– С-пб.:-2000.–217.с.
  5. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду.-М.:Просвещение, 1981.-240 с.
  6. Ветлугина Н.А. Содержание музыкального воспитания и обучения на занятиях // Система эстетического воспитания в детском саду. - М.: Просвещение, 1962
  7. Выготский Л.С. Педагогическая психология//Психология: Классические труды–М.:Просвещение, 1996.
  8. Готсдинер А.Л., Мясищев В.Н. Проблема музыкальных способностей и ее социальное значение / А.Л. Готсдинер, В.Н. Мясищев // Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. – Л.: Музыка, 1981. – С. 14-29.
  9. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
  10. Дубогрызова Г.Н. Практические занятия по курсу «Методика организации педагогического процесса по музыкальному воспитанию дошкольников». - Армавир, 1999.
  11. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. – М., 2000
  12. Зацепина М.Б. Реализация программы воспитания и обучения в детском саду. // Музыкальный руководитель. – 2007.-№8.
  13. Каплунова И.М., Новооскольцева И.А. Зимние забавы.- Санкт-Петербург: Издательство «Композитор», 2006.-40 с.
  14. Картушина М.Ю. Народные праздники. –М.: ТЦ Сфера.2006. –319 с.
  15. Крестовников А.Н. Очерки о физиологии физических упражнений. -М.:ФиС, 1951.- 532 с.
  16. Куприна Н.Г.Диагностика и развитие личностных качеств ребенка дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности: Учебно-методическое пособие /Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2011.
  17. Метлов Н.А. Музыка детям.-М.:Просвещение, 1985.-144 с.
  18. Менхин Ю.В., Менхин А.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика. Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 384 с.
  19. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. – М., 2005.
  20. Музыкальное образование./Под ред. Л.В. Школяр. – М., 2001.
  21. Николаева Е.В. Музыкально-пластическая деятельность детей на музыкальных занятиях. / Теория музыкального образования // Э.Б.Абдуллин, Е.В. Николаева, - М.: Изд.центр «Академия», 2004. - 336 с.
  22. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. - 6-е изд., испр. и доп. - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 208 с.
  23. Радынова О.П. Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры //Музыкальный руководитель.- 2005.-№3.
  24. Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  25. Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга./ И.М.Сеченов.- Избр. произв., 1953.-с.72-77.
  26. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: Наука, 2003.
  27. Тарасова К.В. Музыкальность и составляющие её музыкальные способности //Музыкальный руководитель.- 2009.- №5.
  28. Тарасова К.В. Музыкальная работа и руководство ею в дошкольном учреждении. //Музыкальный руководитель.- 2007.- №.1.
  29. Шаламонова Е.Ю. Веселая гимнастика //Музыкальный руководитель. 2007. No1. с.27
  30. Эльконин Д.Б. Психология игры . –М: Просвещение, 1986

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Хоровод на горе-то лен (Украинская народная мелодия)

Дети стоят в кругу, опустив руки. Первый куплет. Плавно поднимают обе руки вперед-вверх и затем наклоняются вниз, опуская руки. Движения повторяются 2 раза. Припев. Взявшись за руки, идут по кругу вправо и с окончанием музыки садятся на пол, вытянув вперед ноги. Второй куплет. Сидя повторяют те же движения. Припев. Сидя хлопают в ладоши и с окончанием песни встают и подбочениваются. Третий куплет. Повторяют движения первого куплета. Припев. Поочередно топают перед собой павой и левой ногой. С окончанием музыки расширяют круг и раскрывают руки в стороны. Затем исполняется любая пляска на украинскую мелодию или пляшут солисты в центре круга, остальные хлопают.

 

Игра «Ай, Дили-дили» Дети стоят в кругу.

«Ай, дили-дили-дили мы кого-то видели»-дети идут по кругу «Глазастого, вихрастого, ушастого, зубастого»-показывают руками большие глаза, поставив руки на пояс качают головой, показывают большие уши, поставив руки на пояс топают ногами. « Он сидел под кустом громко щелкал языком»-на первую фразу расширяют круг-на вторую сужают. «Может это был козел»-выходит ребенок в маске козла, качая головой. а «Может серый волк пришел»-выходит ребенок в маске волка и выполняет скользящие хлопки. «Или может быть медведь, не смогли мы рассмотреть»-выходит ребенок в маске медведя вразвалочку. «Потому что испугались, испугались, разбежались» -дети убегают, а козел, волк и медведь их догоняют. Кого поймают, тот становится козлом волком и медведем.

 

 

Танец «Полька»

(муз. Ю. Слонова) Дети стоят  парами, держась за руки. Такты 1-8. Поскоками двигаются по кругу  вправо, с концом музыки останавливаются, повернувшись друг к другу  и опустив руки. Такты 9-10. На первую  четверть каждого такта делают  хлопок в ладоши перед грудью. На вторую четверть такта ударяют по рукам своего партнера. Такт 11, Делают три легких и быстрых хлопка у правого уха, слегка наклонив голову вправо. Такт 12. То же движение у левого уха, наклонив голову влево/

 

Танец «Топотушки»

У центральной стены, на некотором расстоянии друг от друга, поставлены 4 стульчика. На них, положив ногу на ногу, садятся мальчики. Они «играют» на балалайках и гармошках. Слева от них колонной стоят девочки лицом к зрителям. У каждой в правой руке платочки.

Первая фигура. Музыка А. (повторяется дважды). Девочки идут друг за другом простым шагом, размахивая над головой платочками. Обойдя круг, подходят к мальчикам.

Музыка В. Девочки, отведя руки немного в стороны ладонями вниз, кружатся топотушками вправо. На повторении музыки В движутся топотушками между стульчиками и прячутся за ними. С окончанием музыки мальчики встают.

Вторая фигура.

Музыка А. На 1-ый такт мальчики смотрят из-под руки вправо. На 2- ой такт стоят

ровно, чуть пожимая плечами («куда это могли исчезнуть девочки»). На 3-ий такт

смотрят влево, На 4-ый такт снова пожимают плечами. На повторение музыки еще раз выполняют движения 1-4-го тактов. Музыка В. (повторяется дважды). Девочки движутся топотушками между стульчиками и останавливаются в четырех углах комнаты.

Третья фигура. Музыка А. Девочки машут мальчикам платочками. На повторение музыки А мальчики движутся к девочкам.

(повторяется дважды). Мальчики  берутся за руки и притопывая, кружатся вокруг себя 

Четвертая фигура.

Музыка А (повторяется дважды). Девочки кладут руки мальчикам на плечи, обмахиваются платочками и идут парами по кругу, выстраиваясь в один ряд лицом к зрителям.

Музыка В (повторяется дважды). Дети по одному кружатся топотушками. У девочек руки опущены и разведены в стороны. На последнюю четверть такта все танцующие произносят: «Все» притопывают правой ногой. Мальчики поднимают вверх музыкальные инструменты, а девочки платочки в правой руке.

 

Упражнение «Кошечка»

Исходное положение: ребенок стоит на четвереньках.

Под веселую музыку на сильную долю такта сначала выгибает спину «злая кошечка», затем прогибает «добрая кошечка».

Упражнение «Собачка»

Исходное положение : ребенок стоит на четвереньках. Под энергичную музыку подносит колено к носику и с силой выбрасывает прямую ногу назад.

 

Пляска с притопами

(«Гопак» украинская народная  мелодия)

Дети стоят парами по кругу.

Такты 1-4 (с повторением). Пары, взявшись за руки, легким танцевальным шагом двигаются по кругу (вправо).

Такты:5-8-. Повернувшись лицом к своей паре, дети топают 4-раза одной ногой, руки на поясе.

Подняв руки, кружатся вокруг себя (девочки вправо, мальчики влево).

 

Упражнение « Ежик»

Исходная позиция: ребенок сидит, обхватив колени руками, голова прижата к коленям.

С началом музыки ребенок отталкивается назад и качается на спине.

Упражнение « Свечка»

Из положения «ежик» ребенок встает на лопатки, держа ноги наверху с вытянутыми носками, спину придерживая руками.

Информация о работе Развитие музыкально ритмических движений у детей 6-7 лет на музыкальных занятиях