Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 17:41, реферат
На протяжении многих лет мы дискутируем: среди специалистов есть педагоги,
хорошо разбирающиеся в музыкальном воспитании дошкольников; это с одной
стороны, с другой - есть специалисты и по музыкальному воспитанию детей в
школе. Школьные учителя утверждают: «Трудно работать с первоклассниками, так
как они не могут назвать подчас ни одного композитора, не знают песен,
которые разучивали в детском саду». Воспитатели в свою очередь считают: «У
нас дети учились петь, танцевать, а в школе - только один урок музыки».
К сожалению, приходится констатировать: правы и те, и другие.
Введение.
1. Чувство ритма у детей младшего школьного возраста.
2. Музыкальная память у детей младшего школьного возраста.
3. Музыкальное мышление у детей младшего школьного возраста.
4. Музыкальный слух.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение.
1. Чувство
ритма у детей младшего
2. Музыкальная память у детей младшего школьного возраста.
3. Музыкальное мышление у детей младшего школьного возраста.
4. Музыкальный слух.
Заключение.
Список использованной литературы.
Одна из самых актуальных и «больших» проблем, стоящих перед современным
обществом - угроза духовного оскудения личности, опасность утраты
нравственных ориентиров. Поэтому, нашему воспитанию необходим поворот к
жизненно-важным проблемам современного общества, обеспечение нравственного
воспитания, противостояние бездуховности, потребительству, возрождению в
детях желания и потребности в активной интеллектуальной деятельности.
Базовая культура человека, фундамент всех видов мышления закладывается в
младшем школьном возрасте. Именно тогда формируются основы эстетического
воспитания, так как в этот период мозг и весь организм человека наиболее
восприимчивы к новому (Г.А. Кураев, Т.Н. Маляренко, Ю.Е. Маляренко).
Эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста стимулирует раннее
творческое развитие,
гармонизует растущего
психологические функции и личностные качества. Проблемам, связанным с
творческим развитием детей на начальном этапе обучения и воспитания в
педагогике традиционно уделяется значительное внимание. В основе
педагогических исследований развития младшего школьного возраста лежат работы
известных отечественных психологов: Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, Л.В.
Занкова, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, А.Н. Люблинской, С.Л. Новосело-вой,
С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и других.
На протяжении многих лет мы дискутируем: среди специалистов есть педагоги,
хорошо разбирающиеся в музыкальном воспитании дошкольников; это с одной
стороны, с другой - есть специалисты и по музыкальному воспитанию детей в
школе. Школьные учителя утверждают: «Трудно работать с первоклассниками, так
как они не могут назвать подчас ни одного композитора, не знают песен,
которые разучивали в детском саду». Воспитатели в свою очередь считают: «У
нас дети учились петь, танцевать, а в школе - только один урок музыки».
К сожалению, приходится констатировать: правы и те, и другие. Редкое
совпадение, когда
ребенок, получив полноценное
детском саду, попадает
в не менее благоприятную
Причем взаимодействие
между музыкальным
учителем музыки в школе практический работник видит в преемственности работы
всего того, что
накоплено в музыкальном
этапе.
1. Чувство ритма у детей младшего школьного возраста.
Ритм – один из первоисточников, первоэлементов музыки, всегда жизненно важный
для музыкального искусства. В многовековой истории европейской музыки
параллельно с развитием гармонии, мелодики и всех других элементов шло также
и развитие ритмической стороны, иногда приводившее к крутой ломке
установившихся, традиционных средств, ритма, к изменению «ритмического
мышления», эволюция
ритмики побуждала
ритмические явления, устанавливать закономерность ритма, вырабатывать
композиционные правила ритма и объяснять его сущность. Потребность в
теоретических обоснованиях явлений ритма особенно ощущалась в периоды резких
качественных сдвигов в ритмике. Один из таких периодов наступил в середине XX
века, когда радикальные
изменения затронули все
языка.
Чувство музыкального ритма. Музыка есть выражение некоторого содержания в
наиболее прямом и непосредственном смысле – эмоционального содержания. Ритм –
одно из выразительных средств музыки. Следовательно, музыкальный ритм всегда
является выражением некоторого эмоционального содержания.
Аналогичные положения можно было бы высказать про любые другие выразительные
средства музыки: про мелодию, гармонию и т.д. Своеобразие ритма, однако,
заключается в том, что он не только выразительное средство музыки. Ритм
является выразительным средством и других искусств. Мало того, ритм
встречается и вне искусства, являясь, следовательно, не только художественной
категорией. Поэтому наряду с понятием «музыкально ритмичес-кого чувства»
выступает понятие «ритмического чувства вообще». Наряду с задачей воспитания
«музыкально-ритмического чувства» возникает задача воспитания «чувства ритма
вообще» и не может не стать вопрос о том, в каком отношении друг к другу
находятся эти задачи.
Проблема воспитания музыкально-ритмического чувства тем самым усложняется.
Возникает соблазн выделить ритмический момент из музыкальной ткани и
добиваться адекватного восприятия и воспроизведения его, как такового, вне
музыки, а когда эта задача будет решена, присоединить к ритму музыку,
заполнить музыкально-ритмические формулы. В более широкой постановке это
значит: задачу воспитания музыкально-ритмического чувства свести к задаче
воспитать «чувство ритма вообще» и применить результаты этого воспитания к
музыке. Проблема ритма в музыкальном исполнении – это, если переводить ее в
числовое выражение, проблема сотых и тысячных долей секунды. Можно сказать
еще острее: отклонения от истины на сотую долю секунды часто бывают гораздо
более тяжелыми нарушениями ритма, чем отклонения на целые секунды. В
ритмической стороне музыкального исполнения особенно ярко сказывается тот
издавна известный факт, что искусство не терпит ничего приблизительного, и
что вопрос художественного совершенства – это вопрос того «чуть-чуть», о
котором не раз говорили великие мастера искусства.
Что является критерием
при решении музыкально-
всего, чувство музыкального ритма, т.е. критерий эмоциональный. Ритм в музыке
является выражением эмоционального содержания. Данное ритмическое движение
отличается от всякого другого тем, что оно и только оно имеет «вот такую-то»
совершенно определенную выразительность. Всякое другое ритмичес-кое движение,
отличающееся хотя бы на ничтожные доли секунды, будет «совсем другим»,
качественно отличным, потому что оно уже не имеет этой выразительности. Вот в
чем заключается то «совершенно исключительное вспомогательное средство для
оценки времени», которым владеет музыкант.
Нельзя, следовательно, думать, что музыкально-ритмическая задача – это задача
на установление временных соотношений, или задача на «ритм вообще», лишь
усложненная наличием музыки. С психологической стороны эти задачи качественно
различные, они решаются на основе различных критериев. Музыкально-ритмическое
чувство характеризуется,
как способность активно
движении) музыку и вследствие этого тонко чувствовать эмоциональную
выразительность временного хода музыкального движения.
Если человек обладает музыкально-ритмическим чувством, то для него
музыкально-ритмическая задача всегда будет легче формально равно трудной
задаче на внемузыкальный ритм.
Ребенок, начиная с первого года своей жизни, встречается с многочисленными
формами ритмических действий, и сам принимает участие в них. Он играет,
прыгает, танцует, связывает игровые движения с декламацией стихов, пением
песен. Во всем этом ребенок проявляет свои ритмические склонности и развивает
ритмические способности. Играющий ребенок бессознательно использует основные
ритмические величины (четверти, восьмые). Педагог музыки может хорошо
использовать ритмичность детей и построить на этой основе уже сознательную
музыкальную работу. Во время занятий по развитию у детей чувства ритма никоим
образом нельзя создавать для них больших трудностей. Следует помнить, что
было легко для ребенка в процессе игры, то и позднее на занятиях не будет для
него трудным. Мы должны стремиться к тому, чтобы наши ученики выполняли
ритмические задания охотно, и образность восприятия ритма в играх сохранилась
бы и при обучении.
Занятия надо начинать на основе того музыкального репертуара, который дети
знают, с декламации и народных детских песен. Вначале мы закрепляем понятие
об основных ритмических величинах: о четверти, восьмой, половине. Постепенно
продвигаясь вперед, связываем ощущение этих длительностей с их названием и
изображением, т.е. с нотами.
При ознакомлении детей с новым ритмическим материалом важно использовать
наглядность, понятную ребенку. Объяснение должно быть простым, ясным, чтобы
весь коллектив мог овладеть новыми знаниями. В песенном репертуаре и
специальных упражнениях надо избегать таких ритмических трудностей, которые
не были достаточно подготовлены. Развитие ритмического чувства способствует
заинтересованности детей, успешное выполнение заданий. Опора учителя только
на лучших учащихся может вызвать торможение в музыкальном развитии класса.
Для развития чувства метра (равного биения) можно использовать всякое
равномерное движение: хождение под песню, под инструментальную музыку,
подражательные движения, которые ребенок делает во время игры («кошение»,
«кование» и др.). Выбрав известную детскую песню, которую ученики поют хором,
мы выделяем 6 – 8 детей, которые. Составляя маленький круг, равномерно
движутся под музыку. В течение урока маленькая группа меняется. Педагог
показывает начало движения и помогает сохранению правильного шага, т.е.
равномерного ритма. В процессе исполнения инструментальных произведений
Информация о работе Развитие музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста