Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 18:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучить психологические особенности развития мышления у старших дошкольников.
Задачи:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Выявить, насколько актуальна проблема развития мышления старших дошкольников.
3. Подобрать методики диагностики уровня развития мышления старших дошкольников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития мышления у детей в старшем дошкольном возрасте……………………………………………………………..
1.1 Изучение проблемы мышления в психолого-педагогической литературе, сущность мышления……………………………………………………………….
1.2 Виды и формы мышления……………………………………………………
1.3 Особенности развития мышления у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………….
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальное исследование процесса развития мышления у детей старшего дошкольного возраста………………………
2.1 Диагностика уровня развития мышления у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………..
2.2 Анализ полученных результатов……………………………………………
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ(версия 13,12,12).doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

Развитие словесно-логического  мышления у детей проходит как  минимум два этапа. На первом из них  ребенок усваивает знания слов, относящихся  к предметам и действиям, научается  пользоваться ими при решении  задач, а на втором этапе им познается система понятий, обозначающих отношения, и усваиваются правила логики рассуждений. Последнее обычно относится уже к началу школьного обучения.

Н.Н. Поддьяков специально изучал, как идет у детей дошкольного  возраста формирование внутреннего плана действий, характерных для логического мышления, и выделил шесть этапов развития этого процесса от младшего до старшего дошкольного возраста . Эти этапы следующие.

1. Ребенок еще не  в состоянии действовать в  уме, но уже способен с помощью  рук, манипулируя вещами, решать задачи в наглядно-действенном плане, преобразуя соответствующим образом проблемную ситуацию.

2. В процесс решения  задачи ребенком уже включена  речь, но она используется им  только для называния предметов,  с которыми он манипулирует  в наглядно-действенном плане. В основном же ребенок по-прежнему решает задачи «руками и глазами», хотя в речевой форме им уже может быть выражен и сформулирован результат выполненного практического действия.

3. Задача решается  в образном плане через манипулирование представлениями объектов. Здесь, вероятно, осознаются и могут быть словесно обозначены способы выполнения действий, направленных на преобразование ситуации с целью найти решение поставленной задачи. Одновременно происходит дифференциация во внутреннем плане конечной (теоретической) и промежуточных (практических) целей действия. Возникает элементарная форма рассуждения вслух, не отделенного еще от выполнения реального практического действия, но уже направленного на теоретическое выяснение способа преобразования ситуации или условий задачи.

4. Задача решается  ребенком по заранее составленному,  продуманному и внутренне представленному  плану. В его основе—память  и опыт, накопленные в процессе  предыдущих попыток решения подобного  рода задач.

5. Задача решается в плане действий в уме с последующим выполнением той же самой задачи в наглядно-действенном плане с целью подкрепить найденный в уме ответ и далее сформулировать его словами.

6. Решение задачи осуществляется  только во внутреннем плане  с выдачей готового словесного решения без последующего обращения к реальным, практическим действиям с предметами.

Важный вывод, который  был сделан Н.Н. Поддьяковым из исследований развития детского мышления, заключается  в том, что у детей пройденные этапы и достижения в совершенствовании мыслительных действий и операций полностью не исчезают, но преобразуются, заменяются новыми, более совершенными. Они трансформируются в «структурные уровни организации процесса мышления» и «выступают как функциональные ступени решения творческих задач» . При возникновении новой проблемной ситуации, или задачи, все эти уровни снова могут включаться в поиск процесса ее решения как относительно самостоятельные и вместе с тем как составляющие логические звенья целостного процесса поиска ее решения. Иными словами, детский интеллект уже в этом возрасте функционирует на основе принципа системности. В нем представлены и при необходимости одновременно включаются в работу все виды и уровни мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. [8]

В дошкольном возрасте начинается развитие понятий, в итоге чего примерно к подростковому возрасту у детей  полностью оформляется словесно-логическое, понятийное или абстрактное мышление (его иногда называют теоретическим). Как же идет этот специфический процесс?

Трех-четырехлетний ребенок  может использовать слова, которые  мы, взрослые, анализируя смысловую  структуру языка и речи, называем понятиями. Однако использует он их иначе, чем взрослый, зачастую не полностью  понимая их значение. Ребенок пользуется ими как ярлыками, заменяющими действие или предмет. Ж. Пиаже назвал эту стадию рече-мыслительного развития детей, ограничив ее 2—7 годами, дооперациональной по той причине, что здесь ребенок еще фактически не знает и практически не применяет прямых и обратных операций, которые, в свою очередь, функционально связаны с пользованием понятиями, по крайней мере в их начальной, конкретной форме.

Развитие мышления в  детском возрасте представляет особую форму труда, которую осваивает  ребенок. Это умственный труд. Труд сложный и интересный. Кого-то он может напрягать и пугать, а у кого-то умственный труд связан с приятной эмоцией удивления. Удивления, открывающего дверь в мир, который можно познать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по первой главе

В ходе изучения литературных источников по данному вопросу нами было выяснено, что:

  • мышление – это способность человека рассуждать, представляющее собою процесс отражения объективной действительности, суждениях, понятиях;
  • мышление – это внутреннее, активное стремление овладеть своими собственными представлениями, понятиями, побуждениями чувств и воли, воспоминаниями, ожиданиями и т.д.;
  • мышлению присущ опосредованный характер;
  • мышление всегда опирается на данные чувственного опыта – ощущения, восприятия, представления – и на ранее приобретенные теоретические знания;
  • мышлению присуща обобщенность;
  • ребенок дошкольного возраста может смыслить с разной степенью обобщенности, в большей или меньшей степени опираться в процессе мышления на восприятия, представления или понятия;
  • различают три основных вида мышления: предметно – действенное, наглядно – образное и абстрактное;
  • в основе мышления лежит условно – рефлекторная деятельность, формирующаяся в индивидуальном опыте;
  • мышление можно рассматривать как деятельность, выросшую из практической и возникшую в процессе жизни индивидуума;
  • о мышлении ребенка можно говорить с того времени, когда он начинает отражать некоторые простейшие связи между предметами и явлениями и правильно действовать в соответствии с ними;
  • с момента овладения речью у ребенка развивается речевое мышление;
  • в конце дошкольного возраста у ребенка складываются первичная картина мира и зачатки мировоззрения;
  • усвоение форм образного познания подводит ребенка к пониманию объективных законов логики, способствует развитию понятийного мышления;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА  УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Для определения уровня развития мышления старших дошкольников нами были подобраны следующие методики:

Методика "Логические задачи"

Мозговой штурм

Методика разработана А. 3. Заком и предназначена для диагностики уровня сформированности теоретического анализа и внутреннего плана действий у старших дошкольников. Результаты исследования позволяют установить степень развития теоретического способа решения задач в целом, сделать вывод об особенностях формирования у ребенка такого интеллектуального умения, как рассуждение, т. е. каким образом ребенок может делать выводы на основе тех условий, которые предлагаются ему в качестве исходных, без привлечения других соображений, связанных с ситуативной, а не содержательной стороной условий.

Методика может иметь  как индивидуальное, так и фронтальное  использование.

Ориентировочное время  работы: 30 - 35 минут.

Инструкция испытуемым:

"Вам даны листы  с условиями 22 задач. Посмотрите на них. Первые четыре задачи простые: для их решения достаточно прочитать условие, подумать и написать в ответе имя только одного человека, того, кто, по вашему мнению, будет самым веселым, самым сильным или самым быстрым из тех, о ком говорится в задаче.

Теперь посмотрите на задачи с 5 по 10. В них используются искусственные слова, бессмысленные  буквосочетания. Они заменяют наши обычные слова. В задачах 5 и 6 бессмысленные  буквосочетания обозначают такие слова, как веселее, быстрее, сильнее и  т. п. Задачи с 7 по 10 подобны предыдущим.

Далее идут задачи 11 и 12. Эти задачи "сказочные", потому что в них про известных  всем нам зверей рассказывается что-то странное, необычное. Эти задачи нужно  решать, пользуясь только теми сведениями о животных, которые даются в условии задач.

В задачах с 13 по 16 в  ответе нужно писать одно имя, а в  задачах 17 и 18 - кто как считает  правильным: либо одно имя, либо два. В  задачах 19 и 20 обязательно писать в  ответе только два имени, а в двух последних задачах - 21 и 22 - три имени, даже если одно из имен повторяется".

Задачи для предъявления:

1. Толя веселее, чем  Катя. Катя веселее, чем Алик. Кто  веселее всех?

2. Саша сильнее, чем  Вера. Вера сильнее, чем Лиза. Кто  слабее всех?

3. Миша темнее, чем  Коля. Миша светлее, чем Вова. Кто темнее всех?

4. Вера тяжелее, чем  Катя. Вера легче, чем Оля. Кто  легче всех?

5. Катя красивее, чем  Лиза. Лиза красивее, чем Лена. Кто  красивее всех?

6. Коля умнее, чем  Дима. Дима умнее, чем Боря. Кто  умнее всех?

7.Саша веселее, чем  Женя. Но Женя печальнее, чем Коля. Кто печальнее всех?

8. Дима слабее, чем  Ренат. Но Дима сильнее, чем  Петя. Кто слабее всех?

9. Миша умнее, чем  Никита. Никита умнее, чем Гриша.  Кто умнее всех?

10. Вова счастливее, чем  Денис. Денис счастливее, чем Петя. Кто счастливее всех?

11. Собака легче, чем  жук. Собака тяжелее, чем слон. Кто легче всех?

12. Лошадь ниже, чем  муха. Лошадь выше, чем жираф. Кто  выше всех?

13. Попов на 68 лет младше, чем Бобров. Попов на 2 года старше, чем Семенов. Кто младше всех?

14. Уткин на 3 кг легче, чем Гусев. Уткин на 74 кг тяжелее, чем Комаров. Кто тяжелее всех?

15. Маша намного слабее, чем Лиза. Маша немного сильнее,  чем Нина. Кто слабее всех?

16. Вера немного темнее, чем Люба. Вера немного темнее, чем Катя. Кто темнее всех?

17. Петя медлительнее, чем Коля. Вова быстрее, чем Петя. Кто быстрее?

18. Саша тяжелее, чем  Миша. Дима легче, чем Саша. Кто  легче?

19. Вера веселее, чем  Катя, и легче, чем Маша. Вера  печальнее, чем Маша, и тяжелее,  чем Катя. Кто самый печальный  и самый тяжелый?

20. Рита темнее, чем Лиза, и младше, чем Нина. Рита светлее, чем Нина, и старше, чем Лиза. Кто самый темный и самый молодой?

21. Юля веселее, чем  Ася. Ася легче, чем Соня. Соня  сильнее, чем Юля. Юля тяжелее,  чем Соня. Соня печальнее, чем  Ася. Ася слабее, чем Юля. Кто  самый веселый, самый легкий и самый сильный?

22. Толя темнее, чем  Миша. Миша младше, чем Вова. Вова  ниже, чем Толя. Толя старше, чем  Вова. Вова светлее, чем Миша. Миша  выше, чем Толя. Кто самый светлый,  кто старше всех и кто самый  высокий?

Правильные ответы:

1. Толя.

2. Лиза.

3. Вова.

4. Катя.

5. Катя.

6. Коля.

7. Женя

8. Петя

9.Миша

10. Вова

11. Слон.

12. Муха.

13. Семенов.

14. Гусев.

15. Нина.

16. Вера.

17. Коля и  Вова.

18. Дима и  Миша.

19. Катя, Маша.

20. Нина, Лиза.

21. Юля, Ася,  Соня.

22. Вова, Толя, Миша.

Результаты  исследования.

1. Уровень развития  умения понять учебную задачу

Правильно решено 11 задач и более - высокий уровень.

От 5 до 10 задач - средний уровень.

Менее 5 задач - низкий уровень.

2. Уровень развития  умения планировать свои действия.

Правильно решены все 22 задачи - высокий уровень.

Не решены последние 4 (т. е. 18 - 22) - средний уровень.

Менее 10 задач - низкий уровень.

Решены только 1 и 2 задачи - ребенок умеет действовать "в уме" в минимальной степени.

Решена только первая задача - не умеет планировать  свои действия, затрудняется даже заменить в "уме" данное отношение величин на обратное, например, отношение "больше" на отношение "меньше".

3. Уровень развития  умения анализировать условия  задачи.

Правильно решены 16 задач и более, в том числе  задачи с 5 по 16, - высокий уровень  развития.

Задачи с 5 по 16 решены частично (половина и более) - средний уровень.

Задачи с 5 по 16 не решены - низкий уровень развития, ребенок не умеет выделить структурную  общность задачи, ее логические связи.

Методика "Четвертый лишний"

Результаты  исследования позволяют установить степень развития теоретических знаний, сделать вывод об особенностях формирования у ребенка такого интеллектуального умения, как рассуждение, т. е. каким образом ребенок может делать выводы на основе тех условий, которые предлагаются ему в качестве исходных, без привлечения других соображений, связанных с ситуативной, а не содержательной стороной условий.

Ребенку 5 – 6 лет  зачитываются четыре слова, три из которых  связаны между собой по смыслу, а одно слово не подходит к остальным. Ребенку предлагается найти "лишнее" слово и объяснить, почему оно "лишнее".

- книга, портфель, чемодан, кошелек;

- печка, керосинка,  свеча, электроплитка;

- трамвай, автобус,  трактор, троллейбус;

- лодка, тачка,  мотоцикл, велосипед;

- река, мост, озеро,  море;

- бабочка, линейка,  карандаш, ластик;

- добрый, ласковый, веселый, злой;

- дедушка, учитель,  папа, мама;

- минута, секунда,  час, вечер;

- Василий, Федор,  Иванов, Семен.

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный - 0 баллов.

10-8 баллов - высокий  уровень развития обобщения;

Информация о работе Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста