Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 09:00, курсовая работа
Целью данного исследования является: выявить влияние занятий по изобразительной деятельности на развитие навыков пейзажного рисования.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по обучению детей дошкольного возраста пейзажному рисованию, раскрыть основные понятия и проблемы выразительности в пейзажном рисовании.
2. Определить возрастные особенности обучения пейзажному рисованию.
3. Выделить характерные особенности обучения по изобразительной деятельности.
4. Провести диагностическое обследование детей.
5. Разработать занятия по обучению детей пейзажному рисованию и апробировать их в работе с детьми.
6. Выявить влияние занятий на развитие навыков пейзажного рисования и сравнить констатирующий и контрольный эксперименты.
Введение
Глава 1. Развитие навыков пейзажного рисования у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Пейзажное рисование. Сущность. Виды
1.2 Возрастные особенности обучения пейзажному рисованию
1.3 Характеристика занятий по изобразительной деятельности и их значение в развитии навыков пейзажному рисованию
Глава 2. Занятия по изобразительной деятельности, обеспечивающие развития навыков пейзажного рисования
2.1 Диагностика представление о пейзаже детей старшего дошкольного возраста
2.2 Влияние занятий по изобразительной деятельности на развитие навыков пейзажного рисования
2.3 Контрольный эксперимент по выявлению занятий на развитие навыков пейзажного рисования
Заключение
Литература
Анкетирование родителей.
1. Интересуетесь ли Вы изобразительным искусством?
2. Разговариваете ли Вы с ребенком о красоте природы?
3. Рисуете ли Вы вместе с ребенком природу?
4. Знакомите ли Вы ребенка с различными художниками и репродукциями?
5. Ходите ли Вы с ребенком на выставки?
6. Обсуждаете ли Вы с ребенком, увиденное после выставки?
7. Хотели бы Вы, чтобы в детском саду больше внимания уделялось изобразительному искусству?
8. Как Вы считаете, нужны ли знания о изобразительном искусстве для развития вашего ребенка?
На вопросы предлагалось ответить «да» или «нет» (приложение №2).
Исходя из полученных результатов можно сделать вывод, что родители хотят чтобы изобразительной деятельности уделялось больше внимания, что знания о изобразительном искусстве для развития ребенка нужны. Но сами не в достаточной степени уделяют должного внимания, не интересуются изобразительным искусством, не знакомят детей с художниками и репродукциями, не ходят на выставки.
2.2 Влияние занятий по изобразительной деятельности на развитие навыков пейзажного рисования (формирующее исследование)
Итоги констатирующего эксперимента позволили спроектировать дальнейшую работу по развитию навыков пейзажного рисования на занятиях для детей старшего дошкольного возраста.
Для этого, в рамках формирующего эксперимента, были поставлены следующие задачи:
1. Разработать и апробировать систему занятий, способствующих развитию навыков пейзажного рисования у детей старшего дошкольного возраста.
2. Написать консультацию для родителей.
На формирующем эксперименте мы попытались выстроить систему работы по развитию навыков пейзажного рисования на занятиях по изобразительной деятельности.
Реализация содержания системы работы по развитию навыков пейзажного рисования на занятиях по изобразительной деятельности предусматривала несколько этапов.
Подготовительный (ориентировочный) этап - планирование видов занятий по развитию навыков пейзажного рисования у детей старшего дошкольного возраста.
Основной этап – систематизация знаний и представлений о развитии навыков пейзажного рисования у детей старшего дошкольного возраста.
Закрепляющий этап – закрепление представлений о развитии навыков пейзажного рисования у детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленных задач нами была изучена литература таких авторов как Н.А.Курочкина, Р.М.Чумичева, в которой представлены планы-конспекты занятий. Проанализировав планы-конспекты занятий мы разработали перспективный план. И апробировали на практике их влияние на развитие навыков пейзажного рисования у детей старшего дошкольного возраста. Для этого мы провели искусствоведческие занятия (приложение №7):
- Рассматривание репродукции картин В.Н.Бакшеева «Голубая весна» и К.Ф.Юона «Мартовское солнце».
Перед проведением занятия я провела предварительную работу.
На занятиях по развитию речи познакомила детей с поэтическими произведениями, в которых описывается картина ранней весны. На прогулках понаблюдали, как подтаивает снег, образуются проталинки, обратили внимание на цвет неба, снега, воды, земли. Подобрала иллюстрации, изображающие раннюю весну, сделала в групповой комнате выставку этих иллюстраций и репродукций с картин. Побеседовала с детьми о том, как художники изобразили раннюю весну. Обратила их внимание на то, что на деревьях нет зелени, земля еще в снегу, трава не выросла. Спросила детей, каких цветов еще нет в природе (зеленого, желтого, розового, красного). Объяснила, что эти цвета будут, когда зазеленеют деревья, появятся цветы, трава.
- Рассматривание картины «Весна. Большая вода» И.И.Левитан.
Перед проведением занятия я провела предварительную работу.
На занятии по ознакомлению с окружающим миром я рассказала детям о весеннем разливе рек. Уточнила, что это явление называется «половодье». Полая вода – значит большая вода, когда реки вскрываются, освобождаются от льда и выходят из своих берегов. Прочитала стихотворение А. Коринфинского:
Подошла, невзначай подступила
Полых вод неоглядная сила,-
Набежала из талых снегов
С обогретых весною бугров.
Рассматривали разные иллюстрации с весенними пейзажами. Чтение стихотворений о весне Ф. Тютчева, И. Бунина, А. Пушкина. На мое предложение выучить одно из стихотворений дети ответили положительными эмоциями.
- Рассматривание картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели».
Перед проведением занятия я провела предварительную работу:
Я прочитала детям рассказ С. Городецкого «Как птицы учились строить гнезда». Закрепила знания детей о птицах, какие птицы прилетают к нам с приходом весны. Сходили на экскурсию в парк, к грачевнику. Наблюдали за птицами на участке детского сада. Рассматривали с детьми иллюстрации о весне. Загадывала загадки, на которые дети дружно отвечали.
Прочитала стихотворение В.Мусатова:
Весною на деревьях
Построена деревня.
Как ветер начинается,
Деревья все качаются.
Качаются деревья-
Качается деревня.
И сотни голосов
В тревоге за птенцов
Взлетают над деревней.
Качаются деревья,
Качается деревня.
Не сдуло бы грачат.
Кричат они, кричат…
Шумит , роняя перья,
Крикливая деревня.
- Рассматривание и сравнение картин «Березовая роща» И.И.Левитана и А.И.Куинджи.
Перед проведением занятия я провела предварительную работу.
На занятии по ознакомлению с окружающим миром я познакомила детей со знаками обозначающими явления природы в разное время года (дождь, иней, гроза, снегопад, листопад). И закрепила знания детей в игре «Отбери знаки соответствующие лету». На прогулках наблюдали как с приходом тепла меняется природа. Становится теплее, зеленеет трава, набухают почки на деревьях, увеличился световой день. Читали произведения В. Бианки связывая их с различными наблюдениями в природе. На занятиях по развитию речи составляли рассказы из личного опыта наблюдений «Расскажи о лете». Разучили с детьми стихотворение Ф. Тютчева:
Смотри, как роща зеленеет,
Палящим солнцем облита,
А в ней какою негой веет
От каждой ветки и листа!
- Рассматривание и сравнение репродукций картин художников И.И.Левитан «Золотая осень» и И.С.Остроухов «Золотая осень».
Перед проведением занятия я провела предварительную работу.
Я прочитала детям произведение А. Твардовского «Лес осенью». И мы вместе с детьми вспомнили, какое изменение в природе происходит в это время года. На занятии по развитию речи составляли описательный рассказ по картине «Золотая осень». Подобрали иллюстрации с изображением осеннего пейзажа. Побеседовали с детьми о том, как художники изобразили осень. Какие цвета красок использовали в своих картинах. Прочитала стихотворение И. Бунина «Листопад»
Лес, словно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца...
Работы детей прилагаются (приложение №8).
Для родителей была написана консультация «Приобщение детей к живописи» и помещена в родительский уголок (приложение №9).
2.3 Контрольный эксперимент по выявлению занятий на развитие навыков пейзажного рисования
Чтобы определить эффективность проделанной нами работы по развитию навыков пейзажного рисования и получить объективные данные о результативности, мы провели контрольный эксперимент. Он дал возможность выявить изменения в уровне развития навыков пейзажного рисования у детей старшего дошкольного возраста, происшедшие в результате специально организованных занятий, сравнить вновь полученные результаты с данными констатирующего этапа. Контрольный эксперимент проводился по тем же методикам. Участвовало так же десять детей. Полученные данные по методике 1 заносились в протокол (приложение №10) и таблицу (приложение №11), полученные данные по методике 2 – рисунки детей (приложение №12) и таблица (приложение №13). После проведенной работы мы получили следующие данные: у 4 детей (40%) высокий уровень развития пейзажного рисования, у 6 детей (60%) средний уровень.
Таблица 3
Уровни Экспер. |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Всего |
Констатирующий |
- |
5 |
5 |
10 |
Контрольный |
4 |
6 |
- |
10 |
Таблица 4 Динамика изменений уровня развития навыков пейзажного рисования у детей старшего дошкольного возраста
Уровень развития навыков пейзажного рисования |
Результаты констатирующего эксперимента (%) |
Результаты контрольного эксперимента (%) |
Низкий уровень |
50% |
- |
Средний уровень |
50% |
60% |
Высокий уровень |
- |
40% |
По результатам констатирующего и контрольного эксперимента мы составили диаграммы рис.1, рис.2.
Рис.1 констатирующий эксперимент
Рис.2 контрольный эксперимент
Сравнивая результаты констатирующего и контрольного экспериментов можно сделать вывод о том, что используемые нами занятия дали развивающий эффект. Достаточно высокий результат показали дети, которые были на среднем уровне и значительные результаты показали те, кто находился на низком уровне.
Проведя контрольный эксперимент, мы пришли к такому выводу, что уровень развития навыков пейзажного рисования в старшей группе №1 ДОУ№19 достаточно повысился, о чем позволяет судить наша вторая диагностика.
На основе теоретического анализа современного состояния проблемы исследования, а также реализации экспериментальной работы, обеспечивающей развитие навыков пейзажного рисования у детей старшего дошкольного возраста и результаты контрольного эксперимента, подтверждающих ее эффективность можно выделить следующие:
· в содержании образовательного процесса ДОУ, в повседневной жизни детей дошкольного возраста, необходимо вводить разнообразные формы, методы и приемы, способствующие развитию у старших дошкольников навыков пейзажного рисования;
· деятельность воспитателя должна быть направлена на создание условий, включающие в себя планирование работы по развитию навыков пейзажного рисования не только в рамках познавательных занятий, но и в повседневной жизни (экскурсии, выставки, индивидуальная работа, развлечения).
Таким образом, результаты контрольного эксперимента позволяют сделать вывод об эффективности методики, способствующей развитию навыков пейзажного рисования у детей старшего дошкольного возраста на занятиях, что и подтверждает нашу гипотезу.
Заключение
Нашей главной целью было выявить влияние занятий по изобразительной деятельности на развитие навыков пейзажного рисования у детей старшего дошкольного возраста.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что занятия являются одним из важнейших компонентов этого вида деятельности. Мы выяснили, что занятия по изобразительной деятельности являются предпосылкой для дальнейшего развития навыков пейзажного рисования в целом, т.е. занятия по изобразительной деятельности являются зоной ближайшего развития для навыков пейзажного рисования. От сюда вытекает, что если систематически использовать занятия, у детей повысятся знания в пейзажном рисовании.
Пейзаж (фр. рaysage от рays – местность, страна) – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной или измененной человеком природы.
В пейзажной живописи выделяют специальные требования по работе с детьми дошкольного возраста.
1. Доступность содержания
пейзажной живописи для
2. Содержание картины
должно носить воспитывающий
гуманистический характер, способствовать
формированию нравственно-
3. Яркая выраженность
эмоционального состояния. Чем эмоциональнее,
ярче, убедительнее произведение, тем
сильнее оно действует на
4. Разнообразие используемых художником средств выразительности (цвет, композиция, ритм).
Впервые обучение пейзажному рисованию начинают в старшем дошкольном возрасте. К этому времени дети приобретают умение воспринимать художественные произведения различного содержания, т.е. не только те, где предстает занимательный сюжет и изображено какое-то действие.
В работе с детьми для ознакомления с пейзажной живописью применяются разнообразные формы и методы работы. Благодаря этим формам и методам педагог их учит видеть, как художник изображает красоту окружающей природы в разное время года. Дети овладевают умениями не только видеть и понимать содержание картины, но и чувствовать, что хотел передать художник, изображая природу.
Для подтверждения верности нашей гипотезы, мы проанализировали планы-конспекты занятий и апробировали на практике их влияние на развитие навыков пейзажного рисования у детей старшего дошкольного возраста. Для того, чтобы мы смогли выявить эффективность наших занятий для группы детей, состоящих из 10 человек, мы провели диагностическое исследование в виде беседы, перед апробированием нашего комплекса и после него.
Анализ результатов показал, что развитие навыков пейзажного рисования у детей старшего дошкольного возраста группа №1 ДОУ №19 после проведения занятий повысился. Таким образом, наша гипотеза нашла свое подтверждение.
После того, как мы получили положительные результаты и пришли к выводу, что на сегодняшний день остается необходимым не останавливаться и продолжать работу по следующим на правлениям:
· необходимо проводить занятия по развитию навыков пейзажного рисования в системе и последовательно;
· проводить наблюдения на прогулке за изменениями в природе для обогащения представлений и эстетического восприятия детей;
· выводить детей на экскурсии и выставки, знакомить с работами художников-пейзажистов;