Развитие патриотизма учеников 1 класса на уроках изобразительного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2014 в 21:16, доклад

Краткое описание

Патриотизм связан с осознанием исторического бытия народа, так как Родина - это не только сегодняшняя страна, но и вся ее история. История ее культуры, ее духовного становления во времени. Патриотизм - это ощущение духовной связи с Россией. Это любовь к ее прошлому и настоящему, это надежда и вера в ее будущее. Любовь и вера неразрывны с понятием патриотизма.
Вопрос о патриотизме становится сегодня особенно актуальным, т.к. без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности. Личность - это человек, развившийся в лоне истории и культуры своего народа. Человек вне патриотизма - это и человек вне истории, вне духовного бытия, т. е. человек, лишенный человеческих свойств.

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие патриотизма учеников 1 класса.docx

— 29.15 Кб (Скачать файл)

Развитие патриотизма учеников 1 класса

на уроках изобразительного искусства.

"Как нет  человека без самолюбия,— так  нет человека без любви к  отечеству,

 и эта любовь  дает воспитанию верный ключ  к сердцу человека...”

К.Д.Ушинский.

Патриотизм связан с осознанием исторического бытия народа, так как Родина - это не только сегодняшняя страна, но и вся ее история. История ее культуры, ее духовного становления во времени. Патриотизм - это ощущение духовной связи с Россией. Это любовь к ее прошлому и настоящему, это надежда и вера в ее будущее. Любовь и вера неразрывны с понятием патриотизма.

 Вопрос о патриотизме  становится сегодня особенно  актуальным, т.к. без патриотизма  вообще не может быть никакого  духовного становления личности. Личность - это человек, развившийся  в лоне истории и культуры  своего народа. Человек вне патриотизма - это и человек вне истории, вне духовного бытия, т. е. человек, лишенный человеческих свойств.

В современных условиях множество социально - экономических проблем, с которыми столкнулась Россия, в значительной степени явились результатом утраты патриотических чувств у большой части населения нашей страны. Лишь в последние несколько лет, были осознаны значимость патриотизма и патриотического воспитания как факторов, способствующих повышению уровня сознания каждого члена общества, его отношения к стоящим перед страной задачам и развитием самого государства. Стихийные перемены в современном обществе оказывают мощное воздействие на нашу молодежь, на ее несформировавшееся сознание, чувства, неокрепшую волю. Необходимость формирования нравственности, патриотического настроения, гражданской активности подрастающего поколения вытекает из самой сути процесса перемен в современной России.

Важная роль в формировании ценностных ориентаций подрастающего поколения, структуры потребностей, духовно-физического здоровья, развитии патриотической активности личности принадлежит школе.

До сентября 2011 года многие начальные школы работали по Базисному учебному плану, разработанному в 2004 году. Однако массовый переход на федеральный государственный общеобразовательный стандарт общего начального образования («ФГОС - начальная школа») поставил школьные учреждения перед необходимостью составления новых учебных планов.

Общие задачи воспитания школьников и их духовно-нравственного развития в новом базисном учебном плане классифицируется по нескольким направлениям, раскрывая при этом духовно-нравственную сущность гражданина Российской Федерации. Во-первых, это воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к правам и обязанностям свободной личности, во-вторых, это воспитание нравственной культуры и этического сознания, в-третьих, это воспитание творческого отношения к труду, жизни и учебе, стремление к бережливости и трудолюбию, в-четвертых, это воспитание уважительного отношения к окружающей среде, к природе, развитие экологического сознания. И в завершение – это стремление к прекрасному, эстетическое воспитание, формирование представления об эстетических ценностях.

Высокий уровень развития патриотизма у учащихся достигается за счет предметов школьных дисциплин, которые в себе содержат средства, способствующие патриотическому воспитанию. Ученику, для того чтобы быть патриотом своей страны, нужно подняться на духовно — нравственную высоту. Подняться на эту высоту помогает искусство, и, прежде всего уроки изобразительной деятельности.

Рассматривая вопрос, о роли изобразительного искусства в воспитании патриотизма у учащихся следует отметить, что это один из эффективнейших предметов при формировании патриотизма в школе.

Математические, естественные, технические, социальные науки не дают возможности ознакомиться и реализовать на практике темы патриотизма.

На уроках изобразительного искусства темы Родины, родной природы, родного дома, родного села, истории своего народа обязательно приведут детей к переживанию, к пониманию добра и зла, любви, сострадания. И тогда более важным становится не то, как рисуют дети, а то, что создают. На уроках ИЗО, обращаясь к теме своего города, ребята проникаются духом патриотизма.

Авторитет уроков изобразительного искусства, по отношению к другим учебным дисциплинам, достаточно высок. Правда в старших классах авторитет ослабевает. Воспользовавшись интересом к изобразительному искусству в более младших классах, необходимо закладывать дух патриотизма школьнику для того, чтобы в старших классах (9-11 кл.) подросток был настоящим патриотом своей страны.

Патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Поэтому работа с детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее время.

Младший школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

Сегодня, не смотря на наличие официально утвержденных государственной концепции и федеральной программы патриотического воспитания, народных патриотических традиций, вопрос о возрождении патриотизма у российских граждан остается чрезвычайно актуальным. Причины этого называет профессор В.О.Троицкий: антипатриотическая среда, откровенно антипатриотическая работа СМИ, сокращение и изменение содержания школьных программ по русскому языку, литературе, отечественной истории и самым важным предметам, формирующим любовь к Отечеству, интервенция антикультуры.

Изучение философской, психолого-педагогической литературы показывает, что большое внимание всегда уделялось воспитанию молодого поколения в духе любви к Родине, бережного отношения к ее природе. Вопросы патриотического воспитания освещаются в трудах В.Г. Белинского, К. А. Гельвеция, Н.А. Добролюбова, А.П.Куницына, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, М.А. Терентия, К. Д. Ушинского и других видных российских ученых.

Общетеоретическая проблема патриотического воспитания исследовалась в работах Р.Г. Абдулатипова, Л.Г. Арчажниковой, Н.И. Болдырева, В.П. Борисенкова, А.Е. Дмитриева, Т.Г. Исламшиной, Т.С. Комаровой, П.В. Конаныхина, Г.А. Коноваловой, Н.А.Константинова, Ю.Г. Круглова, B.C. Кузина, Б.Т. Лихачева, Б.Т. Легостаева, С.В.Марзоева, И.С. Марьенко, В.А. Пекшина, Р.Л. Рождественской, Н.Е. Семеновой, Н.А. Сиволобовой, В.А. Сластенина, А. Д. Солдатенкова, М.Г. Тайчинова, М.Р. Терентия, О.Н. Шитиковой и др.

Эту проблему изучали, но следует отметить, что в системе художественно-педагогического образования содержание школьного предмета «Изобразительного искусства» в недостаточной степени отражает проблемы воспитания патриотических чувств. Анализ состояния преподавания дисциплин художественно- эстетического цикла в общеобразовательных школах нередко показывает поверхностный уровень знаний учащихся о патриотизме, слабо реализуется педагогический потенциал исторического жанра, не используется в полной мере УМК (учебно-методический комплект, методическая литература, таблицы, слайды и репродукции произведений русских художников). Можно выявить противоречия между:

-возрастающей потребностью  общества в осуществлении художественно-эстетического  и патриотического воспитания  во взаимосвязи, и недостаточной  теоретико-технологической разработанностью  проблемы патриотического воспитания  учащихся средствами художественно-прикладной  деятельности;

-возможностями  организации эффективного патриотического  воспитания средствами изобразительного  искусства школьников в современных  условиях и их реализацией  на практике.

Возникшие противоречия обусловлены следующим: недостаточность эстетического воспитания в связи с утратой интереса к искусству, возрастает поток информации, получаемой молодым поколением; переоценка ценностей и идеалов, процессы демократизации и появление многопартийной системы в России, политическая обстановка в мире создают определенные трудности в понимании молодежью сущности любви к Родине.

Трудность проблемы состоит в том, что ее решение должно осуществляться взаимосвязано: снизу - системой образования в первую очередь, школой и семьей, сверху - государственной властью и СМИ, которые обязаны выполнять функции проводников государственной политики. Пока же государственные законопроекты и программы, связанные с патриотическим воспитанием подрастающего поколения, оказываются оторванными от их непосредственных исполнителей школьной воспитательной системой.

Формирование патриотизма подрастающего поколения необходимо осуществлять системно, т.е. мерами политического, экономического, социального, духовно-идеологического, информационно-психологического, педагогического воздействия, на основе общегосударственной идеи, на базе существующих и прогрессивных традиций прошлого.

Отдельными мерами по улучшению патриотического воспитания учащихся в настоящее время не обойтись. Нужны кардинальные изменения в патриотическом воспитании подрастающего поколения, создание целостной системы патриотического воспитания – и в первую очередь, в рамках общеобразовательной школы.

Чтобы сформировать патриотическое сознание, необходимо комплексно воздействовать на все его компоненты: формировать систему знаний, новые потребности и мотивы поведения, взгляды и убеждения, установки, навыки поведения. Психологические особенности данного процесса определяют выбор форм и методов педагогической деятельности.

Конспект урока по изобразительному искусству: «Рисование на тему воображения, посвященного ко дню победы»

Цели: учиться задумывать тему и воплощать ее в рисунке.

Задачи:

Учить отзываться на предложенную тему, передавать основные события задуманной темы, знакомство с героическими страницами нашей Родины, воспитание чувства патриотизма через изучение истории родной страны.

Развивать умение правильно располагать композицию на листе.

Воспитывать культуру труда, умение довести задуманную тему до конца, планировать свою деятельность, развивать эстетические и эмоциональные чувства.

Ход урока:

Проверка организации рабочих мест.

Беседа.

День Победы – светлый праздник,

Я ему так рад!

Потому что вместе с дедом

Еду на парад!

Я хочу, в строю военном, вместе с ним пройти,

Знамя красное Победы

Вместе с ним нести!

Пусть мой деда твердо знает –

Буду я в строю,

Защищать, как он, смогу я

Родину свою!

Ребята, какой праздник наша страна отмечает 9 мая? (День Победы).

9 мая – День Победы  – святой для каждого из  нас праздник и мы, сегодняшние  граждане страны, обязаны передать  память о Победе, сами традиции  празднования Дня Победы.

А вы знаете, сколько лет длилась Великая Отечественная Война? (почти 4 года – 1418 дней)

Нас война отметила метиной особою,

В жизни нет и не было ничего трудней,

Метиной особою, самой высшей пробою

Тысяча четыреста восемнадцать дней.

Война длилась в течение 4 лет, на протяжении десятилетий День Победы 9 мая оставался самым трогательным, самым душевным праздником страны. Никакие другие праздники не смогут сравниться с ним..

Послушайте ребята, сейчас я  расскажу вам историю. Был летний воскресный день 22 июня. Ласково светило солнце, согревая землю своими лучами. Шептались друг с другом камыши. Птицы пели на все голоса. Люди просыпались, строили планы на выходной день. Ничто не предвещало беды. И вдруг, из репродукторов донеслась страшная весть о том, что фашистская Германия напала на нашу страну. В первые месяцы наша Армия отступала. К 10 июля немцы уже захватили Прибалтику, Белоруссию, Молдавию, большую часть Украины. За три недели наши войска потеряли 3500 самолетов, 6000 танков, более 20000 орудий и минометов. Очень много погибло наших солдат. Много солдат было взято в плен. Гитлер шел на Москву. Он считал, что стоит его войскам войти в  москву – и наш народ будет покорен. Свой план захвата Москвы гитлеровцы назвали «Тайфун». Гитлер хотел одним ударом смести нашу Армию и войти в столицу. Но наш народ не сломался. Он выстоял. К концу 1941 года враг был остановлен под Москвой. Битва под Москвой отмечена массовым героизмом и самопожертвованием советских людей. Родина помнит своих героев. В каждом городе, селе есть памятники героям Великой Отечественной Войны. Есть памятники и в нашем городе. Назовите их (показ картин).

Ребята, кто из ваших родственников был на войне? Что они вам рассказывали?

А сейчас ребята я хочу, чтобы вы нарисовали, как вы представляете себе прохождение войны.

Дети рисуют под военную музыку, на доске репродукции картин о войне.

Итог урока, выставка рисунков.

Заключение:

Данная статья  посвящена проблеме, имеющей важное значение не только современного образования и перспектив его развития, но и для целей обеспечения национальных интересов России.

Патриотическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства представляет собой целенаправленный процесс, основанный на специально организуемой и сознательно осуществляемой педагогической деятельности, которая предполагает формирование в единстве эстетических и патриотических чувств, сознания и поведения на основе активной художественно-творческой деятельности учащихся. Сущность данного процесса заключается в формировании взаимоотношений воспитанников с изобразительным искусством. С учетом принципов патриотического воспитания (ориентации на ценности и ценностные отношения; субъектности; целостности; научности и системности; непрерывности; интеграции естественнонаучных, нравственно-эстетических, социально-экономических взаимодействий) определяется цель патриотического воспитания учащихся средствами изобразительного искусства - формирование патриотического отношения ко всему окружающему, что основывается на единстве чувственного, эстетического, патриотического и познавательного аспектов.

Информация о работе Развитие патриотизма учеников 1 класса на уроках изобразительного искусства