Развитие песенного творчества у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 22:14, контрольная работа

Краткое описание

Детское творчество в области музыки рассматривается не как процесс создания произведений искусства, а как один из методов музыкального воспитания. Н.А. Ветлугина в своих исследованиях всесторонне проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития.Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно. Лишь немногие дети обнаруживают все эти качества в младшей и средней группах детского сада. Большинство овладевают ими к старшему возрасту.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа (2).doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

1) самостоятельное нахождение тоники: закончить без сопровождения знакомую мелодию, начатую воспитателем; найти тонику после пения взрослого, остановившегося на неустойчивом звуке;

2) подстраивание к звукам: игра  типа «Музыкальное эхо» — точное  воспроизведение заданных интонаций;

3) различение мажорного и минорного  ладов: различить и воспроизвести мажорное и минорное трезвучие («Веселый и грустный колокольчик») и звукоряд (упражнение типа «Солнышко и дождик»);

4) различение и воспроизведение  соотношений звуков по их высоте, длительности (упражнения из «Музыкального  букваря»);

5) транспонирование простейших  мотивов (мяу, ку-ку): воспитатель поет первый звук.

Кроме того, разработана серия творческих заданий для развития песенного творчества:

1) импровизация имен, звукоподражаний, мелодий без слов;

2) импровизация музыкальных вопросов  и ответов;

3) сочинение попевок контрастного  характера на предлагаемый текст, сочинение попевок в определенном жанре.

Качество песенного творчества во многом зависит от умений детей подобрать адекватные образу элементы музыкального языка, главные из которых выразительная интонация, ритмический рисунок, лад.

Музыкальная интонация (интервал) является наименьшей выразительной частицей мелодии. Эмоциональная окрашенность интервалов-интонаций очень важна в детской музыке. Дети легко запоминают и воспроизводят интонацию восклицания (скачок на квинту, сексту), убаюкивающую интонацию, торжественный восходящий квартовый ход в маршевых мелодиях. Можно предложить детям задания: «Как поет труба?», «Спой музыкальное привет-ствие», «Уложи куклу спать и спой ей колыбельную песенку», «Пропой с удивлением (с сожалением, сердито): "Что ж это такое?"»

Не менее важно научить детей подбирать ритмический рисунок и темп: художественные образы в музыке выражаются звуками и развиваются во времени. Здесь уместными будут задания следующего типа: «Вспомни марш (вальс, польку) и прохлопай ритм в ладоши». Одновременно можно проверить у детей умение вербально определять собственные эмоциональные впечатления (марш четкий, подвижный; вальс нежный, плавный и т. д.).

Одно из основных условий песенного творчества - умение удержаться при сочинительстве в пределах заданной тональности (владение ладом). Хорошо известно, что лад в музыке выступает организующим началом. Ладовое чувство характеризуется как способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, ощущать соподчиненность звуков, окраску мажора и минора. Можно использовать такие задания: «Допой фразу до конца» (педагог начинает, ребенок заканчивает); самостоятельное нахождение ребенком устойчивого зву-ка (тоники); ориентировка в различении мажорного и минорного ладов.

Необходимое условие для развития песенного творчества - взаимосвязь обучения и творчества. Для проявления песенного творчества детей важным является накопление слухового опыта и развитие на его основе музыкально-слуховых представлений. Этому способствуют различные творческие задания, выполняемые детьми в игровой форме.

Например, игровые  задания на звукоподражание. Их цель заключается в развитии у детей способности ориентироваться в различных свойствах музыкального звука (высоте, длительности, окраске, силе т.д.).  

    Для детей младшего дошкольного возраста можно предлагать задания, направленные на подражание звучания сигналов больших и маленьких детских игрушек, пения птиц, движения транспорта. В разном темпе и ритме. 

   Первоначальным этапом формирования музыкально-творческих проявлений детей выступают игровые ситуации, в ходе которых педагог может предложить ребенку покачать куклу, напевая ей колыбельную на слово «баю», или показать, как кукла танцует, находя соответствующие интонации.     

 Также могут быть такие творческие задания:  

1. Петь самостоятельно, находя то высокие интонации (поет маленькая кукушка, мяукает котенок, лает маленькая собачка), то более низкие (поет большая кукушка, мяукает кошка, лает большая собака). 

 2. Импровизировать простейшие попевки, подражая звучанию горна, рожка и т.д.

Например, «Пастушок» русская народная песня. Рано-рано поутру пастушок ту-ру-ру, ту-ру-ру. 

3. Подражать ритмическому звучанию бубна.

В бубен бей, бей, бей, веселей, веселей. Там-там-там и т.д.

Может бубен загреметь будто гром. Бом-бом!

Может бубен зазвенеть ручейком.     

Игровые задания на произнесение имен с различной эмоциональной окраской и интонацией (нежно, ласково, сердито, весело, испуганно и т.д., и с различной силой звука).    

Дидактическая игра «Времена года в цвете и звуке». Четыре времени года - это прямоугольники разного цвета. Ребенку предлагают исполнить песню, соответствующую времени года, которую он выберет. При этом можно себе аккомпанировать на любом музыкальном инструменте. Можно исполнять на слог, а остальные дети определяют, о каком времени года пелось. 

   Задания на импровизацию музыкальных вопросов и ответов, певческую перекличку. Педагог задает «музыкальный вопрос», а ребенок импровизирует музыкальный ответ». Его цель: формировать способы импровизации - окончание мелодии, начатой взрослым; развивать чувство лада и музыкальной вопросно-ответной формы.    

 Тексты вопросов и ответов  могут предлагаться. Например, «Что-то  Машеньки не слышно?» - «Погулять  наверно вышла». «Мышка, мышка, что  не спишь, что соломкою шуршишь?» - «Я боюсь уснуть, сестрица - кот усатый мне присниться». А могут быть ответы, придуманные самим ребенком.    

 Вопросы могут быть разными, например: «Ты куда идешь?», «Ау  ты где?» «Зайка, зайка, где бывал?». Также дети могут вести певческую перекличку, например: «Ау, где ты?» - «Я здесь!». «Иди ко мне» - «Иду, иду».    

 Для развития детского песенного  творчества можно использовать музыкальное лото. На карточках лото изображены 1-2-3 картинки, (мишка, лягушка, машина, гусь, петух и т.д.). Ребенок, выбравший одну, две карточки, сочиняет по содержанию картинки на карточке песню на заданный текст. Например: «Утром на опушке квакали лягушки». Ребенок, у которого на карточке лягушка, пробует сочинить попевку, после чего получает от ведущего карточку-дубликат и закрывает на карточке лягушку. Игра продолжается. Если ребенок не сочинил, дубликат не отдается. Правила игры - тот, кто первым закроет карточку (не менее двух картинок), становятся ведущим.     

Стишки-попевки можно брать из сборников детских песен, загадок и т.д. Другой вариант игры:

К нам пришел сегодня Мишка

С ярким праздничным бантом.

С нами вместе поиграть,

С нами вместе поплясать.    

 Дети сочиняют плясовую. Или  сочиняют для Мишки колыбельную:

Спать не хочет бурый Мишка-

Уж такой он шалунишка.

Я мишутку покачаю:

баю-баю, баю-баю.    

 Импровизировать ритмическую  попевку на слова «ку-ка-ре-ку». Вопрос: «Где ты, Петя-Петушок? Выйди  миленький дружок!». Ответ: «Ку-ка-ре-ку!»     

Сочинение детских оперных спектаклей. В оперном спектакле, сочиненном самими детьми, наиболее ярко проявляются усвоенные ими способы творческих действий в области певческой деятельности. Основой для организации вокально-творческой деятельности ребенка в данной ситуации может выступать тот или иной сказочный сюжет. 

   Важно также познакомить детей с жанровыми особенностями оперы, ее строением. Необходимо распределить роли, выявить характер персонажей оперы. Процесс воплощения художественного замысла включает поиск детьми средств музыкальной выразительности, при создании музыкальных образов действующих лиц оперы. Можно предложить детям сочинить продолжения, начало, либо середину оперы, музыкальной сказки.    

 Музыкальному творческому развитию  ребенка наиболее успешно способствует метод моделирования. Например, можно детям предложить мимикой изобразить свое настроение, а затем сочинить песню, соответствующую настроению. Записать - «закодировать» ее и исполнить. Педагог дает установку: «Сочини свою оригинальную песню, так как не сочинит никто другой». Можно предложить детям сочинить польку, марш, вальс и т.д.    

 Необходимо создавать при  этом проблемные ситуации, которые  будут творчески активизировать  детей. Например: «Ребята, недавно мне  позвонил Дед Мороз. Вы же знаете, что он любит танцевать, особенно  польку. Но его любимая кассета с танцами потерялась. Как же быть?» В процессе мозгового штурма дети высказывают предположения. Педагог тактично подводит дошкольников к тому, что нужно сочинить - «закодировать» и исполнить.     

Важно воспитывать интерес к пению и песенному творчеству.  

1. Очень полезны игровые ситуации (воплощение игрового образа);

Например, пришел гость, предлагает спеть, придумать для него песню; кукла не может уснуть, можно устроить соревнования, «Чья колыбельная лучше укачает куклу?».   

2. Домашнее задание (могут принять участие родители, старшие братья, сестры и т.д.).

Детям предлагается сочинить песню на интересный стихотворный текст. Чья песня окажется интереснее, содержательнее, с более точно подобранными средствами музыкальной выразительности, та и будет записана на магнитофон, станет «хитом» недели.    

 Предметом сочинительства может  быть рисунок, аппликация, поделка  из пластилина, сказки или стихотворения, придуманные детьми. Это хороший  способ побуждения детей к  пению и творчеству. Например, в  младшей группе детям дают задания нарисовать веселого, больного петушка по содержанию знакомых детям песен. Затем спросить: «Какое настроение у твоего петушка?», «Как он поет?».  

3. Использование звуков природы, способствуют эмоциональному настрою ребенка, вызывает его непосредственную реакцию и помогает проникнуться настроением ситуации, более точно передать в пении свои чувства.  

4. Со старшего возраста полезно создавать фонотеку детских индивидуальных кассет, на которых дети самостоятельно могут записать исполнение сочиненной им песни. Каждый ребенок имеет свою кассету, подписывает ее. В младшей и средней группе воспитатель записывает исполнение песенного творчества детей, затем вместе прослушивают.  

5. Наличие музыкального центра в группе.     

 Певческая и творческая деятельность на занятиях должна плавно переходить в такую же деятельность в группе. Значит, здесь должна быть создана такая предметная среда, которая бы способствовала развитию ребенка, провоцировала его на музыкальную деятельность. Поэтому детям важно иметь свой «музыкальный центр».

Детское песенное творчество следует рассматривать как сложный интегративный процесс, включающий интеграцию таких видов деятельности как восприятие, исполнительство, творчество.

Формирование и развитие песенного творчества рассматривается с трех  позиций музыкальной деятельности ребенка-дошкольника (по А.Г. Гогоберидзе):

- ребенок-слушатель – восприятие  песни (индивидуальное вслушивание, реагирование и понимание музыкального  образа, собственная интерпретация  музыкального образа через выражение или изображение); 

- ребенок-исполнитель - исполнение  песни (эмоциональная передача художественного  образа  при использовании элементарных  вокальных умений);

- ребенок-сочинитель - первые попытки  сочинения (создание оригинальных элементарных мелодий, рифмованных текстов в органичном характеру образа сочетании слов и музыки).

Такая интеграция способствует субъектным проявлениям ребенка в музыкальном творчестве, развивает его творческую активность, что в свою очередь является показателем сформированности  музыкальной культуры дошкольника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Н.А. Ветлугина в своих исследованиях всесторонне проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития.

Чтобы ребенок смог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, т. е. основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуются воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях, умение применять свой опыт в новых условиях.

Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно. Лишь немногие дети обнаруживают все эти качества в младшей и средней группах детского сада. Большинство овладевают ими к старшему возрасту.

Тем не менее песенное творчество важно формировать начиная с младшего дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания (спеть свое имя, колыбельную или плясовую кукле и т.д.).

Музыкальный руководитель помогает ребенку, с одной стороны, присваивать ценности  музыкальной культуры, накапливать слушательский  и интонационный опыт, который является основой для возникновения песенных импровизаций,  а с другой – сохранять лучшие индивидуально-неповторимые черты в творческом самовыражении, личностно раскрываться  в творческой песенной деятельности.

Таким образом, песенное творчество является важнейшим условием развития не только музыкальной, но и общей культуры ребенка. Оно формирует у детей эстетическое мировосприятие, обогащает эмоциональный опыт, побуждает осознавать окружающий мир в его звуковых проявлениях.

Информация о работе Развитие песенного творчества у дошкольников