Влияние предметно-развивающей
среды на речевое развитие детей достаточно
велико: разнообразная деятельность обогащает
речевой опыт ребенка.
При насыщении группового пространства
следует обратить внимание на то, что дети
должны удовлетворять свои важные жизненные
потребности в познании и общении. Группы
должны быть оснащены современным игровым
и дидактическим оборудованием, включающим
в себя наглядный, раздаточный материалы,
позволяющий обеспечить более высокий
уровень познавательно-речевого развития
детей.
С целью создания продуктивной
предметно-развивающей среды в группе
детского садаобразован познавательно-речевой
уголок, представляющий ребенку возможность действовать индивидуально.
Уголок театрализации дает
возможность малышу взять на себя роль
сказочного персонажа. Настольный и кукольный
театр способствует развитию диалогической
речи.
Провоцирует речевую активность
и обеспечивает более высокий уровень познавательного развития
демонстративный и наглядно игровой материал,
а также, игровое оборудование. Большое
значение для развития речи дошкольника
имеют сюжетно-ролевые игры («Больница»,
«Семья», «Магазин», «Парикмахерская»
и т.д.), которые способствуют развитию
ролевой речи детей, умению вести диалог
со сверстниками и взрослыми, поэтому
созданы все необходимые условия для проведения
подобных игр.
Педагогами накоплен и систематизирован
разнообразный практический материал
для организации речевых игр и занятий, включающий в себя
дидактические игры, комплексы пальчиковых
игр, физминуток, пособия для проведения
артикуляционных упражнений, пособия,
способствующие развитию речи детей (материалы
для рассказывания, художественная литература,
настольно-печатные и дидактические игры,
игры для развития мелкой моторики рук).
При организации учебной деятельности
используется много наглядного материала,
игр и игровых упражнений. К каждому занятию
педагог подходит творчески, тщательно
его подготавливает. Использование театрализации, двигательной
активности детей делает занятия более
живыми, интересными, результативными.
Речевое взаимодействие ребенка
с предметами развивающей среды и со сверстниками
способствует становлению его опыта речевого
общения, развитию самостоятельности, инициативности
в установлении речевого контакта, свободному
выбору субъекта общения. Возрастает количество
речевых контактов между сверстниками,
которые возникают спонтанно, по инициативе
самих детей.
Насыщенная предметно-развивающая
среда становится основой для организации
увлекательной содержательной жизни и
разностороннего развития ребенка.
Профессиональная
компетентность современного педагога
ДОУ.
ФГОС диктует особые условия
организации дошкольного образования,
интенсивное внедрение инноваций, новых
технологий и методов работы с детьми.
В этой ситуации особенно важна профессиональная
компетентность, основу которой составляет
личностное и профессиональное развитие
педагогов.
Ученые А.С. Белкин
и В.В. Нестеров считают: «В педагогическом
плане компетенция – совокупность
профессиональных полномочий, функций,
создающих необходимые условия для эффективной
деятельности в образовательном пространстве».
Принцип деятельностного
подхода к развитию речи.
В основе Стандарта лежит
деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности
Обучать деятельности в воспитательном
смысле – это значит делать учение мотивированным,
учить ребенка самостоятельно ставить
перед собой цель и находить пути, в том
числе средства, ее достижения, помогать
ребенку сформировать у себя умения контроля
и самоконтроля, оценки и самооценки.
Данный принцип основывается
на понимании речи как деятельности, заключающейся
в использовании языка для коммуникации.
Он вытекает из цели развития речи детей
в детском саду – развития речи как средства
общения и познания – и указывает на практическую
направленность процесса обучения родному
языку.
Личность человека
проявляется в его общении, в его отношениях
с другими людьми, впостижении им мира
других личностей. В связи с этим возникает
вопрос о влиянии на развитие личности человека в целом
уровня развития его языковой личности.
При определении комплекса
условий для обеспечения успешного формирования
языковой личности ребенка с особыми потребностями
важно учитывать, насколько эти условия
будут способствовать: 1) обогащению, осознанию и систематизации
речевого опыта ребенка; 2) усилению речевой
активности ребенка; 3) развитию его «чувства
языка». Это возможно при создании развивающей
речевой среды, при использовании моделирования
ситуаций живого общения, стимулирующих
и активизирующих речевую деятельность
ребенка, что достигается при реализации
деятельностно-коммуникативного подхода
в обучении.
Что составляет понятие «деятельностный
подход к обучению», в чем заключается
его сущность, его принципиальные отличия
от так часто употребляемого впедагогике
понятия «деятельностный подход»?
Смысловое поле сочетания «деятельностный»
определяется соотношением двух понятий:
«деятельность».
В основе существительного
деятельность (работа, систематическое
применение своих сил в какой-либо области) лежит исконно
русское деять — делать, причем со значением
многократного действия. Родственное
деятельный — энергично работающий, проявляющий
особенную активность. Таким образом,
смысловое поле слова деятельностный
можно связать с понятиями действие; применение
сил, а стало быть, способность; активность.
Определяя комплекс
основных принципов деятельностного
подхода к языковому обучению ребенка
с особыми потребностями, будем рассматривать
целесообразность включения этих принципов
в обучение с точки зрения создания оптимальных
условий организации деятельности учащихся
в процессе общения. Принцип (от лат. principium
— основа, первоначало) — это основоположение,
руководящая идея, основное правило поведения,
деятельности.
Модель деятельностного подхода к речевому
развитию ребенка, имеющего проблемы в
обучении, основывается прежде всего на
идеях инклюзивного образования, самой
ключевой из которых является такая: все
дети могут учиться, и мы должны создать
подходящие условия для их обучения!
Три базовых принципа деятельностного
подхода – это интерактивность, диалогичность,
рефлексивность.
Реализацию принципа
интерактивности (от англ. interaction — взаимодействие)
в традиционном учебном процессе мы связываем
прежде всего с осуществлением организациивзаимодействиясубъектовобучения,каквнутреннего(взаимноепонимание),
так и внешнего (совместная работа, обмен
понимающими взглядами, понятными жестами).
Результат интерактивного
обучения зависит от умения педагога создать
мотивацию и условия для интерактивного процесса получения
и освоения знаний, формирования умений
ставить самостоятельные задачи и решать
их в процессе взаимодействия и общения.
Педагогическая деятельность в рамках
интерактивного обучения приобретает
характер специфической индивидуальной
деятельности педагога по проектированию
учебной деятельности учащихся и ее практическому
воплощению в определенной предметной
области с ориентацией на организацию
спонтанного взаимодействия учащихся,
становящегося объектом обучения путем
группового обсуждения, рефлексивного
анализа и оценки результатов и с использованием
активных методов обучения, таких, как
групповые дискуссии, проигрывание ролей
и действий, имитации и имитационные игры,
ролевые и деловые игры, упражнения для
групп с небольшим числом участников,
упражнения на развитие навыков саморегуляции,
работа над проектом, тренинги, моделирование
и другие.
Второй основополагающий
принцип ДП — диалогичность обучения.
Внимание современныхнауккпроблемедиалогичностиобъясняетсявпервуюочередьфилософским,
мировоззренческимвлияниемработМ.М.Бахтина.Вегоконцепциимираичеловекавмире
(картины мира) главным является утверждение
о диалогической отнесенности к другому
как важнейшей бытийной характеристике
человека. Диалогичность мышления и сознания
является условием сосуществования в
мире, важнейшей бытийной характеристикой
человека, условием и способом освоения,
усвоения и присвоения новой картины мира,
неотъемлемым качеством творческого мышления.
Диалоговое взаимодействие
предполагает уникальность всех участников
диалога и их принципиальное
равенство друг другу, различие и оригинальность
их точек зрения, ориентацию каждого на
понимание и активную интерпретацию его
точки зрения любым участником образовательного
процесса, ожидание ответа и его предвосхищение
в собственном высказывании, взаимную
дополнительность участников общения.
Определяющую роль
в реализации принципа диалогичности
также играет готовность самого педагога
к диалоговому взаимодействию. Использование
диалоговых методов в обучении не только
способствует формированию у учащихся
самостоятельности, ответственности,
открытости, культуры жизненного самоопределения,
способности пользоваться своим умом
как инструментом понимания. Диалоговое
взаимодействие обладает большим творческим
и развивающим потенциалом, потому что
активизирует самосознание участников
диалога, оттачивает мысль, требует гармонии
формы и содержания, резонансного совпадения
вопросов и ответов, оптимальной аргументации
и ясности выражения, единства эмоционального
и рационального.
Для нас представляется важным и то, что
диалог, имея социальную природу, реализует
фундаментальную потребность человека
в общении, взаимодействии, сотрудничестве,
сотворчестве. Поэтому диалоговые формы
обучения и воспитания дают возможность
педагогу создавать условия для социализации
личности ученика. И главное — диалог
формирует деятельную, активную позицию
всех его участников, создаёт условия
для речевой деятельности. Способность
к поступку, к выбору, к речевой инициативе
в диалоге становится более востребованной.
Что способствует эффективности
использования диалогового взаимодействия
в обучении? Этому способствуют проблемное
содержание учебного предмета, коллективный
и групповой характер форм взаимодействия,
ценностно-смысловое равенство всех участников
диалога, их направленность на диалоговое
взаимодействие, сотворчество.
Принцип рефлексивности
обучения связан с созданием условий для
формирования рефлексии у учащихся, с
реализацией в процессе обучения идеи
рефлексивного отношения человека к самому
себе и к миру.
В определении рефлексии мы
актуализируем в первую очередь понимание
ее как процесса осмысления, переосмысления
и преобразования субъектом содержания
и форм своего опыта, которые отражают
событийность человеческой жизни. В осуществлении
речевой деятельности рефлексия — это
осмысление, переосмысление и преобразование
речевого опыта, извлеченного из речевых
событий.
Рефлексия позволяет
личности выйти из полной поглощенности
непосредственной деятельностью, сделать
ее предметом анализа, осознанного регулирования
и контроля. Таким образом,
создаются условия для реализации творческой
позиции учащегося, осуществляемой в общей
системе коллективной работы класса, развивается
способность ученика к управлению собственной
деятельностью, процесс обучения организуется
как решение учебно-познавательных проблем
на основе творческого взаимодействия
(диалога) с воспитанниками.
Для детей с особыми
потребностями особенно актуально использование
рефлексии как метода через организацию
пошаговой рефлексии, когда рефлексия
осуществляется на протяжении всех этапах.
Решение задач по речевому развитию
во время образовательной деятельности
в соответствии с ФГОС.
Разделы (задачи,
блоки) |
Осуществляемая образовательная
деятельность |
В ходе режимных моментов |
В организованной
детской деятельности |
В самостоятельной детской деятельности |
При взаимодействии
с семьями |
Первая
младшая группа |
Развитие
свободного общения со взрослыми и детьми |
-развитие речи как
средства общения
-выполнение детьми разнообразных поручений,
дающих им возможность общаться со сверстниками
и взрослыми. |
эмоционально-практическое
взаимодействие (игры с предметами и сюжетными
игрушками)
-обучающие игры с использованием предметов
и игрушек
-коммуникативные игры с включением малых
фольклорных форм (потешки , прибаутки,
пестушки, колыбельные) |
- во всех режимных моментах:
утренний прием, утренняя гимнастика, приемы
пищи, занятия, самостоятельная деятельность,
прогулка, подготовка ко сну
|
- игры-забавы
дидактические игры
- подвижные игры |
- консультации
- родительские собрания
-использование информационно-компьютерных
технологий и технических средств обучения
(демонстрация видеофильмов, презентаций
и др.)
- оформление стендов, «уголков родителей»
-беседа |
Развитие всех
компонентов устной речи детей (лексической
стороны, грамматического строя речи,
произносительной стороны речи; связной
речи – диалогические и монологические
форм) |
-развитие понимания речи
и активизация словаря на основе
расширения ориентировки детей в ближайшем окружении
-развитие умения по словесному указанию
педагога находить предметы по названию,
цвету, размеру. |
-дидактические игры
-продуктивная деятельность
-обучение,
объяснение,
напоминание,
слушание |
- во всех режимных моментах:
утренний прием, утренняя гимнастика, приемы
пищи, занятия, самостоятельная деятельность,
прогулка, подготовка ко сну
|
-совместная продуктивная
и игровая деятельность детей
-словотворчество |
- консультации
- родительские собрания
- использование информационно-компьютерных технологий
и технических средств обучения (демонстрация
видеофильмов, презентаций и др.)
- оформление стендов, «уголков родителей»
- дни открытых дверей
-бесед |
Звуковая
культура речи |
-упражнение детей в
отчётливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков
(кроме свистящих, шипящих и сонорных),
в правильном воспроизведении звукоподражаний,
слов, нескольких фраз
-развитие артикуляционного и голосового
аппарата, речевого дыхания, слухового
внимания
-формирование умения пользоваться высотой
и силой голоса |
-обучение,
объяснение,
повторение
-дидактические игры
-имитационные упражнения |
- во всех режимных моментах:
утренний прием, утренняя гимнастика, приемы
пищи, занятия, самостоятельная деятельность,
прогулка, подготовка ко сну
|
-совместная продуктивная и игровая деятельность
детей |
- консультации
- родительские собрания
- использование информационно-компьютерных технологий
и технических средств обучения (демонстрация
видеофильмов, презентаций и др.)
- оформление стендов, «уголков родителей»
- дни открытых дверей
-беседа |
Грамматический
строй речи |
-совершенствование грамматической структуры речи
-формирование умения согласовывать существительные
и местоимения с глаголом, употреблять
глаголы в будущем и прошедшем времени,
изменять их по лицам, использовать в речи
предлоги
-упражнять в употреблении нескольких
вопросительных слов и несложных фраз |
-дидактические игры
-обучение,
объяснение,
напоминание
-продуктивная деятельность |
- во всех режимных моментах:
утренний прием, утренняя гимнастика, приемы
пищи, занятия, самостоятельная деятельность,
прогулка, подготовка ко сну
|
-совместная продуктивная
и игровая деятельность детей |
- консультации
- родительские собрания
- использование информационно-компьютерных технологий
и технических средств обучения (демонстрация
видеофильмов, презентаций и др.)
- оформление стендов, «уголков родителей»
- дни открытых дверей
-беседа |
Связная
речь |
-формирование умения
отвечать на простейшие и более
сложные вопросы
-поощрение попыток детей по собственной
инициативе или по просьбе воспитателя
рассказать об изображённом на картине,
о новой игрушке, о событии из личного
опыта
- во время игр-инсценировок формирование
умения повторять несложные фразы
-формирование умения слушать небольшие
рассказы |
-показ настольного театра
или работа с фланелеграфом
-рассматривание иллюстраций |
- во всех режимных моментах:
утренний прием, утренняя гимнастика, приемы
пищи, занятия, самостоятельная деятельность,
прогулка, подготовка ко сну
|
-совместная продуктивная
и игровая деятельность детей
-игры парами |
- консультации
- родительские собрания
- использование информационно-компьютерных технологий
и технических средств обучения (демонстрация
видеофильмов, презентаций и др.)
- оформление стендов, «уголков родителей»
- дни открытых дверей
-беседа |
Художественная
литература |
Неоднократно читать и рассказывать
художественное произведения, предусмотренные
программой.
Сопровождать чтение показом игрушек,
картинок (фланелеграф), персонажей настольного
театра и других средств наглядности,
а также учить слушать художественное
произведение без наглядного сопровождения.
Сопровождать чтение небольших поэтических
произведений игровыми действиями.
Приобщать к рассматриванию рисунков
в книгах, побуждать называть знакомые
предметы, показывать их по просьбе воспитателя,
приучать задавать вопросы: «Кто (что)
это?», «Что делает?». Обращать внимание
детей на ребенка, рассматривающего книжку
по собственной инициативе.
Предоставление детям возможности договаривать
слова, фразы при чтении воспитателем
знакомых стихотворений |
Занятия с использованием наглядности:
- чтение;
- рассказывание,
- заучивание наизусть
Занятия без использования наглядности:
- чтение;
- рассказывание,
- заучивание наизусть
Театрализованные игры.
Игры-забавы.
Подвижная игра со словом.
Хороводные игры.
Пальчиковые игры.
Дидактические игры.
Рассматривание иллюстраций.
Использование компьтерных технологий
и технических средств обучения.
Беседа.
Досуги.
Праздники.
Развлечения.
Игра-драматизация.
Работа в книжном уголке.
«Книжкина неделя». |
Чтение художественной литературы.
Повторное чтение художественной литературы.
Рассматривание иллюстраций.
Использование художественного слова
при проведении культурно-гигиенических
навыков (стихи, потешки).
Подвижная игра со словом.
Хороводные игры.
Пальчиковые игры. |
Рассматривание иллюстраций.
Использование художественного слова
в игре
Игра, подражательные действия с дидактическими
игрушками
Игры-забавы.
Игра-драматизация.
Выставка рассматривание книг
художников – иллюстраторов
(Ю.Васнецов)
Работа в книжном уголке.
Работа с фланелеграфом.
Игры с персонажами настольного театра.
Дидактические игры. |
Консультации,
рекомендации по чтению.
Участие:
- в создании выставки детской
литературы;
- в Дне открытых дверей;
- в «Книжкиной неделе»;
- в создании детской библиотеки в группе |
Вторая
младшая группа |
Развитие
свободного общения со взрослыми и детьми |
-поддерживать стремление
ребенка активно вступать в
общение всеми доступными средствами;
-поощрять интерес к делам сверстников,
желание делиться с ними впечатлениями;
-побуждать к внеситуативному общению
на близкие ребенку темы |
-Речевое стимулирование
(повторение, объяснение, побуждение, напоминание,
уточнение) - формирование элементарного
реплицирования.
-Беседа с опорой на зрительное восприятие
и без опоры на него.
- Хороводные игры, пальчиковые игры.
- Образцы коммуникативных кодов взрослого. |
-Игры-занятия
-Эмоционально-практическое взаимодействие
(игры с предметами и сюжетными игрушками).
- Обучающие игры с использованием предметов
и игрушек.
-Коммуникативные игры с включением малых
фольклорных форм (потешки, прибаутки,
пестушки, колыбельные).
- Игра-забава
- Работа в книжном уголке
-Чтение, рассматривание иллюстраций (беседа).
- Сценарии активизирующего общения.
|
-Содержательное игровое
взаимодействие детей (совместные игры
с использованием предметов и игрушек)
-Совместная предметная и продуктивная
деятельность детей
(коллективный монолог).
-Игра-драматизация с использованием разных
видов театров
-Игры в парах и совместные игры
(коллективный монолог) |
-Родительские собрания,
консультации, деловые игры, круглые
столы, семинары-практикумы и т.д.
-Эмоционально-практическое взаимодействие (игры с предметами и сюжетными
игрушками, продуктивная деятельность).
-. Игры парами.
-Беседы.
-Пример коммуникативных кодов взрослого.
-Чтение, рассматривание иллюстраций. |
Развитие
всех компонентов устной речи детей (лексической
стороны, грамматического строя
речи, произносительной стороны речи;
связной речи – диалогические и монологические
форм) |
Формирование лексической стороны
речи
побуждать использовать слова для обозначения
предметов, их действий и качеств; |
-Речевые дидактические игры.
-Наблюдения
- Работа в книжном уголке
-Чтение
- Беседа
|
-игры-занятия
-Сценарии активизирующего общения.
- Дидактические игры
-Настольно-печатные игры
-Продуктивная деятельность
- Разучивание стихотворений
- Работа в книжном уголке |
-Совместная
продуктивная и игровая деятельность детей.
- Словотворчество |
-Родительские собрания,
консультации, деловые игры, круглые
столы, семинары-практикумы и т.д.
-Дидактические игры
- Чтение, разучивание стихов
- Беседа, пояснение |
Формирование грамматической стороны речи
содействовать освоению грамматического
оформления высказываний; |
-Дидактические игры
-Речевые тренинги (упражнения)
-Беседа
-Разучивание стихов
индивидуальная работа |
- Сценарии активизирующего общения.
- Дидактические игры
- Индивидуальная работа
- Игра-драматизация |
-Игра-драматизация
- Совместная
продуктивная и игровая деятельность детей. |
-Дидактические игры
- Чтение, разучивание стихов
- Беседа |
Формирование произносительной стороны речи
упражнять в правильном произношении
гласных и простых согласных звуков |
- Слушание, воспроизведение, имитирование
(развитие фонематического слуха)
-Артикуляционная гимнастика
- Речевые дидактические игры.
-Тренинги (действия по речевому образцу
взрослого).
- Разучивание скороговорок, чистоговорок.
- Индивидуальная работа |
-Речевые упражнения, задания.
- Дидактические игры.
- Имитационные
упражнения.
- Сценарии активизирующего общения.
- Игры-забавы
-Индивидуальная работа |
-Игра-драматизация.
- Театрализованная деятельность.
|
-Имитационные упражнения
-Дидактические игры
- Разучивание скороговорок, чистоговорок.
- Тренинги (действия по речевому образцу
взрослого).
|
Практическое
овладение нормами речи |
-Помогать отвечать на
простейшие и более сложные
вопросы
-поощрять попытки рассказывать об изображенном
на картинке, о новой игрушке, о событии
из личного опыта
-учить повторять несложные фразы |
-Образцы коммуникативных
кодов взрослого.
-Освоение формул речевого этикета
( пассивное) |
-Сюжетно-ролевые игры
-Чтение художественной литературы |
-Совместная
продуктивная и игровая деятельность
детей. |
-Информационная поддержка родителей |
Художественная
литература |
Читать знакомые, любимые детьми
произведения, рекомендованные программой для первой
младшей группы.
Воспитывать умение слушать новые сказки,
рассказы, стихи, следить за развитием
действия, сопереживать героям произведения.
Объяснять детям поступки персонажей
и последствия этих поступков.
Регулярно рассматривать с детьми рисунки
в знакомых книжках, ярко и выразительно
рассказывать им о содержании иллюстраций,
заслушивать высказывания детей. |
Занятия:
- чтение;
- рассказывание,
- заучивание наизусть
Театрализованные игры.
Игры-забавы.
Подвижная игра со словом.
Хороводные игры.
Пальчиковые игры.
Дидактические игры.
Рассматривание иллюстраций.
Использование компьтерных технологий
и технических средств обучения.
Беседа.
Досуги.
Праздники.
Развлечения.
Игра-драматизация.
Работа в книжном уголке.
«Книжкина неделя». |
Чтение художественной литературы.
Повторное чтение художественной литературы.
Рассматривание иллюстраций.
Использование художественного слова
при проведении культурно-гигиенических
навыков (стихи, потешки).
Подвижная игра со словом.
Хороводные игры.
Пальчиковые игры. |
Работа в книжном уголке
Рассматривание иллюстраций.
Использование художественного слова
в игре
Игра, подражательные действия с дидактическими
игрушками
Игры-забавы.
Игра-драматизация.
Выставка
Работа с фланелеграфом.
Игры с персонажами настольного, пальчикового
театра.
Дидактические игры.
Настольно-печатные игры.
Пальчиковые игры.
Работа в изо-уголке (рисование, (раскрашивание) |
Консультации,
рекомендации по чтению,
консультативные встречи
по запросам, проектная деятельность, открытые занятия,
досуги, праздники.
Участие:
- в создании выставки детской
литературы;
- в Дне открытых дверей;
- в «Книжкиной неделе»;
- в создании детской библиотеки в группе |
Средняя
группа |
Развитие
свободного общения со взрослыми и детьми |
-помогать налаживать
общение со взрослыми на темы,
выходящие за пределы наглядно представленной
ситуации.
-создавать условия игрового взаимодействия
в коллективных играх со сверстниками.
-развитие любознательности
-формирование умения выражать свою точку
зрения, обсуждать со сверстниками различные
ситуации |
- Речевое стимулирование
(повторение, объяснение, обсуждение, побуждение,
напоминание, уточнение) - формирование
элементарного реплицирования.
-Беседа с опорой на зрительное восприятие
и без опоры на него.
- Хороводные игры, пальчиковые игры.
- Образцы коммуникативных кодов взрослого.
- Тематические досуги.
|
-Эмоционально-практическое
взаимодействие
(игры с предметами и сюжетными игрушками).
- Обучающие игры с использованием предметов
и игрушек.
-Коммуникативные игры с включением малых
фольклорных форм (потешки, прибаутки,
пестушки, колыбельные).
- Сюжетно-ролевая игра.
- Игра-драматизация.
- Работа в книжном уголке
-Чтение, рассматривание иллюстраций (беседа).
- Сценарии активизирующего общения.
|
-Содержательное игровое
взаимодействие детей (совместные игры
с использованием предметов и игрушек)
-Совместная предметная и продуктивная
деятельность детей
(коллективный монолог).
-Игра-драматизация с использованием разных
видов театров
-Игры в парах и совместные игры
(коллективный монолог) |
-Родительские собрания,
консультации, деловые игры, круглые
столы, семинары-практикумы и т.д.
-Эмоционально-практическое взаимодействие
(игры с предметами и сюжетными игрушками,
продуктивная деятельность).
- Игры парами.
-Беседы.
-Пример коммуникативных кодов взрослого.
-Чтение, рассматривание иллюстраций. |
Развитие
всех компонентов устной речи детей (лексической
стороны, грамматического строя речи,
произносительной стороны речи; связной
речи – диалогические и монологические
форм) |
Формирование лексической стороны
речи
Знакомить с новыми названиями предметов,
их качеств, деталей, с обобщающими наименованиями, побуждать при сравнении
пользовать словами с противоположным
значением (антонимами), использовать
словать без опоры на наглядно представленную
ситуацию |
-Речевые дидактические игры.
-Наблюдения
- Работа в книжном уголке
-Чтение
- Беседа
|
-Сценарии активизирующего общения.
- Дидактические игры
-Настольно-печатные игры
- Досуги
-Продуктивная деятельность
- Разучивание стихотворений
- Работа в книжном уголке
-.Игры-занятия
-Индивидуальная работа |
-Совместная
продуктивная и игровая деятельность детей.
- Словотворчество |
-Дидактические игры
- Чтение, разучивание стихов
- Беседа |
Звуковая
культура речи |
Формирование произносительной стороны речи
-развивать фонематическое восприятие
(умение выделить в произношении и услышать
в словах тот или иной заданный звук).
-совершенствовать артикуляцию, умение
четко произносить гласные и простые согласные
звуки; подводить к усвоению правильного
произношения свистящих, шипящих и сонорных
звуков.
-развивать интонационную сторону речи,
умение произвольно регулировать темп
речи, силу голоса, речевое дыхание. |
- Слушание, воспроизведение, имитирование (развитие
фонематического слуха)
-Артикуляционная гимнастика
- Речевые дидактические игры.
-Тренинги (действия по речевому образцу
взрослого).
- Разучивание скороговорок, чистоговорок.
- Индивидуальная работа |
-Игры-занятия
-Речевые упражнения, задания.
- Дидактические игры.
- Имитационные
упражнения.
- Сценарии активизирующего общения.
-Индивидуальная работа
- Досуг |
-Игра-драматизация.
- Театрализованная деятельность.
|
-Имитационные упражнения
-Дидактические игры
- Разучивание скороговорок, чистоговорок.
- Тренинги (действия по речевому образцу
взрослого).
|
Грамматический
строй речи |
Формирование грамматической стороны речи
-побуждать грамматически изменять новые
слова и согласовывать их в предложении
по аналогии с известными.
-самостоятельно конструировать слова
и их формы, использовать словотворчество
как специфический способ обследования
формально-семантических отношений между
наименованиями.
-отражать свое понимание отношений между
предметами и явлениями через усложнение
структуры предложений. |
-Дидактические игры
-Речевые тренинги (упражнения)
-Беседа
-Разучивание стихов |
-Игры-занятия
- Сценарии активизирующего общения.
- Дидактические игры
- Игра-драматизация |
-Игра-драматизация
- Совместная
продуктивная и игровая деятельность
детей.
|
-Дидактические игры
- Чтение, разучивание стихов
- Беседа |
Связная
речь |
Формирование связной речи (монологические формы)
-учить рассказывать, описывать предмет,
картинку.
-упражнять в составлении рассказов по
картине с использованием раздаточного
дидактического материала.
-учить пересказывать. |
- Наблюдение за объектами живой природы, предметным
миром
-Чтение сказок, рассматривание иллюстраций
- Дидактические игры |
-Занятия по
-обучению пересказу с опорой на вопросы
воспитателя
-обучению составлению описательного
рассказа об игрушке с опорой на речевые
схемы
( сравнение, нахождение ошибок в описании
игрушки и исправление)
-обучению пересказу по серии сюжетных
картинок
(выделение начала и конца действия, придумывать
новое окончание сказки)
-обучению пересказу по картине
-обучению пересказу литературного произведения
- Показ настольного театра или работа
с фланелеграфом
- Рассматривание иллюстраций
- Беседа о персонажах
- Чтение потешек, песенок на тему сказки
- Игра-инсценировка |
-Игры парами
-Театрализованная деятельность |
-Открытый показ занятий
по обучению рассказыванию.
- Информационная поддержка родителей
-Экскурссии с детьми |
Художественная
литература |
Продолжать приучать детей
внимательно слушать сказки, рассказы,
стихотворения.
Помогать детям, используя разные приемы
и педагогические ситуации, правильно
воспринимать содержание
произведения, сопереживать его героям.
Зачитывать по просьбе ребенка понравившийся
отрывок из сказки, рассказа, стихотворения,
помогая становлению личностного отношения
к произведению. |
Занятия (чтение, рассказывание, заучивание наизусть).
Рассматривание иллюстраций.
Театрализованные игры.
Игры-забавы.
Подвижная игра со словом.
Хороводные игры.
Пальчиковые игры.
Дидактические игры.
Самодеятельные литературные концерты
Использование компьтерных технологий
и технических средств обучения.
Беседа.
Этическая беседа.
Литературные викторины.
Досуги.
Праздники.
Развлечения.
Игра-драматизация.
Работа в книжном уголке.
«Книжкина неделя». |
Чтение художественной литературы.
Повторное чтение художественной литературы.
Рассматривание иллюстраций.
Использование художественного слова
при проведении культурно-гигиенических
навыков (стихи, потешки).
Подвижная игра со словом.
Хороводные игры.
Пальчиковые игры. |
Работа в книжном уголке
Рассматривание иллюстраций.
Использование художественного слова
в игре
Игра, подражательные действия с дидактическими
игрушками
Игры-забавы.
Игра-драматизация.
Выставка рассматривание книг художников
– иллюстраторов (Ю.Васнецов, Е.Рачев,
Е.Чарушин)
Работа с фланелеграфом.
Игры с персонажами настольного, пальчикового
театра, би-ба-бо.
Дидактические игры.
Настольно-печатные игры.
Пальчиковые игры.
Работа в изо-уголке |
Консультации,
рекомендации по чтению,
консультативные встречи
по запросам, проектная деятельность,
открытые занятия,
досуги, праздники.
Участие:
- в создании выставки детской
литературы;
- в Дне открытых дверей;
- в «Книжкиной неделе»;
- в создании детской библиотеки в группе |
Старшая группа |
Развитие
свободного общения со взрослыми и детьми |
-дальнейшее развитие
речи как средства общения. Расширение представлений детей о
многообразии окружающего мира
-поощрение попыток делиться с педагогом
и сверстниками разнообразными впечатлениями,
уточнять источник полученной информации
-формирование умения решать спорные вопросы
и улаживать конфликты с помощью речи |
-Поддержание социального контакта
(фактическая беседа, эвристическая беседа).
-Образцы коммуникативных
кодов взрослого.
-Коммуникативные тренинги.
- Тематические досуги.
- Гимнастики
(мимическая, логоритмическая).
-Игры со словом |
-Имитативные упражнения, пластические этюды.
- Сценарии активизирующего общения.
- Чтение, рассматривание иллюстраций
(беседа.)
- Коммуникативные тренинги.
- Совместная продуктивная деятельность.
- Работа в книжном уголке
- Экскурсии.
- Проектная деятельность
-Моделирование и обыгрывание проблемных
ситуаций |
-Самостоятельная художественно-речевая деятельность
детей
-Сюжетно-ролевая игра.
- Игра- импровизация по мотивам сказок.
- Театрализованные игры.
- Игры с правилами.
- Игры парами (настольно-печатные)
- Совместная
продуктивная деятельность детей |
-Игры парами.
-Пример коммуникативных кодов взрослого.
-Чтение, рассматривание иллюстраций
- Беседы
- Игры-драматизации
- Досуги, праздники
- Экскурсии
-Совместные семейные проекты |
Развитие
всех компонентов устной речи детей (лексической
стороны, грамматического строя речи,
произносительной стороны речи; связной
речи – диалогические
и монологические форм) |
Формирование лексической стороны
речи
Совершенствовать представление о смысловой
стороне слова, обогащать речь антонимами,
синонимами, многозначными словами, обобщающими
наименованиями, активизировать образные
слова, сравнения, эпитеты, точные глаголы. |
-Речевые дидактические игры.
-Чтение, разучивание
- Беседа
- Досуги
|
-Сценарии активизирующего общения.
- Дидактические игры
- Игры-драматизации
- Экспериментирование со словом
-Познавательно-исследовательская деятельность
-Продуктивная деятельность
-Игры-занятия |
-Игра-драматизация
- Совместная
продуктивная и игровая деятельность детей.
- Самостоятельная художественно-речевая
деятельность |
- Объяснение, повторение, исправление
-Дидактические игры
- Чтение, разучивание стихов
- Беседа |
Звуковая
культура речи |
Формирование произносительной
стороны речи
-развивать фонематическое восприятие,
произносительную и интонационную сторону
речи.
-учить дифференцировать на слух и правильно
произносить близкие в артикуляционном
и акустическом отношении звуки.
-упражнять в правильном произнесении
звуков в словах и скороговорках, стихотворениях.
-учить правильно регулировать темп и
громкость произнесения, интонацию. |
-Артикуляционная гимнастика
-Речевые дидактические игры.
-Тренинги (действия по речевому образцу
взрослого).
- Разучивание скороговорок, чистоговорок,
четверостиший. |
-Речевые упражнения, задания.
- Дидактические игры.
- Имитационные
упражнения.
- Сценарии активизирующего общения.
- Досуг |
-Игра- импровизация по мотивам сказок.
- Игра-драматизация
- Театрализованная деятельность |
-Дидактические игры
-Разучивание скороговорок, чистоговорок,
стихов
- Игра-драматизация
- Консультации у логопедов |
Грамматический
строй речи |
Формирование грамматической стороны речи
-содействовать освоению трудных случаев
словоизменения.
-формировать способы словообразования
глаголов, существительных, прилагательных.
-совершенствовать структуру предложений,
содействовать активному использованию
разных типов предложений. |
-Дидактические игры
-Речевые тренинги (упражнения)
-Беседа
-Разучивание стихов |
-Сценарии активизирующего общения.
-.Игры-занятия
-Досуг
-Дидактические игры
- Речевые задания и упражнения |
-Игра- импровизация по мотивам сказок.
- Театрализованная деятельность |
-Дидактические игры
- Чтение, разучивание стихов
- Беседа
- Экскурсии
-Родительские собрания, консультации,
деловые игры, круглые столы, семинары-практикумы
и т.д. |
Связная
речь |
Формирование связной речи (монологические формы)
-поддерживать интерес к рассказыванию
по собственной инициативе или по предложению
взрослого.
-учить передавать словесно содержание
сказки, картинки, впечатлений из личного
опыта в форме короткого сочинения, рассказа,
рассуждения, описания. |
- Наблюдение за объектами живой природы, предметным
миром
-Чтение сказок, рассматривание иллюстраций
- Дидактические игры |
-Творческие задания
-Дидактические игры
- Экскурсии
- Проектная деятельность
- Досуги и праздники
Экспериментирование
-Познавательно-исследовательская деятельность
-Игры-занятия
-Театрализованная деятельность
-Словотворчество |
-Игры-импровизации по мотивам сказок
- Проектная деятельность
-Словотворчество |
-Открытый показ занятий
по обучению рассказыванию.
- Информационная поддержка родителей
-Экскурссии с детьми
- Участие в проектной деятельности |
Подготовка
к обучению грамоте |
Формировать предпосылки грамотности, используя возможности
разных видов детской деятельности.
Учить детей проводить звуковой анализ
слова на основе усвоенного в средней
группе интонационного выделения звука
в нем.
Ввести понятие «гласный звук», «твердый
и мягкий согласные звуки», «звонкий и
глухой согласные звуки». Познакомить
детей с соответствующими знаковыми изображениями
этих звуков (использование фишек красного,
синего и зеленого цвета и т.д.) и научить
их пользоваться этими знаками при проведении
звукового анализа слов.
Познакомить со всеми гласными буквами
и правилами их написания после твердых
и мягких согласных звуков; с согласными
«м», «н», «л», «р» |
Занятие
Дидактические игры
Словесные игры
Индивидуальная работа
Игровые упражнения
Проектная деятельность (звуковая модель слова)
Проблемно – поисковые ситуации |
Индивидуальная работа
Игровые упражнения
Дидактическая игра
Словесные игры |
Дидактическая игра
|
Беседа
Консультации
Семинары
Семинары – практикумы
Анкетирование
Информационные листы
Мастер-класс
Ситуативное обучение
Интерактивное взаимодействие через сайт
ДОУ
Консультативные встречи
Просмотр видео
День открытых дверей
Проектная деятельность |
Художественная
литература |
Продолжать развивать интерес
к художественной литературе. Учить внимательно
и заинтересованно слушать сказки,
рассказы, стихотворения. С помощью различных
приемов и специально организованных
педагогических ситуаций способствовать
формированию эмоционального отношения
к литературным произведениям. Побуждать
рассказывать о своем отношении к конкретному
поступку литературного персонажа. Помогать
детям понять скрытые мотивы поведения
героев произведения. |
Занятия (чтение, рассказывание, заучивание наизусть).
Рассматривание иллюстраций.
Театрализованные игры.
Игры-забавы.
Подвижная игра со словом.
Хороводные игры.
Пальчиковые игры.
Дидактические игры.
Самодеятельные литературные концерты
Использование компьтерных технологий и технических
средств обучения.
Беседа.
Этическая беседа.
Литературные викторины.
Досуги.
Праздники.
Развлечения.
Игра-драматизация.
Работа в книжном уголке.
«Книжкина неделя».
«Книжкина мастерская»
Сочиняем сказки.
Словотворчество.
Литературные конкурсы.
Проектная деятельность.
Создание книг из рисунков детей и родителей. |
Чтение художественной литературы.
Повторное чтение художественной литературы.
Рассматривание иллюстраций.
Использование художественного слова
при проведении культурно-гигиенических
навыков.
Подвижная игра со словом.
Хороводные игры.
Пальчиковые игры.
Загадки, считалки, сговорки, пословицы, поговорки, скороговорки. |
Работа в книжном уголке
Рассматривание иллюстраций.
Использование художественного слова
в игре
Игра, подражательные действия с дидактическими
игрушками
Игры-забавы.
Игра-драматизация.
Выставка рассматривание книг
художников – иллюстраторов.
Работа с фланелеграфом.
Игры с персонажами настольного, пальчикового
театра, би-ба-бо.
Дидактические игры.
Настольно-печатные игры.
Пальчиковые игры.
Работа в изо-уголке. |
Консультации,
рекомендации по чтению,
консультативные встречи
по запросам, проектная деятельность, открытые занятия,
досуги, праздники.
Участие:
- в создании выставки детской
литературы;
- в Дне открытых дверей;
- в «Книжкиной неделе»;
- в создании детской библиотеки в группе
Участие в подборе литературы о мальчиках и о девочках.
|
Подготовительная группа |
Развитие
свободного общения с взрослыми и детьми |
поддерживать интерес детей к личности и деятельности
сверстников, содействовать налаживанию
их диалогического общения в совместных
играх и занятиях.
-поддерживать интерес к звучащему слову,
проявляющийся в спонтанном словотворчестве,
играх со звуками и рифмами, своеобразном
экспериментировании со словами, в вопросах
об их звучании и значении, догадках, толковании
смысла слова.
-развивать элементарное осознание языковой
действительности, знакомить детей с терминами
«звук», «слово», «предложение». |
-Поддержание социального контакта
(фактическая беседа, эвристическая беседа).
-Образцы коммуникативных
кодов взрослого.
-Коммуникативные тренинги.
- Тематические досуги.
- Гимнастики
(мимическая, логоритмическая).
-Игры со словом |
-Имитативные упражнения, пластические этюды.
- Сценарии активизирующего общения.
- Чтение, рассматривание иллюстраций
(беседа.)
- Коммуникативные тренинги.
- Совместная продуктивная деятельность.
- Работа в книжном уголке
- Экскурсии.
- Проектная деятельность
-Моделирование и обыгрывание проблемных
ситуаций |
-Самостоятельная художественно-речевая деятельность
детей
-Сюжетно-ролевая игра.
- Игра- импровизация по мотивам сказок.
- Театрализованные игры.
- Игры с правилами.
- Игры парами (настольно-печатные)
- Совместная
продуктивная деятельность детей |
-Игры парами.
-Пример коммуникативных кодов взрослого.
-Чтение, рассматривание иллюстраций
- Беседы
- Игры-драматизации
- Досуги, праздники
- Экскурсии
-Совместные семейные проекты |
Развитие
всех компонентов устной речи, практическое
овладение нормами речи |
-продолжение работы по
обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого
словаря
-поощрение проявлений интереса к смыслу
слов
-совершенствование умения использовать
разные части речи в соответствии с их
значением и целью высказывания |
-Речевые дидактические игры.
-Чтение, разучивание
- Беседа
- Досуги
|
-Сценарии активизирующего общения.
- Дидактические игры
-. Игры-драматизации
- Экспериментирование со словом
-Познавательно-исследовательская деятельность
-.Продуктивная деятельность
-Игры-занятия |
-Игра-драматизация
- Совместная
продуктивная и игровая деятельность детей.
- Самостоятельная художественно-речевая
деятельность |
- Объяснение, повторение, исправление
-Дидактические игры
- Чтение, разучивание стихов
- Беседа |
Звуковая
культура речи |
-совершенствование умения различать на слух и в произношении
все звуки родного языка. Отработка дикции:
развитие умения внятно и отчётливо произносить
слова и словосочетания с естественными
интонациями
-совершенствование фонематического слуха
: называние слов с определённым звуком,
нахождение слов с этим звуком в предложении,
определение места звука в слове
-отработка интонационной выразительной
речи |
-Артикуляционная гимнастика
-Речевые дидактические игры.
-Тренинги (действия по речевому образцу
взрослого).
- Разучивание скороговорок, чистоговорок,
четверостиший. |
-Речевые упражнения, задания.
- Дидактические игры.
-. Имитационные
упражнения.
- Сценарии активизирующего общения.
- Досуг |
-Игра- импровизация по мотивам
сказок.
- Игра-драматизация
- Театрализованная деятельность |
-Дидактические игры
-Разучивание скороговорок, чистоговорок,
стихов
- Игра-драматизация
- Консультации у логопедов |
Грамматический
строй речи |
-упражнение детей в
согласовании слов в предложении
-совершенствование умения образовывать
(по образцу) однокоренные слова, существительные
с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные
в сравнительной и превосходной степени
-помощь детям в правильном построении
сложноподчинённых предложений, использование
языковых средств для соединения их частей |
-Дидактические игры
-Речевые тренинги (упражнения)
-Беседа
-Разучивание стихов |
-.Сценарии активизирующего общения.
-Игры-занятия
-Досуг
-Дидактические игры
- Речевые задания и упражнения |
-Игра- импровизация по мотивам сказок.
- Театрализованная деятельность |
-Дидактические игры
- Чтение, разучивание стихов
- Беседа
- Экскурсии
-Родительские собрания, консультации, деловые игры, круглые
столы, семинары-практикумы и т.д.
|
Связная
речь |
Совершенствование диалогической и монологической
форм речи
-формирование умения вести диалог с воспитателем,
сверстниками; быть доброжелательным
и корректным собеседником. Воспитание
культуры речевого общения
-развитие умения содержательно и выразительно
пересказывать литературные тексты, драматизировать
их
-совершенствование умения составлять
рассказы о предметах, о содержании картины,
по набору картинок с последовательно
развивающимся действием. Формирование
умения составлять план рассказа и придерживаться
его. Развитие умения составлять рассказы
из личного опыта
-совершенствование умения сочинять короткие
сказки на заданную тему |
- Наблюдение за объектами живой природы, предметным
миром
-Чтение сказок, рассматривание иллюстраций
- Дидактические игры |
-Творческие задания
-Дидактические игры
- Экскурсии
- Проектная деятельность
- Досуги и праздники
- Экспериментирование
-Познавательно-исследовательская деятельность
-Игры-занятия
-Театрализованная деятельность
-Словотворчество |
-Игры-импровизации по
мотивам сказок
- Проектная деятельность
-Словотворчество |
-Открытый показ занятий
по обучению рассказыванию.
- Информационная поддержка родителей
-.Экскурссии с детьми
- Участие в проектной деятельности |
Подготовка
к обучению грамоте |
-формирование представлений о предложении
-упражнять в составлении предложений,
членении простых предложений на слова
с указанием их последовательности
-формирование умение составлять слова
из слогов
-формирование умения делить двусложные
и трёхсложные слова с открытыми словами
на части
-формирование выделять последовательность
звуков в простых словах |
Занятие
Дидактические игры
Словесные игры
Индивидуальная работа
Игровые упражнения
Проектная деятельность
Проблемно – поисковые ситуации
Продуктивная деятельность
Викторины
Праздники
Досуги
Сюжетно-ролевая игра |
Индивидуальная работа
Игровые упражнения
Дидактическая игра
Словесные игры
Сюжетно-ролевая игра |
Дидактические игры
Работа в книжном уголке
Продуктивная деятельность
Сюжетно-ролевая игра |
Беседа
Консультации
Семинары
Семинары – практикумы
Анкетирование
Информационные листы
Мастер-класс
Ситуативное обучение
Интерактивное взаимодействие через сайт
ДОУ
Консультативные встречи
Просмотр видео
День открытых дверей
Проектная деятельность
Праздники
Досуги |
Художественная
литература |
Продолжать развивать интерес к художественной
литературе. Поддерживать желание знакомиться
с другими главами понравившейся «толстой»
книги, рассматривать рисунки и оформление
книг. Воспитывать читателя, способного
испытывать сострадание и сочувствие
к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся
персонажем. Воспитывать чувство юмора,
используя смешные сюжеты из литературы.
Продолжать совершенствовать художественно-речевые
исполнительские навыки детей при чтении
стихотворений, в драматизациях (эмоциональность
исполнения, естественность поведения,
умение интонацией, жестом, мимикой передать
свое отношение к содержанию литературной
фразы). Помогать детям объяснять основные
различия между литературными жанрами:
сказкой, рассказом, стихотворением. |
Занятия (чтение, рассказывание, заучивание наизусть).
Рассматривание иллюстраций.
Театрализованные игры.
Игры-забавы.
Подвижная игра со словом.
Хороводные игры.
Пальчиковые игры.
Дидактические игры.
Самодеятельные литературные концерты
Совместная досуговая деятельность (с
другими группами)
Использование компьтерных технологий
и технических средств обучения.
Беседа.
Этическая беседа.
Литературные викторины.
Досуги.
Праздники.
Развлечения.
Игра-драматизация.
Работа в книжном уголке.
«Книжкина неделя».
«Книжкина мастерская»
Сочиняем сказки.
Проектная деятельность.
Литературные утренники
Литературные конкурсы.
Спектакли.
Театрализованные представления.
Экскурсия в библиотеку
Режиссерская игра
Создание книг из рисунков детей |
Чтение художественной литературы.
Повторное чтение художественной литературы.
Рассматривание иллюстраций.
Использование художественного слова
при проведении культурно-гигиенических
навыков (стихи, потешки).
Подвижная игра со словом.
Хороводные игры.
Пальчиковые игры.
Загадки, считалки, сговорки,
скороговорки |
Работа в книжном уголке
Рассматривание иллюстраций.
Рассматривание и обсуждение книг
Участие в разборе и систематизации книг
и картинок
Использование художественного слова
в игре
Игра, подражательные действия с дидактическими
игрушками
Игры-забавы.
Игра-драматизация.
Выставка и рассматривание
книг художников – иллюстраторов
Работа с фланелеграфом.
Игры с персонажами разных видов театра.
Дидактические игры.
Настольно-печатные игры.
Пальчиковые игры.
Работа в изо-уголке
Игра «Расскажи стихи руками»
Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»
«Книжкина неделя»
Игра:
-ролевая игра
- игра-драматизация
-режиссерская игра
Создание книг из рисунков детей |
Консультации,
рекомендации по чтению,
консультативные встречи
по запросам, проектная деятельность, открытые занятия,
досуги, праздники.
Участие:
- в создании выставки детской
литературы;
- в Дне открытых дверей;
- в «Книжкиной неделе»;
- в создании детской библиотеки в группе.
Участие в подборе литературы о мальчиках
и о девочках. |