Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 18:35, курсовая работа
Цель нашего исследования - подобрать комплекс сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие речи детей старшего дошкольного возраста.
Реализация данной цели потребовала решения следующих задач:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу.
2. Выявить особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста.
3. Провести диагностику развития речи детей старшего дошкольного возраста.
4. Подобрать комплекс сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие речи детей.
8.
Художественное слово.
«В гостях»
Цель. Игра учит эмоционально выражать чувство радости и •веселого настроения от общения с окружающими людьми.
Ход игры. Педагог сообщает детям о том, что все они сегодня пойдут в гости. День сегодня особенный. У зайчика, который живет у них в группе в кукольном уголке, день рождения. Он пригласил всех ребят к себе в гости.
Педагог предлагает детям приготовить для зайчика подарки. Зайчик любит морковку, капусту. Педагог подсказывает, что на день рождения можно подарить и цветы, и разноцветные шарики, и прочее. Все подарки дети складывают в корзинку.
Педагог предлагает ребятам посмотреть со стороны, как заинька готовится к приему гостей. Он берет в руки игрушку зайца и, читая стихотворение, готовит праздничный стол.
Все
сумею, все успею,
Все
сумею сделать.
Прежде чем на стол поставить Чтобы понял каждый гость:
Чашки
и конфетки,
Хорошо
бы постелить
Чистые
салфетки.
Зайчик приглашает детей к себе в избушку. Дети заходят, здороваются, а затем вместе с педагогом вручают заиньке подарки с поздравлением:
День рожденья — день веселья,
Всюду шутки, песни, смех,
И, конечно, любят гости
В этот день поздравить всех.
Зайка благодарит гостей за подарки и поздравление, Приглашает их за стол, зайка угощает их чаем с пирогом и конфетами. После угощения зайка предлагает гостям поиграть.
В
конце занятия педагог
«Детский сад»
Атрибуты: Куклы, кукольная мебель, одежда для кукол и детей, посуда
Цель: Формировать игровые действия (няня убирает комнату). Подбирать игрушки и атрибуты для игры. Объединяться по 2-3 ребенка для совместной игры развивать чувство симпатии к товарищам по игре, умение играть вместе.
Предварительная работа.
Экскурсия по детскому саду.
1. Наблюдение за работой няни.
2.
Экскурсия в медицинский
3. Знакомство с работой повара и его орудиями труда.
4.
Дидактические игры - «Маленький
братик куклы Маши», «Первый
день куклы в детском саду»,
«Покажем кукле картинки», «
5. Подготовка атрибутов к игре
6.
Распределение ролей между
7. Самостоятельная игра детей.
8. Художественное слово.
Вывод: Предложенный нами комплекс сюжетно-ролевых игр по способствовал решению проблемы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Применение сюжетно-ролевых игр позволяет не только научить детей правильно строить логико-грамматические конструкции, четко формулировать вопросы и ответы, но и развить речь ребенка старшего дошкольного возраста.
В
сюжетно-ролевой игре ребенок не
преследует другой цели, кроме как
играть, в то время как педагог
обучает его посредством игры
и удовлетворяет его потребность в игровых
действиях. В этом и заключается главная
особенность обучающей игры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На
основе анализа психолого-
Игра создаёт зону ближайшего развития детей, так как является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. В игровой деятельности особенно успешно развивается личность ребёнка, его интеллект, воля, воображение, общение и речь. Разнообразная направленность её содержания расширяет жизненный опыт дошкольников.
Сюжетно-ролевая игра – есть особая форма общения, сотрудничества, содружества, которая выводит интересы и возможности дошкольника на более высокий уровень – на уровень мыслящей, творческой личности. Наблюдения за поведением ребёнка во время игры очень многое может поведать педагогу об индивидуальности дошкольника и предоставить возможность направить воспитательные и обучающие усилия в нужное русло. Как отмечала Н.К.Крупская: «Игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания, игра для дошкольников – способ познания окружающих».
Благодаря сюжетно – ролевым играм у старших дошкольников развиваются коммуникативные умения и навыки, обогащается словарный запас, дающий возможность облечь в словесную форму мысль. Эти игры становятся формой собственного творчества ребёнка, а это обуславливает его развивающий эффект.
Нами были предложены мероприятия, направленные на развитие речи старших дошкольников:
В работе представлен комплекс сюжетно – ролевых игр, цель которых – соблюдение правил, развития речи, создание эмоционального настроения, умение распределять роли, строить сюжет и входить в роль.
В сюжетно – ролевой игре ребенок свободен, легко и непринужденно учится выстраивать диалог, монолог; логически выстраивать свою речь, эмоционально окрашивая её, тем самым повышает качество речи старшего дошкольника.
Предложенный комплекс сюжетно – ролевых игр может способствовать решению проблемы по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста.
Проделанная
нами работа позволила сделать вывод,
что игра в широком понимании рассматривается
нами как деятельность, мотив к которой
заложен в ней самой. Развивающий эффект
игры заключен в ней самой. Ее образно-символический
характер способствует развитию воображения,
наглядно-образного и интуитивного мышления.
Дети учатся оперировать символами, что
является предпосылкой развития логического
мышления. Эмоциональная насыщенность
и личностный смысл игрового воздействия
способствуют развитию эмоционального
восприятия мира, осознано ребенком себя
как индивидуума. Определению своего места
среди других. Однако игра, возникающая
по инициативе детей, не содержит внутренней
необходимости в овладении способами
действия с предметами и знаковыми средствами.
В ней любой результат может быть получен
с помощью символического действия с замещающими
или воображаемыми предметами. В игре,
как правило, не возникает потребности
в овладении новыми знаниями, способами
действий, т.е. потребности в специальном
обучении. Способы игровой деятельности
условны и символичны, ее результат –
воображаемый и не нуждается в оценке.
В сюжетно-ролевой игре игровые действия
направлены на воображаемую ситуацию,
действительность преобразуется с помощью
предметов-заместителей. Включение в игру
предметов-заместителей открывает возможности
для развития у детей символической функции
мышления. В сюжетно-ролевой игре дети
отражают социальные отношения взрослых.
Участвуя в совместных сюжетно-ролевых
играх, ребенок постепенно учится ориентироваться
во взаимоотношения людей, таким образом,
игра имеет решающее значение в его социальном
развитии. Поэтому неразумно «приспосабливать»
сюжетно-ролевую игру для решения дидактических
задач. Игра – деятельность, к ходе которой
происходит познание мира и развитие интеллекта
ребенка. [24, с.56]
21. Подласый И. П. Педагогика: Учебник. М.: Владос. – 1995.
23. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М «Просвещение» 1991.
24. Давидчук А.Н. Обучение и игра: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 168 с.
25. Дошкольное
воспитание. Ежемесячный методический
журнал Министерства
Информация о работе Развитие речи детей посредством сюжетно-ролевой игры