Развитие речи детей посредством сюжетно-ролевой игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 18:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашего исследования - подобрать комплекс сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие речи детей старшего дошкольного возраста.

Реализация данной цели потребовала решения следующих задач:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу.

2. Выявить особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста.

3. Провести диагностику развития речи детей старшего дошкольного возраста.

4. Подобрать комплекс сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие речи детей.

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)

      8. Художественное слово. 

        «В гостях»

      Цель. Игра учит эмоционально выражать чувство радости и •веселого настроения от общения с окружающими людьми.

      Ход игры. Педагог сообщает детям о том, что все они сегодня пойдут в гости. День сегодня особенный. У зайчика, который живет у них в группе в кукольном уголке, день рождения. Он пригласил всех ребят к себе в гости.

      Педагог предлагает детям приготовить для  зайчика подарки. Зайчик любит морковку, капусту. Педагог подсказывает, что на день рождения можно подарить и цветы, и разноцветные шарики, и прочее. Все подарки дети складывают в корзинку.

      Педагог предлагает ребятам посмотреть со стороны, как заинька готовится к приему гостей. Он берет в руки игрушку зайца и, читая стихотворение, готовит праздничный стол.

      Все сумею, все успею,                          Чашки, ложки ставлю в ряд,

      Все сумею сделать.                               Чай  готовлю для ребят.

      Прежде  чем на стол поставить            Чтобы понял каждый гость:

      Чашки и конфетки,                                Очень ему рады,

      Хорошо  бы постелить                           Я поставлю здесь цветы  —

      Чистые  салфетки.                                  Будет стол  нарядным.

      Зайчик  приглашает детей к себе в избушку. Дети заходят, здороваются, а затем  вместе с педагогом вручают заиньке  подарки с поздравлением:

      День  рожденья  — день веселья,      

      Всюду шутки,  песни,  смех,

      И,  конечно,  любят гости 

      В этот день поздравить всех.

      Зайка благодарит гостей за подарки и поздравление, Приглашает их за стол, зайка угощает  их чаем с пирогом и конфетами. После угощения зайка предлагает гостям поиграть.

      В конце занятия педагог напоминает ребятам о том, чтобы: они не забыли поблагодарить за угощение зайку и попрощаться с ним. 

      «Детский  сад»

      Атрибуты: Куклы, кукольная мебель, одежда для  кукол и детей, посуда

      Цель: Формировать игровые действия (няня убирает комнату). Подбирать игрушки и атрибуты для игры. Объединяться по 2-3 ребенка для совместной игры развивать чувство симпатии к товарищам по игре, умение играть вместе.

      Предварительная работа.

      Экскурсия по детскому саду.

      1. Наблюдение за работой няни.

      2. Экскурсия в медицинский кабинет.

      3. Знакомство с работой повара  и его орудиями труда.

      4. Дидактические игры - «Маленький  братик куклы Маши», «Первый  день куклы в детском саду»,  «Покажем кукле картинки», «Куклы  играют, поют, пляшут».

      5. Подготовка атрибутов к игре

      6. Распределение ролей между детьми.

      7. Самостоятельная игра детей.

      8. Художественное слово.

    Вывод: Предложенный нами комплекс сюжетно-ролевых игр по способствовал решению проблемы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Применение сюжетно-ролевых игр позволяет не только научить детей правильно строить логико-грамматические конструкции, четко формулировать вопросы и ответы, но и развить речь ребенка старшего дошкольного возраста.

     В сюжетно-ролевой игре ребенок не преследует другой цели, кроме как  играть, в то время как педагог  обучает его посредством игры и удовлетворяет его потребность в игровых действиях. В этом и заключается главная особенность обучающей игры. 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     На  основе анализа психолого-педагогической литературы выявили значимость сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие речи детей старшего дошкольного возраста.

     Игра  создаёт зону ближайшего развития детей, так как является ведущим видом  деятельности в дошкольном возрасте. В игровой деятельности особенно успешно развивается личность ребёнка, его интеллект, воля, воображение, общение и речь. Разнообразная направленность её содержания расширяет жизненный опыт дошкольников.

     Сюжетно-ролевая  игра – есть особая форма общения, сотрудничества, содружества, которая выводит интересы и возможности дошкольника на более высокий уровень – на уровень мыслящей, творческой личности. Наблюдения за поведением ребёнка во время игры очень многое может поведать педагогу об индивидуальности дошкольника и предоставить возможность направить воспитательные  и обучающие усилия в нужное русло. Как отмечала Н.К.Крупская: «Игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания, игра для дошкольников – способ познания окружающих».

     Благодаря сюжетно – ролевым играм у  старших дошкольников развиваются коммуникативные умения и навыки, обогащается словарный запас, дающий возможность облечь в словесную форму мысль. Эти игры становятся формой собственного творчества ребёнка, а это обуславливает его развивающий эффект.

           Нами были предложены мероприятия, направленные на развитие речи старших дошкольников:

  1. Наблюдения.
  2. Подобран комплекс сюжетно – ролевых игр, направленных на  развитие речевого уровня детей старшего дошкольного возраста.
  3. Разработана уровневая диагностика.
  4. Беседа.

       В работе представлен комплекс  сюжетно – ролевых игр, цель  которых – соблюдение правил, развития речи, создание эмоционального настроения, умение распределять роли, строить сюжет и входить в роль.

     В сюжетно – ролевой игре ребенок  свободен, легко и непринужденно  учится выстраивать диалог, монолог; логически выстраивать свою речь, эмоционально окрашивая её, тем самым повышает качество речи старшего дошкольника.

     Предложенный  комплекс сюжетно – ролевых игр  может способствовать решению проблемы по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста.

     Проделанная нами работа позволила сделать вывод, что игра в широком понимании рассматривается нами как деятельность, мотив к которой заложен в ней самой. Развивающий эффект игры заключен в ней самой. Ее образно-символический характер способствует развитию воображения, наглядно-образного и интуитивного мышления. Дети учатся оперировать символами, что является предпосылкой развития логического мышления. Эмоциональная насыщенность и личностный смысл игрового воздействия способствуют развитию эмоционального восприятия мира, осознано ребенком себя как индивидуума. Определению своего места среди других. Однако игра, возникающая по инициативе детей, не содержит внутренней необходимости в овладении способами действия с предметами и знаковыми средствами. В ней любой результат может быть получен с помощью символического действия с замещающими или воображаемыми предметами. В игре, как правило, не возникает потребности в овладении новыми знаниями, способами действий, т.е. потребности в специальном обучении. Способы  игровой деятельности условны и символичны, ее результат – воображаемый и не нуждается в оценке. В сюжетно-ролевой игре игровые действия направлены на воображаемую ситуацию, действительность преобразуется с помощью предметов-заместителей. Включение в игру предметов-заместителей открывает возможности для развития у детей символической функции мышления. В сюжетно-ролевой игре дети отражают социальные отношения взрослых. Участвуя в совместных сюжетно-ролевых играх, ребенок постепенно учится ориентироваться во взаимоотношения людей, таким образом, игра имеет решающее значение в его социальном развитии. Поэтому неразумно «приспосабливать» сюжетно-ролевую игру для решения дидактических задач. Игра – деятельность, к ходе которой происходит познание мира и развитие интеллекта  ребенка. [24, с.56] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЛИТЕРАТУРА

 
 
  1. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. пособие  для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». -  2-е изд. – М.: Просвещение, 1981. – 225 с.
  2. Выгодский Л.С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000 – 1008 с. (серия «Мир Психологии»)
  3. Игры и игровые упражнения для развития речи: Книга для воспитателя детского сада: из опыта рабаты / Под. ред. В.В. Гербовой. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1988. – 64 с.
  4. Толковый словарь живого великорусского языка / В.Даль т.2. И-О, 1991. – 779 с.
  5. Игра и дошкольник: Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. – М.: Санкт – Петербург. «Детство – Пресс» 2004. –105 с.
  6. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 6-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 416 с.
  7. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 3-е, переработанное.-244 с. - СПб.: Детство-Пресс, 2004.
  8. Речь. Речь. Речь. Книга для учителя / Под ред. Т.А. Ладыжинской. – М.: Педагогика, 1990. – 336 с.
  9. Мухина В.С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. Л.А. Венгера. -  2-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1985.-272 с.
  10. Игра дошкольника / Под редакцией С. Л. Новосёловой. -  М.:  «Просвещение» 1989. – 240 с.
  11. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 3-е изд. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научно психологическое исследование с элементами математической статистики. – 640 с.
  12. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 176 с.
  13. Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,  2003. – 308 с.                                                                                                                                                                                                                                                                                                      
  14. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях: (из опыта работы) / Сост. Е.Н. Тверитина, Л.С. Борсукова; Под. ред. М.А. Васильевой. – М.: «Просвещение», 1986. – 112 с.
  15. Тихеева Е.В. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Ф.А. Сохина. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 1981. – 159 с.
  16. Д.Б. Эльконин. Детская психология. – М.: Просвещение, 1971. – 328 с.
  17. Психология игры / Эльконин Д.Б. – М.: Педагогика, 1978. – 304 с.
  18. В.И. Ядэшко. Развитие речи детей от трех до пяти лет. – М.: Просвещение, 1966. – 96 с.
  19. Http://www.novygorod.ru/
  20. Http://www.logoped.ru/

21. Подласый И.  П. Педагогика: Учебник. М.: Владос. – 1995.

23. Миронова С.  А. Развитие речи дошкольников  на логопедических занятиях. М  «Просвещение» 1991.

24. Давидчук А.Н. Обучение и игра: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 168 с.

25. Дошкольное  воспитание. Ежемесячный методический  журнал Министерства Просвещения  РСФСР. Москва «Просвещение» №7. 1987.

  1. ISSN 0012-561Х. Дошкольное воспитание. 2001. № 4.1-128.
  2. ISSN 0012-561Х. Дошкольное воспитание. 2001. № 5.1-128.

Информация о работе Развитие речи детей посредством сюжетно-ролевой игры