Развитие речи у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 11:13, контрольная работа

Краткое описание

1. Речевые центры коры больших полушарий человека.
2. Рефлекторный характер речевой деятельности.
3. Значение речевых раздражителей в развитии высшей нервной деятельности ребенка.
4. Развитие речи у детей в различные возрастные периоды.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по анатомии.docx

— 30.01 Кб (Скачать файл)

Тема: « речь и ее развитие у детей».

 

 

контрольная.

 

 

 

план:

    1. Речевые центры коры больших полушарий человека.
    2. Рефлекторный характер речевой деятельности.
    3. Значение речевых раздражителей в развитии высшей нервной деятельности ребенка.
    4. Развитие речи у детей в различные возрастные периоды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Речевые центры коры больших полушарий человека.

Системы, обеспечивающие речь, могут быть разделены на две группы: периферические и центральные. К центральным относятся определенные структуры головного мозга, а к периферическим — голосовой аппарат и органы слуха . Все речевые анализаторы закладываться в обоих полушариях, но развиваться только с одной стороны (у правшей – слева, у левшей – справа.  Эта зона состоит из 3-х отделов.

Речедвигательный центр Брока — расположен в нижней части лобных извилин  — это двигательный центр мышц языка. При поражении моторного центра речи развивается моторная афазия— в этом случае человек понимает речь, но сам, увы,  говорить не может.

Сенсорный центр Вернике — расположен в височной зоне в задних отделах верхней височной извилины левого полушария— связан с восприятием устной речи. Задача этого центра – распознавание и хранение устной речи, как собственной, так и чужой.  При поражении возникает сенсорная афазия — человек не воспринимает устную речь, страдает произношение, так как нарушается восприятие собственной речи. Человек может говорить, излагать устно свои мысли, но не понимает чужой речи, и хотя слух  и сохранен — человек не узнает слов. Такое вот  состояние называется сенсорной слуховой афазией. Такой человек  часто много говорит (логорея), но речь его неправильная (аграмматизм), при этом наблюдается замена слогов и  слов (парафазии).

Центр опознания зрительно-слуховых образов,  отвечает  за запоминание слов. Люди с поражениями этого поля не помнят названия предметов. При этом они очень напоминают забывчивых людей, которым постоянно приходится подсказывать нужные слова. Такой человек, забыв название предмета, четко помнит его назначение и свойства,  поэтому долго описывает его качества, объясняет, что делают с этим предметом, но назвать его, хоть убей,  не может. Ну, например,   вместо слова «галстук» человек, глядя на него, говорит примерно следующее: «это то, что надевают на шею и завязывают специальным узлом, чтобы было красиво, когда идут в гости».

Центр восприятия письменной речи – располагается в зрительной зоне коры головного мозга.

На границе височной, теменной и затылочной долей находится центр чтения письменной речи, обеспечивающий распознавание и хранение образов письменной речи. Понятно, что поражения этого центра приводят к невозможности чтения и письма.

При повреждении этого центра зрение сохранится, но тут же наступит расстройство узнавания – так называемая зрительная агнозия. Такой человек, будучи абсолютно грамотным, не сможет прочесть написанное, и будет в состоянии признать знакомого человека только после того, как тот заговорит.

Таким образом, речевой процесс есть круговой процесс. Речевой круг образуют три мозговых речевых центра.

•центр Брока производит речь, управляя речевой мускулатурой,

•центр Вернике распознает собственную речь и речь других людей (слуховой центр речи),

•ассоциативный центр создает структуру фраз и предложений. Разрыв речевого круга в любой точке разрушает речевой процесс.

    1. Рефлекторный характер речевой деятельности.

Давно уже доказано экспериментально, что если человеку предложить мысленно представить себе какой-нибудь двигательный акт, тотчас же меняется функциональное состояние соответствующих мышц, их кровенаполнение, а нередко появляются и еле уловимые элементы этого акта. Нечто подобное происходит и в том случае, когда человек мысленно, т.е. про себя, произносит слова. Хотя в данном случае эфферентные импульсы и не влекут за собой слышимого слова, однако они вызывают как бы зачаточные движения в орган речи. Нередко в процессе размышления, очевидно под влиянием усиления эфферентных импульсов, работа органов речи становится ощутимой: можно обнаружить легкое движение языка, шевеление губ, а иногда дело доходит и до произношения слов. С физиологической точки зрения акт мышления, даже если он не сопровождается произношением слов, представляет собой сложный цепной рефлекс: эфферентные импульсы, поступающие в орган речи, вызывают в них те или иные изменения, что тотчас же приводит к ответным афферентным сигналам, которые, поступая в соответствующие участки коры больших полушарий, продолжают новые эфферентные импульсы. Речевые сигналы лежат в основе особого принципа, особой формы отражения действительности. Они могут не только заменять непосредственные сигналы, но и обобщать их, выделять и абстрагировать отдельные признаки и качества предметов и явлений, устанавливать их связи и взаимозависимость, а также процессы их становления и изменения. Именно эта система сигналов определяет важнейшие особенности высшей нервной деятельности человека и делает возможным «специально человеческое, высшее мышление» (Павлов), приводящее к безграничной ориентировки в окружающем мире, к развитию науки и ее практического отображения – техники. В период становления человека вторая сигнальная система, т.е. система речевых сигналов, сложившейся на основе первой сигнальной системы в процессе общественно-трудовой деятельности и стала самым постоянным регулятором в жизненных отношениях. Высшую нервную деятельность человека нельзя рассматривать, как состоящую из двух частей – животной (первосигнальной) и человеческой (второсигнальной). Высшая нервная деятельность человека едина. Не существует специфических речевых рецепторов, на которые действовали бы только второсигнальные (речевые) раздражители.

    1. Значение речевых раздражителей в развитии высшей нервной деятельности ребенка.

 С середины первого  года жизни у ребенка появляются  условные рефлексы на речевые  раздражители. В силу подражательного  рефлекса, ярко выраженного уже  в первые месяцы жизни, ребенок  начинает повторять мышечные  движения окружающих и звуки  их речи. Появляются первые речевые  шумы – глоточные, гортанные и  т.д. Каждый произносимый ребенком  звук вызывает у него афферентные  импульсы, как от органа слуха, так и от органов речи. Эти  импульсы достигают коры, становятся  сигналами, приобретающими важнейшее  значение в установлении речевых  условных связей. Речь ребенка  начинается с того момента, когда  произносимые им фонемы или  их комбинации приобретают значение  условных раздражителей, становясь  такими же сигналами непосредственных  раздражителей, как и слова, произносимые  окружающими. Возможность использования  словарного состава и грамматического  строя речи для построения  новых фраз объясняется резким  увеличением количества условных  связей, лежащих в основе речевой  функции мозга. Именно богатство  речевых условных связей, всегда  взаимодействующих между собой, создает возможность неограниченного  образования все новых и новых  их комбинаций. Хотя речевые стереотипы (например, стандартные, заученные обороты  речи) сохраняют свое значение  в течение всей жизни человека, однако наряду со словарным  составом языка они служат  лишь материалом для построения  осмысленной речи. У ребенка увеличение количества речевых условных связей, необходимые для правильного пользования речью в соответствии с конкретной ситуацией, происходит под влиянием слышимой речи.

    1. Развитие речи у детей в различные возрастные периоды.

Развитие речи ребёнка начинается с трёх месяцев. Это период активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно происходит процесс развития понимания речи. Сначала ребёнок начинает различать интонацию, а затем слова, обозначающие предметы и действия. При этом звуки усваиваются не изолированно, сами по себе, а в процессе постепенного овладения навыками произношения отдельных слов. На ранних этапах речевого развития слова произносятся ребёнком очень искажённо. Правильным произношением ребёнок овладевает постепенно.

Постепенно развивается пассивный и активный словарный запас. К 2 годам активный словарь насчитывает 250-300 слов. В то же время формируется и фразовая речь. Сначала это простые фразы из двух-трёх слов, постепенно к 3 годам фразовая речь усложняется. Активный словарь достигает 800-1000 слов. Речь уже становится полноценным средством общения.

а) 0 - 3 лет

С 3 до 9 месяцев ребёнок просто лепечет; как бы играет звуками и слогами; подражает звукам речи окружающих и в результате получаются первые слова. Слоги для ребёнка становятся целым словом - мама, папа, дада, дай, кс-кс, ав-ав, ам-ам и др.

От 9 мес. до 1 года словарь увеличивается и включает названия предметов, животных, игрушек; имена взрослых и детей. Ребёнок живо реагирует на обращённую к нему речь.

А к 1,5 годам ребёнок говорит фразы из двух-трёх слов. Активный словарь включает около 250 слов.

  б) 3 - 4 года

На протяжении 3-го года жизни в развитии ребёнка происходят значительные изменения. Очень увеличивается роль речи в поведении ребёнка. Все реакции этого возраста на окружающее связаны с речью. Ребёнок хорошо понимает смысл речи взрослых, относящейся к тому, что его непосредственно окружает. Быстро растёт словарь, он достигает 1000 слов. Ребёнок употребляет почти все части речи: существительные (кто? что?), глаголы (что делает?), прилагательные (какой?). Употребляет предлоги -- за, под, перед, в, на, у, с, к, и др. ( с папой; на стул; у яблочка) Ребёнок 3 лет начинает говорить распространёнными предложениями. Например, ребёнок 3-х лет говорит:" Договорились, сначала я морковку съем, а потом пойдём с тобой гулять". Или: "Мамочка, посмотри, какие красивые цветы тётя несёт!" Меняется характер общения со взрослыми и детьми: общение становится речевым! Ребёнок начинает мыслить: сравнивать (снег белый, как сахар); обобщать (яблоко красное и флажок красный); делать умозаключения (мальчики мамы не бывают...) Дети этого возраста становятся почемучками, то есть задают много вопросов (как, где, когда, а куда ). Умеют пересказывать (по вопросам) сказку или рассказик. Ребёнок использует суффиксальное словообразование: кошка - кошечка; заяц - зайчик, зайка и т.д.

3 года - момент интенсивного  развития связной речи. Переход  от ситуативной к контекстной  требует большой согласованности  в работе Ц.Н.С., речедвигательного механизма, внимания, памяти, произвольности и др. Некоторая рассогласованность в работе Ц.Н.С. в нейроэндокринной и сосудистой регуляции приводит к изменению поведения. Наблюдается упрямство, негативизм. Это определяет большую ранимость речевой системы. Могут возникнуть заикание, отставание речевого развития. Ребенок отказывается от речевого общения, дает протест на завышенные к нему требования. Если на этом этапе возникло заикание, то оно может быть обусловлено и возрастной неравномерностью созревания отдельных звеньев речевой функциональной системы и различных психических функций. Иногда их называют эволютивные, что означает связанные с возрастной фазой развития.

У детей 4-го года жизни широко используется разговорная форма речи. Увеличивается словарь, изложение связное. Предметы обьединяются по назначению: одежда, посуда, продукты, овощи, фрукты, т.д. Согласовываются правильно существительные и прилагательные (синее платье; синий шарик) или существительные и числительные (пять шариков, один шарик); правильно употребляются падежные окончания. Дети хорошо рассказывают или пересказывают.

в) 5 - 6 лет

К 5-6 годам речь грамматически и лексически в основном сформирована. У детей старшего дошкольного возраста связная речь достигает довольно высокого уровня. На вопросы ребенок отвечает достаточно точными, краткими или же развернутыми (если это необходимо) ответами. Развивается умение оценивать высказывания и ответы сверстников, дополнять или исправлять их. На шестом году жизни ребенок может довольно последовательно и четко составить описательные или сюжетные рассказы на предложенную ему тему. Однако дети все еще часто нуждаются в предшествующем образце воспитателя. Умение передавать в рассказе свое эмоциональное отношение к описываемым предметам или явлениям у них развито недостаточно.

У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня. Накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений. У детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.

г) 7 лет

Произносительная сторона речи ребенка седьмого года жизни достигает довольно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, четко и внятно произносит фразы; говорит громко, но в зависимости от ситуации может говорить тихо и даже шепотом; умеет изменять темп речи с учетом содержания высказывания, четко произносить слова, учитывая при этом нормы литературного произношения; пользуется интонационными средствами выразительности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

    1. Кабанов А. Н. и Чабовская А. П.-  « Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста.»  Учебник для дошкольных педучилищ. М., «Просвещение», 1969.
    2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. -М., 1999.
    3. Вацуро Э.Г. Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности. Москва: Учпедгиз, 1955 – 160с.
    4. Ушакова Т.Н., Павлова Н.Д., Зачелова Н.А. Речь человека в общении/ под редакцией В.Д. Шадрикова – Москва, 1989 – 192с.
    5. Кабаков А.Н. Физиология человека и животных. Нервная система и двигательный аппарат. Учебник для факультетов Естествознания педагогических институтов. Издание 2-е испр. и доп. Москва: Учпедгиз, 1963.
    6. Хрипкова, Антропова, Фарбер «Анатомия, физиология школьной  гигиены».- Просвещение,1990г.
    7. Бабский Е.Б., Зубков А.А. и др. Физиология человека. Москва, 1966 –655с.

 

 


Информация о работе Развитие речи у детей