Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2013 в 13:10, реферат

Краткое описание

Цель исследования: изучить теоретические основы развития связной речи в процессе игровой деятельности старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: Процесс развития связной речи у дошкольников.
Предмет исследования: игровая деятельность как средство развития связной речи.
Задачи исследования:
- изучить литературу по исследуемой теме;
- рассмотреть основные этапы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста;
- выявить особенности речевого развития связной речи у старших дошкольников;
- определить роль игровой деятельности в развитии связной речи у старших дошкольников.

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста.docx

— 39.82 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Тема данной курсовой работы выбрана не случайно, поскольку в  наши дни она является актуальной для современного дошкольного образования. Известно, что основные виды деятельности дошкольника – это игра и общение, следовательно, в рамках игрового общения, благодаря использованию словесных, сюжетно-ролевых, театрализованных и  других игр на занятиях в детских  дошкольных учреждениях происходит формирование и совершенствование  речевой деятельности ребенка.

Однако в практике работа детских садов есть недостатки. Между  пониманием воспитателем необходимости  развития связной речи дошкольников и недостаточным использованием для этого сюжетно-ролевой игры. Степень изученности данной проблемы в психолого-педагогической литературе достаточно высока. Ею занимались такие авторы как Е.А. Аркин, П.А. Рудик, Д.В. Менжерицкая, А.П. Усова, А.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и другие исследователи. Особенно хочется отметить работу Л.А Венгера. Психическое развитие в игре и подготовка детей к школе, в которой автор раскрывает значение игровой деятельности для умственного развития ребенка, роль игры для овладения новыми формами мышления необходимыми при обучении в школе. Однако вопрос о роли игровой деятельности в развитии связной речи дошкольников в работах данных исследователей изучен недостаточно.

Проблема исследования: Каково влияние игровой деятельности на развитии связной речи дошкольников.

Цель  исследования: изучить теоретические основы развития связной речи в процессе игровой деятельности старшего дошкольного возраста.

Объект  исследования: Процесс развития связной речи у дошкольников.

Предмет исследования: игровая деятельность как средство развития связной речи.

Задачи  исследования:

- изучить литературу по  исследуемой теме;

- рассмотреть основные этапы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста;

- выявить особенности речевого развития связной речи у старших дошкольников;

- определить роль игровой деятельности в развитии связной речи у старших дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 

  1. СОСТОЯНИЕ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕММЫ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ

 

1.1. Основные  этапы исследуемой проблемы развития  связной речи в теории и  практике дошкольного возраста

 

 

В современной педагогической практике наблюдается весьма противоречивая картина состояния обучения детей старшего дошкольного возраста связной речи. С одной стороны, во многих дошкольных образовательных учреждениях занижаются возможности детей от 4-х до 5-ти лет в овладении родным языком, обучение связной речи ограничивается только рамками диалога или пересказом хорошо знакомых сказок и рассказов, описанием отдельных предметов, с другой – неоправданно переносятся содержание, формы и методы обучения связной речи старших дошкольников в средние группы. Такой подход отражен и в ряде многочисленных вариативных программ.

Таким образом, наблюдается  противоречие между потребностями  массовой практики в методике формирования связности речи детей среднего дошкольного  возраста и ее недостаточной разработанностью.

В настоящее время существует относительно устоявшееся отделение  эгоцентрической речи от "Речи для себя" (private speech) как другого феномена речевого развития ребенка. Понятие эгоцентрической речи связано с эгоцентрическим характером интеллектуальной позиции ребенка, неспособного учитывать точку зрения слушающего. "Речь для себя" образуют высказывания, не имеющие намеренной коммуникативной направленности, не адресованные кому-либо и не предполагающие знаков понимания со стороны слушающего. "Речь для себя" полифункциональна: в некоторых случаях может служить средством непрямого обращения ко взрослому в целях привлечения его внимания; основная ее функция связана с регуляцией деятельности самого ребенка – созданием плана отображения в речи собственных действий, планирования собственных действий. Роль "Речи для себя" в психическом развитии ребенка состоит в соотнесении формирующихся значений слов с предметным содержанием действий.

Развитие речи проходит три  этапа[21, с. 17].

1. Довербальный – приходится на первый год жизни. В этот период в ходе довербального общения с окружающими складываются предпосылки развития речи. Ребенок не умеет говорить. Но складываются условия, обеспечивающие овладение речью ребенком в последующем. Такими условиями является формирование избирательной восприимчивости к речи окружающих – предпочтительное выделение ее среди других звуков, а также более тонкая дифференцировка речевых воздействий по сравнению с другими звуками. Возникает чувствительность к фонематическим характеристикам звучащей речи. Довербальный этап развития речи завершается пониманием ребенком простейших высказываний взрослого, возникновением пассивной речи.

2. Переход ребенка к активной речи. Он приходится обычно на 2 год жизни. Ребенок начинает произносить первые слова и простейшие фразы, развивается фонематический слух. Большое значение для своевременного овладения ребенком речью и для нормального темпа ее развития на первом и втором этапах имеют условия общения со взрослым: эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, деловое сотрудничество между ними и насыщенность общения речевыми элементами.

3. Совершенствование речи как ведущего средства общения. В ней все точнее отражаются намерения говорящего, все точнее передается содержание и общий контекст отражаемых событий. Происходит расширение словаря, усложнение грамматических конструкций, четче становится произношение. Но лексическое и грамматическое богатство речи у детей зависит от условий их общения с окружающими людьми. Они усваивают из слышимой ими речи только то, что необходимо и достаточно для стоящих перед ними коммуникативных задач.

Так, на 2-3 году жизни происходит интенсивное накопление словаря, значения слов становятся все более определенными. Ко 2 году дети овладевают единственным и множественным числом и некоторыми падежными окончаниями. К концу 3 года ребенок владеет набором  примерно из 1000 слов, к 6-7 годам - из 3000-4000 слов.

К началу 3 года у детей  формируется грамматический строй  речи. К концу дошкольного возраста дети практически владеют почти  всеми законами словообразования и  словоизменения. Ситуативность речи (отрывочность и понятность лишь в  конкретных условиях, привязанность  к наличной ситуации) становится все  менее выраженной. Появляется связная  контекстная речь – развернутая и грамматически оформленная. Однако элементы ситуативности еще долго присутствуют в речи ребенка: она изобилует указательными местоимениями, в ней много нарушений связности. В школьные годы ребенок переходит к сознательному овладению речью в процессе обучения. Усваиваются письменная речь, чтение. Это открывает дополнительные возможности для дальнейшего развития лексической, грамматической и стилистической сторон речи - как устной, так и письменной.

 

1.2. Особенности  развития связной речи детей  дошкольного возраста

 

 

Прежде чем приступить к рассмотрению особенностей формирования связной речи детей дошкольного  возраста, обратимся к анализу  литературных источников и попытаемся собрать возможный спектр определений  связной речи.

С.В. Алабужева под связной  речью понимает развернутое изложение  определенного содержания, которое  осуществляется логично, последовательно, точно, правильно и образно. Это  показатель общей речевой культуры человека [2].

А.М. Бородич считает, что  связная речь – это смысловое  развернутое высказывание (ряд логически  сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и понимание людей [3].

Согласно исследованиям, Л.С. Выготского связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи –  это связность мыслей. В связной  речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития [5].

По мнению А.В. Текучева, под  связной речью в широком смысле слова следует понимать любую  единицу речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и  служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам  логики и грамматического строя  данного языка единое целое [29].

Как отмечает О.С. Ушакова, связная  речь – это речь, которая требует  обязательного развития таких качеств, как связность, целостность, которые  тесно связаны между собой  и характеризуются коммуникативной  направленностью, логикой изложения, структурой, а также определенной организацией языковых средств [27].

Взгляд на проблему связной  речи в том виде, как она представлена в литературе, дает нам основание  говорить, что от уровня овладения  связной речью во многом будет  зависеть успешное обучение ребенка  в школе, умение общаться и адаптироваться к условиям жизни. Так как в  ряде педагогических концепций основу связной речи составляет интеллектуальная деятельность передачи или приема сформированной и сформулированной мысли, направленной на удовлетворение коммуникативно-познавательных потребностей людей в ходе общения.

Существуют две формы  связной речи – диалогическая  и монологическая. Каждая из них  имеет свои особенности.

Л.П. Якубинский считает, что  диалог – это сравнительно быстрый  обмен речью, когда каждый компонент  обмена является репликой и одна реплика  в высшей степени обусловлена  другой, обмен происходит вне какого-нибудь предварительного обдумывания; компоненты не имеют особой заданности, в построении реплик нет никакой предумышленной связности и они в высшей степени  кратки [32].

О.С. Ушакова утверждает, что диалогическая речь является первичной естественной по происхождению  формой языкового общения. Она состоит  из обмена высказываниями, для которых  характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения. При этом особую роль играет мимика, жесты, интонация, которые могут изменять значение слова. Диалог характеризуется сменой высказываний двух или нескольких (полилог) говорящих на одну тему, связанную  с какой-либо ситуацией [27].

По мнению А.Р. Лурия диалог, как форма речи, состоит из реплик (отдельных высказываний), из цепи последовательных речевых реакций; он осуществляется или в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников речевого общения. Диалог опирается на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знание предмета, о котором идет речь [29].

О.С. Ушакова считает владение связной монологической речью высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Монолог по мнению автора вбирает  в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического  строя и происходит в тесной связи  с развитием всех сторон речи –  лексической, грамматической, фонетической [27].

А.А Леонтьев, сопоставляя  особенности диалогической и  монологической речи, раскрывает особенности  последней и отмечает такие ее черты. Монологическая речь – это  относительно развернутый вид речи, так как мы вынуждены не только назвать предмет, но и описать  его. Монологическая речь является активным и произвольным видом речи (говорящий  должен иметь содержание и уметь  в порядке произвольного акта построить на основе внеречевого  содержания свое высказывание). Наконец, А.А.Леонтьев отмечает, что это организованный вид речи (каждое высказывание говорящий  заранее планирует или программирует). Поэтому, подчеркивает ученый, эти особенности  монологической речи показывают, что  она требует специального речевого воспитания [28].

О.А. Нечаева, Л.А. Долгова  и др. выделяют ряд разновидностей устной монологической речи или «функционально-смысловые» типы. В старшем дошкольном возрасте основными видами, в которых осуществляется монологическая речь, являются описание, повествование и рассуждение [29].

Описание – это специальный  текст, который начинается с общего определения и названия предмета или объекта; затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или высказывающая  отношение к нему. Описание отличается статичностью, нежесткой структурой, позволяющей варьировать, переставлять местами его компоненты. Обучение построению текстов-описаний поможет  сформировать у детей элементарные представления о структуре и  функциях описательного текста.

Повествование – сообщение  о фактах, находящихся в отношениях логической последовательности. В повествовании  сообщается о каком-либо событии, которое  развивается во времени, содержит «динамику». Структура повествования – начало, середина, конец (завязка, кульминация, развязка) – должна быть выдержана  четко. Работа над формированием  представлений о структуре повествования  развивает у детей умение анализировать  структуру художественного текста и переносить усвоенные навыки в  самостоятельное словесное творчество.

Рассуждение – особый вид  высказывания, отражающий причинно-следственную связь каких-либо явлений (фактов). В  структуру монолога-рассуждения  входят: тезис (начальное предложение), доказательство выдвинутого положения  и вывод, который из него следует. В таком виде высказывания у детей  развиваются умения рассуждать, логически  мыслить, объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказанное.

Приведенные виды высказываний могут встречаться в связанных  текстах дошкольников в контаминированном (смешанном) виде, когда элементы описания или рассуждения включаются в  повествование и наоборот [28].

Особенности развития связной  речи детей дошкольного возраста рассматриваются в трудах О.С. Ушаковой, А.А. Леонтьева, Ф.А. Сохина, Е.М. Струниной, А.М Леушиной, В.В. Гербовой, А.М. Бородич  и др.

А.М. Бородич считает, что  развитие связной речи, изменение  ее функций являются следствием усложняющейся  деятельности ребенка и зависит  от содержания, условий, форм общения  с окружающими. Речь развивается  параллельно с развитием мышления, они неразрывно связаны друг с  другом [3].

Как отмечает А.М. Леушина, к  двум годам речь ребенка становится основным средством общения его  с окружающими, т. е. начинает формироваться  ее коммуникативная функция. Но речь ребенка отрывна, экспрессивна и  по своему характеру ситуативна. Заметно  растет словарь, который к двум годам  достигает 200 слов. Развивается понимание  речи, а также речь частично регулирует поведение ребенка (он адекватно  реагирует на слова «можно», «нельзя»).

Информация о работе Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста