Развитие связной
речи у детей с нарушением речи
Развитие связной речи
является важнейшей задачей в
овладении ребенком родным языком.
Это объясняется рядом обстоятельств.
Во – первых, в связной речи
реализуется основная функция
языка и речи – коммуникативная.
Во-вторых, в связной речи наиболее
ярко выступает взаимосвязь умственного
и речевого развития ребенка.
В-третьих, в связной речи отражены
все другие задачи речевого
развития: формирование грамматического
строя речи, словаря, фонетической
стороны. В ней проявляются все
достижения ребенка в овладении
родным языком. Полноценное овладение
связной речью рассматривается
как стержень формирования личности
ребенка. В формировании связной
речи особенно отчетливо выступает
связь развития речи и интеллекта.
Связная речь – это речь
содержательная, логичная, последовательная,
организованная. Чтобы связно рассказать
о чем-нибудь, нужно ясно представлять
объект рассказа, уметь анализировать.
Отбирать основные признаки, устанавливать
различные отношения (причинно-следственные,
временные) между предметами и
явлениями. Кроме того, необходимо
уметь подбирать наиболее подходящие
для выражения данной мысли
слова, уметь строить простые
и сложные предложения и связывать
их различными способами связей.
Одним из средств
развития связной речи являются
серии сюжетных картин. Использование
серий сюжетных картин, объединенных
общим сюжетом, способствует формированию
у детей умений развивать сюжетную
линию, придумывать к рассказу
название, соответствующее его содержанию,
соединять отдельные предложения
и части высказывания в повествовательный
текст. Дети учатся рассказывать
в определенной последовательности,
логически связывая одно событие
с другим, овладевают структурой
повествования, в котором есть
начало, середина и конец.
Наглядность является одним
из необходимых условий развития грамотной
связной речи ребенка. Картины раздвигают
поле непосредственного наблюдения. Образы,
представления, ими вызываемые, конечно,
менее ярки, чем те, которые дает реальная
жизнь, но, во всяком случае, они несравненно
более ярки и определенны, чем образы,
вызываемые голым словом. Видеть жизнь
во всех ее проявлениях собственными глазами
нет никакой возможности. Потому-то картины
так ценны и значение их так велико.
Рассматривание сюжетных картин
преследует тройную цель:
- упражнение способности к наблюдению;
- поощрение сопутствующих наблюдению
интеллектуальных процессов (мышления,
воображения, логического суждения);
- развитие языка ребенка.
Занятиям с детьми
по сюжетным картинкам принадлежит
в методике развития речи детей
первенствующее место. При выборе
сюжетных картин в целях обогащения
представлений, понятий и развития
языка следует соблюдать строгую
постепенность, переходя от доступных,
простых сюжетов к более трудным
и сложным.
По своему содержанию
картина должна соответствовать
возрасту детей и уровню их
развития, но она достигает своего
назначения только тогда, когда
предоставляет простор для расширения
их умственного кругозора и
для увеличения запаса слов. Дети
проявляют исключительную любовь
к картинам: они напоминают им
виденное, ими лично пережитое, возбуждают
их воображение. Этой любовью
следует широко пользоваться
для развития наблюдательности,
ясности мышления и языка детей.
Очень важно учить детей видеть
не только то, что изображено
на картине, но и воображать "додумывать"
предыдущие или последующие события.
Исходя из этого, можно
сделать вывод, что обучение детей
рассказыванию по серии сюжетных
картин следует начинать с
первого класса проходя путь
от простого к более сложному.
Методы и приемы обучения
дошкольников рассказыванию по серии
сюжетных картин
В работе с детьми
при обучении рассказыванию по
серии сюжетных картин применяются
ряд методов и приемов обучения.
Наглядные методы. Картины являются наглядными объектами
обучения, дети рассматривают их как в
процессе занятий, так и в повседневной
жизни. Рассматривание картин является
опосредованным наглядным методом и применяется
и для вторичного ознакомления с объектом,
и закрепления полученных во время наблюдения
знаний, и формирования связной речи.
Словесные методы. При рассматривании серий сюжетных картин
используется метод беседы.
Практические методы – обучить детей на практике применять
полученные знания, помогать усваивать
и совершенствовать речевые умения и навыки.
Практические методы носят чаще всего
игровой характер. Дидактическая игра
– универсальный метод закрепления знаний
и умений. Она используется для решения
всех задач развития речи.
Каждый метод представляет собой
совокупность приемов, служащих для решения
дидактических задач (ознакомить с новым,
закрепить умение или навык, творчески
переработать усвоенное).
Прием – это элемент метода.
В настоящее время методика развития речи,
как и общая дидактика, не располагает
устойчивой классификацией приемов. Прежде
всего, их можно разделить по роли наглядности
и эмоциональности на словесные, наглядные,
игровые.
Рассматривая картины,
дети учатся составлять небольшие
рассказы и подводятся к составлению
рассказов из личного опыта (по
аналогии с содержанием картины).
Рассказывание по сюжетным картинам
проводится сначала по вопросам, затем
в совместном рассказывании со взрослым,
а после этого и самостоятельно. Эти виды
рассказывания предполагают обучение
разным типам высказывания: описанию,
повествованию и некоторым компонентам
рассуждения.
Продолжается формирование
навыков повествовательной речи,
для чего детям даются схемы составления
совместного рассказа – тем самым они
глубже осознают структуру, т.е. композиционное
строение связного высказывания (начало,
середина, конец). Сначала закрепляется
представление о том, что рассказ можно
начинать по-разному ("Однажды...",
"Как-то раз...", "Дело было летом..."
и т.п.). Логопед, давая зачин рассказу,
предлагает ребенку наполнить его содержанием,
развить сюжет ("Как-то раз... собрались
звери на полянке. Стали они... Вдруг... Взяли
звери... И тогда...".) Заполнение схемы
помогает ребенку закрепить представления
о средствах связи между предложениями
и между частями высказывания.
Необходимо учить детей включать
в повествование элементы описания, диалоги
действующих лиц, разнообразить действия
персонажей, соблюдать временную последовательность
событий.
В методике развития
речи выделяется несколько видов
рассказов детей по картине.
1. Описание предметных
картин – это связное последовательное
описание изображенных на картине
предметов или животных, их качеств,
свойств, действий образа жизни.
2. Описание сюжетной картины
– это описание изображенной
на картине ситуации, не выходящей
за пределы содержания картины.
3. Рассказ по последовательной
сюжетной серии картин. По существу
ребенок рассказывает о содержании
каждой сюжетной картинки из
серии, связывая их в один рассказ.
Дети учатся рассказывать в
определенной последовательности,
логически связывая одно событие
с другим, овладевают структурой
повествования, в котором есть
начало, середина, конец.
4. Повествовательный рассказ
по сюжетной картине (условное
название), по определению К. Д. Ушинского,
"рассказ, последовательный во
времени". Ребенок придумывает
начало и конец к изображенному
на картине эпизоду. От него
требуется не только осмыслить
содержание картины и передать
его в слове, но и с помощью
воображения создать предшествующие
и последующие события.
5. Описание пейзажной картины
и натюрморта, навеянное настроением,
часто включает элементы повествования.
Развитие связной речи является
одной из центральных задач речевого воспитания
детей. Необходимо научить каждого ребенка
содержательно, грамматически правильно,
связно и последовательно излагать свои
мысли. Речь школьника должна быть живой,
эмоциональной, выразительной.
Методика логопедической
работы по серии сюжетных картин:
Составление рассказов
по картинкам способствует уточнению
значений известных ребенку слов
и усвоению новых. Новые слова
запоминаются не механически, а
в процессе их активного использования.
В ходе работы над рассказами
по серии картинок дети овладевают
навыками диалогической речи. Серии
картинок помогают ребенку разобраться
в последовательности событий. Если
в начале занятия логопед посредством
вопросов направляет внимание
ребенка на процесс развертывания
действия, то затем ребенок сам
научается выделять основные
моменты в содержании рассказа.
Некоторые приемы
работы с сюжетными картинками:
- Установление последовательности
серии.
- Отобрать из нескольких картинок
те, которые иллюстрируют прочитанный
рассказ.
- Восстановить последовательность
событий по памяти (рассказ был прочитан
ранее, дети должны вспомнить события
рассказа и разложить последовательно
картинки).
- Определить, какой картинки
не хватает (необходимо выложить картинки,
кроме одной; дети должны догадаться, чего
не хватает и рассказать; и тогда выкладываем
недостающую картинку).
- Найти лишнюю картинку.
- Распутать две сюжетные линии
про одного главного героя.
- Подобрать к сюжетной картинке
отдельные предметные изображения.
- Использовать семантические
абсурды (найти несоответствие между текстом
рассказа и картинками).
Я предлагаю вам
посмотреть один из конспектов
по обучению составления рассказов
по серии сюжетных картинок.