Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 21:24, реферат
Эпоха Возрождения(XV-XVII вв) в Европе. В это время зарождаются гуманистические тенденции в области медицины, когда врачи посещают монастыри и тюрьмы, ведут наблюдение за душевнобольными, пытаясь осмыслить и оценить это психическое состояние человека. Так, в начале XVII столетия профессор медицины Феликс Платтер (1537-1614) в г. Базеле впервые осуществляет классификацию душевнобольных, в основе которой характеристика различных нарушений интеллекта, эмоций, физического состояния больных.
Развитие специальной педагогики
Развитие специальной педагогики за рубежом
Отечественные научные исследования в области специальной педагогики
Развитие специальной педагогики за рубежом
Эпоха Возрождения(XV-XVII
вв) в Европе. В это время зарождаются
гуманистические тенденции в
области медицины, когда врачи
посещают монастыри и тюрьмы, ведут
наблюдение за душевнобольными, пытаясь
осмыслить и оценить это
Педагог, философ, славянский
ученый Ян Амос Коменский (1592-1670) впервые
с педагогической точки зрения рассматривает
взаимосвязь интеллектуального
развития ребенка и его поведения.
Он выделил шесть типов детей,
отличающихся друг от друга степенью
умственного развития и особенностями
характера. Он считал, что ученики
с острым умом и стремлениями к
знаниям, но необузданные и упрямые,
которых в школе считают
Медико-клиническая
линия характеристики отклонений в
умственном развитии ребенка представлена
исследованиями врачей-психиатров. Французский
врач Филипп Пинель (1745-1826) дает классификацию
душевных болезней, на основе которой
тупоумие и идиотия стали
Медицинскую линию
изучения природы и сущности слабоумия
продолжил Жан-Этьен-Доминик
Вторая половина XIX и начало XX в. ознаменовались тем, что наряду с клиническим изучением глубоких форм умственной отсталости стали обращать внимание и на легкие формы слабоумия. С расширением сети школьного образования все острее вставала проблема неуспеваемости учащихся с отклонениями в умственном развитии, так как они не справлялись с программами народных школ. Учеников отчисляли из школы, они оказывались на улице, пополняли ряды антисоциальных элементов. Поэтому изучение слабоумных детей рассматривается не только как медицинская, но и как социальная проблема, как средство предупреждения социальной запущенности молодежи.
Вопросами изучения
этиологии и анатомо-
Бельгийский психиатр Жан Демор (1867-1941) впервые отграничивает причины умственного отставания по патологическим признакам нарушения развития организма ребенка от причин внешних (социально-педагогических), зависящих от условий воспитания ребенка. По этиологии он разделяет отсталых детей на детей медицински и педагогически отсталых. К медицински отсталым он относит тех, чье отставание в развитии связано с патологическими факторами (проявившимися в утробном периоде или раннем детстве). К педагогически отсталым относит тех, кто в раннем детстве не получил должного воспитания в семье, кто перенес какие-либо болезни в раннем возрасте или стал жертвой плохих методов воспитания в школе.
Педагогический подход в деле помощи детям с недостатками в развитии и поведении, в деле обучения и воспитания детей с аномалиями в развитии интеллекта формируется в конце XVIII - начале XIX в. За его реализацию выступают как педагоги, так и врачи, общественные деятели.
Первые попытки обучения детей с легкими формами отсталости в специальных учебных заведениях принадлежат Иоганну Генриху Песталоцци (1746-1827), известному швейцарскому педагогу. В 1774 г. в швейцарском городе Нейгофе он организовал приют для детей, который назвал "Учреждение для бедных". Им были обоснованы принципы работы с "тупоумными": посильность в обучении, использование дидактических материалов, сочетание умственного и физического труда, соединение обучения с производительным трудом.
Сторонником медико-педагогического
подхода в обучении и воспитании
умственно отсталых детей выступил
известный французский психиатр
Жан Итар (1775-1838), который с помощью
методов, основанных на развитии чувств
(физиологическое обучение), попытался
из одичавшего мальчика (авейронский
дикарь) воспитать человека. Итару
не удалось добиться желаемых результатов,
но он определил путь развития глубоко
умственно отсталых детей - развитие
с помощью тренировочных
В связи с необходимостью
дифференциации содержания обучения в
зависимости от психических возможностей
и способностей детей выделяется
психолого-педагогическое направление
в работе с аномальными детьми.
В первой четверти XX в. французский
педагог Жан Филипп и врач Поль
Гонкур, изучая школьников с психическими
аномалиями, пришли к выводу, что
критерием их ненормальности является
неспособность обучаться
На рубеже веков известный итальянский педагог Мария Монтессори (1870-1952) создает ортофеническую школу для отсталых детей, где применяет систему сенсомоторного воспитания слабоумных детей как основу лечебной педагогики. В разработке основ новой научной педагогики М. Монтессори опиралась на сочетание ее с антропологией, психологией и медициной.
К началу XX в. в медицине, педагогике, психологии был накоплен обширный опыт по характеристике умственно отсталых детей, по классификации различных ее проявлений, которые отличались неоднозначностью, разноплановостью, многообразием подходов и трактовок. Требовалась унификация в решении проблемы, поиск ведущего признака умственного развития ребенка, который можно было бы выразить с помощью числовых показателей. Так появилось психометрическое направление в изучении интеллектуальной недостаточности - система измерения умственных и других способностей ребенка с помощью метода тестов.
Французский психолог
Альфред Бине (1857-1911) и врач-психиатр
Томас Симон разработали
Таким образом, история зарубежной дефектологии и олигофренопедагогики характеризует основные направления в развитии коррекционной педагогики, показывает этапы ее становления, ведущие тенденции в разработке проблем выявления, предупреждения и преодоления отклонений в развитии и поведении детей и подростков, этиологию аномального развития ребенка, ее зависимость от социально-биологических условий и психобиологических причин, раскрывает картину титанической работы врачей, педагогов, психологов, общественных деятелей в разработке ведущих проблем коррекционной педагогики
Отечественные научные исследования в области спец. пед
История российской
дефектологической науки и
Всеволод Петрович
Кащенко (1870-1943) - известный педагог,
талантливый организатор
В России, так же как и за рубежом, был период увлечения психометрией - изучением личности ребенка с помощью тестов. Григорий Иванович Россолимо (1860-1928), известный невропатолог, в начале века предложил свой оригинальный метод, который получил название "метод психологических профилей", по которому в отличие от европейских психометрических методик предлагалось исследовать восемь основных способностей ребенка: стойкость памяти, быстроту запоминания, толкование рисунков, обнаружение нелепостей, способность комбинировать, состояние моторики, воображение, наблюдательность. Методика была интересной, давала богатый материал для педагогов и психологов, но как любой метод тестов имела недостатки: искусственность условий проведения, статичность, громоздкость в подведении итогов исследования.
Большой вклад в
отграничение форм психического недоразвития
от детских неврозов и психозов,
от тех форм ненормальности, которые
являются следствием соматической ослабленности
ребенка или неблагоприятных
условий жизни и их воспитания
внес известный психиатр Георгий
Яковлевич Трошин (1874-1938). Он в своих
взглядах на слабоумие исходил из
того, что законы развития детей
как нормальных, так и ненормальных
идентичны, имеют одну и ту же природу.
В то же время исследователи как
в России, так и за рубежом все
более убеждались в том, что типологию
слабоумия дать только на основе этиологических
и анатомо-физиологических
Советская дефектологическая
наука попыталась найти комплексное
решение проблемы отклоняющегося развития
и поведения детей и
Вместе с тем
в 60-70-е гг. нашего столетия в дефектологии
(коррекционной педагогике), как
и во многих других отраслях научных
знаний, были сделаны существенные
шаги по активизации специальных
исследований, разработке новых подходов
в современной коррекционно-
Психоневрологи Г.Е. Сухарева и М.С. Певзнер провели глубокое клиническое исследование умственно отсталых детей. Г.Е. Сухарева (1892-1981) разработала систематику олигофрении, которая учитывала время и причины повреждения нервной системы. В рамках дифференциальной диагностики олигофрении ею было проведено отграничение олигофрении от задержек темпа развития, от патологий речи и иных состояний, которые характерны для нарушений не олигофренического характера.
М.С. Певзнер (1901-1991)
разработала классификацию
В последние годы
проблема коррекционной педагогики
значительно расширилась, захватив
сферу не только специальных школ,
но и специальных классов, отдельных
групп детей в
Не менее глубоко
прорабатываются вопросы
Таким образом, коррекционная педагогика наряду с сугубо дефектологическими проблемами, связанными с ярко выраженными аномалиями и дефектами, все чаще обращается к вопросам на стыке нормы и патологии, к тем детям, которые входят в группу риска, которые уже как бы не являются объектом общей педагогики и психологии, но еще не стали и объектом специальной психологии и педагогики.
Информация о работе Развитие специальной педагогики за рубежём