Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 17:46, реферат
Найду ли я ответы на все эти вопросы? Думаю, да! Но я уверена, что пройдет время, и тогда передо мной встанут новые задачи. Наша профессия отличается тем, что мы должны успевать за временем. Тем не менее, я знаю точно, что, не взирая на время, я буду проносить через свою педагогическую деятельность мысль Л.Н. Толстого «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».
Моя педагогическая философия…………………………………..……с 2
Введение………………………………………………………..………...с 5
3. Глава I: Проблема развития у младших школьников
творческих способностей в процессе изобразительной
деятельности во внеурочное время.
Общая характеристика творческих способностей
младших школьников…………………………………………………….с 7
1.2. Опыт воспитания у младших школьников творческих
способностей в процессе образования………………………………….с 9
4. Глава II: Опытно - экспериментальная работа по
развитию у младших школьников творческих
способностей в процессе изобразительной
деятельности во внеурочное время.
2.1.Цель, задачи и организация экспериментальной работы
по развитию творческих способностей у младших
школьников в процессе изобразительной деятельности
в кружке « Роспись по дереву и фарфору»……………………….…..с 12
2.2. . Педагогические условия развития у младших
школьников творческих способностей в процессе
изобразительной деятельности во внеурочное время…………...……с 17
2.3. . Анализ результатов опытно –
экспериментальной работы по развитию у младших школьников творческих способностей в процессе изобразительной деятельности
во внеурочное время……………………………………………………с 22
Заключение……………………………………………….…..………с 24
Литература…………………………………………………..…...…..с 26
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА г. ВЕРХНЕУРАЛЬСКА
Развитие творческих способностей младших школьников в процессе изобразительной деятельности во внеурочное время.
Выполнила:
Александрова Ю.С.
Верхнеуральск 2010
Содержание
3. Глава I: Проблема развития у младших школьников
творческих способностей в процессе изобразительной
деятельности во внеурочное время.
младших школьников……………………………………………………
1.2. Опыт воспитания у младших школьников творческих
способностей в процессе образования………………………………….с 9
4. Глава II: Опытно - экспериментальная работа по
развитию у младших школьников творческих
способностей в процессе изобразительной
деятельности во внеурочное время.
2.1.Цель, задачи и организация экспериментальной работы
по развитию творческих способностей у младших
школьников в процессе изобразительной деятельности
в кружке « Роспись
по дереву и фарфору»……………………….
2.2. . Педагогические условия развития у младших
школьников творческих способностей в процессе
изобразительной деятельности во внеурочное время…………...……с 17
2.3. . Анализ результатов опытно –
экспериментальной работы по развитию у младших школьников творческих способностей в процессе изобразительной деятельности
во внеурочное время……………………………………………………с 22
«Моя педагогическая философия»
Прошло чуть больше пяти лет! Нет, не прошло, а пролетело! Мне нравится моя работа. Многие спрашивают: «А что там может нравиться, вы относитесь к дополнительному образованию и всё такое?», да может мы и дополнительное, за то ребята приходят в Дом детского творчества добровольно, сами, по собственному желанию и это, я считаю, большой плюс. Они готовы к творческим делам и порой делают такие замечательные работы, когда и не подумаешь, что это сделал ребенок восьми лет.
Самое интересное - готовиться к урокам: придумывать для малышей из начальной школы что-нибудь сказочное, искать для ребят чуть по - старше что-то новое (они ведь подчас знают больше нас). Мне нравится начинать урок с улыбки, доброжелательным и теплым приветствием. Это помогает и мне, и ребятам быстрее настроиться на работу. Как иногда удивляют малыши своими мудрыми рассуждениями! Как тщательно Ожерельева Алена готовится к моему уроку, придумывает вопросы по теме и ищет ответы на них, а потом задает мне эти вопросы на уроке. Она научила меня быть всегда готовой к непредвиденным ситуациям, к неожиданным вопросам моих почемучек. А как поначалу было нелегко с ребятами по - старше! Порой на уроках они задавали такие каверзные вопросы, а потом с интересом наблюдали, как же я на них отвечу, будто проверяли меня. Но сейчас они ко мне прислушиваются. Думаю, я выдержала проверку.
Для меня до сих пор все в новинку: каждый урок как частичка большой мозаики. Постепенно, очень медленно, складывается картинка моей педагогической философии. Что будет на этой картине?
На сегодня я поняла: нужно учить всех, обучая каждого. А все мои ученики такие разные! Чтобы найти подход к каждому, понять, как учить именно этого ребенка, нужно сначала изучить его. Я наблюдаю за ребятами во время урока и на перемене, пытаюсь понять, что интересно каждому из них, какие задания им нравится выполнять, а какие - вызывают затруднения. Одной из основ обучения в Доме детского творчества является личностно – ориентированная направленность. Совместно с другими коллегами проведена большая работа по изучению особенностей каждого ребенка. Например, я знаю, что Кузнецов Дима - аудиал, Александрова Настя – визуал, а Семенчук Лена - кинестетик; я знаю, как формируется их стиль мыслительной деятельности. Знаю ещё, что у одних детей преобладают социальные мотивы, а у других - учебные; кого-то надо похвалить, а кого-то - призвать к долгу и ответственности. Это помогает построить урок так, что каждому ребенку на уроке будет интересно, каждый получит задание, с которым справится. Успешность ребенка важна для его самореализации, самовыражения. Каждый урок – маленькая победа над собой. И я чувствую радость ребенка, когда у него все получается, и радуюсь вместе с ним. Его успех – это результат моей работы!
Я стараюсь объяснять учебный материал, учитывая, что все дети по-разному воспринимают информацию. Например, аудиалы лучше воспринимают информацию на слух, визуалы - воспринимают зрительную информацию. Кинестетикам – нашим непоседам – нужно двигаться, выполнять задания у доски, например. У них лучше развито тактильное ощущение, они хорошо выполняют задания на карточках.
Как сложную тему объяснить простым понятным языком? Я экспериментирую, пробую разные приемы: уложить объемный материал в емкую, но сжатую схему, составить алгоритм выполнения сложного задания, подобрать иллюстрирующие яркие, запоминающиеся примеры.
Оказывается, чтобы быть
педагогом дополнительного
Сколько моральных сил требуется мне, чтобы всегда оставаться невозмутимой, спокойной и в то же время требовательной и строгой. Не всегда получается сдерживать эмоции, подавить гнев и раздражение. Как научиться без повышения голоса поддерживать дисциплину, добиваться выполнения своих требований?
Найду ли я ответы на все эти вопросы? Думаю, да! Но я уверена, что пройдет время, и тогда передо мной встанут новые задачи. Наша профессия отличается тем, что мы должны успевать за временем. Тем не менее, я знаю точно, что, не взирая на время, я буду проносить через свою педагогическую деятельность мысль Л.Н. Толстого «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».
ВВЕДЕНИЕ
Содержание труда в современных условиях измеряется не только степенью его интенсивности, но и уровнем проявления творчества. Причем наблюдается объективная тенденция – с развитием общества интенсивность и количество физического труда убывает, а интеллектуального, творческого возрастает. Всё большую общественную значимость приобретает творческий труд, а значит и творчески работающий человек.
Настало то время когда, как писал Ф. Энгельс, «…Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает».
В современных условиях проблеме творчества и творческой личности уделяют внимание философы, социологи, педагоги, психологи. Российские психологи убедительно доказали, что задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Различие состоит лишь в масштабах достижений и их общественной значимости.
Не менее важным, чем предыдущий, является вывод психолого-педагогической науки, о том, что творческие способности необходимо развивать с раннего возраста. У учащихся этого возраста преобладает постоянное «вопросительное» отношение к жизни, к окружающей среде, действительности. Младшие школьники интересуются буквально всем, у них еще нет устойчивых, постоянных интересов. И именно поэтому задача учителя приобщить, а после влюбить детей в искусство росписи по дереву и фарфору. А уж в процессе обучения росписи у учащихся постепенно развиваются качество творческих способностей: умственная активность, быстрая обучаемость, смекалка и изобразительность, стремление добывать знания и др. Как и с помощью каких средств, методов можно сформировать творческую личность! Меня давно волновал этот вопрос. К тому же мне как педагогу дополнительного образования, необходимо знать, с помощью каких приемов, способов и средств я могу сформировать творческую личность.
Цель исследования - разработка, раскрытие и экспериментальная проверка педагогических условий, развития у младших школьников творческих способностей в процессе изобразительной деятельности во внеурочное время.
Объектом исследования является процесс изобразительной деятельности младших школьников во внеурочное время.
Предметом исследования является развитие у младших школьников творческих способностей.
Задачи исследования:
Практическая значимость состоит в разработке подходов, методов, методик к развитию творческих способностей младших школьников в кружке роспись по дереву и фарфору
Глава 1.Проблема развития у младших школьников творческих способностей в процессе изобразительной деятельности во внеурочное время.
1.1. Общая характеристика
творческих способностей
школьников.
Понятия творческих способностей широко используется в современной педагогике и тесно связана с понятием творчества. Современная же психология выделяет различные виды творчества. Кроме таких общепризнанных его видов, как научное, техническое, литературное, музыкальное выделяют творчество игровое, учебное, бытовое, военное, управленческое, профессиональное, ситуативное и т.д. В связи с этим приведем обобщенное определение понятия «творчество», на которое будем опираться в дальнейшем.
Под творчеством понимается совокупность приемов, методов, действий по анализу и синтезу новых продуктов материального и духовного мира.
Важным отличием творческой деятельности является, то, что решения поставленных задач ищутся в условиях неоднозначности исходной информации и критериев оценки конечного результата. В помощь этому разрабатываются специальные методы, которые в состоянии освоить и обучающиеся.
Чтобы их заинтересовать в этом, надо показать им, какие преимущества получает человек, овладевший творческим подходом. Вот некоторые из них.
1. Творчество становится смыслом жизни и способом самовыражения.
2. Творческий подход позволяет успешно разрешать противоречия, возникающие в семье, коллектив общества, успешно адаптироваться в новых условиях.
3. В процессе творческой
деятельности формируются
4. В процессе творческой деятельности, как правило, гармонично сочетается умственный и физический труд и т.д.
Таким образом, творчество младшего школьника называется создание им оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, в том числе осуществлен их перенос, комбинирование известных способов деятельности или создание нового для ученика подхода к решению (выполнению) задачи.
Раскрыв понятие творчество и творческие способности
можно смело переходить ко второму параграфу
данной главы, которая называется «Опыт
воспитания у младших школьников творческих
способностей в процессе образования»