Развитие творческих способностей младших школьников в процессе изобразительной деятельности во внеурочное время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 17:46, реферат

Краткое описание

Найду ли я ответы на все эти вопросы? Думаю, да! Но я уверена, что пройдет время, и тогда передо мной встанут новые задачи. Наша профессия отличается тем, что мы должны успевать за временем. Тем не менее, я знаю точно, что, не взирая на время, я буду проносить через свою педагогическую деятельность мысль Л.Н. Толстого «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».

Содержание

Моя педагогическая философия…………………………………..……с 2
Введение………………………………………………………..………...с 5
3. Глава I: Проблема развития у младших школьников
творческих способностей в процессе изобразительной
деятельности во внеурочное время.
Общая характеристика творческих способностей
младших школьников…………………………………………………….с 7
1.2. Опыт воспитания у младших школьников творческих
способностей в процессе образования………………………………….с 9
4. Глава II: Опытно - экспериментальная работа по
развитию у младших школьников творческих
способностей в процессе изобразительной
деятельности во внеурочное время.
2.1.Цель, задачи и организация экспериментальной работы
по развитию творческих способностей у младших
школьников в процессе изобразительной деятельности
в кружке « Роспись по дереву и фарфору»……………………….…..с 12
2.2. . Педагогические условия развития у младших
школьников творческих способностей в процессе
изобразительной деятельности во внеурочное время…………...……с 17
2.3. . Анализ результатов опытно –
экспериментальной работы по развитию у младших школьников творческих способностей в процессе изобразительной деятельности
во внеурочное время……………………………………………………с 22
Заключение……………………………………………….…..………с 24
Литература…………………………………………………..…...…..с 26

Вложенные файлы: 1 файл

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образов.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ВЕРХНЕУРАЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА г. ВЕРХНЕУРАЛЬСКА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие творческих способностей младших школьников в процессе изобразительной деятельности во внеурочное время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Александрова Ю.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Верхнеуральск 2010

 

Содержание

 

  1. Моя педагогическая философия…………………………………..……с 2
  2. Введение………………………………………………………..………...с 5

3.   Глава I: Проблема развития у младших школьников

творческих способностей в процессе изобразительной 

деятельности во внеурочное время.

    1. Общая характеристика творческих способностей

младших школьников…………………………………………………….с 7

1.2.  Опыт воспитания у младших школьников творческих

способностей в процессе образования………………………………….с 9

4. Глава II: Опытно - экспериментальная работа по

развитию у младших  школьников творческих

способностей в процессе изобразительной

деятельности во внеурочное время.

2.1.Цель, задачи и организация экспериментальной работы

по развитию творческих способностей у младших 

школьников в процессе изобразительной деятельности

 в кружке « Роспись  по дереву и фарфору»……………………….…..с 12

2.2. . Педагогические условия развития у младших

школьников творческих способностей в процессе

изобразительной деятельности во внеурочное время…………...……с 17

2.3. . Анализ результатов опытно –

экспериментальной работы по развитию у младших школьников творческих способностей в процессе изобразительной деятельности

 во внеурочное время……………………………………………………с 22

  1. Заключение……………………………………………….…..………с 24
  2. Литература…………………………………………………..…...…..с 26
  3. Приложение…………………………………………………….……с 29

 

 

 

 

«Моя педагогическая философия»

Прошло чуть больше пяти лет!  Нет, не прошло, а пролетело! Мне нравится моя работа. Многие спрашивают: «А что там может нравиться, вы относитесь к дополнительному образованию и всё такое?», да может мы и дополнительное, за то ребята приходят в Дом детского творчества добровольно, сами, по собственному желанию и это, я считаю, большой плюс. Они готовы к творческим делам и порой делают такие замечательные работы, когда и не подумаешь, что это сделал ребенок восьми лет.

  Самое интересное - готовиться к урокам: придумывать для малышей из начальной школы что-нибудь сказочное, искать для ребят чуть по - старше что-то новое (они ведь подчас знают больше нас). Мне нравится начинать урок с улыбки, доброжелательным и теплым приветствием. Это помогает и мне, и ребятам быстрее настроиться на работу. Как иногда удивляют малыши своими мудрыми рассуждениями! Как  тщательно Ожерельева Алена готовится к моему уроку, придумывает вопросы по теме  и ищет ответы на них, а потом задает мне эти вопросы на уроке. Она научила меня быть всегда готовой к непредвиденным ситуациям, к неожиданным вопросам моих почемучек. А как поначалу было нелегко с ребятами по - старше! Порой на уроках они задавали такие каверзные вопросы, а потом с интересом наблюдали, как же я на них отвечу, будто проверяли меня. Но сейчас они ко мне прислушиваются.  Думаю, я выдержала проверку.

Для меня до сих пор все в новинку: каждый урок как частичка большой мозаики. Постепенно, очень медленно, складывается картинка моей педагогической философии. Что будет на этой картине?

На сегодня я поняла: нужно учить всех, обучая каждого. А все мои ученики такие разные! Чтобы найти подход к каждому, понять, как учить именно этого ребенка, нужно сначала изучить его. Я наблюдаю за ребятами во время урока и на перемене, пытаюсь понять, что интересно каждому из них, какие задания им нравится выполнять, а какие - вызывают затруднения. Одной из основ обучения в Доме детского творчества является личностно – ориентированная направленность. Совместно с другими коллегами проведена большая работа по изучению особенностей каждого ребенка. Например, я знаю, что Кузнецов Дима - аудиал, Александрова Настя – визуал, а Семенчук Лена - кинестетик; я знаю, как формируется их стиль  мыслительной деятельности. Знаю ещё, что у одних детей преобладают социальные мотивы, а у других - учебные; кого-то надо похвалить, а кого-то - призвать к долгу и ответственности. Это помогает построить урок так, что каждому ребенку на уроке будет интересно, каждый получит задание, с которым справится. Успешность ребенка важна для его самореализации, самовыражения. Каждый урок – маленькая победа над собой. И я чувствую радость ребенка, когда у него все получается, и радуюсь вместе с ним. Его успех – это результат моей работы! 

Я стараюсь объяснять  учебный материал, учитывая, что  все дети по-разному воспринимают информацию. Например, аудиалы лучше воспринимают информацию на слух, визуалы - воспринимают зрительную информацию. Кинестетикам –  нашим непоседам – нужно двигаться, выполнять задания у доски, например. У них лучше развито тактильное ощущение,  они хорошо выполняют задания на карточках.

Как сложную тему объяснить простым понятным языком? Я экспериментирую, пробую разные приемы: уложить объемный материал в емкую, но сжатую схему, составить алгоритм выполнения сложного задания, подобрать иллюстрирующие яркие, запоминающиеся примеры.

Оказывается, чтобы быть педагогом дополнительного образования, недостаточно хорошо знать свой предмет. Самое главное - научиться эти знания передавать, а в идеале - научить детей добывать эти знания самостоятельно, направляя их, подсказывая верный путь. Для этого нужно быть очень чутким, терпеливым, тактичным, быть профессионалом своего дела.

Сколько моральных сил требуется мне, чтобы всегда оставаться невозмутимой, спокойной и в то же время требовательной и строгой. Не всегда получается сдерживать эмоции, подавить гнев и раздражение. Как научиться без повышения голоса поддерживать дисциплину, добиваться выполнения  своих требований?

Найду ли я ответы на все  эти вопросы? Думаю, да! Но я уверена, что пройдет время, и тогда передо мной встанут новые задачи. Наша профессия отличается тем, что мы должны успевать за временем. Тем не менее, я знаю точно, что, не взирая на время, я буду проносить через свою педагогическую деятельность мысль Л.Н. Толстого «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Содержание труда в современных условиях измеряется не только степенью его интенсивности, но и уровнем проявления творчества. Причем наблюдается объективная тенденция – с развитием общества интенсивность и количество физического труда убывает, а интеллектуального, творческого возрастает. Всё большую общественную значимость приобретает творческий труд, а значит и творчески работающий человек.

Настало то время когда, как писал Ф. Энгельс, «…Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает».

В современных условиях проблеме творчества и творческой личности уделяют внимание философы, социологи, педагоги, психологи. Российские психологи убедительно доказали, что задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Различие состоит  лишь в масштабах достижений и их общественной значимости.

  Не менее важным, чем предыдущий, является вывод психолого-педагогической науки, о том, что творческие способности необходимо развивать с раннего возраста. У учащихся этого возраста преобладает постоянное «вопросительное» отношение к жизни, к окружающей среде, действительности. Младшие школьники интересуются  буквально всем, у них еще нет устойчивых, постоянных интересов. И именно поэтому задача учителя приобщить, а после влюбить детей в искусство росписи по дереву и фарфору. А уж в процессе обучения росписи у учащихся постепенно развиваются качество творческих способностей: умственная активность, быстрая обучаемость, смекалка и изобразительность, стремление добывать знания и др.  Как и с помощью каких средств, методов можно сформировать творческую личность! Меня давно волновал этот вопрос. К тому же мне как педагогу дополнительного образования, необходимо знать, с помощью каких приемов, способов и средств я могу сформировать творческую личность.

Цель исследования - разработка, раскрытие и экспериментальная проверка педагогических условий, развития у младших школьников творческих способностей в процессе изобразительной деятельности во внеурочное время.

Объектом исследования является процесс изобразительной деятельности младших школьников во  внеурочное время.

Предметом исследования является развитие у младших школьников творческих способностей.

Задачи исследования:

  1. изучить литературу по проблеме развития у младших школьников творческих способностей в процессе изобразительной деятельности;
  2. дать общую характеристику творческих способностей младших школьников;
  3. разработать и экспериментально проверить педагогические условия развития  у младших школьников творческих способностей в процессе изобразительной деятельности во внеурочное время;
  4. разработать методические материалы по развитию  у младших школьников творческих способностей в процессе изобразительной деятельности во внеурочное время.

Практическая значимость состоит в разработке подходов, методов, методик к развитию творческих способностей младших школьников в кружке роспись по дереву и фарфору

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Проблема развития у младших школьников творческих способностей в процессе изобразительной деятельности во внеурочное время.

1.1. Общая характеристика  творческих способностей младших

школьников.

 

Понятия творческих способностей широко используется в современной педагогике и тесно связана с понятием творчества. Современная же психология выделяет различные виды творчества. Кроме таких общепризнанных его видов, как научное, техническое, литературное, музыкальное выделяют творчество игровое, учебное, бытовое, военное, управленческое, профессиональное, ситуативное и т.д. В связи с этим приведем обобщенное определение понятия «творчество», на которое будем опираться в дальнейшем.

Под творчеством понимается совокупность приемов, методов, действий по анализу и синтезу новых продуктов материального и духовного мира.

Важным отличием творческой деятельности является, то, что решения поставленных задач ищутся в условиях неоднозначности исходной информации и критериев оценки конечного результата. В помощь этому разрабатываются специальные методы, которые в состоянии освоить и обучающиеся.

Чтобы их заинтересовать в этом, надо показать им, какие преимущества получает человек, овладевший творческим подходом. Вот некоторые из них.

1. Творчество становится смыслом жизни и способом самовыражения.

2. Творческий подход позволяет успешно разрешать противоречия, возникающие в семье, коллектив общества, успешно адаптироваться в новых условиях.

3. В процессе творческой  деятельности формируются лучшие качества личности: трудолюбие, упорство в достижении цели, терпимость к критике и т.п.

4. В процессе творческой деятельности, как правило, гармонично сочетается умственный и физический труд и т.д.

Таким образом, творчество младшего школьника называется создание им оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, в том числе осуществлен их перенос, комбинирование известных способов деятельности или создание нового для ученика подхода к решению (выполнению) задачи.

Раскрыв понятие творчество и творческие способности можно смело переходить ко второму параграфу данной главы, которая называется «Опыт воспитания у младших школьников творческих способностей в процессе образования» 

Информация о работе Развитие творческих способностей младших школьников в процессе изобразительной деятельности во внеурочное время