Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 11:01, курсовая работа
В курсовой работе рассматриваются вопросы развития творческих способностей младших школьников на уроках труда. Актуальность данной темы объяснятся следующими положениями.
Во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. С нашей точки зрения, той способностью, которая позволяет эффективно реализовать эту цель, является творческое мышление, креативность. ,
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТРУДА.. 4
1.1 Понятие творческих способностей и подходы к их развитию в психолого-педагогической литературе. 4
1.2 Развитие творческих способностей младших школьников в процессе трудового обучения. 12
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТРУДА 18
2.1 Диагностика творческих способностей. 18
2.2. Формирующий этап и его результаты.. 21
Заключение. 26
Библиография. 28
Приложение 1. 30
Курсовая работа: Развитие творческих способностей младших школьников в процессе трудового обучения
Название: Развитие творческих
способностей младших школьников в
процессе трудового обучения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ. 2 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТРУДА.. 4 1.1 Понятие творческих
способностей и подходы к их
развитию в психолого- 1.2 Развитие творческих
способностей младших ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТРУДА 18 2.1 Диагностика творческих способностей. 18 2.2. Формирующий этап и его результаты.. 21 Заключение. 26 Библиография. 28 Приложение 1. 30
ВВЕДЕНИЕ В курсовой работе рассматриваются вопросы развития творческих способностей младших школьников на уроках труда. Актуальность данной темы объяснятся следующими положениями. Во-первых, основная цель образования
заключается в том, чтобы готовить
подрастающее поколение к будущему,
к появлению новых Во-вторых, мы живем в век информации; в обществе произошли бурные изменения, осуществившиеся за относительно короткий срок. Человек вынужден реагировать на них, но часто он бывает не готов к постоянно происходящим в обществе изменениям. Чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек должен активизировать свои творческие способности, развить в себе творчество. Стремление к творчеству характерно для начальной школы наших дней, хотя оно, несомненно, не имеет узко местного характера, в той или иной мере присуще всем людям. Но начальная школа это мир детства, надежд, где почва для творческой деятельности, наиболее благоприятна и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра. В начальной школе, однако,
еще очень часто встречается
шаблонность в работе учителя. Многие
учителя используют повторение одних
и тех же действий, приемов, не учитывая
желания и интересы детей. Это
часто приводит к потере способности
творчески мыслить и Творчество детей необходимо
развивать в процессе всего обучения
в младшей школе. И одним из
важнейших предметов здесь Трудовое обучение в начальной школе - важное средство творческого и эстетического развития детей. Уроки трудового обучения должны способствовать формированию у детей элементов технического и художественного мышления, а также конструкторских способностей. Цель исследования состоит в определении влияния уроков труда на развитие творческих способностей. Объект исследования - развитие творческих способностей. Предмет исследования - трудовое обучение как средство развития творческих способностей. Гипотеза – развитие творческих способностей будет эффективнее если трудовое обучение в начальной школе Задачи исследования: Проанализировать подходы к пониманию творческих способностей. Рассмотреть развитие творческих способностей младших школьников на уроке трудового обучении. 3. Провести экспериментальное
исследование, влияния трудового
обучения на развитие Теоретическая значимость исследования
заключается в обосновании Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
1.1 Понятие творческих
способностей и подходы к их
развитию в психолого- Творчество понимается как механизм продуктивного развития. К полноценной творческой деятельности способен лишь человек, обладающий развитым внутренним планом действий. И не только потому, что иначе он не сможет ассимилировать нужным образом сумму "специальных знаний той или иной области трудовой деятельности, необходимую для ее дальнейшего развития но и потому, что иначе он не сможет полноценным образом сформировать свои убеждения, мотивы, интересы, притязания, то есть личностные особенности, без которых невозможно подлинное творчество, Для творчества решающее значение имеют не само по себе содержание знаний, а их структура, психологический тип усвоенных знаний, определяемый типом деятельности, в которой они приобретались. Без развитого внутреннего плана действий осуществлять требуемый тип деятельности невозможно. Развитый внутренний план действий обходимое условие психологического уровня организации творчества, Творческая деятельность - форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых общественных ценностей. Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить на основе имеющихся - данных традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционной взаимосвязи элементов, установление между ними новых видов взаимозависимости. Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления ( способность варьировать способы решения), критичность (способность отказаться от непродуктивных стратегий), способность ксближению и сцеплению понятий, цельность восприятия. Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно суметь раскрыть их и развить. Проявление творческих способностей варьируют от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница в конкретном материале творчества, в масштабах достижений и их общественной значимости. Элементы творчества проявляются и в решении повседневных жизненных задач их можно наблюдать в обычном мыслительном процессе [3]. Выдвижение новой гипотезы в связи с новой проблемой требует особых видов деятельности, решающим образом зависящих от способностей исследователя. Эти способности формируются в деятельности. Никакой рассказ о роли гипотез не сможет заменить в развитии способностей человека к исследованию пусть даже маленькой, но самостоятельно выдвинутой гипотезы. Известно также, что для решения ряда проблем приходится отбрасывать все традиционные пути и рассмотреть их под совершенно новым , неожиданным углом зрения. Однако знание этого не обеспечивает нахождение нового угла зрения в процессе конкретного исследования. Только практический опыт исследования развивает данную способность. Одни ученые, / очерчивая сферу творчества, считают, что оно характеризует лишь социально значимые открытия. Другие указывают на столь же несомненный творческий характер тех открытий, которые делает человек для себя. Третьи проводят водораздел по признаку алгоритмизации деятельности. Так появляется деление на творческие профессии и нетворческие. В основе такого деления лежит мысль: в творческой профессии проявления творчества — обязательная норма. Однако в силу этого определения можно быть не мастером, а ремесленником, но все равно принадлежать к творческой профессии. Отсутствие научной Отмечаемый парадокс —
творчество, являясь высшим проявлением
феномена '"Человек", менее всего
изучено — объясняется также
спецификой его собственной природы:
спонтанный характер творчества делает
его неуловимым для естественнонаучных
методов. Подтверждение тому — моменты
"кризиса", которые стимулируют
рефлексию науки на свои методы.
Примечательными в этом плане
являются резюме Х.И.Трика (1968), которым
он заключает свой фундаментальный
обзор исследований творчества в
США, и исходные посылки X. Гутмана, выражающиеся
в сомнении: каким образом можно
творчество "как спонтанный процесс
изучать стимульно-реактивными Чтобы разобраться во всем
спектре точек зрения на творческие
способности и понять появление
и утверждение сегодняшних Подобно тому как естественная наука в своих первых шагах искала для объяснения сложных явлений их материальный носитель, так и психология для объяснения природы творческих способностей привлекает понятие психической энергии как их материального носителя. 3. Фрейдом впервые в
психологию было введено На принципах энергетизма осуществляется решение проблемы умственной одаренности. Корреляция между двумя способностями обусловливается, не их внутренним сродством, а "общим фондом психической энергии", обозначаемым как "джи-фактор" (general — общий). Однако он воздержался от выделения даже грубых приближенных энергетических уровней и ограничился лишь предположением, что со временем можно будет, вероятно, попросту измерять полную величину фонда психической энергии, не прибегая к традиционным способам определения уровня развития умственных способностей [6]. Одним из наиболее видных представителей "энергетизма" в России был А.Ф.Лазурский [12]. Согласно его взглядам, понятие активности — одно из фундаментальных, исходных понятий общей психологии. Оно по существу отождествляется им с основным понятием его системы — понятием нервно-психической энергии. С точки зрения Лазурского, необходимо отличать понятия воли и активности, энергии. Последняя выступает как внутренний источник, определяющий уровень психической деятельности. Лазурский подчеркивал, что энергия и активность — не волевое усилие, а "нечто гораздо более широкое, лежащее в основе всех вообще наших душевных процессов и проявлений". Уровень проявления активности рассматривался А.Ф.Лазурским в качестве основного критерия классификации личности. Количество нервно-психической энергии, степень активности — основание для классификации уровней, типов соотношения личности и внешней среды. Высший, уровень Лазурский связывает не столько с уровнем приспособления к внешней среде, т.е. с более или менее удачным решением встающих перед человеком практических или теоретических задач, сколько с преобразующей деятельностью человека. Содержанием же этой деятельности являются прежде всего активность, инициатива, порождение новых идей. "Мировой процесс, —
писал Б.М.Бехтерев, — состоящий
из постоянного превращения А. В. Петровский справедливо отмечает, что в силу крайнего механицизма поведенческая психология решает вопрос об активности лишь в "мистифицированном" виде, в качестве наследственности, определяющей структурные и функциональные особенности механизмов поведения, количественные и качественные формы присущей индивиду энергии [28]. Укоренившаяся энергетическая традиция в рассмотрении высших психических функций в определенной степени способствовала вульгаризации идей И. П. Павлова. Привлечение понятия "энергия" в качестве материального носителя отвечало потребности объяснения индивидуального разброса в проявлении творческих способностей. Этому прямо отвечало соответствующее физическое понятие, поскольку энергия в определенном представлении выступает как положительная скалярная величина, обладающая свойством аддитивности. Одновременно оно закрепило механистическую традицию, знающую лишь количественные различия, и определило представление о творческих способностях как просто максимальном выражении способностей (Г. Айзенк; Д.Векслер, Дж. Равен). Такое понимание творческих способностей, в свою очередь, подкреплялось методически. Этому способствовали методология факторного анализа, востребованная тестологией, и метод проблемных ситуаций. Проблема способностей в отечественной психологии изучена достаточно глубоко. В первую очередь мы исходим из соответствующих теоретических концепций, развитых в работах Б. М. Теплова и С. Л. Рубинштейна. Известно, что под способностями Б. М.Теплов понимал определенные индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, имеющемуся уже у человека запасу навыков и знаний, а обусловливают легкость и быстроту их приобретения. Рассматривая структуру способностей, С.Л.Рубинштейн выделяет два основных компонента: "операциональный" —
отлаженная система тех "ядро" — психические процессы, которыми регулируются операции: качество процессов анализа и синтеза. Структура способностей, предложенная
Рубинштейном, с одной стороны, позволяет
избежать фатализма, так как через
становление системы операций допускает
развитие самого ядра, а с другой
— объясняет те трудности, с которыми
столкнулась тестология. Оценка по
результату, а не процессу не позволяет
давать однозначную интерпретацию
результатов тестирования, поскольку
на формирование операциональной системы
влияет ряд чисто социальных факторов.
Тот факт, что дети из интеллигентных
и зажиточных семей, обучению которых
уделяется особое внимание, более
успешно справляются с Способность определяется Шадриковым
как свойство функциональных систем,
реализующих отдельные Таким образом, рассмотрение способностей как функциональных систем можно рассматривать "ядром", в качестве которого выступают функциональные механизмы, зависящие от задатков, а периферия также представлена отлаженной системой операциональных компонентов, развивающихся в ходе деятельности. К методологическим основаниям
теории способностей В.Д.Шадрикова
можно отнести также системный
подход, разработанный в психологии
Б.Ф.Ломовым, концепцию функциональной
системы П.К.Анохина и При исследовании творчества и одаренности с особой остротой встают вопросы, связанные с раскрытием природы и структуры умственных (интеллекта) и специальных способностей. Вопрос о природе ^специальных
способностей" особенно актуален в
связи с выделением различных
видов одаренности. В концепции
Шадриковареализован новый Необходимо оговорить, что концепцию творческих способностей Шадрикова следует отнести к третьему направлению, так как им соответствуют в данной концепции духовные способности, которые рассматриваются как интегральное проявление интеллекта и духовности личности. В своем высшем проявлении духовные способности характеризуют гения. Поскольку эта концепция освещена в нескольких авторских трудах (Шадриков, 1996—2001), мы не будем подробно на ней останавливаться. Вместе с тем в рамках
данной концепции способностей намечается
понимание той очевидности, которую
отмечал, в частности, Б.Ф.Ломов: "Исследование
психических процессов Для всех очевидно, что психика
человека — единое функциональное
образование и выделение Я.А.Пономарев специально обговаривал при определении именно интеллекта, "формального интеллекта" создание условий, где знания и опыт не будут играть ведущую роль [3]. Этим можно объяснить то, что современные тесты — это тесты достижений. Построенные по принципу выполнения какого-либо задания, они не только не позволяют понять, за счет каких компонентов способностей достигается результат (как указывалось выше), но запускают действие всех сфер личности, что фактически маскирует действие каждого из компонентов ее структуры. В этом плане предложение К.М.Гуревича считать тесты на интеллект "тестами на психическое развитие, адекватное данной культуре", является фактически вполне корректным, поскольку ни система операций, ни вся психика человека в целом не могут не отражать культуру общества, в котором он живет. Итак, представление о природе общих (умственных) способностей, развиваемое в отечественной психологии, указывает направление развития валидной психодиагностики. Она не может осуществляться "в лоб". Те химические элементы, которые в природе существуют в составе какого-либо вещества, выделяются в чистом виде благодаря системе сложных реакций. Того же требуют и структурные компоненты психики. Но здесь вместо системы реакций должна быть построена методическая система, позволяющая отсечь иные компоненты и выделить необходимый в чистом виде [3].
1.2 Развитие творческих
способностей младших Трудовое обучение - обязательное
условие и составная часть
обучения, воспитания и развития ребенка
на начальной ступени Вопросами трудового обучения и воспитания учащихся школ занимались такие видные ученые, как Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, А.В.Луначарский, С.Л.Рубинштейн. Цель трудового обучения - воспитание личности учащихся на основе формирования трудовой деятельности. М.Левина указывает, на то, что на уроках труда в школе или дома с родителями, а позднее самостоятельно дети могут научиться множеству увлекательных и полезных вещей: работе с бумагой и вышивке, шитью и изготовлению поделок из природного материала, работе по дереву и лепке из пластилина, могут научиться выжигать и шить мягкие игрушки, попробовать себя в роли повара или кулинара, а может быть, ребенку больше понравится быть актером кукольного театра и одновременно — хозяином этого театра [13]. Делая что-либо своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Все это поможет ребенку в школе, особенно при овладении письмом, да и в дальнейшей его жизни эти качества будут нелишними. Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для младших школьников, а также для детей, страдающих церебральными нарушениями и дефектами речи (дизартрия, заикание). Творческие занятия не только развивают фантазию, но и дают ребенку множество практических навыков. Пришить себе пуговицу, приготовить завтрак, сделать своими руками подарки родным и друзьям - все это пригодится ребенку [6]. И еще одно очень важное дополнение: умение что-нибудь сделать самому позволяет ребенку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах - необходимое условие для того, чтобы ребенок был по-настоящему счастлив. Т.А.Гомырина показала в своей работе эффективность развития творческих способностей на уроках труда [6]. Труд - это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда, отдыха). Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности и на художественных занятиях. Наиболее эффективно развиваются творческие способности, по мнению Т.А.Гомыриной в художественном труде. Содержание художественного
труда первоклассников работа с бумагой, картоном (аппликация из разнофактурной бумаги, в сочетании с тканями, природными материалами, изготовление декоративных панно, объемных и плоскостных предметов и конструкций для оформления праздников и развлечений, декораций, сувениров); работа с природным материалом (изготовление мелких и крупных скульптур, составление декоративных букетов из сухих и живых растений); работа с глиной (создание декоративных украшений, изготовление мелких скульптур, игрушек-сувениров, кукольной посуды); работа с тканью, нитками (декоративная аппликация из ткани, плетение из синтетической пряжи, изготовление декоративных украшений и предметов быта, одежды, театральных и декоративных игрушек и сувениров из синтетических тканей) [6]. Для младших школьников самый доступный и легко поддающийся обработке материал - бумага. Работа с бумагой - это работа с материалом, имеющим свое лицо, обладающим конструктивными и пластическимисвойствами. Изготовление изделий из бумаги способствует развитию мышц кистей рук, совершенствует глазомер у ребенка, подготавливает его к выработке навыков письма, способствует эстетическому развитию детей, приобретение ими умений грамотно подбирать сочетания цветов бумаги, форм и размеров комплектующих изделий деталей. Первоклассники из бумаги выполняют различные двухмерные и трехмерные формы. Ребенок исследует возможности применения бумаги, сгибая, сжимая, разрывая ее на части, но затем объединяет их и получает новую форму. Детям очень нравится выполнять изделия из полосок бумаги. Этот вид работы создает большие возможности для творчества детей. Обычно при получении
бумажных полосок разной длины и
ширины дети тут же начинают их непроизвольно
скручивать, свивать, переплетать, перекрещивать,
соединять одну с другой, в результате
чего возникают разнообразные Если взять две полоски бумаги одного цвета, но разных по размеру, сделать кольцо из каждой, соединить их, а затем добавить чуть-чуть воображения, можно сделать зверей для театрального представления (цыпленка, поросенка, кошку, зайца, и т.д.). В качестве основы для выполнения фигурок животных и людей может быть использован конус или цилиндр [13]. Ребенок самостоятельно открывает
новые способы и формы сгибания
для полученного нужного Особо выделяются уроки работы
с глиной - лепка. Уроки лепки способствуют
формированию таких качеств личности,
которые являются для человека не
какими-то специфическими (необходимыми
только для этой и подобной работы),
а общезначимыми. Эти занятия
развивают умственные способности
учащихся, расширяют их художественный
и политехнический кругозор, формируют
нравственные представления и содействуют
формированию творческого отношения
к окружающему миру. Особое внимание
уделяется декоративно- Работа по шитью и вышиванию, плетению привлекает детей своими результатами. Сколько радости получают младшие школьники от сделанной своими руками закладки, салфетки! Не меньшее удовольствие доставляет изготовление подарков для родителей, друзей, малышей. Перечень практических работ включает изделия, которые по из назначению можносгруппировать следующим образом: хозяйственно-бытовые, учебные, игровые сувениры и подарки. Таким образом, правильно
организованный труд дает детям углубленные
знания о качестве и возможностях
различных материалов, способствует
закреплению положительных
2.1 Диагностика творческих способностей Целью нашего эксперимента является проверка влияния уроков труда, на развитие творческих способностей младших школьников В качестве экспериментальной базы нами были выбраны ученики 2А и 2 Б классов школы № 3 г. Биробиджана. Нам предстояло выявить творческие детей, умение их логически мыслить, делать умозаключения, определить их творческие возможности. Исходя из этого, были определены
этапы экспериментальной У. Констатирующий. Формирующий Контрольный Цели констатирующего эксперимента: Определение уровней сформированности и степени развития творческих способностей. В экспериментальной работе принимали участие 40 детей. При проведении исследования в двух классах были созданы одинаковые условия, влияющие на результаты тестирования: содержание тестового материала; сложность вопросов; время, отводимое на ответы. В качестве критериев были выбраны следующие: 1 .логичность 2. способность к саморазвитию 3.творческий потенциал. Критерий "саморазвитие^ на основе трех уровней: активное развитие, отсутствие сложившейся системы саморазвития и остановившееся развитие. Критерий "творческий потенциал" на основе трех уровней: творческий потенциал значителен, нормальный творческий потенциал и невеликий творческий потенциал. Вопросы определяют границы любознательности; веру в себя; постоянство; амбициозность; "слуховую" память; "зрительную" память; стремление быть, независимым; способность абстрагироваться; степень сосредоточенности. Эти способности и составляют основу творческого потенциала. В основном внимание уделяется логическим методам решения творческих задач. Вместе с тем, эвристическим (интуитивным) отводится незначительное место. Если все известные методы решения творческих задач разделить по признаку доминирования логических или, наоборот, эвристических процедур и соответствующих им правил деятельности, то можно выделить две большие группы методов: Логические методы, в которых преобладают логические правила анализа , сравнения, обобщения, классификации, индукции, дедукции и т.д.; Эвристические методы решения творческих задач. При этом метод представляется в виде системы правил, то есть описания того, как нужно действовать и что нужно делать в процессе решения задач. Эвристические методы решения творческих задач - это система принципов и правил, которые задают наиболее вероятные стратегии и тактики деятельности решающего, стимулирующие его интуитивное мышление в процессе обучения, генерирование новых идей и, на этой основе, существенно повышающие эффективность решения творческих задач. На основе этих методов
нами были апробированы следующие тесты:
Тест "Логичность " (по методике В.ЛМарищука).
Цель: выявить способность ребенка
мыслить логически. Детям читались
задания с двумя связанными между
собой категорическими После зачитывания давалось 30 секунд на обдумывание. Оценки выставлялись по таблице № 2.1. Результаты занесены в таблицу № 2.2 Таблица № 2.1
Таблица № 2.2. Результаты констатирующего эксперимента по изучению степени развития логичности.
Анализ таблицы показал, что логическое мышление развито недостаточно. Всего у 4 человек из 40 оно развито на 100%; у остальных детей в той или иной мере развитие логического мышления находится на среднем уровне. Целью нашего исследования помимо выявления логичности, было определение их способностей к творческой деятельности. Для этого был апробирован тест 'Творческий потенциал". Школьникам был предложен ряд вопросов. Нужно было выбрать один из предложенных вариантов ответов и рядом с цифрой поставить букву "а'\ "б" или "в". После ответа, необходимо было подсчитать сумму набранных очков: за ответ "а" - 3 очка; за ответ "б" - 1; за ответ "в" - 2 очка. Результаты подсчитывались следующим образом: Высокий уровень: 49 и более баллов - Творческий потенциал значителен. Человек обладает большими творческими возможностями. Если их правильно использовать, "можно достичь хороших "результатов в творческой деятельности, Средний уровень: от 24 до 48 очков - нормальный творческий "потенциал. Человек обладает теми качествами, которые позволяют заниматься творчеством. Низкий уровень: 23 и менее очков - Творческий потенциал небольшой. Результаты исследования уровней развития творческого потенциала у детей. Таблица № 2.3.
Результаты показали, что в основном, у всех детей, за исключением 3-х, вполне нормальный творческий потенциал. Они обладают такими качествами, как любознательность. Они обладают теми качествами, которые позволяют заниматься творчеством. В будущей деятельности они могут проявить себя творчески одаренными людьми. Но есть проблемы, которые тормозят этот процесс. Следует больше работать их творческим потенциалом. Таким образом, младшим школьникам необходимо предложить определенную методическую программу, которая поможет им развить свои творческие способности. Результаты экспериментальной работы позволяют наметить пути дальнейшего исследования данной проблемы, разработать рекомендации для будущего обучения младших школьников. 2.2. Формирующий этап и его результаты Цель данного этапа
оказать благоприятное влияние
на развитие творческих способностей
детей в процессе трудовой деятельности
с применением игровых В качестве примера приведем один из уроков полностью. Данный урок разработан на основе рекомендаций М. Ю. Савука. Тема: «Объемная аппликация — изготовление белой кувшинки» урок трудового обучения во 2-м классе Цель: формирование творчески развитой, адаптивной личности. Образовательные задачи: дидактические — освоение техники объемной аппликации; воспитательные — формирование коммуникативных качеств; • развивающие— формирование наблюдательности, творческого мышления, развитие моторики рук. Дидактические материалы и инструмент: иллюстрации с изображением белой кувшинки, цветная бумага, ножницы, клей. Звуковой ряд: Ф. Лист, «Ноктюрн»; П. Чайковский, «Размышление», «Песня без слов». Организация урока: При проведении урока класс делится по группам (по 4 человека). Каждая группа получает свой «кусочек озера» для выполнения аппликации (приложение). Ход урока (Звучит спокойная музыка) Учитель: Сегодня, ребята, мы отправимся в небольшое путешествие по родной реке которая носит название ... Бира, Амур (ответы детей). Закройте, дети, глаза и представьте, что мы плывем на лодке. А вокруг вода — голубая, прозрачная, так и хочется руку вниз окунуть или плескаться в воде. А где-то впереди прыгает рыба, шепчет камыш. Высокая стена камышей сменяется плавающими округлыми листьями растений. Но особую, необыкновенную прелесть тихой речной воде придают крупные белые цветки. Нам так и хочется сорвать этот белоснежный цветок, и наша рука тянется к нему. Но мы не сделаем этого, мы проплывем мимо, восхищаясь этой красотой. Откройте глазки. Кто из вас догадался, о каком растении идет речь? Дети: Белая кувшинка. Учитель: Правильно, ребята. Это растение — белая кувшинка. (Демонстрируются иллюстрации.) Учитель: Кто из вас, ребята, видел в жизни этот цветок? (Учащиеся делятся своими воспоминаниями.) Учитель: Ребята, если кому-то
из вас не пришлось его увидеть, знайте,
что все еще впереди. Вы подрастете,
станете взрослыми и Как вы думаете, ребята, почему нельзя срывать эти растения? Дети: Они погибнут. Учитель: Мы можем выжить лишь тогда, когда мы сохраним все природное окружение. Во многих регионах белая кувшинка стала редким растением, исчезающим. Она занесена в Красную книгу. Что это за книга? Почему она называется Красной? Дети: Это книга опасности, тревоги. Учитель: Итак, ребята, сегодня на уроке мы будем играть в путешествие к озеру с кувшинками. Украсим наше озеро (приложение ) белыми кувшинками. Посмотрите на" плакат (приложение, рис. 2), как называется этот вид аппликации? Почему? Дети: Объемная. Так как
элементы изделия (лепестки) приклеиваются
не полностью, а только их часть. Учитель:
Что вам потребуется для Дети: Цветная бумага — белая, зеленая, желтая, ножницы, клей. Вырезание — симметричное. Учитель: Какие правила работы с ножницами вы знаете? Учащиеся: Техника безопасности. Учитель: Итак, можно приступать к работе. (Звучит музыка. Дети выполняют выбранные варианты творчества: кто вырезает лист растения, а кто — лепестки цветка. В середине урока — физкультурная пауза под музыку.) Учитель: Дети, выйдите, пожалуйста, из-за парт. Покажите, как цветок засыпает, когда прячется солнце? (Дети садятся на корточки, руки вверх в замочек — бутон). А как цветок распускается? (Дети медленно поднимаются и разводят руки в стороны.) Подведение итогов урока. Выставка работ. Все «кусочки озера» соединяются в одно целое. Какая группа выполнила работу быстрее, аккуратней, красивее? • Кто больше проявил наблюдательности в оформлении серединки кувшинки, цвета, размера? Учитель: Этот цветок был любим в давние времена, любят его и в наши дни. Многие писатели рассказывают о нем в своих произведениях, а в народе сочиняют загадки. Вот одна из них: «Чашечки и блюдца не тонут и не бьются». (Цветок кувшинки.) А ученица нашего класса прочитает стихотворение поэта Т. Белозерова о белой кувшинке: Тишина. Лишь кое-где Скрипнет камышинка, Спит на розовой воде Белая кувшинка. Спит и видит, что не спит. А за стаей вольной Белой уточкой летит Над водой безбрежной! В следующие уроки труда и в дальнейшем включались разнообразные игры, игровой аспект на уроках был основным, игры носили творческий характер. После проведения формирующего
этапа было проведено тестирование
на выявление творческого Результаты исследования уровней развития творческого потенциала у детей, после проведения формирующего эксперимента. Таблица № 2.4
Из таблицы видно, какое влияние оказал формирующий этап на развитие творческого потенциала детей. На низком уровне развития творческих способностей не осталось ни одного ребенка Таким образом, мы наглядно убедились в том, что если в процессе трудового обучения учитель использует методы на развитие творческого мышления, учит детей нестандартно подходить к решению проблемы, то можно развить творческие способности. Творческие способности не даются от рождения и не возникают на пустом месте. А для их развития нужны условия. Такие условия мы попытались создать, проводя эксперимент. Конечно, при проведении подобной работы необходимо учитывать контингент детей, их уровень развития, здоровья, возможностей. Необходимо отметить, что
важную роль здесь играет систематичность
и последовательность работы. Отрывистая,
несистематичная работа не может
привести к положительному результату.
Только творчески работающий учитель
может воспитать творчески Итак, трудовое обучение способствуют развитию творческих способностей учащихся. Наша работа велась длительно и планомерно, постепенно усложняясь. Поэтому и привела к положительному результату. А еще и потому, что выполнялись условия формирования творческих способностей: благоприятная обстановка, свобода выбора, увлекательность, неограниченность в действиях. В курсовой работе были рассмотрены вопросы развития творческих способностей младших школьников на уроках труда. В процессе исследования были рассмотрены проблемы определения творческих способностей и трудовое обучение как фактор их развития. В заключение подведем итоги курсовой работы. Проанализировав теоретические
основы развития творческих способностей
мы пришли к выводу, что определение
творчества пытались дать представители
различных психологических В аспекте стоящей перед
нами проблемы нас интересовал вопрос
о том, каковы те признаки, на основе
которых исследователи Развитие творческих способностей - сложное и важное дело, успешной реализации которого помогает тесное сотрудничество школы и семьи. А сам учитель должен быть терпим к проявлениям творчества детей, будь они даже не в нужный момент или же просто кажущимися нам глупышами. Нужно уметь вовремя их увидеть, поощрить и дать возможность проявиться еще раз. В экспериментальной части
исследования нами была проведена диагностика
творческих способностей младших школьников,
после чего с ними проводилась
работа на уроках трудового обучения.
Проведенные тесты, позволили выявить
недостатки и наметить пути улучшения
творческого потенциала детей. Это
позволило разработать и На заключительном этапе исследования был проведен контрольный этап, целью которого было выяснение эффективности проведенного экспериментального исследования. Повторно проведенные методики показали, что уровень творческого мышления учеников поднялся на новый качественный уровень. Таким образом, в исследовании была доказана гипотеза уроки трудового обучения в начальной школе развивают творческие способности учащихся. 1. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984. 2. Бунеев Р.Н.,Бунеева Е.В. В одном
счастливом детстве. В 2-х ч.: Кн. для чт.
в 3-м кл.Ч.2.-3-е изд., перераб.-М.:БАЛАСС,2001.-224с. 3. Выгонов В.В. Практикум по трудовому обучению:Уч. пос. для студ.-М.: Академия, 1999.-256с: 4. Геронимус Т. Урок труда. 3 класс:Учебный
комплект для начальной школы.-М.:АСТ-ПРЕСС,1998.- 5. Геронимус Т.М.. Урок труда. Сборник маленького мастера:Учеб.-тетр. №4 по трудовому обучению для уч-ся 1-4-х кл. четырехлет. нач. шк.-М.:АСТ-ПРЕСС,1998. 6. Гомырина Т.А. Развитие творческих способностей первоклассников на уроках художественного труда. - М.: ВЧГК "Русский Центр". - 2003 7. Дуганов Р.В.. Природа творчества.-М.:Сов.писатель, 1990.-352с. 8. Козырева А, Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. 9. Конышева Н,М. Конструирование как средство развития младших школьников на уроках ручного труда: Пос. для учит, и студ. педвузов/Н.М.Конышева.-М, 2000. -88с. 10.Конышева Н.М. Методика
трудового обучения младших 11.Кукушкин B.C. Современные педагогические технологии в начальной школе. - Ростов-на-Дону., 2003 12.Левин В.А. Воспитание творчества.-Томск:Пеленг, 1992.-56с. 13.Левина М. 365 весёлых уроков
труда/Беляков Е.А.-М.:Рольф, 14.Лук А. И, Мышление и творчество. М., Политиздат, 1976 15.Лук А. Н. Психология творчества. М, Наука, 1978. 16.Лысенкова С. Н. Когда
легко учиться : из опыта работы
учителя начальных классов П.Трегубенко Б.Н. Трудовое обучение:
1-4 классы .-М.: Владос,2001.-176с. 18.Фопель Клаус
Как научить детей
Рис. 1 На доске — «озеро» из синей бумаги. Числа — номера групп. Каждая группа выполняет свой кусочек, а потом соединяют их вместе.
Элементы конструирования кувшинки
Рис.2 лепесток |