Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 20:28, курсовая работа
Целью данной работы было выявить влияние коррекционной программы на развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте на уроках психологической азбуки.
Объектом исследования выступили младшие школьники одной из подмосковных школ (контрольная и экспериментальная группы).
Предметом исследования являются творческие способности младших школьников экспериментальной и контрольной групп.
Гипотеза исследования: специально организованная коррекционная программа будет способствовать развитию творческих способностей у детей на уроках психологической азбуки.
Введение 3
Глава 1. Психологические основы формирования творческих способностей младших школьников на уроках психологической азбуки 7
1.1. Наука о психическом развитии ребенка — детская психология 7
1.2. Возрастные особенности развития младших школьников 18
1.3. Опыт и психологические проблемы развития творческих способностей младших школьников 25
Глава 2. Исследование творческой активности младших школьников на уроках психологической азбуки 37
2.1. Обобщение исследований творческой активности младших школьников на уроках психологической азбуки 37
2.2 Опытно-экспериментальные этапы развития активности младших школьников на уроках психологической азбуки 40
Заключение 47
Список литературы: 50
Терминология 52
Подсчет велся по формуле:
где, n1, n2 ¾ объемы выборок, N=n1+n2 ¾ общее число наблюдений.
Полученное c2наб = 0,385 меньше Ттаб. Следовательно, полученные экспериментальные данные не дают оснований говорить о статистической значимости различий.
Однако, наблюдается тенденция роста творческой активности школьников экспериментальной группы говорит о несомненном позитивном влиянии данной коррекционной программы на эту активность.
Несмотря на статистическую незначимость различий сдвигов в творческой активности воображения младших школьников в экспериментальной и контрольной группах, наблюдается несомненная тенденция роста этой активности именно в экспериментальной группе. Что, в целом, позволяет нам говорить, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, и, можно говорить о том, что проведенная нами коррекционная программа интенсифицирует рост творческой активности воображения у младших школьников.
Анализ существующих педагогических технологий убеждает, что традиционными методами обучения, рассчитанными на среднего ученика, проблему интеллектуального воспитания не решить.
Большое значение имеет создание условий, позволяющих личности реализовать свои интеллектуальные способности.
Помимо создания соответствующего окружения, социальных и материальных условий для самореализации, важна целенаправленность обучения. Такую возможность дает профильное обучение, которое позволяет в 2 - 4 раза увеличить время на изучение отдельных предметов.
Роль в развитии детей самого учителя огромна, особенно в младших классах. В этот период для ребенка еще не так важен социальный статус среди товарищей, как реакция на его деятельность взрослых: родителей и на втором, не менее важном месте, учителя.
Так же важен стиль преподавания учителя. Считается, что существует два типа учителей: “развивающие” и “обучающие”. “Развивающий” учитель акцент в своей работе прежде всего делает на развитие процессов психики (мышление, память, внимание, воображение и т. д.). Меньшее значение имеет количество выполненных заданий, чем качество творческой работы. “Обучающие” учителя большее внимание уделяют показательной стороне обучения, высокие результаты учебной деятельности (техника чтения, контрольные срезы), меньше работы ведется на развитие творчества.
К сожалению, даже самые полные и эффективные методики лишь инструмент в руках учителя. Лишь умело используя их, можно добиться высоких результатов. Так стиль учительницы класса, в котором я проходил практику, “обучающий”. Дети показывают отличные результаты на контрольных работах (в среднем только одна, две тройки на весь класс, большая половина пятерки), техника чтения превосходит все самые смелые ожидания (120-160 слов в минуту). Однако такие успехи стоили детям огромных усилий. В первом классе дети имели по несколько тетрадей: одна для работы в классе, другая для работы над ошибками, третья тетрадь “для показа”. По четыре, пять номеров домашнего задания каждый день, конечно, не могли не поднять общую успеваемость.
Но ребенку, который еще не достаточно умело держит ручку в руках, такая нагрузка часто не по силам. Кроме того, нужно учитывать специфику школы, где дети после уроков не идут домой, а занимаются дополнительно в различных секциях, музыкальной и художественной школах. Такая нагрузка тяжело сказалась на психике детей. Большая часть детей неуравновешенны, плаксивы. Например, ученик, решавший на уроке задачу, заплакал после того, как не смог ее решить, девочки часто плачут из-за двоек или порицания учителя.
Усугубляет обстановку и то, что у детей выработался комплекс превосходства, который часто поддерживается взрослыми: если ты будешь плохо учиться, то тебя выгонят из академического класса, переведут в обычный. Дети привыкают считать себя избранными, поэтому тяжело переживают неудачи. Нужно сказать, что это беда многих академических классов. Это говорит о реально существующей проблеме дифференцированного обучения.
Результаты моей работы показали, несмотря на развивающую систему обучения, творческая активность у детей отстает от образовательных результатов. Хотя в соседнем классе (так же развивающего обучения) картина несколько иная, поскольку стиль работы учителя “развивающий”. Мне кажется, что это еще одна проблема системы образования. Часто не от методики преподавания зависит качество воспитания и обучения, а прежде всего от собственных достоинств учителя. Как мне кажется, есть необходимость задуматься о системе отбора и подготовки учителей не только с профессиональной точки зрения, но и с этической, моральной.
2. Бурдыко Н. А. Проблемы
психологии развития и
3. Бывают выдающиеся дети... Н. Лейтес. Семья и школа. 2000г.
4. Возрастная одаренность. Н. Лейтес.2008г.
5. Водейко Р. И. Актуальные проблемы дифференцированного обучения. 2009г.
6. Воспоминания, размышления, беседы. Лейтес Н. С. 2002г.
7. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Книга для учителя. М., 2001г.
8. Гильбух Ю. 3. Внимание: одаренные дети. М., 2009г.
9. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения. 2010г.
10. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. В двух томах. М., 2006г.
11. Карпович Т. Н.
Павлова И. М. Проблемы
12. Козловская Ю.П. Методики
изучения психических
13. Клевченей М. С.
Психодиагностические
14. Клименко В. В.
Психологические тесты таланта.
15. Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. М., 2002г.
16. Легко ли быть одаренным? Н. Лейтес. Семья и школа, №6 2000г.
17. Лейтес Н. С. Об умственной одаренности. М., 2009г.
18. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М., 2007г.
19. Меша В.Г. Интелектуальное воспитание. Москва.,2009г
20. Одаренные дети. Под ред. Бурменской, Слуцкого. М., 2005г.
21. Проблема развития познавательных способностей. Л., 2008г.
22. Проблемы психологии
творчества и разработка
23. Проблемы способностей в психологии., 2004г.
24. Савчик О. М. Проблемы профессионального роста педагога - психолога. М., 2008г.
25. Судьба вундеркиндов. Н. Лейтес. Семья и школа.2010г.
26. Теплов М. Б. Избранные труды. В 2-х т., (т. 1.) М., 2007 г.
27. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность. 2010г
28. Шуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. М., 2005г.
29. Эфроимсон В.П. Загадка гениальности. М., 2008г.
30. Сборник психологических
упражнений по развитию
Анализ - процесс расчленения целого предмета или явления на составные части - в плане мысленных представлений или материального моделирования. У человека развилась способность выполнять анализ на уровне оперирования понятиями. Считается, что анализ включен во все акты практического и познавательного взаимодействия организма со средой и является необходимым этапом познания; он - одна из основных операций, из коих слагается реальный процесс мышления; с него начинается любое научное исследование. Анализ неразрывно связан с синтезом.
Возраст младший школьный - период жизни ребенка от 6-7 до 10 лет, когда он проходит обучение в начальных классах (1-й - 4-й классы) школы. Для этого возраста характерно, что деятельностью ведущей формируется и становится деятельность учебная. В ее ходе возникают два основных психологических новообразования этого возраста - возможность произвольной регуляции процессов психических и построение внутреннего плана действий.
Возраст (в психологии) — категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. В отличие от хронологического В., выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического В. обозначает определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития (см. онтогенез), обусловливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение.
Возраст Психологический - в отличие от возраста хронологического это понятие означает определенную, качественно своеобразную ступень развития онтогенетического, обусловливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение (=> детство). Первая попытка анализа системного категории возраста психологического принадлежит Л. С. Выготскому.
Воспитание - процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. В этом смысле Воспитание осуществляется в процессе организованной совместной деятельности семьи и школы, дошкольных и внешкольных учреждений, детских и молодёжных организаций, общественности. Воспитание тесно связано с обучением; многие его задачи достигаются главным образом в процессе обучения, как важнейшего воспитательного средства. Вместе с тем воспитательное воздействие на человека оказывают весь уклад жизни общества, развитие науки и техники, литература, искусство, средства массовой информации и пропаганды — печать, радио, телевидение.
Генетическая психология (от греч. происхождение) — отрасль психологии, изучающая происхождение и развитие психики животных и человека. Она прослеживает изменение различных психических процессов в онтогенезе и филогенезе, исследует психику различных видов животных, развитие психики ребенка, условия возникновения сознания человека. Методы генетической психологии направляются на выявление стадий и этапов в развитии психики, переходов от низших ее форм к высшим, что позволяет получать знания о психических феноменах в их динамике.
Группа контрольная - группа испытуемых, с коей сравниваются результаты, полученные в ходе исследования в группе экспериментальной, - с целью получения выводов, подтвердилась ли проверяемая исследованием гипотеза. Группа экспериментальная - группа испытуемых, на коей проводится исследование с целью проверки некоей гипотезы.
Детская психология - отрасль психологии, изучающая факты и закономерности психического развития ребёнка. Изучение происхождения и развития психических процессов в онтогенезе проливает свет на их природу и, т. о., способствует решению вопросов общей психологии, а также некоторых философских проблем.
Деятельность учебная - деятельность ведущая возраста школьного младшего, в коей происходит контролируемое присвоение основ опыта социального и когнитивного, прежде всего в виде основных операций интеллектуальных и понятий теоретических
Метод Лонгитюдный (метод длинника) - относится к методам организационным. Предполагает работу с одной и той же группой людей - или с одним человеком, - регулярно и достаточно часто обследуя их на протяжении длительного времени - отслеживается развитие, производится "продольный срез".
Одаренность : 1. Качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других.
2. Общие способности
или общие моменты
3. Умственный потенциал,
или интеллект; целостная
4. Совокупность задатков,
природных данных, характеристика
степени выраженности и
5. Талантливость; наличие
внутренних условий для
Обучение — это вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений ученика доводятся до должного уровня (среднего, эталонного, возможного), составляющего цель обучения.
Психическое развитие — процесс, развертывающийся во времени и характеризующийся как количественными, так и качественными изменениями. Возраст в психологии определяется как относительно ограниченная во времени ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с различием индивидуальных особенностей
Психологический тест — стандартизированное задание, по результатам выполнения которого судят о психофизиологических и личностных характеристиках, знаниях, умениях и навыках испытуемого.
Талант — определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта. Современные учёные выделяют определенные типы таланта, которыми обладают люди в той или иной степени.
Творческая активность (креативность) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.