Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 09:25, контрольная работа
Развитие творческих способностей у детей - сложный и длительный процесс, дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными вилами художественной деятельности, среди которых большое место занимает знакомство с народным прикладным творчеством.
Уже с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство народных промыслов. Это способствует формированию духовно богатой гармонически развитий личности.
Введение
1. Особенности развития изобразительного творчества у дошкольников.
2. Задачи развития творческой деятельности.
3. Педагогические условия развития детского изобразительного
творчества.
4. Анализ проведенной работы
Заключение
Приложение
Министерство образования и науки Российской Федерации
Елецкий государственный университет им. И.А.Бунина
Факультет педагогики и психологии (дошкольной)
Кафедра дошкольной и коррекционной педагогики
Контрольная работа по курсу
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА
Тема работы
Развитие творческих способностей на занятиях
изобразительной деятельностью у детей старшей группы
Выполнила студентка 3 курса (ОЗО),
Группы ЛГ-31
Пронина Юлия Валериевна
2013год
Содержание
Введение
1. Особенности развития изобразительного творчества у дошкольников.
2. Задачи развития творческой деятельности.
3. Педагогические условия
развития детского
творчества.
4. Анализ проведенной работы
Заключение
Приложение
Введение
Одна из важных задач в области образования - эстетическое воспитание детей, создание условий для проявления творческих способностей каждого ребенка.
Творчество — процесс деятельно
В. Н. Шацкая подчёркивала: «Мы его (детское художественное творчество) рассматриваем в условиях общего эстетического воспитания скорее как метод наиболее совершенного овладения определённым видом искусства и формирования эстетически развитой личности, чем как создание объективных художественных ценностей».
Е. А. Флерина указывала: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребёнка окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картину и другие виды искусства. Ребёнок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому».
Развитие творческих способностей у детей - сложный и длительный процесс, дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными вилами художественной деятельности, среди которых большое место занимает знакомство с народным прикладным творчеством.
Уже с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство народных промыслов. Это способствует формированию духовно богатой гармонически развитий личности.
Особенности развития изобразительного творчества у дошкольников
Специфика детского творчества состоит в том, что создать объективно новое ребёнок по целому ряду причин не может (отсутствие определённого опыта, ограниченность необходимых знаний, навыков и умений и др.). Тем не менее, детское художественное творчество имеет объективное и субъективное значение. Объективное значение детского творчества заключается в том, что в процессе этой деятельности и в её результате ребёнок получает такое разностороннее развитие, имеющее огромное значение для его жизнедеятельности, в котором заинтересована не только семья, но и общество. Творческая личность - это достояние всего общества. Рисуя, вырезая и наклеивая, ребёнок создаёт нечто субъективно новое, в первую очередь для себя. Продукт его творчества не имеет общечеловеческой новизны. Но субъективная ценность как средство творческого роста значима не только для конкретного индивида, но и для общества.
В творческой деятельности
ребёнка следует выделить три
основных этапа, каждый из которых требует
специфических методов и
1. Возникновение и оформление замысла.
2. Процесс создания художественного образа.
3. Анализ результатов творчества взрослым и детьми.
Итак, основой художественно - творческого развития ребенка средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности являются:
* личностная позиция ребенка, желание самовыразиться;
* развитие способностей
к изобразительной
* создание художественного образа;
* синтез искусства для
создания художественного
* изменение структуры
педагогического процесса и
Задачи развития творческой деятельности
ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
2-7 ЛЕТ «Цветные ладошки» (И.А. Лыкова)
Цель программы:
формирование у детей раннего и дошкольного
возраста эстетического отношения и художественно-творческих
способностей в изобразительной деятельности.
Основные задачи:
1. Развитие эстетического восприятия
художественных образов (в произведениях
искусства) и предметов (явлений) окружающего
мира как эстетических объектов.
2. Создание условий для свободного экспериментирования
с художественными материалами и инструментами.
3. Ознакомление с универсальным «языком»
искусства — средствами художественно-образной
выразительности.
4. Амплификация (обогащение) индивидуального
художественно-эстетического опыта (эстетической
апперцепции): «осмысленное чтение» —
распредмечивание и опредмечивание —
художественно-эстетических объектов
с помощью воображения и эмпатии (носителем
и выразителем эстетического выступает
цельный художественный образ как универсальная
категория); интерпретация художественного
образа и содержания, заключённого в художественную
форму.
5. Развитие художественно-творческих
способностей в продуктивных видах детской
деятельности.
6. Воспитание художественного вкуса и
чувства гармонии.
7. Создание условий для многоаспектной
и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом
освоении окружающего мира.
8. Формирование эстетической картины
мира и основных элементов «Я-концепции-творца».
В программе сформулированы педагогические
условия, основные и специфические дидактические
принципы, необходимые для эффективного
художественного развития детей дошкольного
возраста.
В программе представлены методы эстетического
воспитания, система занятий; разработаны
конспекты занятий по изобразительной
деятельности и художественному труду
для всех возрастных групп и наглядно-методические
пособия.
ПРОГРАММА «КОНСТРУИРОВАНИЕ
И РУЧНОЙ ТРУД В ДЕТСКОМ САДУ» (Л.В.Куцакова)
Основная цель - развить конструктивные умения и художественно-творческие способности детей, познакомить их с различными приемами моделирования и конструирования. Построена на комплексном использовании всех видов конструирования и художественного труда в детском саду. Рассчитана на весь дошкольный возраст - от трех до шести лет. Предусматривает дифференцированный подход к детям с разным уровнем интеллектуального и художественного развития, включая детей со слабой и сильной мотивацией, а также одаренных. Подбор учебного материала для творчества отвечает принципам дошкольной дидактики и возрастным возможностям детей. Содержит технологии, строящиеся на использовании нетрадиционных методов и приемов обучения, позволяющих педагогу развить у детей ассоциативное мышление, воображение, творческие умения, практические навыки, художественный вкус, эстетическое отношение к действительности. Большое внимание уделено творческому характеру совместной деятельности педагога и детей.
ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ (Г.С.Швайко)
Авторская программа Г.С. Швайко представлена
в трех книгах (средняя, старшая и подготовительная
к школе группа). Каждая книга содержит
программу и конспекты занятий по рисованию,
лепке и аппликации.
Цель программы
— развитие художественно-творческих
способностей у детей дошкольного возраста.
Общие педагогические задачи программы:
1. Развивать творческие способности детей
посредством изобразительной деятельности.
2. Развивать познавательную активность
детей.
3. Воспитывать культуру деятельности,
формировать навыки сотрудничества.
Вся программа состоит из различных циклов
занятий. Во все циклы включены задачи
и перечни тематических занятий по рисованию,
лепке, аппликации и дидактические игры.
Каждое занятие представлено развернутым
конспектом.
Программа «ИНТЕГРАЦИЯ» (Автор Т.Г.Казакова.)
Цель: формирование
навыков изобразительного творчества
у детей дошкольного возраста; восприятие
изобразительного искусства; формирование
художественных образов, формирование
художественных способностей у детей.
К программе разработаны схемы ознакомления
детей с изобразительным искусством (живопись,
графика, скульптура, декоративно-прикладное
искусство, дизайн); типы занятий с детьми
(одновидовые, интегрированные, комплексные
по видам искусства); интеграция видов
изодеятельности.
Автор предлагает технологию развития
изобразительных способностей у детей
раннего возраста, в которой предусматривается
целенаправленное развитие начала творческих
проявлений в изодеятельности. Главный
акцент сделан на формирование эмоционально-образного
восприятия, художественно-образного
начала в рисовании, лепке, аппликации.
Основное внимание автор уделяет рисованию
красками — гуашью, что способствует возникновению
у детей раннего возраста ассоциативных
образов. В помощь воспитателям и родителям
разработана система занятий, раскрыты
особенности педагогического руководства
изодеятельностью детей раннего возраста.
В книге Т.Г. Казаковой «Занятия с дошкольниками
по изобразительной деятельности» кроме
конспектов подобраны иллюстративные
материалы, подготовлены специальные
тетради.
ПРОГРАММА «РИСОВАНИЕ
И ЛЕПКА» (О.В. Григорьева)
Цель программы —
развитие творческих возможностей дошкольников.
Программа предназначена для работы с
детьми 3—9 летнего возраста по изобразительной
деятельности. Программа является результатом
практического опыта работы с детьми.
Автором программы представлен календарно-тематический
план по изобразительной деятельности
в четырех вариантах. Это, по мнению автора,
даст возможность варьировать темп, материалы,
виды искусства в зависимости от способностей
детей и склонностей самого педагога.
Планирование работы осуществляется с
учетом индивидуальных особенностей детей.
ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ЦИКЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 3-Х ДО 7-МИ
ЛЕТ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ДОШКОЛЬНОМУ
ОБРАЗОВАНИЮ «ЖИВОЙ МИР ОБРАЗОВ»
(Р.Г. Казакова, Л.М.
Данилова, Н.С. Щербакова и др.)
Целью программы
является гармоничное развитие личности,
формирование у ребенка универсального
эстетического восприятия, позволяющего
художественно воспринимать не только
отдельные виды искусства, но и искусство
в целом.
Программа предусматривает соединение
разных видов художественной деятельности:
музыки, изобразительного искусства, родного
языка, литературы, художественного движения,
театра. Основной акцент делается на интеграцию
предметных областей знаний, создание
основного фундамента развития ребенка
— формирование базовой культуры его
личности.
Задачи программы:
1. Развитие любознательности у дошкольников
как основы познавательной активности
будущего ученика.
2. Развитие способностей ребенка как способов
самостоятельного решения творческих
(умственных, художественных) и других
задач, как средств, позволяющих быть успешным
в разных видах деятельности, в том числе
учебной.
3. Формирование творческого воображения
как направления интеллектуального и
личностного развития ребенка.
4. Развитие коммуникативности — умения
общаться со взрослыми и сверстниками.
В основу содержания программы положены
следующие общие направления:
1. Интегрированное взаимодействие искусств.
Соединение каждого вида искусства в одном
художественном событии.
2. Активные действия, творчество самих
детей.
3. Сенсорное насыщение представлений
и действий, богатство чувств и ощущений.
Живое слово, звуки, краски, формы, ритмы,
движения. Дети — свидетели и участники
живого формообразования в художественном
событии.
4. Связь с ближайшим окружением, национальными
художественными традициями и обычаями.
5. Духовное напряжение, возвышение и утончение
духовных потребностей и интересов детей
— как высшая ступень полихудожественного
развития дошкольников.
ПРОГРАММА «КРАСОТА
- РАДОСТЬ - ТВОРЧЕСТВО»
Является целостной интегрированной программой
эстетического воспитания детей дошкольного
возраста, эффективно содействующей духовному
и интеллектуальному развитию детей в
дошкольном детстве. Строится на авторской
концепции эстетического воспитания и
развития художественно-творческих способностей
детей, в основу, которой положены принципы
народности, комплексного использования
разных видов искусств (музыкального,
изобразительного, театрального, литературы
и архитектуры), сенсорного развития ребенка.
Имеет четкую структуру и учитывает нарастание
творческих возможностей детей с двух
до шести лет. Включает все разделы работы
по эстетическому воспитанию в детском
саду. Наряду с традиционными, в программе
широко используются и нетрадиционные
для эстетического воспитания образовательные
средства - досуги и развлечения.
Педагогические условия развития детского изобразительного
творчества
Педагогические условия
формирования изобразительного творчества
у детей старшего дошкольного возраста
направлены на: индивидуально-
При разработке и конструировании «среды обитания» ребенка педагог сталкивается с комплексом проблем, требующих творческого решения. В создании предметно-пространственной среды группового помещения педагог испытывает трудность, которая носит субъективный характер и заключается в том, что творческие решения зачастую ограничиваются банальными проблемами, такими как площадь, параметры групповой комнаты, не позволяющие в полной мере реализовать его замыслы.
Нетрадиционная организация
пространства групповой комнаты
способствует формированию творческого
отношения к окружающему, комбинированию
привычных и неординарных элементов
малых архитектурных форм с вариантами
сюжетов творческих игр, более динамично
и гибко выстраивать
Анализ проведенной работы
Необходимыми условиями развития художественного творчества у детей дошкольного возраста являются:
· приоритетное внимание к детской деятельности - игре;
· творческий подход педагога
к отбору содержания образования, построенного
на основе интеграции, а также к
организации занятий с детьми
и к использованию
· широко должны использоваться в оформлении помещений детского сада рисунки, лепка, аппликации, выполненные детьми как индивидуально, так и коллективно;