Развитие творческих способностей подростков в детской музыкальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 20:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования – диагностика творческих способностей подростков при применении методики элементарного музицирования в процессе обучения.
В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи:
- выявление основных компонентов творческих способностей на основе анализа литературы;
- определение условий, благоприятных для развития творческих способностей детей;
- определение основных направлений педагогических задач по развитию креативных способностей в школьном возрасте;
- выявление эффективность работы методики элементарного музицирования в процессе школьного воспитания.

Вложенные файлы: 1 файл

Dokument_Microsoft_Word.doc

— 196.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Глава 2

Диагностика и опыт работы с учениками детской школы искусств по развитию их творческих способностей

 

2.1 Первичная диагностика  творческих способностей детей

 

Перед началом эксперимента мы провели  диагностику детей на уровень  творческого мышления. В диагностике  участвовали психологи, педагоги детской школы искусств № 4 города Ижевска. В качестве диагностируемых мы взяли детей, которым предстояло пройти курс занятий элементарному музицированию, но подготовка к данной методики еще не начиналась. Дети – учащиеся 5-6 классов.

Для первичной и вторичной диагностики мы выбрали следующий тест-аналог[8]. Цель: выявление характера творческих связей и отношений между понятиями.

 

Тестовый материал

 

Пример

Задание

1

Лошадь

Жеребенок

Корова

Пастбище. Рога. Молоко. Теленок. Бык.

2

Тонкий

Толстый

Безобразный

Красивый. Жирный. Грязный. Урод. Веселый.

3

Свинец

Тяжелый

Пух

Трудный. Перина. Перья. Легкий. Куриный.

4

Ложка

Каша

Вилка

Масло. Нож. Тарелка. Мясо. Посуда.

5

Яйцо

Скорлупа

Картофель

Курица. Огород. Капуста. Суп. Шелуха.

6

Коньки

Зима

Лодка

Лед. Каток. Весло. Лето. Река.

7

Ухо

Слышать

Зубы

Видеть. Лечить. Рот. Щетка. Жевать.

8

Собака

Шерсть

Щука

Овца. Ловкость. Рыба. Удочка. Чешуя.

9

Пробка

Плавать

Камень

Пловец. Тонуть. Гранит. Возить. Каменщик.

10

Чай

Сахар

Суп

Вода. Тарелка. Крупа. Соль. Ложка.


 

Интерпретация результатов.

Обычно испытуемый усваивает порядок  решения задач после 2-3 примеров. О неустойчивости, хрупкости процесса мышления, утомляемости можно судить в том случае, если испытуемый делает случайные ошибки 3-4 раза подряд, выбирая слово по конкретной ассоциации, а потом без напоминания решает правильным образом.

По типу связей можно судить об уровне развития мышления у испытуемого  – преобладание логических или наглядных  форм.

 

Высокий уровень развития мышления

13 баллов и более

15

Умеренно высокий уровень развития

11-12 баллов

10

Средний уровень

развития

10 баллов

30

Умеренно низкий уровень

развития

8-9 баллов

45

Низкий уровень

развития

7 баллов и менее


 

По результатам тестирования выделяют три группы детей:

Высокий уровень – 15%

Средний уровень – 55%

Низкий уровень– 30%

Хочется отметить, что дети сильно зажаты, как морально, так и физически. На вопросы отвечают неохотно, создается  впечатление, что большая часть  из них живет в своей скорлупе и никого туда пускать не собирается. Очень неуверенно чувствуют себя на публике.

 

2.2 Программа элементарного музицирования

 

Одним из самых любимых видов  музыкальной деятельности детей  является элементарное музицирование.  В школьной педагогике накоплен немалый положительный опыт использования  музыкальных   инструментов  в работе с  детьми  с целью активизации  музыкального   развития  и творчества  детей. Программа эта создана по системе Карла Орфа, который в свою очередь, обучая детей навыкам коллективного музицирования, развивал не только технику игры на инструментах, но и делал упор на развитие творческого начала. В мировой педагогической практике существуют несколько известных концепций музыкального воспитания детей, которые стали основой для разработки различных программ и методик. Одной из самых известных, распространенных более чем в 40 странах мира, является концепция Карла Орфа “Шульверк. Музыка для детей”.  
Слово “Schulwerk”, понятное без перевода педагогам всего мира, было создано самим Орфом и обозначает “обучение в действии”. Главный принцип этой педагогики — “учимся, делая и творя” — позволяет детям, исполняя и создавая музыку вместе, познать ее в реальном, живом действии, в процессе музицирования, а не наукообразного теоретизирования.   Основным предназначением Шульверка является первичное приобщение всех детей независимо от их способностей к музыке, раскрепощение индивидуально-творческих сил, развитие природной музыкальности.                                        

Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры.

 

2.3 Практическое применение  программы элементарного музицирования

 

В характере звучания каждого музыкального инструмента можно найти аналогию с каким-либо явлением природы — голосами птиц, животных, речью человека.

При игре солиста или же под запись известного произведения детям предлагалось «украсить» её всевозможными звуками (как музыкальными, так и шумовыми) Предложить им подумать, какие инструменты могли бы более точно передать сказочный образ или природное явление. Выбрать самостоятельно инструмент. С помощью музицирования можно украсить и сделать более выразительными и другие виды искусства, к примеру, изобразить образ картины, на которой изображен пейзаж и т.п.

Такие занятия проводились 2 раза в  неделю по 20 минут в течении 6 недель.

 

2.4 Вторичная диагностика уровня сформированности творческих способностей детей

 

Соответственно из цели нашего исследования мы исходили из того, что изучение развития творческих способностей должно проводится в русле сопоставления «Что было и к чему пришли».

После года подготовки и  работы по развитию творческих способностей детей, после их участия в ролевой  игре мы провели контрольное тестирование по тому же тесту, что и в первый раз, только с другими аналогами. Результат тестирования приведен в таблице:

 

Высокий уровень развития

13 баллов и более

30

Умеренно высокий уровень  развития

11-12 балов

45

Средний уровень развития

10 баллов

20

Умеренно низкий уровень  развития

8-9 баллов

5

Низкий уровень развития

7 баллов и менее

-


 

Из таблицы видно, что  после занятий с детьми их уровень  значительно повысился. Дети стали  спокойнее, уравновешенней. Большим  результатом я считаю, что при  возникновении каких-либо вопросов они не ищут доказательств у взрослых, а пытаются сами найти эти доказательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В работе выявлены основные компоненты творческих способностей на основе анализа литературы. Определены условия, благоприятные для развития творческих способностей детей и основные направления педагогических  задач по развитию креативных способностей в школьном возрасте. Тестирование детей детской школы искусств № 4 позволило выявить эффективность работы методики элементарного музицирования в процессе школьного воспитания. Можем предположить, что данная методика развития творческих способностей может быть использована не только в группах дошкольного образования, но и более старших классах.

Таким образом, можно сделать вывод, что творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения. Поэтому основными направлениями развития творческих способностей в школьном возрасте являются: 

  1. Развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами как богатство продуцируемых образов и направленность.
  2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность; такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. – М.Мир, 1992.
  2. Лук А.Н. Психология творчества. - Наука, 1978.
  3. Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. -1995. № 10 стр. 62-69.
  4. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ http://www.gumer.info/bibliotek Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. – М.Мир, 1992.
  5. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. - СПб.: издательство Буковского, 1994. 60стр.Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. -1995. № 10 стр. 62-69.
  6. Никитин Б. Развивающие игры. - М.:3нание, 1994.
  7. Полуянов Д. Воображение и способности.   - М.:3нание, 1985.
  8. Паскаль. Методическое пособие для преподавателей начальной школы и воспитателей детских садов по курсу "Развитие творчества".
  9. Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1993.
  10. http://psyera.ru/4224/razvitie-sposobnostey
  11. http://gestalt.kiev.ua/what_is_geshtalt_terapy/psychological_glossary/1
  12. http://gestalt.kiev.ua/what_is_geshtalt_terapy/psychological_glossary/2
  13. http://wiki.vspu.ru/playground/творчество_в_младшей_школе
  14. http://ru.wikipedia.org/wiki/Способности
  15. http://psyera.ru/4224/razvitie-sposobnostey
  16. http://zaplatka.net/publ/9-1-0-104
  17. http://www.many-books.org/auth/3971/book/11522/nemov_rs/psihologiya_book_1_obschie_osnovyi_psihologii/read/86
  18. http://slon-omsk.ru/cantent/articles/1467/1
  19. http://azps.ru/articles/proc/proc4.html
  20. http://azps.ru/artecles/proc/proc5.html
  21. http://ru.wikipedia.org/wiki/Метод_мозгового_штурма
  22. http://wiki.kspu.karelia.ru/index.php/Сравнение
  23. http://www.rusnauka.com/6_PNI_2011/Psihologia/9_80268.doc.htm
  24. http://ru.wikipedia.org/wiki/Пуанкаре,_Жюль_Анри
  25. http://ru.wikipedia.org/wiki/Творчество
  26. http://vunderkind.2x2forum.ru/t187-topic

Информация о работе Развитие творческих способностей подростков в детской музыкальной школе