Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 16:47, курсовая работа
Цель исследования: выявить и научно обосновать организационно-педагогические условия развития творческих способностей и творческой активности младших школьников на уроках.
Объект исследования: творческие способности и творческая активность младших школьников.
Предмет исследования: процесс развития творческой активности младших школьников на уроках.
Введение 3
Глава I. Формирование творческих способностей детей младшего школьного возраста. 5
1.1. Сущность и структура понятия «творческая активность». 5
1.2. Современные подходы к развитию творческой активности младшеклассников. 13
Глава II. Исследование проблемы развития творческой активности младшеклассников. 20
2.1. Состояние проблемы развития творческой активности младшеклассников 20
2.2. Рекомендации. 27
Список литературы 28
Оригинальность - выражение степени непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других решений, является одной из непременных компонентов творческого мышления.
Создание новых полезных комбинаций представляет собой один из признаков творчества, и поэтому воображение, создающее эти комбинации, является основой творческого процесса. Из этого следует, что воображение - это необходимый элемент творческой деятельности, который, по словам Л.С. Выготского, обеспечивает следующую деятельность ребенка:
Воображение в младшем школьном возрасте развивается особенно интенсивно, и потому в плане развития нуждается в особой заботе. В дальнейшем, наступает быстрое снижение активности этой функции. А вместе с уменьшением способности человека фантазировать гаснет интерес к искусству, науке, снижаются возможности творческого мышления, обедняется личность.
Большую часть своей активной деятельности младшие школьники осуществляют с помощью воображения. Их игры всё ещё - плод буйной работы фантазии, благодаря ей дети с увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой учебной деятельности также является творческое воображение. Когда в процессе учебы дети сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал и им требуются аналогии, опоры при общем недостатке жизненного опыта, на помощь ребенку тоже приходит воображение. Ещё Л. С. Выготский отмечал, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека: чем богаче опыт, тем больше материала, которым располагает его воображение [3].
Задачей и педагогов, и родителей является постоянное пополнение запаса представлений ребенка, в результате постоянных усилий взрослых в этом направлении воображение младшего школьника совершенствуется: сначала образы расплывчаты, неясны, а затем они становятся более точными и определенными. Если в начале обучения для возникновения образа должна быть, например, картина, то к 3-му классу в своем воображении ученик способен опираться на слово. Ученик в состоянии написать сочинение по рассказу учителя или прочитанному в книге.
Активизация творческой деятельности достигается, по мнению А. Осборна, благодаря соблюдению четырех принципов:
1) принципа исключения критики (можно высказывать любую мысль без боязни, что ее признают плохой);
2) поощрения самого необузданного ассоциирования (чем более дикой покажется идея, тем лучше);
3) требования, чтобы количество предлагаемых идей было как можно большим;
4) признания, что высказанные идеи не являются ничьей собственностью, никто не вправе монополизировать их; каждый участник вправе комбинировать высказанные другими идеи, видоизменять их, «улучшать» и совершенствовать.
Д.Н. Дружинин считает, что для активизации творческой деятельности необходимо:
Учителю необходимо видеть результативность и продуктивность своей работы для того, чтобы успешно активизировать творческую деятельность школьников. следует различать элементы творчества и взаимодействия элементов воспроизведения в деятельности школьника, как и в деятельности зрелого человека, по двум характерным признакам:
Элементы творчества учащихся в учебной деятельности проявляются в особенностях ее протекания, а именно в умении видеть проблему, находить новые способы решения конкретно-практических и учебных задач в нестандартных ситуациях.
Отсюда следует, что творческая деятельность активизируется в благоприятной атмосфере, при доброжелательных оценках со стороны учителей, поощрении оригинальных высказываний. Не последнюю роль при этом играют открытые вопросы, побуждающие школьников к поиску разнообразных ответов на одни те же вопросы учебного плана. Еще лучше, если самим учащимся разрешается ставить подобные вопросы и отвечать на них.
Также можно стимулировать творческую деятельность через введение в необычную гипотетическую ситуацию, через реализацию межпредметных связей. В этом же направлении работают вопросы, при ответе на которые необходимо извлекать из памяти все имеющиеся в ней сведения, творчески применять их в возникшей ситуации.
Таким образом, под творческими способностями мы понимаем совокупность свойств и качеств личности, необходимых для успешного осуществления творческой деятельности, позволяющих в процессе ее выполнять преобразование предметов, явлений, наглядных, чувственных и мысленных образов, открывать новое для себя, искать и принимать оригинальные, нестандартные решения.
Наблюдение и эксперимент являются основными исследовательскими методами. Их можно считать общенаучными, потому что они применяются во многих других науках. Кроме этих методов используются и другие специфичные методы, позволяющие конкретизировать и реализовать в соответствии с задачами исследования требования методологических положений: метод беседы, метод изучения процесса и продуктов деятельности, метод анкетирования, метод тестирования, оценивания и др.
Существует два основных типа методов диагностики творческих способностей:
· Малоформализованные методы изучения и диагностики такие как - наблюдение, беседа, анализ результатов творческой деятельности и подобные.
· Строгоформализованные методы - тесты. По форме тесты могут быть индивидуальные и групповые; устные и письменные; бланковые, предметные, аппаратурные и компьютерные; вербальные и невербальные (практические).
Цели диагностики творческих способностей:
· Определение исходного уровня творческих способностей
· Коррекция проводимых занятий
· Выявление наиболее одаренных детей;
· Определение структуры способностей.
Технология диагностики должна включать:
Для 1-й группы методов существуют определенные параметры, которым должны соответствовать разработанные тесты. Это валидность (соответствие теста измеряемому признаку), надежность (защита от случайности), репрезентативность (то, насколько выборка стандартизации позволяет применять тест на широкой популяции).
Для 2-й группы методов необходимо определить условия, в которых можно обеспечить максимально индивидуальный подход в исследовании развития творческих способностей. Это такие условия, как:
Исследования творческих способностей желательно проводить в обычной жизненной ситуации, когда испытуемый может иметь свободный доступ к дополнительной информации по предмету заданий. Так же методы диагностики творческих способностей должны учитывать возрастные особенности испытуемых.
Существует два основных направления диагностики творческих способностей - исследование творческих способностей с помощью проблемных задач (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, М.И. Махмутов, Я.А. Пономарев, Д.Б. Богоявленская и др.) и тестирование (А. Бинэ, Л. Терстон, Дж. Гилфорд, Э.П. Торренс и др.)
Для оценки креативности разработаны специальные тесты, наиболее известные из которых - тесты Гилфорда, Торранса, Медника и их модификации.
Дж. Гилфорд выделял следующие параметры креативности:
Различение интеллекта как общей способности к применению знаний и креативности как общей способности к их преобразованию после работ Дж. Гилфорда стало общепринятым, а тестологическое изучение креативности выделилось в самостоятельную область психодиагностики.
На основе теории дивергентного мышления Дж. Гилфорда, профессор Поль Торренс создал тест, который считается лучшим страндартизованным инструментом для измерения творческого (креативного) мышления в мировой психологической практике.
Двенадцать тестов творческой продуктивности Торранса сгруппированы в вербальную, изобразительную и звуковую батареи. Первая обозначается как вербальное творческое мышление, вторая - изобразительное творческое мышление, третья - словесно-звуковое творческое мышление. Тест позволяет оценить:
Тест предназначен для диагностики креативности, начиная с дошкольного возраста (5-6 лет). Усложненные варианты могут быть использованы и в других возрастных группах (до 17-20 лет). Главной задачей является получение модели творческих процессов, отражающую их природную сложность.
В настоящий момент сущществует множество различных адаптированных модификаций данного теста (А. М. Матюшкин, Н. В. Шумакова, Е. И. Шелбанова, Н. П. Щербо, В. Н. Козленке, Е. Е. Туник, А. Э. Симановский, Т. А. Барышева).
Д.Б. Богоявленская, выделив "единицу анализа творчества", разработала экспериментальный диагностический метод - "Креативное поле" (1969), позволяющий определять творческие способности и исследовать механизм "спонтанных" открытий [2]. Метод представлен рядом конкретных методик и их возрастных модификаций. Реализуя двухуровневую модель эксперимента, он позволяет проследить развитие деятельности за пределами решения исходной задачи и, как результат этого развития ("самодвижения деятельности" и "познавательной самодеятельности"), фиксировать выход в область "непредзаданного", что и определяет творческий статус данного феномена. Валидность метода была экспериментально доказана на выборке, включающей более 7000 испытуемых разного возраста (от 5 лет) и профессий.
Для того чтобы процесс развития творческих способностей младших школьников осуществлялся успешно, необходимы знания об уровнях развития творческих способностей учащихся, поскольку выбор видов творчества должен зависеть от уровня, на котором находится учащийся. С этой целью используется диагностика, осуществляемая с помощью использования различных методов исследования (средств измерения). Исследование проводится по определенным критериям. Существуют следующие критерии уровня развития творческих способностей младших школьников:
1. Когнитивный критерий, с помощью которого выявляются знания, представления младших школьников о творчестве и творческих способностях, понимание сути творческих заданий.
2. Мотивационно - потребностный критерий - характеризует стремление ученика проявить себя как творческую личность, наличие интереса к творческим видам учебных заданий.
3. Деятельностный критерий - выявляет умение оригинально выполнять задания творческого характера, активизировать творческое воображение учащихся, осуществлять процесс мышления нестандартно, образно.
Каждый из критериев имеет систему показателей, характеризующих проявление исследуемых качеств по данному критерию. Измерение степени проявления показателей по каждому критерию осуществляется при помощи средств измерения и определенных методов исследования. Критерии, показатели и средства измерения уровня развития творческих способностей учащихся, представленные в таблице 1.
Информация о работе Развитие творческой активности младшеклассников на уроке чтения