Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 20:14, доклад

Краткое описание

Всем известно, что дети обучаются речи со слуха. Но не все знают, что "слухов” у человека, по крайней мере, три. Один – физический. Он позволяет нам слышать звуки окружающего мира: журчание воды, шелест листьев, щебет птиц, лай собаки, вой сирены, хлопанье форточки и т.д. Второй слух – музыкальный. Это тонкий слух, позволяющий человеку наслаждаться прекрасной музыкой. Третий – речевой. Этот слух имеет особенное значение, так как благодаря ему мы обретаем способность различать все тонкости звуков человеческой речи. Доказано, что можно иметь замечательный музыкальный слух и плохой речевой, и наоборот.

Вложенные файлы: 1 файл

-DswMedia-stat-yaixsanovats1.doc

— 50.50 Кб (Скачать файл)

Развитие фонематического слуха у детей старшего

дошкольного возраста.

 

Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без неё нельзя учиться слушать и понимать речь.

Всем известно, что дети обучаются речи со слуха. Но не все знают, что "слухов” у человека, по крайней мере, три. Один – физический. Он позволяет нам слышать звуки окружающего мира: журчание воды, шелест листьев, щебет птиц, лай собаки, вой сирены, хлопанье форточки и т.д. Второй слух – музыкальный. Это тонкий слух, позволяющий человеку наслаждаться прекрасной музыкой. Третий – речевой. Этот слух имеет особенное значение, так как благодаря ему мы обретаем способность различать все тонкости звуков человеческой речи. Доказано, что можно иметь замечательный музыкальный слух и плохой речевой, и наоборот.

Если говорить более точно, в речевом слухе содержится еще один – фонематический. Он необходим для того, чтобы мы овладели фонематической системой, так сказать "кодом” языка. Каждый язык имеет свою систему выражения мысли в звуке речи. Поэтому мы, владея одной из них, не понимаем другого языка. Если не знать смысла, который условно приписан тому или другому звуку речи (фонеме), то и значения слов оказываются недоступными. Конечно, дети, о которых идет речь, усваивают фонематическую систему языка, но не до конца. Остается то, что им трудно, - например, различать звучание парных фонем (б-п, д-т, ш-ж, ц-ч, в-ф, з-с и пр.). Речевой слух позволяет улавливать те особенности звуков, благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого.

Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением. Особые трудности возникают у этих детей на этапе обучения грамоте, а именно чтению и письму, что приводит к таким речевым нарушениям, как дислексия и дисграфия, а это влечет за собой новый клубок проблем: наблюдается снижение успеваемости, появляется тревожность, неуверенность в своих силах, резко снижается самооценка.

Таким образом, проблема развития у детей фонематического слуха является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты.

Под фонематическим слухом  — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове. Так, ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове, так как необходимое условие обучения чтению — это умение соотносить звуковой и зрительный ряды, т. е. представлять себе, как звук и слово могут выглядеть на бумаге и, наоборот, привыкнуть к тому, что произносятся они несколько иначе, чем пишутся. Это предполагает наличие сформированного фонематического слуха  как способности к различению как звуков, так и зрительных изображений, особенно тех, которые являются составными частями букв.

 

Работа по развитию фонематического восприятия проводится в следующей последовательности:

1.Знакомство с изолированным  звуком, связанным с конкретным  образом (в рассказах). 
2.Различение изолированных звуков, связанных с конкретным образом. 
3.Различение звука в слове. 
4. Определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце слова). 
5. Различение на слух в словах звуков, близких по звучанию или артикуляции (свистящие – шипящие, звонкие – глухие, Р – Л и т.д.). 
6. Придумывание слов на определённый звук.

 

Для проверки состояния фонематических представлений и формированию фонематического слуха можно использовать следующие типы заданий :

1 .Опознание фонем:

а) подними руку, если услышишь гласный звук «о» (а, у, т.д.) среди других гласных:

 а, у, ы, о, у, а, о, ы, и

б) хлопни в ладоши, если услышишь согласный звук «к» (м, н, т.д.) среди других согласных: п, н, м, к,т, р

2. Различение фонем, близких по  способу и месту образования  и акустическим признакам:

а)звонких и глухих (п - б, д - т, х - г, ж - ш, з - с, в – ф)

б) шипящих и свистящих (с, з, щ, ш, ж, ч)

в)соноров (р, л, м, н)

3. Повторение за логопедом слогового  ряда:

а) со звонкими и глухими звуками (да-та, та-да-та, да-та-да, ба-па, па-ба-па, ба-па-ба, ша-жа, жа-ша-жа, са-за-са, за-са-за )

б) с шипящими и свистящими (са-ша-са, шо-су-са; са-ша-шу, са-за-па; ша-ша-ча, за-жа-за; жа-за-жа)

в) с сонорами (ра-ла-ла, ла-ра-ла)

4. Выделение исследуемого звука  среди слогов 
Подними руку, если услышишь слог со звуком «с» (ла, ка, ша, со, ны, ма, су, жу, сы, га, сы)

5. Выделение исследуемого звука  среди слов Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком  «ж» (лужа, рука, дорога, живот, молоток, жук, кровать, ножницы0

6. Придумывание слов со звуками  «а» (о, м, н: на начальном этапе с гласными, затем с согласными)

7.Определение наличия звука  «ш» в названии картинок: колесо, машина,шапка, лыжи….

8. Называние картинок и определение  отличий в названиях:  бочка - почка, коза - коса, дом – дым

9. Определение места звука «ч» в словах (начало, середина, конец): чайник, ручка, мяч (на начальном этапе на гласных: «а»: аист, альбом, кошка, санки)

10. Раскладывание картинок в 2 ряда: в первый со звуком «с», во  второй со звуком «ш»:

сом, шапка, машина, коса, автобус, кошка, пылесос, карандаш

 

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Лучше всего это делать в игре. Цель игровых упражнений - научить его слушать и слышать.

При наличии систематической целенаправленной работы по формированию фонематического слуха детей дошкольного возраста на основе использования игровой деятельности произойдёт повышение качества речевого развития детей, обеспечение качественной подготовки детей к школе.

 На занятиях по обучению  грамоте мы учим детей слышать  звуки в слове, определять их  место в слове, их количество. Это очень сложное умение, оно  предполагает способность ребенком  вслушиваться в речь, держать  в памяти услышанное слово, названный  звук. Так же особенностью этого курса является использование звуковой символики. Каждому звуку соответствует определенная звуковая картинка, благодаря которым дети четко усваивают разницу между звуком и буквой, легче овладевают навыками соединения звуков в слоге . У каждого звука есть свой хозяин - «звуковичок». Он помогает определять детям характеристику звука. «Звуковички», обозначающие гласные звуки, имеют  красный цвет. Хозяева звонких согласных звуков имеют колокольчики-звоночки, а глухих согласных звуков –колокольчики без звоночков. Мягкие согласные звуки обозначаются зеленым цветом, а  твердые - синим.

Обучение проходит в занимательной игровой форме с использованием речевых игр и упражнений. У ребят возникают затруднения в умении слышать звук и определять его место в слове. Для решения это задачи, на занятиях я использую разнообразные речевые игры:

1. Игра «Любопытный».

Правила игры: на любой вопрос можно называть только те слова, которые начинаются со звука, например: [Б].

-  Где был? - На балконе.

-  Кого видел? - Бульдога.

- Куда собираешься? - В булочную.

- Что будешь покупать? - Баранки  и т.д.

2. Игра «Загадай любимую игрушку».

Правила: ребёнок называет первый и последний звуки названия любимой игрушки, а другие дети отгадывают. Например, [М'- А] - мишка. Аналогично загадывают овощи, фрукты, цветы и т.д.

3. Игра «соревнование».

Я называю любой звук :

а)  кто больше назовёт слов, начинающихся с этого звука?

б)  кто знает больше слов, оканчивающихся на этот звук?

4. Игра « Добавь звук».

Правила: Какое слово получится, если добавить звук, например: [К] в конце слова:

вол - волк

рыба - рыбак

завтра - завтрак

пар - парк

Добавить звук [Т] в конце слова: спор - спорт бор - борт бра - брат сор - сорт и т.д

5. Игра « Отними звук».

Правила: Какое слово получится, если убрать первый звук: косы - осы крот - рот смех - мех

гром, шинель, зверь, клей, скот, плуг, укол и т.д.

6. Игра « Вставь пропущенный  звук».

Правила: Дети вставляют звук, например: [Л] так , чтобы он стал вторым в слове, которое произносит воспитатель:

Кок - клок; пот - плот; бок - блок; сон, куб, сова, кубок, сух, газ, пан.

Или звук [Р] :

Ковать - кровать; кошка - крошка; топка - тропка; дать, кот, битва, тон, дама, такт и т.д.

7. Д/игра « Угадай какое слово».

Правила: дети на слух составляют новые слова по первым, вторым, последним звукам, произносимых слов ( или по первым, вторым, последним звукам в название картинок). Например:

ворона - [В]

ракета - [Р]

астра - [А]

чайка - [Ч']

огонь - [О]

арбуз - [А]

бак - [Б]

очки - [О]

нос - [Н]

кенгуру - [К]

волк - [В]

8 Детская игра «Звучащий поезд».

Цель: закреплять умение детей слышать и определять заданный звук в разных частях слова.

Правила: показать картинку, например: слона и предложить ребенку определить в какой части слова слышится, например звук [Л]. Ребёнок определяет заданный звук в слове и вкладывает его в первый, в средний или в последний вагончик поезда.

10. Детская игра « Одень слово».

Цель: закреплять знание детьми акустических характеристик звука. Упражнять в умении производить звуковой анализ слов.

Ребёнку предлагается картинка, например: мак. А также: карточка, которая разделена на столько частей, сколько звуков в слове; и красные, синие, зелёные квадратики, которые обозначают акустические характеристики звуков. Нужно выложить разноцветные квадратики так, чтобы они соответствовали звукам в названии картинки и объяснить свой выбор.

Например:

М                        А                       К

синий              красный              синий 

 

твердый              гласный          твердый

согл. звук                                  согл. звук 

Для закрепления умения детьми слышать заданный звук и определять его место в слове можно использовать также речевые игры:

«Назови первый звук в слове».

«Назови последний звук в слове».

«Придумай слова, в которых заданный звук был бы: в начале, в середине, в конце слова».

«Назови первый и последний звук в слове». Например: банан - [Б-Н].

«Подбери слово так, чтобы первый звук был, например: [К], а последний - [Ш] (карандаш, камыш).

«Какой звук потерялся».

Предложить ребенку прослушать предложение. В одном из слов специально не проговаривается первый звук. Ребёнок внимательно вслушивается и говорит какое слово было произнесено  неправильно, произносит его правильно, указывая какой звук был потерян.Например: В небе летит ... амолёт.

В каком слове не хватает одного звука? (самолет). Какой это звук? (твердый согласный звук [С]). Каким он находится в слове? (первым). Повтори предложение правильно.

«Цепочка слов».

Игроки по очереди говорят по одному слову, которые связываются в «цепочку»: каждое следующее слово начинается с последнего звука предыдущего. Например: зима - арбуз - заяц - цапля - яйцо - очки - игла.

«Сравни первые звуки в слове».

Например: предложит пары слов тапки - тень (В слове тапки слышим твердый согласный звук [Т], а в слове тень - мягкий согласный звук [Т']).

«Назови слова на каждый звук в слове».

Объяснить ребенку, что в слове есть звуки, они идут один за другим. Предложить по очереди придумать слова на каждый звук в слове. Начинать надо со слова от 3 звуков.

Например:

Сок: соска, очки, куклы, суп, обруч капуста и т.д.

При совместной работе педагогов и родителей можно добиться наибольших успехов в подготовке ребенка к обучению в школе.

Желаю успеха!

 


Информация о работе Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста