Развитие хореографического коллектива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 09:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – исследование дифференциации в обучении детей искусству хореографии.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- определить роль хореографического искусства в воспитании культуры детей;
- рассмотреть хореографическое искусство как средство эстетического воспитания детей;
- определить формы и методы воспитательной работы в творческом коллективе;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
1. Роль хореографического искусства в воспитании культуры детей…………...5
1.1 Хореографическое искусство как средство эстетического воспитания
детей…………………………………………………………………………………..5
1.2 Формы и методы воспитательной работы в творческом коллективе……...8
2. Исследование возрастных и индивидуальных особенностей обучения детей искусству хореографии……………………………………………………………..13
2.1 Анализ возрастных и индивидуальных особенностей детей……………….13
2.2 Дифференцированные методы обучения в хореографическом коллективе и их воздействие на повышение активности детей……………………………….17
Заключение………………………………………………………………………….25
Список использованной литературы………………………………………………27
Приложение…………………………………………………………………………29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая хореография.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………3

1. Роль хореографического искусства в воспитании культуры детей…………...5

1.1 Хореографическое искусство как средство эстетического воспитания

детей…………………………………………………………………………………..5

1.2 Формы и методы воспитательной работы в творческом коллективе……...8

2. Исследование возрастных и индивидуальных особенностей обучения детей искусству хореографии……………………………………………………………..13

2.1 Анализ возрастных и индивидуальных особенностей детей……………….13

2.2 Дифференцированные методы обучения в хореографическом коллективе и их воздействие на повышение активности детей……………………………….17

Заключение………………………………………………………………………….25

Список использованной литературы………………………………………………27

Приложение…………………………………………………………………………29

 

Введение

 

Актуальность  исследования. Занятия по хореографии содействуют эстетическому воспитанию детей, оказывают положительное воздействие на их физическое развитие, способствуют росту их общей культуры, поэтому можно утверждать, что хореографическое искусство имеет богатую возможность широкого осуществления воспитательных задач. Хореографическое искусство всегда привлекало к себе внимание детей. Оно приобрело широкое распространение в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах. Хореографические отделения в школах искусств и хореографические школы показали себя на практике как перспективная форма эстетического воспитания детей и подростков, в основе которой лежит приобщение их к хореографическому искусству. Оно обеспечивает более полное развитие индивидуальных способностей детей, и поэтому обучение в хореографических коллективах должно быть доступно значительно большему кругу детей и подростков. Они любят искусство танца и посещают занятия в течение достаточно длительного времени, проявляют настойчивость и усердие в приобретении танцевальных знаний и умений. Используя специфические средства искусства танца, заинтересованность детей, преподаватели хореографии имеют возможность проводить большую воспитательную работу, что определило актуальность выбранной темы исследования.

Объект исследования - преподавание хореографического искусства.

Предмет исследования – дифференциацированные методы  обучения детей искусству хореографии.

Цель исследования – исследование дифференциации в обучении детей искусству хореографии.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

- определить  роль хореографического искусства  в воспитании культуры детей;

- рассмотреть  хореографическое искусство как  средство эстетического воспитания  детей;

- определить  формы и методы воспитательной работы в творческом коллективе;

- изучить возрастные  и индивидуальные особенности  обучения детей искусству хореографии

- проанализировать  методы воспитательной работы  в хореографическом коллективе  и их воздействие на повышение  активности детей.

Методы исследования - анализ и обобщение.

Практическая  значимость данного исследования заключается в изучении особенностей процесса воспитания детей посредством искусства хореографии.

Структура курсовой работы включает введение, две главы, содержащих по два параграфа, заключение и список использованной литературы.

 

1. Роль  хореографического искусства в  воспитании культуры детей

 

1.1 Хореографическое  искусство как средство эстетического  воспитания детей

 

Хореография - это  мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Дети стремятся увидеть это на балетных спектаклях, в художественных альбомах, видеофильмах. В формировании эстетической и художественной культуры личности хореографическое искусство является важнейшим аспектом эстетического воспитания. Занятия хореографическим искусством способствуют физическому развитию детей и обогащают их духовно. Это гармоничное занятие привлекает и детей, и родителей. Ребенок, владеющий балетной осанкой, восхищает окружающих. Но ее формирование -процесс длительный, требующий многих качеств от детей.

Дисциплинированность, трудолюбие и терпение - те свойства характера, которые необходимы не только в хореографическом классе, но и  в быту. Эти качества годами воспитываются  педагогами-хореографами и определяют успех во многих делах.

Чувство ответственности, так необходимое в жизни, двигает  детей, занимающихся хореографией, вперед. Нельзя подвести рядом стоящего в  танце, нельзя опоздать, потому что  от тебя находятся в зависимости другие, нельзя не выучить, не выполнить, не доработать.

В российском образовании  уроки по хореографии становятся обязательными. Они воспитывают  и развивают не только художественные навыки исполнения танцев разных жанров, но и выработку у ребенка привычки и нормы поведения в соответствии с постигаемыми законами красоты.

Аккуратность  в хореографическом исполнительстве, опрятность формы в хореографическом классе переносится и на внешний  вид детей в школе. Они выделяются не только своей осанкой, но и прической, чистотой и элегантностью ношения самой обыкновенной одежды.

Воспитание  этикета является одной из сторон на занятиях по хореографии. Приятно  видеть, что дети из хореографического  класса никогда не пройдут впереди  старшего, мальчики подадут руку при  выходе из автобуса, сумки и портфели девочек - в руках у мальчиков. Внимание и забота о других - необходимое качество в характере детей, и занятия хореографией решают эти задачи.

Хореографическое  искусство у ребенка является дополнением и продолжением его  реальной жизни, обогащая ее. Занятия этим искусством приносят ему такие ощущения и переживания, которых он не мог бы получить из каких-либо иных источников [8, с. 110].

Творческая  личность - важнейшая цель как всего  процесса обучения, так и эстетического  воспитания. Без него, без формирования способности к эстетическому творчеству, невозможно решить важнейшую задачу всестороннего и гармоничного развития личности. Совершенно очевидно, что каждый педагог посредством эстетического воспитания готовит детей к преобразовательной деятельности. Педагог-хореограф должен сформировать, развить и укрепить у детей потребность в общении с искусством, понимание его языка, любовь и хороший вкус к нему.

2. Воспитание  детей искусством хореографии,  их возрастные и индивидуальные  особенности в обучении

Воспитательная  работа в художественном коллективе - процесс сложный, многогранный. Он связан с реализацией обширной программы  организационно-педагогических и художественно-исполнительских  мер. Каждое направление в практике педагога-руководителя имеет свою внутреннюю логику, свои закономерности и принципы реализации. Без их познания, критического анализа невозможна достаточно эффективная организация не только художественно-творческой, учебной, образовательно-репетиционной деятельности, но и обеспечение педагогического процесса в целом.

Специфика воспитательной работы в хореографическом коллективе обусловлена органичным сочетанием художественно-исполнительских, общепедагогических и социальных моментов в ее проведении и обеспечении. Усилия педагога направлены на формирование у детей мировоззрения, на воспитание высокой нравственной культуры, на художественное и эстетическое развитие. Эти задачи решаются с вовлечением детей в художественно-исполнительскую деятельность, с организацией учебно-творческой работы. Поэтому первый уровень воспитания ребенка в хореографическом коллективе - это образование и обучение его как исполнителя. Второй уровень воспитания - это формирование ребенка как личности, развития в нем гражданских, нравственно-эстетических качеств, общей культуры.

Родители отдают детей в хореографические коллективы для занятий, укрепляющих здоровье, расширяющих общий культурный и  художественный кругозор, являющихся формой удовлетворения духовных потребностей, средством развития эстетического вкуса. Поэтому отношение детей к занятиям носит индивидуальный и строго выборочный характер. Ребенок воспринимает, запоминает и выполняет то, что его интересует, привлекает [7, с. 34].

Воспитательная  работа должна проводиться систематически, только тогда она приведет к положительным результатам. Сложность воспитательной работы определяется тем, что дети в коллективе встречаются различного уровня культуры и воспитания. Сосредоточить их интересы порой непросто. При этом педагогу-руководителю приходится проявлять такт, чуткость, применять индивидуальный подход к детям. Он должен заинтересовать детей, использовать в работе возможности каждого ребенка, его перспективы. В обращении с детьми необходимо проявление симпатии, уважительного интереса к их радостям и огорчениям, к их сложностям в жизни. Поэтому педагогу необходимо понимать взаимоотношения детей, их внутренний мир. Ребенок, вступая в мир знаний по хореографии, должен знать, что каждое занятие обязательно. Пропуски без уважительных причин не возможны в силу специфики хореографического искусства. Дети просто не смогут выполнять те задачи, с которыми они сталкиваются. Дело даже не в достижении результатов, а в понятии долга, его выработке и развитии. То, чем начал заниматься, должно быть выполнено добросовестно и доведено до конца. Склонность детей бросать начатое дело на полдороге в дальнейшем оборачивается несобранностью уже взрослого человека, поэтому всю воспитательную работу в коллективе педагог должен строить по принципу интереса, он является основным и определяющим. Он поддерживается постоянным изучением нового хореографического материала (движение, танцевальная комбинация, танцевальный этюд, номер, подготовка или проведение какого-то мероприятия и т.д.). Все это вызывает положительные эмоции у детей, влияет на нравственный настрой и развитие их эстетической культуры.

 

1.2 Формы  и методы воспитательной работы  в творческом коллективе

 

Формы и методы воспитательной работы могут быть различными. Дифференциация  зависит от характера и направленности творческой деятельности коллектива [2, с. 94].

1. Педагог, приступая к постановочной работе, рассказывает детям об истории, на основе которой делается постановка, о быте, костюмах, традициях, об образах и характерах, о мотивах их действий и т.д. Все это необходимо подготовить для детей на доступном для них языке, возможно с показом красочных иллюстраций, преподнести материал эмоционально, выразительно.

2. Просмотр специальных фильмов, прослушивание музыки. Коллективный просмотр сближает детей и педагога. Появляется общая тема для разговора, в котором педагог умно и тактично направляет детей в русло правильных рассуждений.

3.  Воспитывают и традиции, которых в коллективе может быть множество: это и посвящение в хореографы, и переход из младшей группы в старшую, и т.д.

4. Воспитание дисциплины прививает навыки организованности в процессе труда, воспитывает активное отношение к нему. Педагог на занятиях пробуждает уважение к общему труду, воспитывает способность подчинить личное общественному. Сознательная дисциплина - это дисциплина внутренней организованности и целеустремленности. Внешняя дисциплина создает предпосылки к внутренней самодисциплине. Дети становятся собранными, внимание на занятиях обостряется, они быстрее и четче выполняют поставленные задачи.

5. Постановки номеров на современные темы подталкивают на встречи с интересными людьми, к чтению современной литературы, посещению музеев и т.д.

6. Полезен совместный просмотр и совместное обсуждение концертных программ, спектаклей как профессиональных, так и любительских коллективов.

7. Проведение анализа концертных выступлений самого коллектива. Педагог-руководитель обязан остановиться как на положительных, так и на отрицательных моментах программы. Важно уделить внимание каждому ребенку, учитывая его индивидуальные особенности характера. Вовремя сказанное доброе слово, проявление поддержки, одобрения во многом помогут раскрыться способностям детей.

8. Большую воспитательную работу играют творческие отчеты, обмен опытом между коллективами и творческая помощь друг другу.

9.  Встречи с талантливыми творческими людьми. Их рассказ о своей профессии и творчестве имеют сильное эмоциональное воздействие на детей.

10. Проведение вечеров отдыха с участием детей и родителей (Новый год, 8 Марта, 23 февраля и т.д.).

11. Воспитательным моментом в коллективе является полная занятость детей в репертуаре коллектива. Это является стимулом для занятий, так как дети знают, что никто из них не останется в стороне.

12.  Большую пользу в художественном воспитании детей принесет изучение танцев других народов.

13. Постановка хореографических произведений, вошедших в «золотой» фонд хореографии, оказывает большое эстетическое воздействие на детей. В данном случае необходимо помнить о возможностях исполнителей. Недопустимо искажение замысла номера, упрощение танцевальной лексики. И если, все-таки, номер поставлен, педагогу нужно помнить, что он обязан указать, кто является автором постановки и кто подготовил номер в данном коллективе.

Информация о работе Развитие хореографического коллектива