Развитие чувства
цвета у младших школьников
Изучение цвета, начавшееся
в донаучный период (Аристотель,
Платон, Эмпедокл), оказывает влияние
на разработку теорий цвета в эпоху
Возрождения (Л. Б. Альберти, Леонардо да
Винчи). В Новое время цвет изучался
как физическое явление, были созданы
системы классификации цвета, теории
цветового зрения, определены параметры
цветности – цветовой тон, насыщенность,
светлота, И. В. Гёте рассматривал физиологическое
и психическое воздействие цвета
на организм человека. Развитие научных
взглядов на цвет стало основой для изучения
в ХХ веке воздействия цвета на человека
(В. М. Бехтерев, Б. М. Галеев, А. С. Новомейский,
П. В. Яньшин); влияния цвета на эмоции (Р.
Арнхейм, Г. Э. Бреслав, В. Вундт, Ч. А. Измайлов,
М. Люшер, Г. Роршах, Л. Н. Собчик, Г. Фрилинг,
П. В. Яньшин). Воздействие цвета на человека
в произведениях изобразительного искусства
рассматривали искусствоведы С. С. Алексеев,
Н. Н. Волков, художники И. Иттен, В. В. Кандинский.
Роль цвета в развитии ребенка отмечали
педагоги Т. С. Комарова, А. Ф. Лобова, А.
А. Мелик-Пашаев, В. С. Мухина, Б. М. Неменский,
Ю. А. Полуянов, Ф. Фребель, Р. Штайнер, Б.
П. Юсов.
Цвет воздействует на все
органы чувств человека, оказывая влияние
на работоспособность, внимание, остроту
слуха и вызывает эмоциональные
реакции, повторяемость и положительная
направленность которых становится
основой развития чувства цвета.
Многократное повторение
эмоций, в том числе эмоциональных
реакций на цвет, ведет к возникновению
более устойчивых образований –
чувств. Переживаемое эмоциональное
отношение приобретает качества
эстетического чувства, когда ребенок
подходит к окружающим явлениям, предметам
исходя из категорий прекрасного (П.
М. Якобсон). Так как цвет представляет
собой особое свойство окружающей действительности,
которое личность раскрывает, переживает,
оценивает и отражает в своей
деятельности, развитие чувства цвета
происходит в процессе осмысления цвета,
эмоциональных реакций на цвет и
в процессе изобразительной деятельности.
Осмысление цвета ребенком предполагает
ознакомление со значением цвета
в жизни человека, символикой цвета,
умение выделять в окружающей природной
и организованной среде цвет как
средство эстетической выразительности,
понимание роли цвета в окружающем
мире и в произведениях искусства.
Эмоциональная реакция на цвет выражается
у учащихся в слове, движении, умении
переносить опыт отношения к цвету
в реальные жизненные ситуации. Деятельностное
отношение к цвету предполагает сознательное
использование накопленного опыта работы
с цветом в процессе игровой, учебной,
трудовой деятельности.
Анализ взглядов на природу
ощущений, взаимосвязи ощущений, эмоций
и чувств позволил нам выделить этапы развития
чувства цвета у ребенка.
- На первом этапе, принимая во внимание точку зрения Б. Г. Ананьева о целостной системе сенсорного развития человека, мы считаем необходимым уделять большое внимание развитию тактильных ощущений цвета у ребенка (работа в разных техниках и разными материалами), а также пониманию младшими школьниками связи цвета и звука, цвета и движения, что реализуется в нашем исследовании в деятельностном компоненте педагогической технологии.Формирование устойчивых положительных эмоциональных реакций на цвет в процессе изобразительной деятельности происходит при реализации эмотивного компонента педагогической технологии и способствует развитию чувства цвета при наличии интереса к цвету и достаточной информации о цвете. Проявление положительных эмоций характеризуется у младших школьников открытостью, естественностью, выразительностью.
- На втором этапе дети используют цвет для передачи своего отношения к изображаемому, дают эмоционально-образную характеристику цвета, передают свои впечатления от цвета вербально, при помощи мимики и пластики.
- На третьем этапе ребенок, обладающий чувством цвета, осознает воздействие окружающей цветовой среды, определяет меру необходимого ему цвета и гармонизирует свои отношения с окружающей цветовой средой в процессе деятельности (рисование, выбор одежды), имеющей положительную эмоциональную окрашенность; соотносит внешний и внутренний цвет, оценивает цветовые сочетания и активно использует цвет в изобразительной деятельности.
Таким образом, чувство цвета
развивается в процессе собственной
практической (в том числе и
изобразительной) деятельности ребенка
от ощущения цвета через многократные
положительные эмоциональные реакции
на цвет к чувству цвета. Придерживаясь
классификации эстетических чувств,
предложенной А. Ф. Яфальян, в которой чувство
цвета рассматривается как природосообразное
эстетическое чувство, мы полагаем, что
чувство цвета является эстетическим
качеством личности. Оно проявляется у
детей в эмоциональной реакции на цвет
как средство эстетической выразительности;
в умении выделять благоприятные, гармоничные
цветовые сочетания; оценивать их, создавать
и сознательно использовать в эстетической
деятельности.
Проведенный анализ методической
литературы и программ по изобразительному
искусству показал, что традиционно
развитие чувства цвета рассматривается
на основе развития цветовосприятия. Под
чувством цвета обычно понимается знание
основ цветоведения, умение передавать
цвет предмета, умение выражать свое отношение
к изображаемому при помощи цвета (Т. С.
Комарова, В. С. Кузин), знание символики
цвета и понимание роли цвета в народном
декоративно-прикладном искусстве (Т.
Я. Шпикалова, Н. М. Сокольникова).
Анализ концепций художественного
образования (В. С. Кузин, Б. М. Неменский,
Б. П. Юсов) позволил выделить принципы
педагогики искусства, опора на которые
способствует развитию чувства цвета
у младших школьников на уроках изобразительного
искусства. Такими принципами являются:
принцип целостности и неспешности эмоционального
освоения содержания искусства (принцип
освоения вживанием), предполагающий постепенное
последовательное знакомство с цветом
в окружающем мире и в произведениях искусства,
с воздействием цвета на человека. Важное
значение имеет осознание изучаемого
материала, усложнение и обогащение эмоциональных
переживаний, происходящих в процессе
деятельности, чему способствует использование
зрительного, музыкального, литературного
ряда, использование личного опыта, умение
ребенка домысливать и интерпретировать
ситуацию.
- Принцип сочетания художественного восприятия и практической деятельности предполагает единство восприятия и созидания на каждом уроке. Знакомясь с цветом в произведениях живописи, слушая музыкальные и поэтические произведения и устанавливая их связь с цветовой гаммой картины, выражая свои впечатления, младший школьник учится понимать и эмоционально переживать цвет.
- Принцип постоянства связи с жизнью предполагает привлечение эмоционального опыта ребенка и его визуальных впечатлений от цвета в окружающем мире, соотнесение полученных знаний о цвете с практической деятельностью, наблюдение за изменениями цветовой гаммы в природе.
- Принцип уподобления реализуется через создание на уроках ситуаций уподобления, дидактические игры, игровые ситуации, помогающие ребенку понять цвет, способствует преемственности в изобразительной деятельности дошкольников и младших школьников.
- Принцип сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм работы на уроке способствует созданию положительного эмоционального фона занятий, заинтересованности каждого в выполнении общего дела, формированию умения работать в группе и находить общее решение поставленной задачи.
Проведенный историко-теоретический
анализ изучения цвета, рассмотренные
взаимосвязи цвета и эмоции, а
также значение постоянного воздействия
цвета на ребенка в природной
и организованной среде и роль
цвета в развитии детей младшего
школьного возраста привели к
выводу о необходимости проведения
работы по развитию чувства цвета
у младших школьников на уроках изобразительного
искусства .