Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 13:11, курсовая работа
Цель работы: выявление особенностей математического
развития детей 4-5 лет в свете современных требований.
Задачи исследования:
1.Изучить историю развития вопроса.
2. Выявить уровень математического развития детей 4-5 лет.
3. Провести сравнительный анализ уровня математического развития детей до
эксперимента и после.
4. Определить систему работы с детьми 4-5 лет по математическому развитию в
свете современных требований.
5. Разработать практические рекомендации.
Введение.....................3
Глава I. Развитие элементарных математических представлений у детей младшего
дошкольного
возраста....................5
1.1. Понятие, история, проблемы
математического развития младших
дошкольников...............5
1.2. Современные требования к математическому
развитию детей дошкольного возраста....28
1.3. Психолого-педагогические основы
математического развития
детей-дошкольников...........33
Выводы......................45
Литература...................48
Таким образом, можно сказать, что ребёнок-дошкольник не обладает достаточными
способностями для того, чтобы связывать друг с другом временные,
пространственные и причинные последовательности и включать их в более широкую
систему отношений. Он отражает действительность на уровне представлений, а
эти связи усваиваются им в результате непосредственного восприятия вещей и
деятельности с ними. При
классификации объекты или
основе общих признаков в класс или группу, например: все люди, которые умеют
водить машину и т.д. Классификация вынуждает детей подумать о том, что лежит
в основе сходства и различия разнообразных вещей, поскольку ему необходимо
сделать заключение о них.
Основные представления о постоянстве, операциях классификации и сериации
образуют более общую схему у всех детей примерно между 4 и 7 годами жизни.
Они создают фундамент для выработки логического последовательного
мышления.(13-15,25,32-33).
ЛИТЕРАТУРА:
1. Асмолов А.Г. "Психология личности".- М. : Просвещение 1990г.
2. Альтхауз Д. , Дум Э. "Цвет, форма, количество". - М. : Просвещение 1984 г.
стр. 11 -16, 40.
3. Под.ред. Ананьева Б.Г. и Ломова Б.Ф. "Проблемы восприятия
пространства и
4. Блехер Ф.Н. "Счет и число в детском саду". Методическое
письмо. - М.: 1945 г. стр. 6-8.
5. Волковский Д Л."Руководство к "Детскому миру" в числах". -
М.: 1916г. стр.7-11,13,24.
6. "Вопросы психологии" 1966г. № 4. стр 121-126.
7. Венгер Л.А. , Дьяченко О.М. "Игры и упражнения по развитию умственных
способностей у детей дошкольного возраста". -М.: Просвещение 1989 г.
8. Гальперин П.Я. "Введение в психологию". - М.: 1976г.
9. Гальперин П.Я. " О методе
формирования умственных
по возрастной и педагогической психологии М.: 1981г.
10. Глаголева Л.В. "Сравнение величин предметов в нулевых группах школ" Л-М.
: Работник просвещения 1930г. стр. 4-6, 12-13.
11 .Грин Р., Лаксон В. "Введение в мир числа М. : Педагогика 1982г. стр. 13-20.
12. Дошкольное образование в России. Министерство образования РФ. - М. :
Изд.АСТ, 1997г., 8-45, 147, 155.
13.Дошкольное воспитание , 1969г. № 9 стр. 57-65.
14.Дошкольное воспитание , 1972г.№ 12 стр.44-48.
15.Дошкольное воспитание , 1988г. № 2 стр. 26-30.
16.Дошкольное воспитание , 1979г. .№ 10 стр.59-62.
17.Дошкольное воспитание , 1981г. № 3 стр. 55-56.
18.Ерофеева Т.И. и другие.
"Математика дня дошкольников",
1992г.
19.Под.ред. Запорожца А.В. и Усовой А.П. «Психология и педагогика игры
дошкольника» М. : Просвещение 1966г. стр. 216-220.
20.3вонкин А. "Малыш и математика, непохожая на математику". Знание и сила,
1985г. стр. 41-44.
21 Логинова В.И. "Формирование у детей дошкольного возраста (3-6 лет) знаний о
материалах и признаках, свойствах и качествах". -Л.: 1964г
22. Костюк Т.С. Избранные психологические труды. -М. : Педагогика 1988г. стр.
170-194.
23. Каменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. -М. : Учпедиз. 1939г.
стр. 10-51.
24. Логинова В.И. "Формирование
умения решать логические
возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических
представлений в детском саду". -Л. : 1990г. стр.24-37.
25. Леушина А.М. "Обучение счёту в детском саду". -М. : Учпедиз. 1961г.стр.
17-20.
26. Монтессори М. "Дом ребёнка". Изд. 4-е.-М. : Изд. "Задруга" 1920г. стр.
182-183.
27. Морозова М. , Тихеева Е. " Счёт в жизни маленьких детей". Изд. 2-е. -М.-
Л. : Госиздат 1927г. стр.6-13, 66.
28. Менчинская Н.А. "Психология обучения арифметике". АПН РСФСР 1955г. -М.
стр. 164-182.
29. Метлина Л.С. "Математика в детском саду". - М. : Просвещение 1984г. стр.
11-22, 52-57, 97-110, 165-168.
30. Носова Е.А. "Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста.
Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических
представлений". -Л. : 1990г. стр.47-62.
31. Носова Е.А. "Формирование
умения решать логические
возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических
представлений в детском саду". -Л. : 1990г. стр.24-37.
32. Непомнящая Н.Н. "Психологический анализ обучения детей 3-7 лет ( на
материале математики)".-М. : Педагогика 1983г. стр.7-15.
33. Обухова Л.Ф. "Этапы развития детского мышления "- М. : МГУ, 1972г.
стр.41-74.
34. Плаксе Ж. Избранные психологические труды. - М. 1969г.
35. Песталоцци И.Г. Избранные
педагогические сочинения.Т-1.,
1981г. стр.167-168.
36. Проскура Е.В. "Развитие
познавательных способностей
ред. Венгер Л.А. -Киев :1985г. стр. 39-42.
37. Рихтерман Т.Д. "Формирование представлений о времени у детей дошкольного
возраста". - М. : Просвещение 1982г.
38. Смоленцева А.А. "Сюжетно- дидактические игры с математическим содержанием
".- М. : Просвещение 1987г. стр. 9-19.
39. Тарунтаева Т.В. "Развитие элементарных математических представлений
дошкольников", -М.6 Просвещение 1980г. стр.37-40.
40. Ушинский К.Д. Избранные
педагогические сочинения.Т-2.-
стр.651 -652.
41. Фребель Ф. "Воспитание человека ".-М. Изд. К.И.Тихомирова 1964г. стр.57-60.
42. Федлер М. "Математика уже в детском саду". -М.: Просвещение 1981г. стр.
28-32,97-99.
43. Shencer A. Rathus. Inderstanding Child Development N.Y. 1988. P.83-86
44. Schmidt H.D. Allgemeeine Entwicklung spychlolgie. 1977 p.45-49
Этапы формирующего
1 Этап - были предложены следующие игры на развитие математических
представлений:
«Переполох» цель - формирование умения различать контрастные и смежные части
суток.
«Что изменилось?» цель- развитие понимания схематичного изображения позы
человека.
«День рождения куклы» цель - умение различать цвета и формы.
«Запомни картинки» цель - развитие внимания и памяти, различение
геометрических фигур по характерным признакам.
«Повторяйте друг за другом» цель - развитие понимания схематичного
изображения позы человека.
«Чем похожи, чем различаются», «Будем считать» цель - учить ребёнка
количественному и порядковому счёту.
«Найди каких игрушек поровну», «Подбери пару» цель - учить ребёнка
количественному и порядковому счёту.
«Зверюшки на дорожках» цель - умение выделять два свойства фигуры (форма и
размер; размер и цвет).
«Мастерская форм» цель - развитие представлений о геометрических фигурах,
выделение их по характерным признакам.
«Нарисуй картинку палочками» цель - развитие мышления, порядковый и
количественный счёт.
«Учимся сравнивать» цель- умение сравнивать предметы по длине и ширине.
«Раскрась предметы разных геометрических форм» цель - развитие представлений
о геометрических фигурах.
«Что дальше?» цель - развитие количественного и порядкового счёта. «Игры с
блоками Дьенеша» цель - развитие количественного и порядкового счёта,
величина, длина, ширина, высота, цвет. Умение сравнивать два свойства
одновременно: форма- размер, размер- цвет, форма- цвет.
«Когда это бывает?» цель - развитие представлений о времени и частях суток.
«Цветные дома» цель - выделение одновременно двух свойств фигур: форма и цвет.
«Цветное лото» цель - выделение размера и цвета.
2 Этап - следующие игры :
«Что изменилось?», «Кто здесь прячется?» цель - ориентировка в групповой
комнате, умение двигаться в заданном направлении.
«Что досталось тебе?» цель - манипулирование с жидкостями и сыпучими
материалами.
«Внимание - угадай-ка» цель - манипулирование с жидкостями.
«Определи различия на глаз» цель - развитие памяти, умение обобщать все
геометрические фигуры.
«Учимся находить видимые различия» цель - ориентировка на плане в группе и на
участке по плану.
«На что похоже?» цель - развитие внимания, обобщение геометрических форм по
размеру.
«Половина к половинке», «Точечки» цель - количественный и порядковый счёт.
«Волшебная мозаика» цель - обобщение геометрических фигур по цвету.
Игры с блоками Дьенеша - с усложнением.
«Гномы с мешочками» цель - развитие умения выделять пространственные
отношения (вверх- вниз, направо- налево, сбоку- сверху, сзади-спереди).
«Учимся сравнивать» цель - умение сравнивать предметы по длине , ширине, высоте.
«Кто ушёл и где он спрятался?» цель - умение двигаться в заданном направлении
по устной команде.
«Передай пакет» цель - количественный и порядковый счёт.
«Куда залетела пчела?» цель - умение сравнивать (одинаково, больше, на один
больше, на один меньше).
Лото «Цвет и форма» цель - развитие представлений о цвете и форме, обогащение
мышления.
«Логическое лото» цель - счёт и геометрические фигуры.
3 Этап - следующие игры:
«Внимание» цель - умение ориентироваться по плану детского сада.
«Что изменилось?» цель - ориентировка с усложнением.
«Чем похожи, чем различаются?» цель - умение выделять одновременно два
свойства фигуры (форма- цвет, размер-цвет, форма-размер). «Продолжи ряд.
Точечки» цель - количественный и порядковый счёт. «Исправь ошибку» цель -
умение сравнивать предметы по толщине, высоте и массе.
Лото «Сосчитай», «Назови соседей» цель - развитие порядкового счёта. «Кто
знает, пусть дальше считает!» цель - счёта обратном направлении. «Чудесный
мешочек» цель - развитие ощущения и восприятия.
«Разрезные картинки», «Сложи узор» цель - геометрические фигуры и развитие
мышления.
«Копирование и зарисовка геометрических фигур» цель - геометрические фигуры и
счёт.
«Когда это было?» цель - развитие умения различать контрастные части суток,
определение их последовательность вчера- сегодня-завтра).
«Быстро – медленно» цель - геометрические фигуры, счёт, цвет, форма, размер.
«Кубики для всех» цель - ориентировка на листе бумаги, умение выполнять
определённый орнамент по образцу (схеме).