Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 18:29, статья
Современный процесс социокультурного включения и адаптирования лиц с нарушениями слуха принимает в качестве основополагающей идею независимого образа жизни.
Важнейшей составляющей независимого образа жизни является устная коммуникация. Коммуникативные возможности детей с нарушением слуха ограничены и представляют собой основную трудность в социализации и интеграции неслышащих школьников. Крайне редко люди с нарушением слуха являются инициаторами общения. Более того, глухие школьники стесняются выступать перед большой аудиторией даже знакомых людей. В таких условиях возникает необходимость создания дополнительного образовательного пространства, направленного на развитие коммуникативных способностей, на расширение творческого потенциала и формирование нравственно-эстетических чувств у детей, с нарушениями слуха.
Разностороннее развитие школьников с нарушением слуха на основе внедрения технологии арт-терапия.
Современный
процесс социокультурного включения
и адаптирования лиц с
Важнейшей
составляющей независимого образа жизни
является устная коммуникация. Коммуникативные
возможности детей с нарушением
слуха ограничены и представляют
собой основную трудность в социализации
и интеграции неслышащих школьников.
Крайне редко люди с нарушением слуха
являются инициаторами общения. Более
того, глухие школьники стесняются
выступать перед большой аудиторией
даже знакомых людей. В таких условиях
возникает необходимость
В нашей школе обучается 165 школьников. В начале года было проведено экспериментальное исследование, которое показало, что среди общего количества детей имеются ученики с повышенной мотивацией к усовершенствованию устной речи, высоким творческим потенциалом и желанием реализовать свои способности. В связи с этим, была разработана программа элективного курса « Я не хочу молчать!»
Цель этого курса - разностороннее комплексное развитие школьников с нарушением слуха на основе внедрения технологии арт-терапия.
Арт-педагогика решает одну из главных проблем школы-интерната – социализацию или социальную адаптацию и реабилитацию неслышащих детей.
Задачи курса : активизация коммуникативных способностей у детей, с нарушением слуха, с учетом их физиологических возможностей;
-способствование
развитию личностных качеств
характера: уверенность,
-раскрытие творческих способностей детей;
-формирование
эстетических качеств (уметь
-воспитание культуры чувств и поведения:
-создание
условий для успешной
Занятия ведутся по программе, включающей несколько разделов.
«Пластичность»
Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.
«Речевая гимнастика»
Раздел
объединяет игры и упражнения, направленные
на развитие дыхания и свободы
речевого аппарата, правильной артикуляции,
четкой дикции, логики и орфоэпии. В
отличие от бытовой речи речь учителя,
лектора, актера должна отличаться дикционной
частотой, четкостью, разборчивостью,
а также строгим соблюдением
орфоэпических норм, правил литературного
произношения и ударения.
«Развитие речи»
В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Дети учатся создавать различные по характеру образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.
«Фольклор»
Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми и праздниками русского народа: Рождество Христово, Масленица, Красная горка, Троица расширяет неразрывную связь искусства с жизнью, с истоками русского народа. Знакомство с русскими народными жанрами: сказками, песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками
«Театр»
Раздел «Театр» - призван познакомить учащихся с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, экскурсии в театр, в костюмерную, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в этюдах, представление своих работ по темам бесед. Краткие сведения о театральном искусстве и его особенностях: театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий. Уважение к их труду, культура поведения в театре,
Раздел
предусматривает не столько приобретение
ребенком профессиональных навыков, сколько
развитие его игрового поведения, эстетического
чувства, умения общаться со сверстниками
и взрослыми в различных
Итоговым этапом проверки результативности реализации данного курса, служит представленный спектакль, где главные герои и постановщики - наши учащиеся.
Развитие сенсорики, чувств, интеллекта, раскрытие творческих способностей служит основанием для правильного понимания человеком самого себя.
Раскрывая все творческие способности, весь творческий потенциал ребёнка, мы формируем уверенность в себе, позитивное отношение к себе и людям.
Мы
считаем, что необходимо
возвысить ребёнка,
чтобы помочь ему подняться
над своими страхами
и бедами.