Разностороннее развитие школьников с нарушением слуха на основе внедрения технологии арт-терапия.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 18:29, статья

Краткое описание

Современный процесс социокультурного включения и адаптирования лиц с нарушениями слуха принимает в качестве основополагающей идею независимого образа жизни.

Важнейшей составляющей независимого образа жизни является устная коммуникация. Коммуникативные возможности детей с нарушением слуха ограничены и представляют собой основную трудность в социализации и интеграции неслышащих школьников. Крайне редко люди с нарушением слуха являются инициаторами общения. Более того, глухие школьники стесняются выступать перед большой аудиторией даже знакомых людей. В таких условиях возникает необходимость создания дополнительного образовательного пространства, направленного на развитие коммуникативных способностей, на расширение творческого потенциала и формирование нравственно-эстетических чувств у детей, с нарушениями слуха.

Вложенные файлы: 1 файл

Статья.docx

— 16.80 Кб (Скачать файл)
 

Разностороннее  развитие школьников с нарушением слуха на основе внедрения технологии арт-терапия.

     Современный процесс социокультурного включения  и адаптирования лиц с нарушениями  слуха принимает в качестве основополагающей идею независимого образа жизни.

     Важнейшей составляющей независимого образа жизни  является устная коммуникация. Коммуникативные  возможности детей с нарушением слуха ограничены и представляют собой основную трудность в социализации и интеграции неслышащих школьников. Крайне редко люди с нарушением слуха  являются инициаторами общения. Более  того, глухие школьники стесняются выступать перед большой  аудиторией даже знакомых людей. В таких условиях возникает необходимость создания дополнительного образовательного пространства,  направленного на развитие коммуникативных способностей, на расширение творческого потенциала и формирование нравственно-эстетических чувств у детей, с нарушениями  слуха.

     В нашей школе обучается 165 школьников. В начале года было проведено  экспериментальное  исследование, которое показало, что  среди общего количества детей имеются  ученики   с  повышенной мотивацией к усовершенствованию устной речи,  высоким творческим потенциалом  и желанием реализовать свои способности. В связи с этим, была разработана  программа элективного курса  « Я не хочу молчать!»

     Цель  этого курса - разностороннее комплексное развитие школьников с нарушением слуха на основе внедрения технологии арт-терапия.

     Арт-педагогика решает одну из главных проблем школы-интерната – социализацию или социальную адаптацию и реабилитацию неслышащих детей.

     Задачи  курса  : активизация коммуникативных способностей у детей, с нарушением слуха, с учетом их физиологических возможностей;

     -способствование  развитию личностных качеств  характера: уверенность, общительность,  жизнерадостность, позитивное отношение  к себе и близким;

     -раскрытие  творческих способностей детей;

     -формирование  эстетических качеств (уметь замечать  прекрасное, восхищаться, анализировать);

     -воспитание  культуры чувств и поведения:

     -создание  условий для успешной социализации  и интеграции школьников с  проблемами слуха.

     Занятия ведутся по программе, включающей несколько  разделов.

     «Пластичность»

     Включает  в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности  телодвижений, снизить последствия  учебной перегрузки.

     «Речевая  гимнастика»

     Раздел  объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы  речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В  отличие от бытовой речи речь учителя, лектора, актера должна отличаться дикционной частотой, четкостью, разборчивостью, а также строгим соблюдением  орфоэпических норм, правил литературного  произношения и ударения. 

     «Развитие речи»

     В раздел включены игры со словом, развивающие  связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать  простейшие рифмы. Дети учатся создавать  различные по характеру образы. В  этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и  внутренние характеристики, выстраивает  логику поведения героя. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.

     «Фольклор»

     Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми и праздниками русского народа: Рождество Христово, Масленица, Красная горка, Троица расширяет  неразрывную связь искусства  с жизнью, с истоками русского народа. Знакомство с русскими народными жанрами: сказками, песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками

     «Театр»

     Раздел  «Театр» - призван познакомить учащихся с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, экскурсии в театр, в костюмерную, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в этюдах, представление своих работ по темам бесед. Краткие сведения о театральном искусстве и его особенностях: театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий. Уважение к их труду, культура поведения в театре,

     Раздел  предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько  развитие его игрового поведения, эстетического  чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных  ситуациях.

     Итоговым этапом проверки результативности реализации данного курса, служит представленный спектакль, где главные герои и постановщики - наши учащиеся.

     Развитие  сенсорики, чувств, интеллекта, раскрытие творческих способностей служит основанием для правильного понимания человеком самого себя.

     Раскрывая все творческие способности, весь творческий потенциал ребёнка, мы формируем  уверенность в себе, позитивное отношение  к себе и людям.

     Мы  считаем, что необходимо возвысить ребёнка, чтобы помочь ему подняться над своими страхами и бедами. 
 
 
 
 
 
 


Информация о работе Разностороннее развитие школьников с нарушением слуха на основе внедрения технологии арт-терапия.