Разноуровневое обучение в современной школьной практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 10:36, реферат

Краткое описание

Основные принципы гуманистической педагогики отражают по существу глубинное понимание самой педагогики и в той или иной интерпретации признаются всеми педагогическими школами. Ведь речь идет о воспитании таких общепризнанных ценностей, как открытость, честность, альтруизм, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь. Какой педагог откажется от этих ценностей? Речь ведь идет не только об академических знаниях, умениях, навыках, но и о духовном, нравственном развитии личности. Разница же между так называемой традиционной педагогикой, бихейвиористской педагогикой и гуманистической заключается в подходах, методах воспитания этих ценностей.

Содержание

Введение.
1. Разноуровневое обучение.
2. Технология разноуровневого обучения.
3. Задачи разноуровневого обучения.
4. Заключение.
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Разноуровневое обучение в современной школьной практике.docx

— 37.77 Кб (Скачать файл)

Технология разноуровневого обучения

 

В существующей практике обучения все  чаще возникают проблемы, связанные  с неоднородностью состава учащихся в одной учебной группе: по их учебным возможностям, общим и  специальным способностям, индивидуальным психофизиопатическим особенностям, интересам, проектируемой профессии, национальному признаку, религиозной принадлежности, социальному и имущественному положению родителей, уровню воспитанности.

Достичь абсолютной гомогенности (однородности группы по составу) невозможно. Это признают разработчики разноуровневой технологии: достоверность психологических методик не превышает 0,8, и гомогенной считается группа, в которой выравненность по учебным возможностям учащихся составляет не менее 70 %. Отсюда следует, что изначально закладывается 50 % «брака» в работе преподавателя.

Закладываемые критерии формирования учебных групп, эффективности и  качества работы свидетельствуют о  направленности на знания, умения, навыки и интеллектуальное развитие учащихся. На второй план уходят остальные аспекты  развития и воспитания учащихся. Все  это, в свою очередь, мешает получить эффект целостности в формировании всесторонне и гармонично развитой, гуманной, свободной, активной и ответственной личности учащегося.

Решению всех этих задач и проблем  может способствовать внутренняя дифференциация учебных групп, которая составляет основу технологии разноуровневого обучения. Цель дифференциации процесса обучения - обеспечить каждому учащемуся условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных интересов, потребностей в процессе освоения содержания образования. Под дифференциацией понимается способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности; создаются группы учащихся, в которых элементы дидактической системы (цели, содержание, методы, формы, результаты) различаются.

Предположим, что в какой-то школе, гимназии, лицее некоторые  учащиеся 8-х классов проявили свои способности в области математики и физики и желают совершенствовать их с тем, чтобы подготовиться  к поступлению в МГУ. Другие ученики, тоже не без способностей по тем  же предметам, определили для себя ориентацию на высшее техническое образование. Третьи поняли, что эти предметы им даются достаточно трудно и их интересы лежат в русле гуманитарных дисциплин - иностранные языки, филология, история, пр. Таким образом, определяются три  группы с ориентацией на разный уровень  владения материалом. 

Как им всем помочь? Сначала  нужно, естественно, проверить, насколько  самооценка ребят соответствует  их истинным возможностям. Именно с  этой целью проводится предварительное  тестирование по базовому уровню, в  соответствии со стандартом образования. На основе данного тестирования, а  также анкетирования, бесед с  классным руководителем, родителями и, конечно, с самими учащимися, формируем группы А,В,С. Первая группа отражает базовый уровень. В этой группе ребята будут заниматься по программам, разработанным по базовому уровню, в соответствии с требованиями образовательного стандарта. Здесь все ясно. Ребята, которые не имеют склонности к математике, должны осилить базовый уровень. Другие должны работать по программам выше базового. Но насколько? В чем и каким образом должно идти усложнение программы? Вот первый вопрос, который возникает при попытке организовать разноуровневое обучение. Следовательно, необходимо обратиться к содержанию образования по данному предмету. Особенно это касается гимназий и лицеев, нацеленных на подготовку учащихся к поступлению в высшие учебные заведения. 

Далее возникает проблема требований к уровню владения изучаемым  материалом. В группах А все ясно - требования разработаны в государственном стандарте. А как быть с группами В и С? Это вторая проблема.

Выше мы уже говорили, что учащиеся и в этих группах  все-таки разные. Различия определяются не только в уровне подготовки по данному  предмету, но и в особенностях психического развития, в типологических чертах характера. 

Исходя из такого понимания  разноуровневого обучения, мы предположили, что группа учащихся с одинаковой подготовкой и схожим темпом усвоения материала и мотивацией, занимающихся вместе, будет чувствовать себя более комфортно.

Однако, чтобы организовать разноуровневое обучение, как ясно из вышеизложенного, необходимо предварительно решить достаточно сложные проблемы с уточнением содержания обучения для групп В и С, а также сформулировать четкие требования к знаниям, умениям и навыкам по каждому разделу и теме программы с тем, чтобы достигаемый учащимися конечный результат соответствовал требованиям, которые предъявляются на вступительных экзаменах в МГУ, некоторых других престижных вузах (группа С), в технических вузах широкого профиля, других учебных заведениях (группа В). 

Необходимо разработать  критерии оценки эффективности достигаемых  результатов на всех промежуточных  этапах и итоговых результатов, систему  тестов. Как видим, требуется достаточно большая и сложная подготовительная работа, которая выполняется, как  правило, в гимназиях и лицеях на предметных кафедрах. К сожалению, в нашей стране образовательный  стандарт носит универсальный характер и не предполагает разный уровень  усвоения в отличие, например, от образовательных стандартов, принятых в Великобритании. Там образовательный стандарт по каждому предмету рассчитан не на класс, а на возраст учащихся, включающий два года (например, для детей 5-7 лет, 8-9 лет и т.д.). При этом предусмотрены три уровня владения материалом: A, B, C. Ученик имеет возможность разные предметы усваивать на разном уровне в течение двух лет. Наш стандарт рассчитан на каждый год (класс) для всех учащихся и при этом предусматривается лишь один уровень - базовый. 

 

Задачи разноуровневого обучения

 

Обеспечение разноуровневого обучения предусматривает, в частности, решение:

  1. Психологических задач (определение индивидуально-личностных особенностей учащихся, типов их развития на основе выявления качеств внимания, памяти, мышления, работоспособности, сформированности компонентов учебной деятельности и т. п.). 
  2. Предметно-дидактических задач (разработка учебного материала, его гибкое структурирование), обеспечивающих изоморфизм структур содержания и типологического пространства учебно-познавательных возможностей учащихся.
  3. Реализации принципа «воспитывающего обучения».

Без успешного решения всех трех задач дифференцированное обучение скорее всего может быть редуцировано к одномерной модели «слабый - средний - сильный» ученик.

Решение первой задачи опирается на психологическую дидактику, второй - на дидактический анализ, вскрывающий  уровень доступности учебного материала, его сложность, абстрактность, обобщенность, конкретность, логичность и системность, третьей задачи - на диагностику  целостных ориентаций, способностей общения и деятельности. Для решения  комплекса задач необходимо знание, как минимум, индивидуально-типологических особенностей учащихся.

Таким образом, главный акцент в  развивающей модели уровневой дифференциации ее авторы делают не на деление учащихся по их способностям или уровню обученности, а на идею согласования процесса обучения с психологической и нравственной структурой развивающейся личности учащихся, что решается через:

1) разработку учебного материала,  для которого каждый уровень  его репрезентации (обязательный, дополнительный, повышенный, улучшенный  и т. п.) мог бы быть предложен в многообразии индивидуально-личностных особенностей учащихся;

2) предоставление учащемуся возможности  самостоятельной ориентации в  многообразии учебного материала,  в способах учебной работы, выбора  для себя посильного уровня  учения, т. е. возможности стать субъектом познавательной, нравственной деятельности и общения.

Основу технологии разноуровневого обучения составляют:

¦ психолого-педагогическая диагностика  учащегося;

¦ сетевое планирование;

¦ разноуровневый дидактический материал.

Сетевой план - это модель учебного процесса, которая позволяет каждому учащемуся видеть наглядно все, что он должен выполнить за одно занятие, неделю, месяц, семестр и т. д. и стать личностью действующей, т. е. субъектом обучения.

Педагогу сетевое планирование позволяет перейти от дискретного (прерывистого) управления деятельностью  учащихся, когда задания выдаются «порциями» на занятии преподавателем, к непрерывному рефлексивному соуправлению и самоуправлению учебным процессом.

Что касается разноуровневого дидактического материала, то практика и передовой опыт убеждают, что только структурированное и дозированное по объему содержание осваиваемого курса наряду с развивающими рефлексивными педагогическими технологиями являются гарантами саморазвития личности.

Задача структурирования содержания решается при разноуровневом обучении с помощью деления текстов, заданий и т. п. на три уровня сложности:

I уровень - сохраняет логику самой науки и позволяет получить упрощенное, но верное и полное представление о предмете;

II уровень - углубляет первый и обогащает по содержанию, глубине проработки, не требуя переучивания. Это происходит за счет включения ранее намеренно пропущенных подробностей, тонкостей, нюансов и т. п.;

III уровень - углубляет и обогащает второй как по содержанию, так и по глубине проработки. Это происходит за счет включения дополнительной информации, не предусмотренной стандартами.

Т. е. эти три уровня можно охарактеризовать при проведении занятий следующим образом:

1. Проблемное изложение (учащийся  осваивает образец умственных  действий).

2. Частично-поисковый (формируются элементарные умения и навыки поисковой деятельности).

3. Исследовательский (формируются навыки творческой деятельности).

При этом ориентировочный алгоритм изучения темы, его пошаговое описание, основанное на особенностях процесса освоения знаний, опыта и способов деятельности и эмоционально-ценностном отношении, может быть следующим:

1 шаг - проблематизация. Для этого необходимо связать изучаемую тему с актуальными потребностями учащихся, общества с целью привлечения внимания к изученной теме. Это реализуется путем установления связи содержания темы с опытом учащихся, их интересами, уже изученным материалом.

2 шаг - мотивация учащихся, которая  включает в себя несколько  блоков: работу с мотивами, целями, эмоциями, учебно-познавательной, нравственной  деятельностью и общением.

3 шаг - ознакомление с информацией.

4 шаг - освоение информации, которое  может происходить через:

- проработку текста;

- взаимообучение.

5 шаг - контроль освоения информации.

Таким образом, основные правила технологии разноуровневого обучения можно свести к следующему:

1. Не дотягивать всех учащихся  до единого уровня, а создавать  условия каждому в меру его  потребностей, сил и желания.

2. Последовательное освоение и  сдача уровней.

3. За одно занятие можно сдать  только одну тему.

4. Для получения оценки «3»  необходимо знание не менее  50 % из числа предложенных в данный период времени тем, на «4» - 70-80 %, на «5» - 90-100 %.

5. При подготовке к практическому  занятию можно выбрать любой  уровень заданий и повысить  свою обычную отметку.

6) Основными принципами являются: доброжелательность, взаимопомощь, нормотворчество, право на собственное мнение и ошибку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, под разноуровневым обучением понимают такую организацию учебно-воспитательного процесса при которой каждый ученик имеет возможность овладеть учебным материалом по отдельным учебным предметам школьной программы на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей. Разноуровневое обучение дает возможность обойти заложенную в стандарте усредненность и сделать обучение дифференцированным по способностям учащихся к отдельным предметам. 

При таком обучении:

  • Учащиеся приобретают и большую свободу действий. 
  • Они сознательно делают акцент на определенных предметах, уделяя им большую часть внимания за счет того, что по тем предметам, которые им меньше даются, они согласны на базовый уровень. 
  • В группах, подобранных таким образом, создаются более благоприятные условия для равномерного продвижения с учетом уже индивидуальных особенностей учащихся. 
  • Использование описываемых здесь личностно-ориентированных технологий позволяет и в этом случае каждому ученику принимать самое активное участие в познавательной деятельности на уроке, осмысливать новый материал с помощью своих товарищей, самостоятельно применять полученные знания. 
  • Система зачетов в дополнение к системе оценки знаний, умений, навыков, принятых в технологии сотрудничества, позволяет систематически отслеживать темп продвижения каждого ученика. 
  • Сам ученик, принимая ответственность на себя за собственные успехи и успехи своих товарищей, получает возможность более свободно планировать свою деятельность.

Информация о работе Разноуровневое обучение в современной школьной практике