Рассматривание картины «Чудо-паровозик»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 22:34, контрольная работа

Краткое описание

Задачи:
образовательные:
учить детей рассматривать картину;
через нее выражать свои чувства, впечатления;
продолжать учить различать и называть цвета;
внимательно слушать и отвечать на вопросы.

Вложенные файлы: 1 файл

чудо-паровозик.doc

— 59.50 Кб (Скачать файл)

Конспект НОД

в первой младшей группе.

Тема: Рассматривание картины «Чудо-паровозик»

Место проведения: в группе

Длительность  проведения: 10 минут

Задачи:

образовательные:

  • учить детей рассматривать картину;
  • через нее выражать свои чувства, впечатления;
  • продолжать учить различать и называть цвета;
  • внимательно слушать и отвечать на вопросы.

развивающие:

  • развивать словарный запас детей;
  • развивать любознательность;
  • упражнять в четком и правильном произношении слов.

воспитательные:

  • Воспитывать адекватное поведение на занятии: действовать по слову воспитателя, не мешать другим детям,
  • формировать дружеские отношения.

Цель:

Продолжать  учить детей понимать сюжет картины, отвечать на вопросы и высказываться  по поводу изображенного.

Предварительная работа: чтение сказки «Паровозик из Ромашково» автор Геннадий Цыферов, рассматривание иллюстраций, беседы на данную тему.

Интеграция  образовательных областей:

Познание (ознакомление с предметами их свойствами, в процессе рассматривания картины); коммуникация (беседа педагога с детьми); социализация (приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, в процессе занятия); здоровье (сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, с помощью созданной воспитателем благоприятной психологической обстановки); физическая культура (физкультминутка).

Основные  виды деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, рассказ педагога.

Методы  и приемы:

- словесные: беседа по содержанию, вопросы к детям, объяснение, анализ деятельности детей, оценка, указания, поощрения, обобщение;

- наглядные: картина «Чудо-паровозик»;

Развивающая среда: картина «Чудо-паровозик», мольберт.

Организация детей: по подгруппам.

Используемая  литература: В. В. Гербова, А. И. Максаков « Занятия по развитию речи в первой младшей группе».

Ход занятия:

  1. Вводная часть:

Воспитатель: Ребята, отгадайте такую загадку: Железные избушки 

Держатся друг за дружку,

Одна с трубой

Тянет всех за собой.

Дети хор. Паровоз!!!

Воспитатель. Правильно  ребята! Молодцы!

  1. Основная часть:

Воспитатель. «Сегодня я покажу вам очень интересную картинку, а вы помогите мне понять, о чем она, - начинает занятие воспитатель. – Кого вы видите на картинке?.

Дети. Детей, паровозик.

Воспитатель. Вам не кажется, что мальчики что-то обсуждают, чем-то удивлены?

Дети. Да!

Воспитатель. Посмотрите на мальчика в синей рубашке с мишкой на груди. Он…(улыбается; развел руки в стороны.) Покажите, как он руки в стороны развел и улыбнулся. Похоже, что его что-то приятно удивило.

И мальчик  в желтой рубашке тоже улыбается.

И мальчик  на синей машине что-то говорит, улыбаясь. 
Что же заставило мальчишек развеселиться? На что они все смотрят??

Дети. На маленький красный паровозик.

Воспитатель. Догадайтесь, чей это паровозик. А я думаю, что паровозик принес мальчик с черными волосами в зеленом комбинезончике. Посмотрите, как он стоит.

Дети. Он держит руки в карманах.

Воспитатель. Вам нравится картинка?

Дети. Да.

Воспитатель. Я про нее вам с удовольствием расскажу. Только сначала мы с вами поиграем.

Физкультминутка«Паровозики».

Цели: сформировать первоначальное представление  о паровозе; продолжать учить различать  и называть цвета; развивать речевое  дыхание.

 

Воспитатель: А теперь мы поиграем. Я буду паровозиком, а вы вагончиками.

Паровозик один, а вагончиков сколько?

Дети: Много

Воспитатель: Поехали. Чух- чух- чух, воспитатель  изображает паровоз, дети встают друг за другом изображая вагончики

Загудел паровоз

И вагончики  повёз

«ча – ча, чу – чу,

Далеко я  укачу!»

Все мальчишки  любят играть с машинками – грузовыми, легковыми, пожарными, санитарными…

Однажды черноволосый мальчик в зеленом комбинезоне  принес в детский сад маленький  красный паровозик.

«Это замечательный  паровозик», - сказал он своим друзьям.

«Что же в  нем такого замечательного? Совсем обычный», - удивились ребята.

И тогда малыш  нажал на какую-то кнопку, и паровоз  поехал, загудел, запыхтел, как настоящий: «У-у-у».

Ребята заулыбались, в ладоши захлопали. Хозяин маленькой  игрушки был рад больше всех. Ведь это он и его маленький друг – красненький паровоз – развеселили друзей»

  1. Заключительная

Воспитатель предлагает детям рассказать о том, что они увидели на картинке. Дети рассказывают, опираясь на рассказ воспитателя.

Вы сегодня все замечательно работали, молодцы!

Рекомендации  педагогу по проведению занятия:

  • Необходимо предлагать детям для рассмотрения картину, которую они еще не видели. Картину не вносят в группу за ранние, ее показывают детям только после подготовки к восприятию.
  • Подготовить детей к восприятию картины необходимо с помощью следующих приемов:
  • Опора на опыт детей – беседа о том, что с детьми происходило,
  • Опора на знание детей – краткая беседа, уточняющая какие либо знания детей, имеющих отношение к сюжету картины;
  • Использование небольших поэтических произведений , загадок.

Можно использовать несколько приемов. После подготовки к восприятию необходимо произносить фразу  - связку для плавного перехода к рассматриванию картины.

Рассматривание  картины:

Начинать рассматривать картину необходимо с более крупных персонажей, постепенно переходя на мелкие и не возвращаясь  к рассмотренному. Если на картине нет крупных персонажей, то рассматривание необходимо начинать с персонажа который несет основную нагрузку,  если же смысловая нагрузка персонажей одинакова, то начинают с того кто находится на переднем плане.  

Рассказ воспитателя:

Рассказ должен быть художественный, а не простое перечисление  объекта. Необходимо использовать общие принципы обучению рассказыванию.

Воспитателю необходимо дать образец на начальном этапе в начале занятия, повторяя его, дети  учатся составлять рассказ. Если при повторении образца, дети включают свое, нужно за это их похвалить, поощряя творчество.

Приемы указания к составу рассказа:

Перед тем как дети начнут составлять рассказ, необходимо дать указания  с чего начать, о чем говорить в середине и как закончить .

Анализ нужно давать после каждого рассказа, что бы дети стремились подрожать тому, за что похвалили и избегать ошибок.

Что необходимо отмечать в детских рассказах:

Любое творчество, внимательность, полноту рассказа (начало, середина, конец), последовательность, выразительность изложения.

Рекомендации  родителям:

  1. по развитию правильных речевых навыков у детей:
  • Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.
  • Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением:
  • Важно, чтобы вся вышеизложенная работа происходила на высоком эмоциональном подъеме ребенка, и исподволь, ненавязчиво, в игровой форме позволяла ребенку овладевать сложной структурой родной речи.
  • Родители должны учитывать, что реакция ребенка может быть различной: то быстрой, то слишком медленной, то чрезмерно веселой, бурной, то очень унылой. Это не должно отталкивать родителей от дальнейшей работы, а наоборот, учитывая личные особенности своего ребенка, привлекая родительскую интуицию и желание помочь, вместе с ним преодолевать речевые затруднения.
  1. Индивидуальные консультации для родителей «Как научить ребенка рассказывать по картинке»:

Учить ребенка рассказывать по картинке следует тогда, когда  он уже легко узнает и называет знакомые персонажи, изображенные на картинках, и может рассказать о их действиях. Важно, чтобы ребенок легко понимал простое смысловое содержание, например, девочка упала - плачет – больно. Сначала дети используют двух и трехсловные фразы, потом переходят к более сложным и распространенным фразам, затем следует переходить к другому содержанию занятий.

Цель рассказа по картинке состоит в:

  • подробном рассматривании и понимании ребенком знакомых действий и простых сюжетов на иллюстрациях в словесном сопровождении взрослого;
  • обогащении словарного запаса детей;
  • развитии навыка произносить термины правильно, не заменяя их на простые, использовать в речи неправильные окончания;
  • подражании новым словам, простым трех-, четырехсловным фразам;
  • обогащении эмоциональной выразительности речи ребенка;
  • развитии навыка самостоятельно работать с книжками-картинками.

Перечисленные задачи достигаются показом картинок с простым сюжетом и их словесным пояснением.

Следует упражняться  не только на разрозненных объектах и  действиях, но и на знакомых ребенку  действиях и персонажах, связанных  несложным содержанием. Например, воспитательница показывает отдельные картинки, сопровождая их комментариями: «Посмотрите, вот ребята одеваются. Они идут гулять. Мальчик надевает валенки, мальчик - рукавички. Мама помогает им одеваться. Они тепло оденутся и будут гулять на улице. На стуле лежит шарфик. Девочка наденет его и ей будет тепло».

Показ картинок с изображением какого-либо сюжета должен сопровождаться словесным объяснением - «рассказом», передающим смысловое содержание изображения, а не просто перечислять отдельные  объекты, действия, детали, изображенные на картинке. Перечисление изображенного вне связей, доступных для понимания ребенка в силу возраста и развития, будет обеднять содержание словарного запаса ребенка и не приведет к формированию и пониманию слов-обобщений.

Демонстрация сюжетных картинок – новый прием для детей по сравнению с тем, что преподавалось им в более раннем возрастном периоде. И это достаточно важно для дальнейшего развития мышления и речи ребенка. Параллельно с картинками-сюжетами следует продолжать демонстрацию рисунков отдельных действий и предметов. Это связано с тем, что более простые по смыслу картинки хорошо подходят для побуждения ребенка к активной речи, детальному рассматриванию предметов, знакомства с ними.

Если дети видят ту или иную картинку первый раз, особенно если это сюжетная иллюстрация, то всегда нужно делать непродолжительную паузу, чтобы у ребенка было время активно отреагировать на картинку в зависимости от его опыта, уровня развития речи.

После того, как ребята выскажутся по поводу иллюстрации своими возгласами, отдельными словами, фразами, воспитательнице следует предложить им послушать ее рассказ о картинке. Рассказывая, ей нужно следить за детьми и изменять речь в зависимости от реакции ребят. Возможно, нужно повторить некоторые моменты несколько раз в ответ на высказывания детей, опровергать их или подтверждать.

Если же ребенок, глядя на картинку, может сам уже многое рассказать, воспитателю следует не столько  говорить самой, сколько предлагать говорить ребенку. Если же он неправильно  выражается или неверно трактует содержание картинки, нужно поправлять его, задавая вопросы и направляя его внимание в верное направление.

Если дети на занятиях придерживаются определенных правил поведения, например, могут спокойно сидеть и слушать, рассматривать иллюстрации, то можно проводить занятия в группах составом до 8 человек.

Информация о работе Рассматривание картины «Чудо-паровозик»