Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 12:19, статья
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
1. Концепция здоровьесберегающего образования.
2. Понятие «здоровье» как основополагающее в характеристике данного типа образовательных технологий.
3. Культура здорового образа жизни личности.
4. Определение понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии».
5. Классификация здоровьесберегающих технологий.
6. Методическое сопровождение деятельности педагога по реализации здоровьесберегающих образовательных технологий.
· экологический, учиты
· физкультурно-
Представленные выше компоненты здоровьесберегающей технологии позволяют перейти к рассмотрению еефункциональной составляющей.
Функции здоровьесберегающей технологии:
формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде;
информативно-коммуникативная:
диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком;
адаптивная: воспитание
здравотворчество, здоровый
собственного организма и
стрессогенным факторам природной и социальной
среды. Она обеспечивает
адаптацию школьников к социально-значимой
деятельности.
рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.
интегративная: объединяет народный
опыт, различные научные
концепции и системы воспитания,
направляя их по пути сохранения здоровья
подрастающего поколения.
Типы технологий
§ Здоровьесберегающие (
§ Оздоровительные (
§ Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)
§ Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)
Выделенные технологии могут быть представлены в иерархическом порядке по критерию субъектной включенности учащегося в образовательный процесс:
• Внесубъектные:
образовательного
здоровьесберегающей образовательной
среды, организация здорового
питания (включая диетическое) и т.п.
• Предполагающие пас
Предполагающие активную
различные виды
воспитание культуры здоровья.
Классификация здоровьесберегающнх технологий.
По характеру деятельности здоровьесберегающ
По направлению деятельности среди
частных здоровьесберегающих технологий выделяют: медицинские
(технологии профилактики заболеваний;
коррекции и реабилитации
соматического здоровья; санитаоно-
гигиенической деятельности); образовательные,
содействующие здоровью
(информационно-обучающие и воспитательные);
социальные (технологии
организации здорового и безопасного
образа жизни; профилактики и
коррекции девиантного
К комплексным здоровьесберегающим
технологиям относят: технологи
Анализ проведения
урока с позиций
Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать:
1) обстановку и гигиенические
условия в классе (кабинете): температуру
и свежесть воздуха,
2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;
3) среднюю продолжительность
и частоту чередования
число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;
5) чередование видов
6) наличие и выбор места
на уроке методов,
7) место и длительность
применения ТСО (в
8) позы учащихся, чередование поз;
9) физкультминутки и другие
оздоровительные моменты на
10) наличие у учащихся
мотивации к учебной
11) наличие в содержательной
части урока вопросов, связанных
со здоровьем и здоровым
12) психологический климат на уроке;
13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;
В конце урока следует обратить внимание на следующее:
14) плотность урока, т.е.
количество времени,
15) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;
16) темп и особенности окончания урока:
- быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;
- спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;
- задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).
Вопросы и задания:
1.Дайте определение понятиям
2.Назовите основные источники учебных перегрузок в ОУ.
3.Укажите основные
4.Назовите основные
5.Назовите 10 причин сказать " Нет" наркотикам.
6.Какими способами управления
своим самочувствием и
7.Умеете ли Вы избегать конфликтные ситуации?
8.Выберите наиболее полное
определение понятию
-Это технологии, в которых
сохранение и укрепление
– Это совокупность принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения
- Комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья.
9.Какие образовательные
технологии с большой
-Традиционная технология,
чрезмерная интенсификация
-Проблемное обучение, игровые технологии
-Дистанционное обучение
10.Какие главные задачи
ре0шаются с помощью
-Создание условий безопасного для здоровья обучения, предотвращение дезаптационных состояний, переутомления, гиподинамии, дистресса, определение структуры и организации учебного процесса, объема учебной нагрузки
-Все аспекты воздействия учителя на здоровье ученика: выбор используемых на уроке приемов, методов, технологий, осуществление психолого - педагогического сопровождения всех элементов образовательного процесса
11.Какие главные задачи решаются с помощью психолого – педагогических образовательных здоровьесберегающих технологий?
-Все аспекты воздействия учителя на здоровье ученика: выбор используемых на уроке приемов, методов, технологий, осуществление психолого - педагогического сопровождения всех элементов образовательного процесса
-Создание условий безопасного для здоровья обучения, предотвращение дезаптационных состояний, переутомления, гиподинамии, дистресса, определение структуры и организации учебного процесса, объема учебной нагрузки
12.Какие главные задачи решаются с помощью учебно – воспитательных образовательных здоровьесберегающих технологий?
-Реализация программ
по обучению здоровью и ЗОЖ,
предупреждение вредных
-Формирование и укрепление
психологического здоровья, повышение
ресурсов психологической
Информация о работе Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе