Реализация метода проектов в коррекциооной школе-интернат для детей с ОВЗ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2015 в 05:14, доклад

Краткое описание

Актуальность метода проектов в современной педагогике заключается в необходимости активизации самостоятельной умственной и предметно-практической деятельности учащихся. Формирование самостоятельности особенно важно для учащихся со сложными дефектами (множественные нарушения детского развития), которые сочетают в себе различную степень и характер нарушения зрения и интеллекта

Вложенные файлы: 1 файл

Реализация метода проектов в коррекциооной школе.docx

— 19.90 Кб (Скачать файл)

Реализация метода проектов в коррекциооной школе-интернат для детей с ОВЗ.

Актуальность метода проектов в современной педагогике заключается в необходимости активизации самостоятельной умственной и предметно-практической деятельности учащихся. Формирование самостоятельности особенно важно для учащихся со сложными дефектами (множественные нарушения детского развития), которые сочетают в себе различную степень и характер нарушения зрения и интеллекта

Метод проекта– это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Основоположником педагогического метода проектов считается американский философ, психолог и педагог Джон Дьюи (1859-1952). Именно этот американский ученый предложил обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, учитывая его личные интересы и цели.

Последователь Джона Дьюи, профессор педагогики Уильям Килпатрик посвятил этой теме свою книгу «Метод проектов».

В 1910-е гг. американский профессор Коллингс, организатор продолжительного эксперимента в одной из школ, предложил первую в мире классификацию учебных проектов. На рубеже 1910-20 гг. метод проектов входит в практику отечественной школы. Проект (от латинского projectus) буквально – брошенный вперед, замысел, план.) Метод (от греческого methodos) – путь, исследование, теория, учение.

Метод позволяет не просто запоминать и воспроизводить имеющиеся у обучающихся знания, а актуализировать их, обобщать, структурировать и осознанно применять на практике. Метод учебного проекта может успешно применяться и в условиях коррекционной школы — интерната, учитывая психофизические особенности детей с нарушением зрения и интеллекта. Его применение позволяет достичь высоких результатов коррекционной работы, повышает мотивацию к учебно-познавательной и речевой деятельности.

Организация проектной деятельности в специальной (коррекционной) школе для детей с нарушением зрения и интеллектуальной недостаточностью ориентирована на психофизические возможности учащихся с недостатками интеллекта и в качестве приоритетной на коллективную деятельность. Коллективная деятельность в условиях коррекционных школ имеет немаловажное значение. Не нужно объяснять, насколько важно ребенку с нарушением зрения и интеллекта научиться общению и общаться. Способность выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ним людей поможет незрячему, слабовидящему войти в большой мир. Важным положительным качеством метода является его активная форма обучения, которая, решая общеобразовательные задачи по предмету, даёт возможность детям проявить своё творчество, фантазию, возможность реализовывать свои способности.

В зависимости от того, какая деятельность является ведущей при реализации проекта, его можно отнести к одному из типов:

  • Исследовательский
  • Творческий
  • Ролевой, игровой
  • Ознакомительный-ориентировочный (информационный)
  • Практико-ориентированный (прикладной)

Метод проектов в специальной коррекционной школе имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать при его реализации:

- он должен быть ориентирован  на психофизические возможности  учащихся;

- деятельность педагога играет  ведущую и направляющую роль;

  • задача учителя заключается не только в подаче готовых знаний учащимся, но и в создании психолого-педагогических ситуаций во время учебного процесса для активизации познавательной деятельности учащихся с недостатками интеллекта.

Работа должна строится по принципу усложнения, поэтому в основу учебной программы следует заложить следующие положения:

  • постепенное увеличение объема знаний и навыков;
  • выполнение проектов в различных областях, начиная с более знакомых ( школа, места отдыха, родной край и др.);
  • постепенное усложнение требований, предъявляемых к решению проблем;

Учитель должен помочь школьникам:

  • получить различные материалы, информацию, инструменты и т. д.
  • обсудить способы преодоления трудностей;
  • контролировать различные фазы рабочей процедуры;
  • научить кратко записывать результаты деятельности;
  • дать краткий анализ проекта.

 

Проект- это "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация. Шестое "П" проекта - это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Проектное обучение создает условия для творческой самореализации учащихся, повышает мотивацию к учению, способствует развитию познавательных возможностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты. Школьники с нарушением зрения и интеллекта приобретают опыт решения реальных проблем, что очень важно для их самостоятельной жизни.

 

Участие в конкурсе математических проектов 10.12.14. Ученики 5б класса заняли II место в номинации «Геометрия вокруг нас».

В рамках изучения нового предмета для 5 класса — геометрии мною был разработан проект «Геометрия вокруг нас» с целью развития интереса к новому предмету, популяризации среди обучающихся математических знаний. Геометрический материал занимает важное место в обучении математики. На уроках геометрии учащиеся учатся распознавать геометрические фигуры, тела на моделях, рисунках, чертежах, определять форму реальных предметов. Они знакомятся со свойствами фигур, овладевают элементарными графическими умениями, приемами применения измерительных и чертежных инструментов.

Проект «Геометрия вокруг нас».

Участники проекта: учащиеся 5 класса

Тип проекта: практико-ориентированный

Цель: познакомить учащихся с геометрическими фигурами, линиями. Находить в чем их сходство и различие. Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать, решать учебную задачу.

В рамках выбранного проекта проводились уроки, беседы предлагалось совместно с родителями выполнить ряд практических заданий, провести поиск и систематизацию информации источником информации выступили журналы, книги, интернет, экскурсии по школе, фотографировали геометрические фигуры в школе. Вся информация по теме собиралась записывалась и вносилась в компьютер.

Кроме того, в проекте реализовывалась творческая составляющая, ребята придумывали идею презентации «нам показалось занимательным искать вокруг геометрические фигуры».....

Продуктом данного исследования явилась творческая работа, презентация, в которой ребята отразили «путешествие в мир точек, линий, взрослые называют его — ГЕОМЕТРИЕЙ».

В процессе работы над проектом была отражена специфика изучения геометрии слепыми и слабовидящими детьми. Слепые дети обучаются по рельефной системе Брайля и во время школьных занятий пользуются, тактильно-слуховым способом восприятия учебного материала.

Для слабовидящих детей основным средством восприятия учебного материала является зрение. Поэтому для облегчения зрительной работы необходимы: повышение уровня освещенности рабочего места, рациональная зрительная нагрузка, специальные учебники, вспомогательные средства оптической коррекции и т.д. В процессе обучения применялись специальные методы преподавания, широко использовались наглядные пособия, тифлотехнические приборы, специальные учебники, вспомогательные средства оптической коррекции.

Презентация работы проходила в рамках конкурса проектов «Математика — царица наук» для обучающихся ОГСКОУ специальных (коррекционных) школ и школ-интернатов для детей с интеллектуальной недостаточностью.

Следует отметить, что по мере взросления учеников, получения опыта проектной деятельности, работы учащихся станут более объемными, качественными и интересными, выростет уровень самостоятельности выполнения. Этот опыт поможет им более успешно реализовывать себя в старших классах, где метод проектов сейчас является одним из ведущих.

Главное мы получили результат, значимый для всего последующего образовательно-воспитательного процесса:

для учителя: эффективное взаимодействие с родителями учеников; понимание мотивов учащихся; оценка творческого потенциала семьи

учащиеся: развитие собственного творческого потенциала; новые формы общения с семьей

родители: интерес к школьной жизни детей; сотрудничесво в рамках родительского сообщества.

 

 

Включение элементов метода творческих проектов в учебный процесс дает возможность разнообразить формы проведения занятий, стимулировать творчество и развить мотивационную сферу школьников.

Работая над проектом, дети учатся взаимодействовать в команде, ответственно относиться к выполнению своей части работы, оценивать результаты своего труда и труда товарищей.

Процесс работы над проектом позволяет пробудить у учеников осознанный интерес к изучаемому предмету, проявить творческие способности. У учащихся появляется уверенность в себе, гордость за разработанное и изготовленное изделие, значимость и необходимость своего труда для окружающих людей.

Конечно, проект моих ребят по своей конструктивной сложности, материалоемкости, эстетическому исполнению уступают работам сверстников из общеобразовательных школ. Однако эмоциональное удовлетворение, осознанная значимость и необходимость своего труда у наших школьников ни с чем не сравнимы.

 

Важную роль в проектном обучении играет информационно-методическое обеспечение, наглядные пособия, образцы проектной документации, выставка лучших работ. Создание условий для реализации творческого развития на уроках, основано на активной деятельности учащихся в тесном сотрудничестве с учителем и создается благодаря:

формированию и развитию познавательного интереса, активизации познавательной деятельности (очевидно, что учить детей нужно только с опорой на интерес, обязательно создавая ситуацию успеха);

сотрудничеству между учителем и учеником, учителем и группой детей, учителем и классом в целом;

созданию благоприятных условий для обучения, что является основой для развития творческой деятельности учащихся;

дифференцированный и индивидуальный, подход в обучении;

использованию методов, активизирующих учебный процесс.

Активные формы обучения являются для современной специальной (коррекционной) школы актуальными и перспективными. Учитывая опыт и деятельность коллег, анализируя свою работу я пришла к твердому убеждению, что метод проектов вполне применим на уроках и в олигофренопедагогике. Опыт показывает, что проектный метод имеет неоценимое значение для пробуждения и развития осознанного интереса к предмету. Передо мной, как перед учителем стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, что бы детям нравилось то, что они делают. Только тогда ученик с удовольствием идет на урок и с радостью выполняет поставленную задачу.

 

Литература

1) «Как организовать проектную  деятельность учащихся». Практическое  пособие для работников общеобразовательных  учреждений. Автор: Сергеев И.С., АРКТИ.

2) «Творческий проект или как  провести самостоятельное исследование». Автор: Савенков А.И.

    1. «Учебные проекты младших школьников». Журнал «Начальная школа» 2005г. №9.
    2. ермаков
    3. Якунин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Реализация метода проектов в коррекциооной школе-интернат для детей с ОВЗ