Ребенок раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 07:15, лекция

Краткое описание

1. Закономерности развития ребенка раннего возраста
2. Воспитание детей раннего возраста.

Вложенные файлы: 1 файл

document.doc

— 36.50 Кб (Скачать файл)

Тема. Ребенок раннего возраста

План:

  1. Закономерности развития ребенка раннего возраста
  2. Воспитание детей раннего возраста.

Ранний возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов.

Своевременное начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.

Своеобразие периода раннего возраста:

  • Быстрый темп физического и нервно – психического развития детей первых двух лет жизни (увеличивается рост и вес ребенка, усиленно развиваются все функции организма; к 1 году ребенок овладевает самостоятельной ходьбой; к 2 – 3 годам у ребенка совершенствуются движения, он начинает координировать свою двигательную активность с окружающими);
  • Взаимосвязь и взаимовлияние физического и психического развития (плохое питание приводит к  ухудшению умственного развития ребенка); ограничение сдерживания движений (тугое пеленание новорожденного) вредит развитию ребенка;
  • Овладение речью (активный словарь годовалого ребенка насчитывается  10 – 15 слов, то к 2 годам – 200 – 300 слов, а к 3 – 1500 слов);
  • Развитие речи тесно связано с мышлением (Жан Пиаже, Леонид Абрамович Венгер, Светлана Леонидовна Новоселова и другие), они считают, что начальное проявление мышления у ребенка относятся к концу 1 – 2 года жизни. Мышление в этом возрасте наглядно – действенное и развивается оно на основе  действий с предметами;
  • Ребенок познает мир через ощущение и восприятие – сенсорное развитие (ребенок узнает о свойствах и качествах предмета; к концу раннего возраста дети уже способны различать звуки по высоте, по тембру, силе; узнают несколько цветов (красный, синий, желтый, зеленый); различают геометрические фигуры, цвета спектра и их оттенки);
  • У ребенка раннего возраста развивается образная память («эйдетизм» от греч. «образ»), т.е.  способность сохранять образы предметов долгое время спустя после исчезновения их из поля зрения. Это благоприятно влияет на умственное и эмоциональное развитие ребенка;
  • Важным механизмом развития ребенка в этом  возрасте преобладает подражание (Т.И. Горбатенко). Ребенок подражает взрослому в способах действия, в речи, а позже – в оценках (подражание  лежит в основе зарождения  игры), также у ребенка преобладает потребность в индивидуальном общении со взрослым;
  • Главным видом деятельности в раннем возрасте является предметная деятельность, которая тесно связана с общением и служит предпосылкой для появления ведущей деятельности детей – игры;
  • Ребенок приобретает социальный опыт ( при общении со взрослым, ребенок сопереживает , сочувствует, реагирует на характер взаимоотношений между взрослыми – начинает плакать или смеяться, также у ребенка складывается  представления о возможном характере взаимоотношений с окружающими людьми);
  • Ребенок раннего возраста тесно связан со своей матерью - эта связь позволяет ребенку сохранять эмоциональную устойчивость, эмоциональный комфорт по Эриксону. Щелованов Н.М. установил явление «госпитализма» - задержка в развитии детей раннего возраста в случае дефицита внимания, со стороны воспитания: ребенок становится вялым, безразличным, снижается любознательность, эмоцитональность. Такое явление Щелованов наблюдал в Домах ребенка в 30 годы. Затем он доказал, что  причиной является недолжное воспитательное воздействие и организация эмоциональной насыщенной среды);
  • Ребенок подвержен заболеваниям, нарушениям в костной и мышечной системах (недостаток кальция в пище приводит к образованию в костной ткани пустот  - лоозеровские зоны);
  • В обучении детей раннего возраста огромную роль играет опосредованное обучение (подбор игрушек, картинок, предметов быта). Воспитатель учит взаимодействовать с предметами: называть предмет, определять его свойства (мяч большой). К 2 годам дети дети учатся различать и называть  предметы ближайшего окружения, некоторых животных, части их тела, знакомятся с их действиями (бегает, летает, прыгает…).

 

 

Основные педагогические правила воспитания детей раннего возраста:

  • Соблюдение установленного для детей раннего возраста режима дня (четкая последовательность сна, кормления, смена разных видов деятельности…);
  • Правильное проведение режимных процессов (гигиенический уход, закаливание, прогулка…);
  • Проведение индивидуальных и групповых занятий, игр, развлечений;
  • Создание условий для активной и разнообразной самостоятельной деятельности детей;
  • Правильная организация жизни детей зависит от педагогически подобранных форм и методов воспитательной работы;
  • Обеспечение умственного, нравственного, физического и эстетического развития детей;
  • Правильная организация детей жизни детей в период адаптации  к ДОУ (совместная работа родителей и ДОУ).

Таким образом, можно выделить некоторые закономерности в развитии детей раннего возраста:

  • быстрый темп физического и психического развития; 
  • взаимосвязь психического и физического развития;
  • высокая обучаемость;
  • приобретение ребенком первоначального социального опыта, привычек поведения;
  • эмоциональность как ведущая характеристика возраста;
  • потребность в индивидуальном контакте со взрослым;  
  • зависимость развития от наследственности и развивающей социальной среды и т.д.

 


Информация о работе Ребенок раннего возраста