Тема. Ребенок раннего
возраста
План:
- Закономерности развития ребенка
раннего возраста
- Воспитание детей раннего возраста.
Ранний возраст – это период
быстрого формирования всех свойственных
человеку психофизиологических процессов.
Своевременное начатое и правильно
осуществляемое воспитание детей раннего
возраста является важным условием их
полноценного развития.
Своеобразие периода раннего
возраста:
- Быстрый
темп физического и нервно – психического
развития детей первых двух лет жизни (увеличивается рост и вес ребенка, усиленно развиваются
все функции организма; к 1 году ребенок
овладевает самостоятельной ходьбой;
к 2 – 3 годам у ребенка совершенствуются
движения, он начинает координировать
свою двигательную активность с окружающими);
- Взаимосвязь
и взаимовлияние физического и психического развития (плохое питание приводит к ухудшению умственного развития ребенка); ограничение сдерживания движений (тугое пеленание новорожденного) вредит развитию ребенка;
- Овладение
речью (активный словарь годовалого ребенка насчитывается 10 – 15 слов, то к 2 годам – 200 – 300 слов, а к 3 – 1500 слов);
- Развитие
речи тесно связано с мышлением (Жан Пиаже, Леонид Абрамович Венгер, Светлана Леонидовна Новоселова и другие), они считают, что начальное проявление мышления у ребенка относятся к концу 1 – 2 года жизни.
Мышление в этом возрасте наглядно – действенное
и развивается оно на основе действий
с предметами;
- Ребенок познает мир через ощущение
и восприятие – сенсорное
развитие (ребенок узнает о свойствах и качествах предмета; к концу раннего возраста дети уже
способны различать звуки по высоте, по
тембру, силе; узнают несколько цветов
(красный, синий, желтый, зеленый); различают
геометрические фигуры, цвета спектра
и их оттенки);
- У ребенка раннего возраста
развивается образная
память («эйдетизм» от греч. «образ»), т.е. способность сохранять образы предметов долгое время спустя после исчезновения их из поля зрения. Это благоприятно влияет на умственное и эмоциональное развитие ребенка;
- Важным
механизмом развития ребенка в этом
возрасте преобладает
подражание (Т.И. Горбатенко). Ребенок подражает взрослому в способах действия, в речи, а позже – в оценках (подражание лежит в основе зарождения игры), также у ребенка преобладает потребность в индивидуальном общении со взрослым;
- Главным видом деятельности в раннем
возрасте является предметная
деятельность, которая тесно связана с общением и служит предпосылкой для появления ведущей деятельности детей – игры;
- Ребенок
приобретает социальный опыт ( при общении со взрослым, ребенок сопереживает , сочувствует, реагирует
на характер взаимоотношений между взрослыми
– начинает плакать или смеяться, также
у ребенка складывается представления
о возможном характере взаимоотношений
с окружающими людьми);
- Ребенок
раннего возраста тесно связан со своей матерью - эта связь позволяет ребенку
сохранять эмоциональную устойчивость,
эмоциональный комфорт по Эриксону. Щелованов Н.М. установил явление «госпитализма» - задержка в развитии детей раннего возраста в случае дефицита внимания, со стороны воспитания: ребенок
становится вялым, безразличным, снижается
любознательность, эмоцитональность.
Такое явление Щелованов наблюдал в Домах
ребенка в 30 годы. Затем он доказал, что
причиной является недолжное воспитательное
воздействие и организация эмоциональной насыщенной
среды);
- Ребенок подвержен заболеваниям,
нарушениям в костной и мышечной системах
(недостаток кальция в пище приводит к
образованию в костной ткани пустот - лоозеровские
зоны);
- В обучении детей раннего возраста
огромную роль играет опосредованное обучение
(подбор игрушек, картинок, предметов быта).
Воспитатель учит взаимодействовать с
предметами: называть предмет, определять
его свойства (мяч большой). К 2 годам дети дети учатся различать и называть предметы ближайшего окружения, некоторых животных, части
их тела, знакомятся с их действиями (бегает,
летает, прыгает…).
Основные педагогические
правила воспитания детей раннего возраста:
- Соблюдение установленного
для детей раннего возраста режима дня
(четкая последовательность сна, кормления, смена разных видов деятельности…);
- Правильное проведение режимных
процессов (гигиенический уход, закаливание,
прогулка…);
- Проведение индивидуальных
и групповых занятий, игр, развлечений;
- Создание условий для активной
и разнообразной самостоятельной деятельности детей;
- Правильная организация жизни
детей зависит от педагогически подобранных
форм и методов воспитательной работы;
- Обеспечение умственного, нравственного,
физического и эстетического развития
детей;
- Правильная организация детей
жизни детей в период адаптации
к ДОУ (совместная работа родителей и ДОУ).
Таким образом, можно выделить
некоторые закономерности в
развитии детей раннего возраста:
- быстрый темп физического и психического развития;
- взаимосвязь психического и
физического развития;
- высокая обучаемость;
- приобретение ребенком первоначального социального опыта, привычек поведения;
- эмоциональность как ведущая
характеристика возраста;
- потребность в индивидуальном
контакте со взрослым;
- зависимость развития от наследственности и развивающей социальной среды и т.д.