Рефлексивные умения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 14:21, реферат

Краткое описание

Решающим событием, определившим развитие рефлексии, было возникновение в рамках философии наиболее общих представлений о познании, впоследствии систематизированных в одном из её разделов — теории познания. В этом контексте понимание есть «незаместимый, вживую выполняемый индивидом творческий акт».

Вложенные файлы: 1 файл

рефлексивные умения.docx

— 24.47 Кб (Скачать файл)


 

Реферат на тему:

Рефлексивные умения

 

 

04.05.2012

Факультет иностранных  языков, 113 группа.

Колыхалова Алина.

 

Решающим  событием, определившим развитие рефлексии, было возникновение в рамках философии  наиболее общих представлений о  познании, впоследствии систематизированных  в одном из её разделов — теории познания. В этом контексте понимание  есть «незаместимый, вживую выполняемый  индивидом творческий акт». Акт понимания  при этом является не чем иным, как  «сдвигом нас самих из прежнего, первоначального состояния и  как бы вживание в новое состояние (когда мы уже понимаем)». В результате такого процесса происходит расширение возможностей человека воспринимать, понимать, помнить и чувствовать.

 
Рефлексия рассматривается в контексте  деятельности и с точки зрения средств теории деятельности. Важным представляются следующие аспекты:

1) рефлексия как процесс и особая  структура в деятельности;

2) рефлексия как принцип развертывания  схем деятельности. При этом деятельностное  описание позволяет выделить  рефлексивные действия и операции, а также конструировать средства  и техники (способы использования  средств) их практикования. 
Центральным понятием в теории деятельности выступает схема так называемого «рефлексивного выхода». Индивид выходит из прежней позиции деятеля и переходит в новую позицию внешнюю, как по отношению к прежним, уже выполненным деятельностям, так и по отношению к будущей, проектируемой деятельности. Новая позиция, характеризуемая относительно прежней и будущей деятельности, будет называться «рефлексивной позицией», а знания, вырабатываемые в ней, будут «рефлексивными знаниями», поскольку они трансформируются относительно знаний, выработанных в первой позиции. Рефлексия при этом как бы приостанавливается, прерывает этот непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за ее пределы… Сознание выступает здесь как разрыв, как выход из поглощенности непосредственным процессом жизни для выработки соответствующего отношения к ней, занятия позиции над ней. 
Методологический подход позволяет выявить роль и значение рефлексии применительно к учебной деятельности, что и делали многие педагоги-исследователи. Рефлексия выступает как условие формирования способов научно-познавательной и практической деятельности.

 

Роль рефлексии в творческой, мыслительной деятельности состоит в целепологании, установлении и регулировании адекватных требований к себе на основе соотнесения предъявляемых извне требований, ситуационной специфики самого субъекта. Поскольку главным в педагогическом процессе на сегодняшний момент определяется развитие личности субъектов процесса, а развитие является процессом внутренним и судить о его прохождении доступно, прежде всего, самому субъекту, то оценку такого развития и позволяет совершить рефлексия, как акт самонаблюдения, самоанализа, саморазмышления. В педагогическом процессе рефлексивные умения позволяют его субъектам организовывать и фиксировать результат состояния развития, саморазвития, а также причин положительной либо отрицательной динамики такого процесса.

Отечественные ученые предлагают виды рефлексии в  процессах педагогического общения: 
1.Социально-перцептивная рефлексия, предметом которой является переосмысление, перепроверка педагогом собственных представлений и мнений, которые у него сформировались об учащихся в процессе общения с ними. 
2.Коммуникативная рефлексия заключается в осознании субъектом того, как его воспринимают, оценивают, относятся к нему другие ("Я – глазами других"). 
3.Личностная рефлексия – осмысление собственного сознания и своих действий, самопознание. 
Также описывается такой тип рефлексии, как «рефлексия в общении», который представляет собой "сложную систему рефлексивных отношений, возникающих и развивающихся в процессе межличностного взаимодействия". Выделяются следующие компоненты в структуре:

- "рефлексия в общении": личностно-коммуникативная рефлексия (рефлексия «Я»);

  социально-перцептивная (рефлексия  другого «Я»); рефлексия ситуации  или рефлексия взаимодействия. 
Наиболее общими способами рефлексирования являются выражение уверенности, предположения, сомнения, вопросы. При этом все виды рефлексии активизируются при условии создания установки наблюдать и анализировать собственное познание, поведение и понимание этого поведения другими.

Представляется  важным отметить несколько моментов, которые акцентируют роль рефлексии  в профессиональной деятельности: 
во-первых, рефлексия необходима при освоении профессиональной деятельности; 
во-вторых, на ее основании осуществляется контроль и управление процессом усвоения; 
в-третьих, рефлексия необходима при изменении условий профессионально-образовательной деятельности; 
в-четвертых, она является одним из основных механизмов развития самой деятельности. 
Доцент, кандидат психологических наук автор учебных пособий по психологии профессиональной рефлексии А.А.Бизяева под педагогической рефлексией понимает сложный психологический феномен, проявляющийся в способности учителя входить в активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и к себе как ее субъекту с целью критического анализа, осмысления и оценки ее эффективности для развития личности ученика. Автор выделяет двуплановую концептуальную модель педагогической рефлексии:  
1.Операциональный уровень (конструктивно-исполнительские, мотивационные, прогностические аспекты, отражающиеся в рефлексивном сознании). 
2.Собственно личностный уровень (профессионально-личностная субъектная ориентация учителя в его деятельности и личностная, субъектная включенность в рефлексивную ситуацию). 
Таким образом, рефлексирующий учитель – это думающий, анализирующий, исследующий свой опыт педагог. Это, как сказал Д.Дьюи (американский философ и педагог), "вечный ученик своей профессии" с неутомимой потребностью к саморазвитию и самосовершенствованию. 
Отечественный исследователь С.С.Кашлев под рефлексией в педагогическом процессе или педагогической рефлексией понимает процесс и результат фиксирования субъектами (участниками педагогического процесса) состояния своего развития, саморазвития и причин этого. 
Педагогическая рефлексия предполагает взаимоотображение, взаимооценку участников педагогического процесса, состоявшегося взаимодействия, отображение педагогом внутреннего мира, состояния развития учащихся и наоборот. 
Рефлексия в педагогическом процессе – это процесс самоидентификации субъекта педагогического взаимодействия со сложившейся педагогической ситуацией, с тем, что составляет педагогическую ситуацию: учащимися, педагогом, условиями развития участников педагогического процесса, средой, содержанием, педагогическими технологиями и т.д. 
Российский педагог Б.З.Вульфов профессиональную рефлексию определяет как соотнесение себя, возможностей своего «Я» с тем, чего требует избранная профессия, в том числе, с существующими о ней представлениями. Он ведет также речь о педагогической профессиональной рефлексии, понимая под ней тоже, что и всякая профессиональная рефлексия, но в содержании, связанном с особенностями педагогической работы и собственным педагогическим опытом. 
Более точное определение профессиональной рефлексии дает Е.Е.Рукавишникова. Под профессиональной рефлексией она понимает психологический механизм профессионального самосовершенствования и самоактуализации, проявляющийся в способности специалиста занимать аналитическую позицию по отношению к себе и профессиональной деятельноcти.


Информация о работе Рефлексивные умения