Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 14:21, реферат
Решающим событием, определившим развитие рефлексии, было возникновение в рамках философии наиболее общих представлений о познании, впоследствии систематизированных в одном из её разделов — теории познания. В этом контексте понимание есть «незаместимый, вживую выполняемый индивидом творческий акт».
Реферат на тему:
Рефлексивные умения
04.05.2012
Факультет иностранных языков, 113 группа.
Колыхалова Алина.
Решающим событием, определившим развитие рефлексии, было возникновение в рамках философии наиболее общих представлений о познании, впоследствии систематизированных в одном из её разделов — теории познания. В этом контексте понимание есть «незаместимый, вживую выполняемый индивидом творческий акт». Акт понимания при этом является не чем иным, как «сдвигом нас самих из прежнего, первоначального состояния и как бы вживание в новое состояние (когда мы уже понимаем)». В результате такого процесса происходит расширение возможностей человека воспринимать, понимать, помнить и чувствовать.
Рефлексия рассматривается в контексте
деятельности и с точки зрения
средств теории деятельности. Важным
представляются следующие аспекты:
1)
рефлексия как процесс и
2)
рефлексия как принцип
Центральным понятием в теории деятельности
выступает схема так называемого «рефлексивного
выхода». Индивид выходит из прежней позиции
деятеля и переходит в новую позицию внешнюю,
как по отношению к прежним, уже выполненным
деятельностям, так и по отношению к будущей,
проектируемой деятельности. Новая позиция,
характеризуемая относительно прежней
и будущей деятельности, будет называться
«рефлексивной позицией», а знания, вырабатываемые
в ней, будут «рефлексивными знаниями»,
поскольку они трансформируются относительно
знаний, выработанных в первой позиции.
Рефлексия при этом как бы приостанавливается,
прерывает этот непрерывный процесс жизни
и выводит человека мысленно за ее пределы…
Сознание выступает здесь как разрыв,
как выход из поглощенности непосредственным
процессом жизни для выработки соответствующего
отношения к ней, занятия позиции над ней.
Методологический подход позволяет выявить
роль и значение рефлексии применительно
к учебной деятельности, что и делали многие
педагоги-исследователи. Рефлексия выступает
как условие формирования способов научно-познавательной
и практической деятельности.
Роль рефлексии в творческой, мыслительной деятельности состоит в целепологании, установлении и регулировании адекватных требований к себе на основе соотнесения предъявляемых извне требований, ситуационной специфики самого субъекта. Поскольку главным в педагогическом процессе на сегодняшний момент определяется развитие личности субъектов процесса, а развитие является процессом внутренним и судить о его прохождении доступно, прежде всего, самому субъекту, то оценку такого развития и позволяет совершить рефлексия, как акт самонаблюдения, самоанализа, саморазмышления. В педагогическом процессе рефлексивные умения позволяют его субъектам организовывать и фиксировать результат состояния развития, саморазвития, а также причин положительной либо отрицательной динамики такого процесса.
Отечественные
ученые предлагают виды рефлексии в
процессах педагогического
1.Социально-перцептивная рефлексия, предметом
которой является переосмысление, перепроверка
педагогом собственных представлений
и мнений, которые у него сформировались
об учащихся в процессе общения с ними.
2.Коммуникативная рефлексия заключается
в осознании субъектом того, как его воспринимают,
оценивают, относятся к нему другие ("Я
– глазами других").
3.Личностная рефлексия – осмысление собственного
сознания и своих действий, самопознание.
Также описывается такой тип рефлексии,
как «рефлексия в общении», который представляет
собой "сложную систему рефлексивных
отношений, возникающих и развивающихся
в процессе межличностного взаимодействия".
Выделяются следующие компоненты в структуре:
- "рефлексия в общении": личностно-коммуникативная рефлексия (рефлексия «Я»);
социально-перцептивная (рефлексия
другого «Я»); рефлексия ситуации
или рефлексия взаимодействия.
Наиболее общими способами рефлексирования
являются выражение уверенности, предположения,
сомнения, вопросы. При этом все виды рефлексии
активизируются при условии создания
установки наблюдать и анализировать
собственное познание, поведение и понимание
этого поведения другими.
Представляется
важным отметить несколько моментов,
которые акцентируют роль рефлексии
в профессиональной деятельности:
во-первых, рефлексия необходима при освоении
профессиональной деятельности;
во-вторых, на ее основании осуществляется
контроль и управление процессом усвоения;
в-третьих, рефлексия необходима при изменении
условий профессионально-
в-четвертых, она является одним из основных
механизмов развития самой деятельности.
Доцент, кандидат психологических наук
автор учебных пособий по психологии профессиональной
рефлексии А.А.Бизяева под педагогической
рефлексией понимает сложный психологический
феномен, проявляющийся в способности
учителя входить в активную исследовательскую
позицию по отношению к своей деятельности
и к себе как ее субъекту с целью критического
анализа, осмысления и оценки ее эффективности
для развития личности ученика. Автор
выделяет двуплановую концептуальную
модель педагогической рефлексии:
1.Операциональный уровень (конструктивно-
2.Собственно личностный уровень (профессионально-личностная
субъектная ориентация учителя в его деятельности
и личностная, субъектная включенность
в рефлексивную ситуацию).
Таким образом, рефлексирующий учитель
– это думающий, анализирующий, исследующий
свой опыт педагог. Это, как сказал Д.Дьюи
(американский философ и педагог), "вечный
ученик своей профессии" с неутомимой
потребностью к саморазвитию и самосовершенствованию.
Отечественный исследователь С.С.Кашлев
под рефлексией в педагогическом процессе
или педагогической рефлексией понимает
процесс и результат фиксирования субъектами
(участниками педагогического процесса)
состояния своего развития, саморазвития
и причин этого.
Педагогическая рефлексия предполагает
взаимоотображение, взаимооценку участников
педагогического процесса, состоявшегося
взаимодействия, отображение педагогом
внутреннего мира, состояния развития
учащихся и наоборот.
Рефлексия в педагогическом процессе
– это процесс самоидентификации субъекта
педагогического взаимодействия со сложившейся
педагогической ситуацией, с тем, что составляет
педагогическую ситуацию: учащимися, педагогом,
условиями развития участников педагогического
процесса, средой, содержанием, педагогическими
технологиями и т.д.
Российский педагог Б.З.Вульфов профессиональную
рефлексию определяет как соотнесение
себя, возможностей своего «Я» с тем, чего
требует избранная профессия, в том числе,
с существующими о ней представлениями.
Он ведет также речь о педагогической
профессиональной рефлексии, понимая
под ней тоже, что и всякая профессиональная
рефлексия, но в содержании, связанном
с особенностями педагогической работы
и собственным педагогическим опытом.
Более точное определение профессиональной
рефлексии дает Е.Е.Рукавишникова. Под
профессиональной рефлексией она понимает
психологический механизм профессионального
самосовершенствования и самоактуализации,
проявляющийся в способности специалиста
занимать аналитическую позицию по отношению
к себе и профессиональной деятельноcти.