Реформы Петра 1 в Российском образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 18:20, доклад

Краткое описание

Развитие Российского образования в ХVIII веке целиком связано с грандиозной личностью Петра I, великого реформатора, придававшего образованию первостепенную государственную значимость. В своих циркулярах он требовал, чтобы подданные «сколь возможно, чтению и письму детей обучали». Кроме азбуки рекомендовалось использовать часослов и псалтирь. С дворян был особый спрос: их дети должны были учить иностранные языки и другие науки. Важнейшим компонентом своих реформ Петр считал развитие европейски ориентированного, светского по характеру образования. В связи с этим было принято решение открыть государственные школы для подготовки образованных людей дворянских, купеческих и верхушки посада.

Вложенные файлы: 1 файл

Реформы Петра 1 в Российском образовании.docx

— 22.26 Кб (Скачать файл)

Реформы Петра 1 в Российском образовании

Развитие Российского образования в ХVIII веке целиком связано с грандиозной личностью Петра I, великого реформатора, придававшего образованию первостепенную государственную значимость. В своих циркулярах он требовал, чтобы подданные «сколь возможно, чтению и письму детей обучали». Кроме азбуки рекомендовалось использовать часослов и псалтирь. С дворян был особый спрос: их дети должны были учить иностранные языки и другие науки. Важнейшим компонентом своих реформ Петр считал развитие европейски ориентированного, светского по характеру образования. В связи с этим было принято решение открыть государственные школы для подготовки образованных людей дворянских, купеческих и верхушки посада.

Благодаря Петру  в России возникла система профессионального образования. В 1701 году были созданы навигацкая, пушкарская, госпитальная, приказная и другие школы, находившиеся в ведении соответствующих государственных органов.   27 августа 1701 года в Москве открылась первая государственная школа «математических и навигацких наук». Обучение в школе было бесплатное. Боле того – неимущие ученики (а такие тоже принимались в школу) получали от нее денежное пособие на питание. В этой  школе готовили кораблестроителей, капитанов и преподавателей для других школ.

         Занятия  начинались с изучения грамоты.  Самыми первыми предметами были  русская грамота и арифметика. В зависимости от социального  происхождения  своих родителей  ученики получали различное образование.  В «Навигацкой школе» была введена строгая дисциплина, за прогулы с учащихся взимали штраф. Окончившие школу шли служить на флот, в артиллерию, а лучших учащихся посылали за границу для продолжения образования. Еще в начале своей деятельности Петр I командирует несколько групп молодежи за границу для обучения кораблестроению и мореходному делу. Они побывали в Голландии, Италии, Испании, где изучали иностранные языки, военное и морское дело, математику, обучались фехтованию и танцам.

Выпускники Навигацкой, Инженерной, Медицинской, Артиллерийской школ, открытых в Москве по именным указам Петра 1, получая не только общее, но и профессиональное образование, занимали ведущие должности на гражданской и воинской службе, становились активными проводниками реформ. Среди них – автор первой «Арифметики»  Л.Ф.Магницкий, публицист И.С. Посошков, первый отечественный доктор медицины и философии П.В. Постников и многие другие «птенцы гнезда Петрова».

И всё же основное внимание обращалось на организацию русских государственных светских школ, в которых бы готовились все нужные государству специалисты. Содержание образования имело ярко выраженное реальное направление. На первом месте было изучение математики и других наук, имевших применение в морском и военном деле, в строительстве, промышленности и технике. Общее образование в школах сочеталось со специальным. Столичные города, Москва и Петербург, стали крупными центрами школьного образования и научной мысли. Организованные в первой четверти XVIII в. государственные светские школы были новым типом учебных заведений. Религия в них уступала место общеобразовательным и специальным предметам. Хотя при комплектовании государственных школ правительство особое внимание обращало на вовлечение в них прежде всего детей дворян, однако в эти школы принимали детей и других сословий. Это давало возможность получить образование более широким слоям населения и благоприятно сказалось на формировании рядов демократической интеллигенции, из числа которой вышли многие видные деятели русского просвещения.

         Петровская  эпоха создала уникальные возможности  личного роста талантливых людей  из народа; развитие общей грамотности  и духовности рассматривалось  как приоритетная государственная  задача, образованность всячески  приветствовалась. Так, в Москве, в палатах боярина В.Ф. Нарышкина  на Покровке в начале 1705 года  была учреждена школа для детей  «бояр и окольничих, и думных, и  ближних, и всего служивого и купецкого чина…».

         В 1714 году  был  издан указ о всеобщей  учебной повинности для детей  всех сословий (кроме крестьян). Было  постановлено: без свидетельства  об окончании обучения « жениться не допускать и венечных памятей не давать».

  К 1722 году в разных городах  России были открыты 42 так называемые  «цифирные школы», обеспечивающие  начальное обучение математике. Гуманитарное обучение обеспечивалось  духовными школами, преподавателей  для которых готовила Славяно-греко-латинская академии.Поэтому основным контингентом цифирных школ стали солдатские дети и дети приказных, а часть школ пришлось закрыть.

В первой четверти XVIII в. повысилась роль государства в управлении школьным делом. С этого времени школы находились в ведении тех высших государственных органов (приказов, а затем коллегий), для которых они готовили специалистов. Государство открывало и содержало школы, комплектовало состав учащихся и разрабатывало инструкции, определявшие содержание образования и порядок учебных занятий. Оно стремилось направлять и контролировать работу и духовных школ. При создании учебной литературы и разработке методов обучения широко использовался зарубежный опыт, в частности педагогическое наследство Яна Амоса Коменского. Особенно большую роль в его распространении сыграли русские просветители и педагоги того времени — Л.Ф.Магницкий, Ф. Поликарпов, Ф. Прокопович, В. Н. Татищев и др.

Любимым детищем Петра была Академия наук. При ней был учрежден первый российский университет в Санкт-Петербурге, а при университете - гимназия. Вся  эта система, созданная Петром, начала действовать уже после его  смерти - в 1726 году. Профессуру приглашали в основном из Германии - среди профессоров  были знаменитости европейского уровня, например, математики Бернулли и Эйлер. Студентов в университете было сначала  очень мало. В основном это были дети дворян или живших в России иностранцев; однако уже вскоре были введены стипендии и особые места  для "казеннокоштных" студентов (учившихся  за счет государства). Среди казеннокоштных студентов были разночинцы, и даже крестьяне (например, М.В. Ломоносов). В  гимназии также учились дети солдат, мастеровых и крестьян, однако они  обычно ограничивались низшими (младшими) классами.

В 1755 году аналогичный университет  с двумя гимназиями при нем (для  дворян и для разночинцев) был  открыт в Москве. Курс дворянской гимназии включал русский язык, латынь, арифметику, геометрию, географию, краткую философию  и иностранные языки; в гимназии для разночинцев учили главным  образом искусствам, музыке, пению, живописи, преподавали и технические науки.

В 1732 г., возникли гарнизонные школы, дававшие не только начальное военное, но и начальное математическое и  инженерное образование. Часть духовных ("архиерейских") школ расширили  свой курс за счет "средних" и "высших" классов и стали именоваться "семинариями". В них, кроме грамоты, изучались  грамматика, риторика, философия и  богословие. "Азбука гражданская  с нравоучениями" с правкой Петра I 1708 г.

Именно Петру мы обязаны введением  гражданской азбуки, которой пользуемся и сейчас, и первыми переводами на русский язык западноевропейских учебников, прежде всего по предметам  естественным, математическим и техническим - астрономия, фортификация и т.д. В  ХУ111 веке значительную роль в московском образовании играл Печатный двор, получивший при Петре 1 наименование «Московская типография».

         Она печатала  разнообразные календари и азбуки, часословы и псалтири. Набор шел  уже не славянскими, а русскими  литерами. Учебники, особенно азбуки, стояли на первом месте среди  издаваемых в Москве книг светского  содержания. Большая учебная литература тех лет во многом определила содержание образования и методы обучения в школах. В типографиях печатались книги по различным отраслям знаний (математике, механике, астрономии, навигации, географии, истории и др.), усвоение которых облегчалось введением нового, гражданского шрифта вместо церковно­славянского и нового, арабского обозначения цифр вместо буквенного. По астрономии вышли книги, распространявшие учение. Астрономические знания излагались и в печатных календарях.

         Петр 1 живо  интересовался делами образования,  обращая особое внимание на  вопросы воспитания добропорядочных  и рачительных подданных, верных  патриотов. Под его личным контролем  огромным тиражем было напечатано и распространено «Юности честное зерцало», этот замечательный памятник национальной педагогической культуры, наполненный отеческими советами по многим вопросам. Оно стало наиболее популярным домашним чтением в дворянских семьях.

         Петр мечтал  о создании единой внесословной  системы образования. На деле  созданная им система оказалась  и не единой (профессиональная  школа - духовная школа), и не  внесословной. Не ставилась и  задача общего образования, оно  давалось попутно, как часть  и условие профессионального  образования. Но эта система  сыграла гигантскую роль в  развитии российского образования, "вписав" его в европейскую  систему образования.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  РЕФОРМЫ ПЕТРА I

·         Возникла система профессионального образования

·         Открылось  большое количество школ - цифирные, гарнизонные, епархиальные школы, Навигацкая, Артиллерийская, Инженерная школы и др.

·         Молодых  дворян отправляют за границу на учебу

·         Учеба  стала одним из видов государственной  службы

·         Изменилось содержание образования: на первом месте  – не церковные, а светские науки

·         Создаются  светские учебники,  и издается первая печатная газета «Ведомости»

·         Основана в1714 году первая библиотека

·         Создан первый музей – Кунсткамера в 1714 году в Петербурге

·         Создана  Академия наук в 1725 году

·         Развивается  отечественная наука: внедряются русские  изобретения, организуются географические, геологические и иные экспедиции

·         Введено  новое летоисчисление с 1 января 1700 года, от Рождества Христова.

Указами Петра было введено обязательное обучение дворян и духовенства, но аналогичная  мера для городского населения встретила  яростное сопротивление и была отменена. Попытка Петра создать всесословную начальную школу не удалась (создание сети школ после его смерти прекратилось, большинство цифирных школ при его  преемниках были перепрофилированы  в сословные школы для подготовки духовенства), но тем не менее в его царствование были заложены основы для распространения образования в России

Правительство Петра I проводит многочисленные просветительские реформы при самом  активном и деятельном участии самого царя, в результате которых организуются светские государственные учебные заведения. Среди них выделилась крупнейшая Московская школа математических и навигацких наук, просуществовавшая более 50 лет и подготовившая большое число специалистов, в том числе и учителей первых светских школ.

В течение длительного времени  Петр I вел разнообразную деятельность по созданию материальной базы и всего  необходимого для организации Академии наук, ее открытие состоялось уже после  смерти царя в 1725г. Петровские школы  и Академия наук положили начало формированию в России людей, профессией которых  стал умственный труд, культурная, просветительская и научная деятельность.


Информация о работе Реформы Петра 1 в Российском образовании