Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 16:23, лекция
Речь – это деятельность людей по использованию языкового кода, употреблению знаковой системы; это язык в действии, процесс и результат пользования языком.
Речевая деятельность – это «речь как процесс, в отличие от речи как результата языкового функционирования: ряда высказываний, языкового произведения, совокупности речевых произведений» (Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. М., 2003).
ТЕМА 5. Речь. Речевое общение в сфере профессиональной деятельности.
Речь – это деятельность людей по использованию языкового кода, употреблению знаковой системы; это язык в действии, процесс и результат пользования языком.
Речевая деятельность – это «речь как процесс, в отличие от речи как результата языкового функционирования: ряда высказываний, языкового произведения, совокупности речевых произведений» (Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. М., 2003).
Речевая деятельность состоит из нескольких последовательных этапов: ориентировки, планирования, реализации, контроля.
Виды речевой деятельности по типу действий: говорение, слушание (продуктивный и репродуктивный процессы устной речи) и письмо, чтение (продуктивный и репродуктивный процессы в области письменной речи).
Разновидности речи
по характеру взаимодействия
участников общения – диалогиче
Общение – естественная среда обитания человека, которая представляет собой процесс взаимодействия личностей и социальных групп, в котором происходит обмен информацией различного рода (интеллектуальной, духовной, материальной, эмоциональной и т.д.); формирование личности человека, его воспитание, интеллектуальное и духовное развитие, адаптация к человеческому обществу, к жизни.
Речевое общение – процесс обмена мыслями, сведениями, идеями посредством языка, направленный на реализацию конкретной целевой установки.
Виды общения: фатическое и информационное, вербальное и невербальное, межличностное, групповое и массовое, контактное и дистантное, официальное и неофициальное
Речевое взаимодействие
– это процесс установления и
поддержания целенаправленного
прямого и опосредованного
Речевая ситуация – это система внешних, внеязыковых факторов использования языка, к которым относятся коммуникативная задача, предмет речи, особенности автора и адресата, условия общения.
Речевое событие – это протекающий в контексте речевой ситуации дискурс (текст, взятый в событийном аспекте).
Для успешной коммуникации требуется знание и соблюдение некоторых общих принципов общения. Важнейшими являются два: принцип кооперации и принцип вежливости.
Принцип кооперации состоит из нескольких максим, то есть правил.
1. Правило количества: количество информации в разговоре должно быть не большим и не меньшим, чем требуется.
2. Правило качества: говорите о том, чему у вас достаточно свидетельств.
3. Правило
релевантности: говорите то, что
имеет отношение к теме
4. Правило способа выражения: избегайте двусмысленности и неопределенности, говорите коротко и упорядоченно.
Принцип вежливости включает такие правила.
1. Правило
такта: уважайте границы
2. Правило великодушия: из
3. Правило одобрения: больше
хвалите собеседника, будьте
4. Правило скромности: меньше хвалите себя, тактично отказывайтесь от похвал в свой адрес.
5.Правило согласия: выражайте согласие
с собеседником, минимизируйте несогласие;
не вставайте в оппозицию к
собеседнику без веских
6. Правило симпатии: выражайте симпатию
к собеседнику, минимизируйте
антипатию; будьте
Профессиональная культура включает владение специальными умениями и навыками профессиональной деятельности, культуру поведения, эмоциональную культуру, общую культуру речи и культуру профессионального общения.
Охарактеризуем составляющие профессиональной культуры.
Специальные
навыки приобретаются в процессе
профессиональной подготовки. Культура
поведения формируется
Культура профессиональной речи включает:
- владение терминологией данной специальности;
- умение строить выступление на профессиональную тему;
- умение организовать профессиональный диалог и управлять им;
- умение общаться с неспециалистами по вопросам профессиональной деятельности.
Профессиональное общение
Информация о работе Речевое общение в сфере профессиональной деятельности