Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 12:12, доклад
Особенности нарушений речи и степень их выраженности зависят в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга. В основе нарушений речи при ДЦП лежит не только повреждение определенных структур мозга, но и более позднее формирование или недоразвитие тех отделов коры головного мозга, которые имеют важнейшее значение в речевой и психической деятельности. Отставания в развитии речи при ДЦП связаны с ограничением объема знаний и представлений об окружающем мире, недостаточностью предметно-практической деятельности. Неблагоприятное влияние на развитие речи оказывают допускаемые родителями ошибки воспитания. Часто родители чрезмерно опекают ребенка, стремятся многое сделать за него, предупреждают все его желания или выполняют их в ответ на жест или взгляд. При этом не формируется потребность в речевой деятельности, ребенок лишается важного для него речевого общения.
Речевые нарушения при детском церебральном параличе.
В структуре
дефекта у детей с
Особенности
нарушений речи и степень их выраженности
зависят в первую очередь от локализации
и тяжести поражения мозга. В основе нарушений
речи при ДЦП лежит не только повреждение
определенных структур мозга, но и более
позднее формирование или недоразвитие
тех отделов коры головного мозга, которые
имеют важнейшее значение в речевой и
психической деятельности. Отставания
в развитии речи при ДЦП связаны с ограничением
объема знаний и представлений об окружающем
мире, недостаточностью предметно-практической
деятельности. Неблагоприятное влияние
на развитие речи оказывают допускаемые
родителями ошибки воспитания. Часто родители
чрезмерно опекают ребенка, стремятся
многое сделать за него, предупреждают
все его желания или выполняют их в ответ
на жест или взгляд. При этом не формируется
потребность в речевой деятельности, ребенок
лишается важного для него речевого общения.
Большое
значение в механизме речевых нарушений
при ДЦП имеет сама двигательная патология.
Отмечается взаимосвязь между речевыми
и двигательными нарушениями у детей с
церебральным параличом. Длительное сохранение
патологических тонических рефлексов
оказывает отрицательное влияние на мышечный
тонус артикуляционного аппарата. Выраженность
тонических рефлексов повышает тонус
мышц языка, затрудняет дыхание, голосообразование,
произвольное открывание рта, движения
языка вперед и вверх. Подобные нарушения
артикуляционной моторики задерживают
и нарушают формирование голосовой активности
и звукопроизносительной стороны речи.
Недостаточность кинестетического восприятия
проявляется в том, что ребенок не только
с трудом выполняет движения, но и слабо
ощущает положение и движение органов
артикуляции и конечностей.
Отмечается
зависимость между тяжестью нарушений
артикуляционной моторики и тяжестью
нарушений функции рук. Наиболее выраженные
нарушения артикуляционной моторики отмечаются
у детей, у которых значительно поражены
верхние конечности. Различные нарушения
двигательной сферы обусловливают разнообразие
речевых расстройств. Для каждой формы
детского церебрального паралича характерны
специфические нарушения речи.
Речевые
нарушения затрудняют общение детей, страдающих
церебральным параличом, с окружающими
и отрицательно сказываются на всем их
развитии.
У детей
с церебральным параличом выделяют следующие
формы речевых нарушений: дизартрия, задержка
речевого развития, алалия, Нарушения
письменной речи. Речевые нарушения при
ДЦП редко встречаются в изолированном
виде. Например, наиболее частая форма
речевой патологии - дизартрия - часто
сочетается с задержкой речевого развития
или реже - с алалией.
Информация о работе Речевые нарушения при детском церебральном параличе