Ринолалия. Определение нарушения речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 08:24, контрольная работа

Краткое описание

Ринолалия - нарушение произносительной стороны речи или тембра голоса, обусловленное анатомо-физиологическим поражением речевого аппарата. При ринолалии происходит специфическое изменение голоса. Это происходит из-за того, что при произнесении всех звуков струя воздуха проходит не в ротовую, а в носовую полость, в которой происходит резонанс. Речь становится гнусавой, все без исключения звуки нарушаются (при дислалии могут нарушаться только некоторые звуки). Речь у ребенка становится монотонной и невнятной.

Содержание

Введение
План контрольной работы:
1. Ринолалия. Определение нарушения речи.
2. Этиология ринолалии.
3. Симптоматика. Классификация ринолалии.

Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ринолалия.docx

— 30.76 Кб (Скачать файл)

Закрытая ринолалия: обусловлена направлением речевого выдоха только через рот при произнесении всех звуков речи. При закрытой ринолалии страдают артикуляционные и акустические характеристики носовых звуков и тембра голоса. Закрытая ринолалия является следствием дефекта в носоглотке или носовой полости (гипертрофия слизистой носа, гипертрофия мягкого неба и т. д.).

Выделяют две формы закрытой ринолалии:  
- органическая ; 
- функциональная.

Закрытая органическая ринолалия обусловлена дефектами областей зева, носа, носоглотки. Формы закрытой органической ринолалии дифференцируют в зависимости от локализации дефекта:  
передняя закрытая органическая ринолалия.  
Причины: гипертрофия слизистой носа вследствие хронических насморков, полипы и опухоли носовой полости, искривление носовой перегородки.

Задняя закрытая органическая ринолалия. Причины: механические препятствия в области носоглотки (аденоидные разращения, сращение мягкого неба с задней стенкой глотки, рост глоточной непарной миндалины). Для таких детей характерно постоянное ротовое дыхание, полуоткрытый рот.

Функциональная закрытая ринолалия: обусловлена гиперфункцией мягкого неба, которое преграждает путь воздушной струи через нос. Эта форма возникает при ненарушенном носовом дыхании, при хорошей носовой проходимости. Гиперфункция мягкого неба может быть обусловлена результатами операции по удалению аденоидов, недостатками слухового контроля, подражанию гнусавой речи окружающих. При этой форме голос имеет тусклый, мертвенный оттенок. Смешанная ринолалия: обусловлена утечкой воздуха через нос при патологически сниженном носовом резонаторе. В результате этого страдают артикуляторно-акустические характеристики всех звуков, значительно искажается тембр голоса. При этой форме наблюдается комбинация факторов, вызывающих открытую и закрытую ринолалию. Характер проявления речевого дефекта зависит от преимущественного нарушения. При этой форме отчетливо слышен носовой оттенок голоса и отсутствуют носовые звуки.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Изучение психолого-педагогической литературы по данной проблеме позволило сделать следующие выводы

Ринолалия - это носовой оттенок голоса, сопровождающийся нарушениями звукопроизношения и обусловленный дефектами в строении и функционировании речевого аппарата.

Логопедическая наука относит к ринолалии такой дефект речевого аппарата, как врожденные расщелины нёба. Расщелины бывают сквозными, полными и неполными, двусторонними и односторонними (как правосторонними, так и левосторонними).

Основные причины, которые могут приводить к нарушению нормального функционирования нёбно-глоточного затвора:

- Наличие расщелин мягкого и твердого нёба.

- Короткое мягкое нёбо.

- Отсутствие маленького язычка или его раздвоенность.

- Наличие параличей и парезов мягкого нёба.

- Некоторая общая вялость артикуляторных мышц.

- Наличие аденоидных разрастаний, носовых полипов, опухолей в области носоглотки, искривлений носовой перегородки, создающих условия для постоянной изоляции носовой полости от ротовой.

- Повышенная функция (гиперфункция) мышц мягкого нёба.

Различают закрытую и открытую ринолалию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Епифанцева Т.Б., Киселенко Т.Е., Могилева И.А., Соловьева И.Г., Титкова Т.В. Настольная книга педагога-дефектолога. - Р.-на-Д., Феникс, 2005.
  2. Ермакова И.И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. М., Просвещение, 1984.
  3. Логопедия. Под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. М., ВЛАДОС, 1999.
  4. Основы специальной психологии. Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М., Академия, 2003.
  5. Парамонова Л. Логопедия для всех. СПб, Питер, 2004.
  6. Правдина О.В. Логопедия. М., Просвещение, 1969.
  7. Флерова Ж.М. Логопедия. Р.-на-Д., Феникс, 2000.

 


Информация о работе Ринолалия. Определение нарушения речи