Рифмовки на автоматизацию звуков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 01:36, реферат

Краткое описание

Пособие предназначается для автоматизациии дифференциации звуков у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Лексический материал структурно располагаетсяследующим образом:Автоматизация и дифференциация звуков С,С', 3, 3', Ц.Автоматизация звуков Ш, Ж.Дифференциация свистящих и шипящих звуков.Автоматизация звуков Ч, Щ и их дифференциация со звуками, сходными по месту и способу образования.Автоматизация и дифференциация звуков Л,Л',Р,Р'.Свое пособие мы назвали «Логопедическиерифмовки и миниатюры».Рифмовки — это специальные упражнения,построенные по законам ритма и рифмы, служащие определенной дидактической цели. Цель,которую мы ставили перед собой, сочиняя этитексты, — максимально наполнить речевой материал изучаемым звуком и при этом по возможности исключить дефектно произносимые звуки.Насколько мы справились с поставленной задачей судить Вам, уважаемые коллеги. Мы надеемся, что книга пригодится логопедам образовательных и медицинских учреждений, воспитателям, родителям, занимающимся с детьми позаданию логопеда, а также детям для самостоятельного чтения.

Вложенные файлы: 1 файл

рифмовки.docx

— 396.44 Кб (Скачать файл)

ПРЕДИСЛОВИЕ

Пособие предназначается  для автоматизациии дифференциации звуков у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Лексический материал структурно располагаетсяследующим образом:Автоматизация и дифференциация звуков С,С', 3, 3', Ц.Автоматизация звуков Ш, Ж.Дифференциация свистящих и шипящих звуков.Автоматизация звуков Ч, Щ и их дифференциация со звуками, сходными по месту и способу образования.Автоматизация и дифференциация звуков Л,Л',Р,Р'.Свое пособие мы назвали «Логопедическиерифмовки и миниатюры».Рифмовки — это специальные упражнения,построенные по законам ритма и рифмы, служащие определенной дидактической цели. Цель,которую мы ставили перед собой, сочиняя этитексты, — максимально наполнить речевой материал изучаемым звуком и при этом по возможности исключить дефектно произносимые звуки.Насколько мы справились с поставленной задачей судить Вам, уважаемые коллеги. Мы надеемся, что книга пригодится логопедам образовательных и медицинских учреждений, воспитателям, родителям, занимающимся с детьми позаданию логопеда, а также детям для самостоятельного чтения.

Автоматизация звуков С, С'

А они сосут конфеты.

 
Санин папа купит сыну снегокат, 
А когда весна настанет — самокат.

 
Сом беседует с сомом: 
Где сому поставить дом? 
— На песке, само собой! 
Есть и свет там, и покой.

 
Днём сонные совы 
На соснах сидят, 
Когда все уснут • 
На охоту летят.

Сказки новые несёт. 
Сказки обо всём на свете... 
Так бегом в постели, дети! 
Из кискиной миски пёс 
Сегодня «Вискас» унёс, 
А киска у пса из миски 
Ест с аппетитом сосиски. 
Сам сказать сумей-ка: 
В саду стоит скамейка, 
На скамейке сидит кот, 
Он нам песенки поёт. 
Сколько всего у Сони котят, 
Если два — под скамейкой сидят, 
А пять на софе спокойно спят?

Снова снегом занесён 
Дом и сад, 
И синий всюду, всюду иней.

Есть у Сани сани. 
Дайте Сане снегопад, — 
Он катать всех станет. 
У Светы о сове есть сказка. 
Сова в ней надевает маску 
И, сев в кусты, свистит, сопит... 
Не спит сама и лес не спит.

Поёт песню о  весне, 
О том, как солнце светит 
Всем на свете детям.

СОБАКА СОЙКА В  ЛЕСУ

У Стаса собака Сойка. В субботу Стас с Сойкой идёт в лес. В лесу Стас спускает собаку с поводка. Сойка бегает по кустам и нюхает следы. Вот след лисы. Собака идёт по следу, но находит не лису, а сову. Сова сидит на сосне и спит. Сойка стоит под сосной и думает, как достать сову. Но сова сидит высоко, а собаки не умеют летать.

Стас свистит  Сойке. Надо идти домой. До свиданья, сова!

Автоматизация звуков 3, 3'

Потоптали все газоны.

 
У Зои своя коза. 
Зовут козу Егоза. 
Не знает Зоя покою 
С козою своей Егозою.

Побывали в магазине. 
Лизе купили зайку, 
А Зине — мозаику. 
Знает Зоя: иногда 
Падает с небес звезда. 
Звездопад тех удивит, 
Кто, когда темно, не спит.

Выпустить позёмки, вьюги, 
Замести везде пути — 
Ни заехать, ни зайти.

Он возводит звездолёт. 
На закате звездолёт 
К звёздному пути пойдёт, 
Достигнет заданной звезды 
И всем мигнёт из темноты. 
Забывает медведь о заботах зимой, 
Спит он под завывание вьюг. 
Снегопады идут и позёмки метут, 
А медведь до весны видит сны.*

ЗВЕНИТ ЗВОНОК

Звенит звонкий  звонок. Он зовёт всех на занятия. Нельзя опаздывать. Об этом знают все дети

ЗАБАВНЫЕ ЗВЁЗДЫ

На небе засияли  звёзды. Зоя и Лизаотодвинули занавеску и залюбовались звёздным небом. Звёзды подмигивали им. «Какие забавные звёзды!»— смеялись Лиза и Зоя. — «Так далеко от земли, а нас видят!»

О вазе, звонке и  газете, 
О зайке, козе и бизоне, 
О звёздах, гнезде и газоне. 

Автоматизация звука  Ц

Цепь ковали в  кузнице. 
Цыплёнок, находясь в яйце, 
Знакомится со звуком Ц. 
И только, выйдя из яйца, 
На «цып-цып» отзывается.

Такие удальцы! 
На одной ноге не лень 
Стоять им с цаплей 
Целый день.

Яйца увидав, куница 
Цепенеет, пятится; 
Так как яйца не наседки, 
А змеи — её соседки. 
В этих яйцах нет цыплят, 
В них змеиный детский сад.

В этот день со всех концов 
Слетятся птицы на околицу 
Полюбоваться на птенцов.

Вылез из яйца птенец. 
Глядит наседка на птенца, 
Глядит, не налюбуется: 
Будет Петенька певец, 
Как петух — его отец.

Есть о цапле, о кунице, 
Есть о зайце, о кольце, 
Об удалом молодце.* 
Котёнок Цап кусается, 
Цыплёнок Цып клюётся, 
Обоим от хозяйки 
За это достаётся. 
И вместе веселиться 
Им не удаётся. 
* Используется при отсутствии дефекта в произношении звука Л.

ПЕВЦЫ

— Вот какие  мы певцы! Как папа! 
В пятницу мы будем выступать на сцене. 
— Какие вы певцы? — удивляется утёнок. — В пятницу съедутся знаменитые певцы, а не птенцы.

Цыплята, попив  из блюдца водицы, пели под акацией  весь день, пока не осипли. Потом поплелись  к наседке узнать, когда наконец они станут певцами. Наседка смеётся: «Вы у меня умницы. Если будете заниматься, обязательно станете знаменитыми певцами». *

* Может быть  использован для дифференциации  звуков С - 3 - Ц.

Дифференциация звуков с-з-ц

Звуки С-3

Спит он под завывание  вьюг. 
Снегопады идут и позёмки метут, 
А медведь до весны видит сны.

Сто загадок, сто  затей. 
Созывает всех весной 
Он в свой домик под сосной.

Завесили своё окно. 
Засов задвинув, 
Засыпают сазан с фазаном. 
И не знают, 
Как за окном на высоте 
Мигают звёзды в темноте.

Он от солнца и  от зноя. 
Создаёт тот зонтик тень 
В самый-самый знойный день.

Собака не знает  ни сна, ни покоя.  
Обязана сумку, газету нести, 
За это хозяин её угостит. 
Хозяин собаку зовёт на охоту. 
Одна у собаки там будет забота: 
В засаде сидеть, не зевать 
и не спать, 
Взять след, если надо кого-то 
поймать.

ВКУСНАЯ ЗЕМЛЯНИКА

Захотела коза посадить у себясладкую землянику. Взяла несколько кустиков в лесу и засадила полоску земли около дома. Зацвела веснойземляника, а потом поспели ягоды.Позвала коза соседей и угостила всехсвоей земляникой.*

* Используется  при отсутствии дефекта в произношении  звука Л.

ЛЮБОПЫТНАЯ СОВА

Не спит лупоглазая сова когда темно. В темноте глаза совы всё видят:вот зайка поскакал, вот суслик зевнул, лиса в кустах затаилась. Когдавесь лес заснёт, сова вылетит из дупла; везде заглянет, всех напугает, апотом усядется на сук и заухает.*

* Используется  при отсутствии дефекта в произношении  звука Л.

Звуки С-З-Ц

Синица боится куницу, 
Куница боится песца, 
А стих боится конца.

На месте не сидится. 
Весь день та обезьяна 
Поёт и веселится.

Хвалится соседке: 
— Али я не умница, 
Али я не модница? 
Сойка удивляется: 
— Цепь к лицу цепному псу, 
А если птица умница, 
То не станет птица 
Цепью хвалиться.

Звёздная медведица. 
Помогают звёзды те 
С пути не сбиться в темноте.

САНИН СОН

Спит  Саня и снится ему сон. Садится  он в самолёт и летит высоко-высоко. Летит над лесом, над садом. Восне Саня совсем не боится высоты.

Думает змейка о  том: 
"Не надо бояться змей, 
Ведь змеи не всех сильней; 
И только тогда они злятся, 
Когда сами кого-то боятся". 

Автоматизация звука  Ш

— Кыш! — 
Ты мышонок, а не мышь!

Мешают Гоше и  Пашке. 
Две букашки на опушке 
Шьют мышатам по подушке. 
У Маши книжка «Мишкина каша». 
У Миши книжка «Медведи и Маша». 
Шумит на опушке 
Мишка Топтыжка. 
Шишка на макушке 
У бедного мишки.

Шубу, шапку и  калоши 
Мы найти никак не можем. 
Вот такие шутки 
У нашего Мишутки!

У Миши мышонок  Тотошка. 
Не могут Тотошка с Тимошкой 
Не шуметь хотя бы немножко.

Шутит с мышкой по-немножку. 
Что-то не до шуток мышке, 
Помогу-ка я малышке.*

* Используется  при отсутствии дефекта в произношении  звука Л.

У мышонка Тотошки 
Кашки немножко. 
Думает Тотошка 
Отдать кашку кошке. 
И не будет кошка 
Шипеть на Тотошку. 
Пишет школьник Паша: 
Шапка, шайба, каша, 
Мышка, мошка, шутка, 
Шахматы, мишутка.

ШАХМАТЫ И МЫШИ

Два мышонка шумели и шутили наопушке. У каштана мышата нашли шахматы. Ушли они в камыши, чтобы им не мешали. Тишина в камышах: ни шума, не шёпота. Увлекли мышат шахматы.

ШУБА ДЛЯ ПУШКА

Маша и Наташа шьют котёнку Пушку шубу. Пушок  недоволен. Он шипит: 
— Ну уж нет! Не буду я надевать вашу шубу! Мне больше моя шубка подходит.

Автоматизация звука Ж

Ужин нужен. 
Дадим ежевики 
Ежам на ужин.

Как же жутко быть жуком, — 
Каждый может обижать. 
Как об этом не жужжать?

Жадность той  жабе спать не даёт. 
Даже жутко — не одна 
Такая жадная она!

Ежедневно ужин ждёт, 
Ведь на ужин медвежонок 
Пьёт охотно жидкий мёд.

ЁЖИК-ЛЕЖЕБОКА

Между двух ёлок живёт  лежебока-ёжик. Живёт, не тужит, нет нуждыникуда бежать. Наденет ёжик жёлтую пижаму и лежит, важный такой.Никто его не уважает. Да и как же можно так жить?!*

* Используется  при отсутствии дефекта в произношении  звука Л.

Жук отважный однажды, 
Жужжа, ожидал ужин важный. 
Должен он был за ужином 
Обслуживать жужелиц дюжину.

Лей, лей! 
Капель не жалей! Лей! 
Дождик, дождик, 
Ты нам нужен! — 
Пели жабы, лёжа в луже.*

ЖЕНЯ И ЖУК

Однажды Женя пошел  за жёлудями. Подошёл он дубу, видит, на жёлуде жук сидит. «Неважная погода,холодно», — сказал жук. И жалобнодобавил: «Давай я к тебе жить пойду. Я жужжалки петь умею». И зажужжал: 
«Я на жёлуде сижу 
И на Женю я гляжу. 
Всё сижу и гляжу, 
И жужжу, жужжу, жужжу». 
Женя подумал: «Кажется, я уже слышал похожую песенку». А жуку сказал: «Мне давно такой жук нужен. Я ужасно люблю жужжалки. Пойдём ко мне жить».*

* Может быть  использован при автоматизации звука Л.

Дифференциация звуков С-Ш

Снова он шутками  всех насмешит.

Весело смеялись: 
Шесть пушистых кошек 
Мышонка испугались. 
Саша с Машей, не спеша, 
Шьют сапожки кошке, 
Но не будет кошка 
Носить эти сапожки. 
Семь пушистых котят 
Есть суп сегодня хотят, 
А наша Наташа даёт им кашу. 
Вот смешная Наташа!

СУШКИ С ВЕСНУШКАМИ

— У меня смешные  сушки! На них веснушки, не буду их есть. Это надо! Суметь в сушки засунуть веснушки! 
— Не шуми, Саша, это не веснушки, а мак. Смешивают тесто с маком и пекут. Поешь, они вкусные! 
— Ясно. Дай-ка мне ту, где веснушек побольше! 

Дифференциация звуков З-Ж

С забавным жуком 
Забыли к зиме 
Подыскать себе дом.

ЗАВОДНОЙ ЗАЙКА

У Жени живёт. 
Женя не знает 
С зайкой забот. 
Зайке не нужен 
Ни обед, ни ужин. 

ЖИВОТНЫЕ В ПУСТЫНЕ

Животные пустынь  знают, что такое зной и жажда. Всю жизнь живутони в песках. Эти животные иногдадаже забывают, что такое дождик.Тяжко им там жить.

ЖАБА ЗАБОЛЕЛА

Зелёная жаба никогда  ни о ком незаботилась. Всю жизнь жила онаодна: нежилась в лужах, скакала полужайкам и вот однажды — о, ужас! Жаба заболела. Лежит она, еле квакает. Никто даже не знает, как ей плохо. Бежал мимо жук.

— Я жаба, мне  никто не нужен. 
— Как же ты всю жизнь жила? —ужаснулся жук и побежал за соседями. 
Помогли соседи жабе каждый по-своему: кто ужином угостил, кто камин зажег. Поняла жаба, как важно заслужить уважение, тогда бы в тяжёлую минуту она не осталась совсем одна.*

* Используется  при отсутствии дефекта в произношении  звука Л.

Автоматизация звука  Ч

Моет плечи, личико, 
Моет пальчики, бочок. 
— Как бы вымыть язычок? 

Отбивает чечётку. 
Ни у кого чечётка 
Не звучит так чётко.

Почта, ночь, водичка, чётки, 
Чемодан, овечка, печь, 
Девочка, печенье, меч, 
Кабачок, начинка, почка, 
Чайка, чайник, мячик... Точка.

Пухлые, как кабачки? 
Отвечают хомячки, 
Пухлые, как кабачки: 
— Не в почёте хомячок, 
Если худ его бочок.*

* Используется  при отсутствии дефекта в произношении  звука Л.

Часто бывает. 
Пачку печенья она покупает, 
Булочку к чаю, 
Сайку и пончик, 
Сладкий кулик 
И хлеба батончик.*

ПОЧЕМУЧКА

— Почему ночью  не летают бабочки? 
— Почему есть солнечные зайчики, а лунных нет? 
— Почему в темноте не видно чудесных цветов, а на солнышке никто 
не замечает, какая необычная у меня спинка? 
Мама светлячка очень довольна тем, что у неё такой любознательный сын. Она мечтает о том, что Почемучка станет учёным.*

* Используется  при отсутствии дефекта в произношении  звука Л.

Дифференциация звуков Ч-Т

Дан котёнку язычок, 
Чтобы чистить свой бочок, 
Чтобы ночью песни петь, 
Чтоб меня лизнуть суметь. 
Птичка-синица 
Совсем невеличка. 
Тенькает она весь день: 
— Тень-тень-тень, да 
Тень-тень-тень. 
О чём тенькает синичка? 
О мечте заветной птички. 

Информация о работе Рифмовки на автоматизацию звуков