Поэтому за каждой репликой мыслится
отрезок смоделированной действительности,
которая “заземляет” ее, делает неповторимой и значимой. При
этом языковой материал, в который она
обличена, “привязывается” к ситуации
множеством ассоциативных нитей и прочно
удерживается в памяти. Эмоция, сопутствующая
реплике, придает ей естесственную однозначность,
устанавливая прямые связи с ситуацией
и создавая благоприятные условия для
запоминания.
- Ролевая игра способствует формированию
учебного сотрудничества и партнерства. Ведь исполнение этюда предполагает охват группы учащихся (ролевая игра строится не только на основе диалога, но и полилога), которые должны слаженно взаимодействовать, точно учитывая реакции друг друга, помогать друг другу. Игру можно расценивать как организационную
форму, способствующую созданию сплоченного
коллектива, и в этом ее воспитывающее
значение.
- Ролевая игра имеет образовательное значение. Учащиеся, хотя и в элементарной форме, знакомятся с технологией театра. Поощряется всякая выдумка, ибо в учебных условиях возможности в этом отношении ограничены, а для изобретательности открываются большие просторы. Само же перевоплощение способствует
расширению психологического диапазона,
пониманию других людей.
Таким образом, ролевая игра обладает
большими возможностями в практическом,
образовательном и воспитательном отношениях.
- Требования к ролевым играм.
- Игра должна стимулировать мотивацию
учения, вызывать у школьников интерес
и желание хорошо выполнить задание; ее
следует проводить на основе ситуации,
адекватной реальной ситуации общения.
- Ролевую игру нужно хорошо подготовить
с точки зрения как содержания, так и формы, четко организовывать.
Важно, чтобы учащиеся были убеждены в
необходимости хорошо исполнить ту или
иную роль. Только при этом условии их
речь будет естественной и убедительной.
- Ролевая игра должна быть принята всей
группой.
- Она непременно проводится в доброжелательной творческой
атмосфере, вызывает у школьников чувство
удовлетворения, радости. Чем свободнее
чувствует себя ученик в ролевой игре,
тем инициативнее он будет в общении. Со
временем у него появится чувство уверенности
в своих силах, в том, что он может исполнять разные
роли.
- Игра организуется таким образом, чтобы
учащиеся могли в активном речевом общении
с максимальной эффективностью использовать
отрабатываемый речевой материал.
- Учитель непременно сам верит в ролевую
игру, в ее эффективность. Только при этом условии
он может добиться хороших результатов.
- Большую значимость приобретает умение
учителя установить контакт с ребятами.
Создание благоприятной, доброжелательной
атмосферы на занятии – очень важный фактор.
В процессе игры учитель иногда может взять себе какую-либо
роль, однако не главную, чтобы игра не
превратилась в традиционную форму работы
под руководством. Желательно, чтобы социальный
статус этой роли помог бы ему ненавязчиво
направлять речевое общение в группе.
Заключение.
Нам известно, какое большое значение
в организации учебного процесса имеет
мотивация учения. Она способствует активизации
мышления, вызывает интерес к тому или
иному виду занятий, к выполнению того
или иного упражнения.
Наиболее сильным мотивирующим фактором являются приемы обучения,
удовлетворяющие потребность школьников
в новизне изучаемого материала и разнообразии
выполняемых упражнений. Использование
разнообразных приемов обучения способствует
закреплению языковых явлений в памяти,
созданию более стойких зрительных и слуховых
образов, поддержанию интереса и активности
учащихся.
В настоящее время стала очевидной идея
необходимости обучения иностранному
языку как коммуникации непременно в коллективной
деятельности с учетом личностно-межличностных
связей: преподаватель – группа, преподаватель
– ученик, ученик – группа, ученик – ученик
и т. д. Положительное влияние на личность
обучаемого оказывает групповая деятельность.
Широкие возможности для активизации
учебного процесса дает использование
ролевых игр.
Ролевая игра мотивирует речевую деятельность,
т. к. обучаемые оказываются в ситуации,
когда актуализируется потребность что-либо
сказать, спросить, выяснить, доказать.
Игра активизирует стремление ребят к
контакту друг с другом и учителем. Игра дает возможность робким, неуверенным
в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать
барьер неуверенности. В играх школьники
овладевают такими элементами общения,
как умение начать беседу, поддержать
ее, прервать собеседника в нужный момент,
согласиться с ним или опровергнуть его,
умение целенаправленно слушать собеседника,
задавать уточняющие вопросы и т. д.
Таким образом, игры положительно влияют
на формирование познавательных интересов,
способствуют осознанному освоению иностранного
языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность,
инициативность, воспитанию чувства коллективизма.
Учащиеся активно, увлеченно работают,
помогают друг другу, внимательно слушают
своих товарищей; учитель лишь управляет
учебной деятельностью.
Список использованной литературы
- Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М., “Просвещение”, 1987г.
- Арефьева Г.И. Групповая форма работы
на уроках английского языка. ИЯ-ИЯШ, 1988г. №3
- Ариян М.А. Ситуативная роль как фактор
повышения эффективности обучения устной
речи на иностранном языке в средней школе. Автореф. канд. дис. М., 1982г.
- Ариян М.А. Варианты ситуативных ролей
для средней школы. ИЯ-ИЯШ 1985 г. №1
- Арустанянц Е.С. Ролевые упражнения как
одно из средств интенсификации обучения
диалогической речи. В сб. “Проблемы интенсификации обучения иностранному языку в высшей
школе”
- Денисова Л.Г., Мезенин С.М. К проблеме
концепции интенсивного курса в условиях
средней школы. ИЯ-ИЯШ 1991 г. №6
- Жилкина Д.Н. Решение коммуникативных
задач в процессе обучения иностранному
языку. ИЯ-ИЯШ 1992 г. №1
- Китайгородская Г.А. Методические основы
интенсивного обучения иностранным языкам. ИЯ-ИЯШ 1988 г. №6
- Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении
иностранным языкам. ИЯ-ИЯШ 1989 г. №4
- Мильруд Р.П. Организация ролевых игр
на уроке. ИЯ-ИЯШ 1987 г. №3
- Мильруд Р.П. Обучение школьников речевому взаимодействию
на уроке иностранного языка. ИЯ-ИЯШ 1991 г. №6
- Олейник Т.И. Ролевая игра в обучении
диалогической речи шестиклассников. ИЯ-ИЯШ 1989 г. №1
- Пассов В.И., Стояновский А.М. Ситуация
речевого общения как методическая категория. ИЯ-ИЯШ 1989 г. №2
- Пассов В.И., Стояновский А.М. Ситуативная
позиция как основа создания ситуации
речевого общения. ИЯ-ИЯШ 1990 г. №1
- П/р Петрусинского В.В. Игры: обучение,
тренинг, досуг.-М., Новая школа, 1994 г.
- Рабинович Ф.М., Баллер Э.Э., Голубенко Е.С., Крылова О.К. Ролевая игра – эффективный прием обучения говорению. ИЯ-ИЯШ 1983 г. №6
- Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Интенсивные
методы обучения иностранным языкам и
средняя школа. ИЯ-ИЯШ 1991 г. №1
- Скляренко Н.К., Олейник Т.И. Обучение
диалогической речи с использованием ролевых
игр в 7 классе. ИЯ-ИЯШ 1985 г. №1
- Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке
английского языка. М., “Просвещение”, 1984 г.
- Филатов В.М. Методическая типология
ролевых игр. ИЯ-ИЯШ 1988 г. №2
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М., “Педагогика”, 1978 г.