Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 21:10, доклад
Следует отметить, что в ходе личностного развития каждый ребенок проходит через непрерывный процесс социализации. «Социализация (от лат. socialis - общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества, обладающего определенными правами, включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование».
Роль воспитателя в адаптации ребенка к школе
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать,
писать и считать. Быть готовым к школе –
значит быть готовым всему этому научиться».
Л. А. Венгер
Реформа современного образования затронула все ступени школы. Возрастают объемы информации, повышается психологическая нагрузка школьников. Особые затруднения испытывают первоклассники, так как они испытывают еще и напряжение, вызванное социальной адаптацией к школе.
Следует отметить, что в ходе личностного развития каждый ребенок проходит через непрерывный процесс социализации. «Социализация (от лат. socialis - общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества, обладающего определенными правами, включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование» [3]. С началом обучения в школе ребенок приобретает новый социальный статус – статус ученика. Смена ведущего вида деятельности (сюжетно-ролевая игра – учебная деятельность), кризис семилетнего возраста, необходимость проявления самостоятельности, ответственности за собственные поступки, ожидания родителей и учителей – все это является источниками стресса для ребенка, начинающего обучение в школе. Чтобы процесс адаптации (механизма социализации личности, включения ее в систему общественных связей и отношений) первоклассника проходил как можно успешнее, еще в ДОУ начинается предшкольная подготовка детей. Таким образом, на воспитателя дошкольного образовательного учреждения возлагается серьезная ответственность подготовить воспитанника к предстоящему обучению в школе, сформировать у ребенка позицию школьника и внутреннюю учебную мотивацию, повысить уровень речевого развития. Именно педагог ДОУ начинает формировать у будущих первоклассников осознание общественных требований, соответствия своего поведения общепринятым нормам. Это, например, исследования А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова.
Личностная готовность ребенка к школе охватывает три основные сферы его жизненных отношений: с окружающими взрослыми, со сверстниками, а также отношение ребенка к самому себе. Большинство современных экспертов сходятся во мнении о том, что достижение готовности ребенка к школе возможно именно в условиях ДОУ, так как именно там ребенок имеет возможность взаимодействовать как с детским коллективом, так и со взрослыми.
Следует отметить, что подготовленность к обучению в школе заключается не только в умении читать и писать. Эффективность обучения ребенка в начальных классах в больней степени зависит от уровня развития таких его качеств, как память, внимание, воля и самоорганизованность.
В Российской педагогике существует целый ряд работ, направленных на изучение проблемы подготовки детей к школьному обучению
Для достижения наилучшего результата подготовки дошкольника к учебной деятельности в период его пребывания в ДОУ от воспитателя требуется соблюдение целого ряда педагогических условий. Назовем некоторые из них:
Содержание работы воспитателя по формированию готовности к школе включает в себя следующее:
1. формирование у детей представлений о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний;
2. формирование нравственно-волевых качеств (настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности);
3. формирование у ребенка опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам, осознание значимости собственного активного участия в решении общей задачи.
Главной задачей любого занятия является формирование у ребенка определенных знаний и умений на основе включения его в активную учебную деятельность. В процессе решения этой задачи педагог использует разнообразные методы и приемы: объяснение, показ, вопросы и др. Однако эффективно решать задачи обучения и воспитания одновременно позволяет только правильное использование данных методов и приемов. Дошкольник проявит интерес лишь к тому, что его в какой-либо степени занимает, радует, действует на воображение и чувства. Поэтому воспитатель должен заинтересовать детей содержанием занятия, связать его с практической деятельностью.
Познавательные задачи соединяются с задачами формирования нравственно-волевых качеств, и решение их осуществляется в тесной взаимосвязи: познавательный интерес побуждает ребенка к активности, развивает любознательность, а умение проявлять настойчивость, прилежание оказывает влияние на качество деятельности, в результате чего дошкольники достаточно прочно усваивают учебный материал. Чаще всего это происходит во время сюжетно-ролевой игры, дидактической игры. Значение этих игр в подготовке к школе очень велико. Сюжетно-ролевые игры способствуют общему развитию личности будущего школьника, а игры с правилами, дидактические, непосредственно связаны с предстоящей учебной деятельностью и поведением учащихся. В играх происходит своеобразное моделирование, проигрывание ребенком ситуаций и действий, в значительной степени приближенных к будущей учебной деятельности, т. е. в игре происходит непосредственная подготовка ребенка к переходу на новую ступень обучения — поступлению в школу.
Для того, чтобы объяснить дошкольникам, для чего нужно ходить в школу, воспитатель может использовать форму игры или доверительной беседы. Ребятам предлагается угадать или представить, чем они будут заниматься в школе. Также в подготовке детей к школе может помочь выставка книг или учебников для первого класса (выставка «Эти интересные книги мы прочитаем в школе», которая призвана заинтересовать ребят в том, с чем им предстоит столкнуться в период обучения в начальной школе). Еще одним способом помочь ребятам представить свое школьное будущее может служить экскурсия в школу с последующим обсуждением увиденного в детском саду вместе с воспитателем.
Вхождение в новый коллектив иногда является одним из решающих факторов успешного учения ребенка в первом классе. Поэтому большое значение в подготовке детей к школе имеет формирование у них умения жить и трудится в коллективе. Общение между ребятами должно носить добровольный и доброжелательный характер, и это должно поддерживаться и поощряться воспитателем.
К моменту поступления в школу ребенок должен уметь самостоятельно организовывать не только свои действия, но и выбрать совместную с товарищами игру или работу, спланировать ее ход, уметь разрешить конфликт, распределить роли, довести начатое дело до конца.
Формирование организационных умений во многом зависит от указаний, которые дает детям воспитатель. Они должны быть четкими, правильными, понятными, постоянными. В освоенных действиях используют направляющие указания. Они побуждают ребенка к самостоятельному решению вопросов в разнообразных ситуациях, возникающих в процессе деятельности [4].
Таким образом, воспитатель ДОУ выполняет задачу психологической подготовки и адаптации детей к школе в процессе систематического, целенаправленного педагогического воздействия. Также следует подчеркнуть, что немаловажным является взаимодействие педагога с родителями дошкольников. Благодаря их согласованным действиям адаптация ребенка к школе пройдет успешно.
Список литературы:
Информация о работе Роль воспитателя в адаптации ребенка к школе