Роль игры в процессе воспитания и обучения младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 16:19, доклад

Краткое описание

Нет ни одной теории воспитания и обучения, где авторы так или иначе не обращались бы к игре. Я.А.Коменский высоко оценивал роль игры в обучении : весь мой метод направлен на то, чтобы школьная подневольщина превратилась в игру, забаву. Немецкий педагог Ф.Фребель разработал систему дидактических игр для маленьких детей. К.Д.Ушинский, П.Ф.Каптерев, П.Ф.Лесгафт, А.С.Макаренко в своих трудах рассматривали игру важным средством воспитания и обучения.(Каптерев, Макаренко пропагандировал игру как средство семейного воспитания, Лесгафт разработал систему подвижных игр для детей).
В исследованиях современных педагогов игра рассматривается как форма организации обучения . Сегодня игра широко используется в коррекционной работе с детьми.

Вложенные файлы: 1 файл

ROL_IGRY_V_PROTsESSE_VOSPITANIYa_I_OBUChENIYa_MLAD.doc

— 29.00 Кб (Скачать файл)

 

 

РОЛЬ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Нет ни одной теории воспитания и  обучения, где авторы так или иначе  не обращались бы к игре. Я.А.Коменский  высоко оценивал роль игры в обучении : весь мой метод направлен на  то, чтобы школьная подневольщина превратилась в игру, забаву. Немецкий педагог Ф.Фребель разработал систему дидактических игр для маленьких детей. К.Д.Ушинский, П.Ф.Каптерев, П.Ф.Лесгафт, А.С.Макаренко в своих трудах рассматривали игру важным средством воспитания и обучения.(Каптерев, Макаренко пропагандировал игру как средство семейного воспитания, Лесгафт разработал систему подвижных игр для детей).

В исследованиях современных педагогов  игра рассматривается как форма  организации обучения . Сегодня игра широко используется в коррекционной работе с детьми.

Педагогические возможности игры разнообразны, спектр применения в  процессе обучения и воспитания чрезвычайно  широк.

Психологическим обоснованием использования игры в  работе с младшими школьниками является переход от игровой деятельности (дошкольник) к учебной (младший школьник). В ДОУ игра- основная форма организации жизни детей.

В начальной школе широко используются творческие игры (театрализованные, режиссерские) и игры с правилами (дидактические, подвижные).

В зависимости от целей игры выделяют:

-дидактические (обучающие ),воспитывающие,диагностические, контролирующие.

По учебному предмету: математические, спортивные, музыкальные, литературные.

По степени коммуникативности: индивидуальные, парные, групповые, коллективные.

По применению технических средств: компьютерные, телевизионные.

Педагог должен хорошо знать методику использования игр, педагогические условия их применения.

 

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр  вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.

Игровая форма урока  создается игровой мотивацией, которая  выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной  деятельности.

Реализация  игровых приемов и ситуаций на уроках проходит по таким основным направлениям:

дидактическая цель ставится перед детьми в форме  игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве ее средства;

в учебную  деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую  задачу в игровую;

успешное  выполнение дидактического задания  связывается с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в учебном  процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и  без предметов, настольно-печатные; комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности  личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.

Целью игровых технологий является решение ряда задач:

дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и  навыков, необходимых в практической деятельности и др.);

развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);

воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих  позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);

социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и  др.).

Игровые технологии широко применяются в  обучении младших школьников.

Педагог должен хорошо знать методику использования игр, педагогические условия их применения.

Для стимулирования детского творчества в игре необходимо: усложнять задания, вводить элементы соревновательности, менять лидеров, прибегать к импровизации, вводить новы е правила. Нельзя использовать авторитарный стиль руководства игрой.

Привести примеры использования  игры в педагогической практике.

 

 

 


Информация о работе Роль игры в процессе воспитания и обучения младших школьников