Роль книги в развитии речи ребенка 3-х - 4-х лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 20:31, доклад

Краткое описание

Одной из главных проблем развития ребенка трех - четырёх лет является развитие речи. Малыш уже достаточно хорошо и понятно говорит с использованием прилагательных, глаголов, местоимений. Он может строить сложные предложения, что-то объяснять, о чем-то размышлять. Ребенок постоянно задает вопросы, что является одной из основных особенностей данного возраста.

Вложенные файлы: 1 файл

Роль книги в развитии речи ребенка 3-4 лет.docx

— 475.39 Кб (Скачать файл)

Роль книги

 в развитии речи

 ребенка 3-х - 4-х лет



Отраженье исчезнувших лет,

Облегченье  житейского ига,

Вечных  истин немеркнущий свет –

Это –  книга…

Одной из главных проблем  развития ребенка трех - четырёх лет является развитие речи. Малыш уже достаточно хорошо и понятно говорит с использованием прилагательных, глаголов, местоимений. Он может строить сложные предложения, что-то объяснять, о чем-то размышлять. Ребенок постоянно задает вопросы, что является одной из основных особенностей данного возраста.

 С ребенком необходимо  заниматься развитием речи.


Главным помощником родителей и воспитателей в этом деле становиться книга

  1. В процессе общения с книгою ребёнок не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом, формируется нравственная и культурная основа его личности.
  2. Книга развивает речь ребёнка, делает ее правильной, четкой, понятной, образной, красивой.
  3. Чтение книги развивает душу малыша, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.
  4. Чтение книг – это импульс к творческому озарению,

 к созданию нового художественного творения.

  1. Человек читающий умеет пользоваться информацией и исследовать ее.


Характерной особенностью детей  данного возраста является необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Они любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. При этом тяготеют к ритмам динамичным, мелодике радостной, плясовой.

Круг чтения в связи  с этим у младших дошкольников составляют главным образом произведения русского фольклора. Это детский  фольклор – частушки, потешки, песенки, игры. Эти произведения наилучшим  образом соответствуют потребностям дошкольника, так как сочетают в  себе слово, ритмику, интонацию, мелодию  и движения. Развитие речи – это интересно, но трудно. Старайтесь избегать сокращенных пересказов, так как они иногда очень сильно искажают содержание и стиль произведения. Читайте классиков полностью, можно за несколько сеансов, перед продолжением вспоминая прочитанное и побуждая вопросами ребенка пересказывать текст.


 Ребенку нужно читать  сказки А.С. Пушкина. Детям этого возраста сказки необходимо не читать, а рассказывать и даже разыгрывать их, передавая действие в лицах, в движении. К таким сказкам относятся кумулятивные («Колобок», «Репка», «Теремок» и другие); народные (о животных, волшебные «Пузырь, соломинка и лапоть», «Гуси-лебеди», любые докучные сказки).

Выбирайте книги

с яркими иллюстрациями

Рассматривайте вместе с  ребенком картинки. Откройте наугад какую-либо страницу книги, вспомните, о чем  повествует сказка или рассказ. Помогайте  согласовывать предложения, поправляйте, если нужно. Маленькие дети любят  несколько раз читать одно и то же. По-видимому, в это время что-то усваивается, в том числе происходит развитие речи.

Поэтому не игнорируйте просьбы малыша и  поощряйте его желание почитать книгу. И тогда вы добьетесь реальных результатов. Увеличиться словарный  запас, расширится кругозор, ребенок  научиться грамотно, говорить, а потом и писать.

 Рекомендуемая  художественная литература

для детей  младшего дошкольного возраста

  • Песенки, потешки, заклички, небылицы:

«Заря-зарница…». «Лень-потягота...».  «Сапожник (польская, обр. Б. Заходера). Ягнёнок (немецкая). Разговоры (чувашская, пер. Л. Яхнина). «Ой ты, заюшка-пострел…» (молдавская, пер. И. Токмаковой) . «Берёза моя, берёзонька…». «Шла уточка бережком…». Кораблик (английская, обр. С. Маршака). «Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт…».

  • Сказки:

Петушок и бобовое зёрнышко (обр. О. Капицы). Лиса и журавль (обр. А. Афанасьева). Рукавичка (украинская, обр. Н. Благиноа). Три брата (хакасская, пер. В. Гурова).  Почему у месяца нет платья (сербская, обр. Е.Покрамович). Страшный гость (алтайская, пер. А. Гарф, П. Кучияка). Сказка о рыбаке и рыбке (А. Пушкин). Хитрая лиса (корякская, пер. Г. Меновщикова ). Упрямые козы (узбекская, обр. Ш. Сагдуллы). Петух и лиса (шотланская, пер. М. Клягиной-Кондратьевой). Гуси-лебеди (обр. М. Булатова). Кот, петух и лиса (обр. Боголюбской). Война грибов с ягодами (обр. В. Даля). Лиса-нянька (финская, пер. Е.Сойни). Ленивая Бручолина (итальянская, обр. Л. Вершинина). Свинья и коршун (мозамбикская, пер. с португальс. Ю.Чубкова).

  • Стихи:

А.Чепурнов. «На берёзе  теремок…».  А.Плещеев. Весна. Б. Заходер. Портниха. Строители. Э.Мошковская. Жадина. Капризы. К. Чуйковский. Краденное солнце. Л. Модзалевский. Мотылёк. К. Бальмонт. Росинка. С. Михалков. Песенка друзей. 

  • Рассказы:

З. Александрова. Хрюша и Чушка. В. Бианки. Купание медвежат. Л. Толстой. «Птица свила гнездо…». К. Ушинский. Лиса Патрикеевна. М. Зощенко. Умная птичка. Н. Носов. Ступеньки. Б. Житков. Что я видел. Как мы ехали в зоологический сад. Как мы приехали в зоосад. Зебра.


Информация о работе Роль книги в развитии речи ребенка 3-х - 4-х лет