Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 08:49, доклад
Цель данной работы заключается в том, чтобы проанализировать теорию коллективного воспитания в историческом контексте и выделить те её аспекты, которые продолжают сохранять свою актуальность и значимость в современном образовании в свете её новой парадигмы.
Роль коллектива в социальной адаптации подростка.
"Не думайте,
что вы воспитываете ребенка
тогда, когда с ним
разговариваете или поучаете.
Вы воспитываете
его в каждый момент вашей жизни даже тогда,
когда вас нет ..."
А.С. Макаренко
Воспитание - категория вечная.
Все лучшее в детстве дается воспитанием. Дело в том, что не воспитания вообще нет. Педагог постоянно воспитывает ребенка своим общением, своим преподаванием, своей личностью. Л.Н. Толстой утверждал "Исправить самого себя и есть наилучшее средство воспитывать детей..."
Цель данной работы заключается в том, чтобы проанализировать теорию коллективного воспитания в историческом контексте и выделить те её аспекты, которые продолжают сохранять свою актуальность и значимость в современном образовании в свете её новой парадигмы.
Начиная рассмотрение истории коллектива, безусловно, просто необходимо обратиться, прежде всего, к самому термину и его определению, что бы с точностью знать предмет рассмотрения.
Само слово коллектив происходит от латинского «collectivus» и представляет собой относительно компактную социальную группу, объединяющую людей, занятых решением конкретной общественной задачи. Коллективы бывают разными: трудовыми, военными, спортивными и ученическими.
Понятие ученического и детского коллектива в педагогике складывается постепенно, по мере осознания его роли в жизни и развитии ребенка. Еще Я.А. Коменский(1592-1670), в «Великой дидактике» поднимал значимость влияния детей друг на друга и советовал учителю объединять «более медлительных с более быстрыми, более тупых с более умными, упрямых с послушными» [1] . Ян Амос Каменский резко отличался своими взглядами на обучение и воспитание от своих современников. В его трудах было закреплено большое количество принципов антагонистических его времени, но утвердившихся и живущих в наше время.
А. С. Макаренко принадлежит заслуга создания учения о коллективе. По его мнению, наилучшие условия для общения и обособления создаёт коллектив как высшая форма социальной организации, основанная на идейной общности, отношениях сотрудничества и взаимной помощи. Таким образом, принцип воспитания личности в коллективе обусловлен объективными закономерностями развития ребёнка.
Он сформулировал закон жизни коллектива: движение - форма жизни коллектива, остановка - форма его смерти; определил принципы развития коллектива (гласности, ответственной зависимости, перспективных линий, параллельного действия); вычленил этапы (стадии) развития коллектива.
Педагогические положения А.С. Макаренко о коллективе созвучны в любое время и в любых условиях, когда речь идет о воспитании человека[2]. Коллектив – высокоразвитая малая группа людей, отношения в которой строятся на позитивных нормах морали и нравственности. Процесс формирования и развития коллектива является одним из важнейших объектов исследований в области педагогики. А. С. Макаренко сформулировал закон жизни коллектива: движение – форма жизни коллектива, остановка – форма его смерти.
«Человек многое черпает в коллективе, но и коллектива нет, если нет многогранного духовного богатого мира, составляющих его людей» В.А. Сухомлинский [7].
Рассмотрим процесс организации коллективной жизнедеятельности – как способ существования воспитательной организации, пространства осуществления социального воспитания и адаптации.
Процесс социальной адаптации — это процесс освоения относительно стабильных условий социальной среды, решения повторяющихся, типичных проблем путем использования принятых способов социального поведения, действия. В этом процессе есть две характерные стороны, которые можно назвать объективной и субъективной.
Объективный процесс социальной адаптации
заключается в том, что человек
со дня своего рождения приобретает
различные социальные свойства, отражающие
его место в системе
Субъективный процесс
Процесс формирования механизмов социальной адаптации личности неотделим от всех видов преобразований индивидов и проходит в трех основных фазах: деятельности, общении, самосознании, характеризующих его социальную сущность. В этой триаде происходит не просто изменение внешней действительности, но и преобразование внутреннего мира человека, раскрытие и реализация его скрытых потенций, помогающих полноценно включиться в процессы социальной адаптации как активной личности.
В современном образовательном пространстве педагог обеспечивает гармоничное соотношения в протекании процессов социализации и индивидуализации ребенка во взаимодействии с группой детей. Воспитатели нацеленными на то, что «воспитание должно обеспечивать гармонию человека с самим собой через определение им гармонии с другим, обществом, природой, человеческой деятельностью».
Говоря о социализации, мы ставим задачу привить определенные знания и навыки социального характера. Требуется научить детей умению самостоятельно реагировать на возникшую социальную ситуацию при выходе из училища.
Формой обучения бытовой ориентации является организация практических занятий:
Формирование умений, навыков, привычек общественного поведения:
Нравственное воспитание и культура поведения:
Необходимо формирование эстетического воспитания, которое связано с восприятием и пониманием ими прекрасного.
Гражданско-патриотическое воспитание, приобщение к социальным ценностям – патриотизму, гражданственности, исторической памяти, долгу; формирование основ национального самосознания.
Подводя итог, хочется отметить, что спецификой человеческой адаптации является то, что этот процесс связан с социализацией человека, его врастанием в социальный мир, которое предполагает активное участие, как в потреблении, так и в передаче социально-значимых норм и ценностей существующей и прошлой социальной среды.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что именно эти формы обучения наиболее всего подходят к закрытому типу общеобразовательного учреждения, каковым и является наше училище.
Литература:
1. Я. А. Коменский „Великая Дидактика" Изд.: Государственное Учебно-педагогическое издательство Наркомпроса, 1939.
2. А.С. Макаренко: наследие и современные преобразования в педагогической теории и практике. – Н.Новгород: НГПИ, 2006.С. 85.
3. Макаренко А. С. О воспитании. – М., 1988. С. 64.
4. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс. В 2 – х кн. Кн. 2.- М., 2001.С. 138.В.А.
5. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. – М., 1993.С. 327
6. Сластёнин В. А. Педагогика. - М., 2005. С. 216.
7. Сухомлинский Сердце отдаю детям. Изд.: Народная асвета, 1982.
8. История социальной педагогики: Хрестоматия - учеб.: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений/ Под ред. М.А. Галагузовой. -М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Информация о работе Роль коллектива в социальной адаптации подростка