Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 00:42, доклад
Наука и практика последних десятилетий выдвинули на первый план проблему значимости и специфики материнства и отцовства. Многочисленные исследования показывают отрицательный эффект воспитания детей без отца или при его безавторитетности.
И.С.Кон считает, что дети, выросшие без отцов, часто имеют пониженный уровень тревожности, чаще встречаются невростические симптомы. Мальчики из неполных семей труднее налаживают контакт со сверстниками, им труднее дается усвоение мужских ролей и соответствующего стиля поведения, что приводит к появлению агрессивности, драчливости, грубости.
Психологи утверждают, что ослабление отцовского влияния в семье приводит к нарушению внешних и внутренних структур власти, потере дисциплин, самообладания.
Роль отца в поморской народной педагогике
Наука и практика последних десятилетий выдвинули на первый план проблему значимости и специфики материнства и отцовства. Многочисленные исследования показывают отрицательный эффект воспитания детей без отца или при его безавторитетности.
И.С.Кон считает, что дети, выросшие без отцов, часто имеют пониженный уровень тревожности, чаще встречаются невростические симптомы. Мальчики из неполных семей труднее налаживают контакт со сверстниками, им труднее дается усвоение мужских ролей и соответствующего стиля поведения, что приводит к появлению агрессивности, драчливости, грубости.
Психологи утверждают, что ослабление отцовского влияния в семье приводит к нарушению внешних и внутренних структур власти, потере дисциплин, самообладания.
Традиционная поморская культура демонстрирует высокий статус отца в семье, подчеркивая его важную роль в процессе социализации детей. В народной педагогике зафиксированы тонкие наблюдения и хорошее знание биологической и социальной специфики мужских и женских семейных ролей и функций.
Мать более ухаживала за детьми, ласкала (балует) их, отец обучал и наказывал (“вразумляет”) сыновей и дочерей. Отец воспринимался прежде всего как глава семьи, ее распорядитель, хозяин дома и в доме. С раннего детства у детей воспитывалось матерью отношение к нему как к бесспорной власти. (Глава большой поморской семьи в некоторых домах распоряжался даже женскими домашними делами).
В глазах ребенка отец был непререкаемым авторитетом. Такое отношение к нему складывалось в процессе освоения основ внутрисемейного положения, общения с уважаемыми членами общины, понимая ценности домашнего достатка, умения работать, умно вести беседу, участия в деревенских развлечениях.
Для детей важным было как проявление отцовской любви, так и отцовского наказания. Его уважительное отношение к ребенку, редкие ласки, подарки надолго запоминались. Отцовское влияние усиливалось совместным трудом с сыновьями. Трудом никогда не наказывали, не заставляли трудиться насильно, связывали его с красивой мечтой. Особенно на первых порах, включали в него элементы игры. Ребенок в трудовых действиях подражал отцу.
Через разговор с отцом, совместные планы, мечтания усиливались нравственные идеалы родителя, формировались потребности в труде, чувство собственности, личной ответственности. Именно отец дарил ребенку первую собственность - игрушки, личные инструменты.
Таким образом, роль отца в традиционном процессе социализации и инкультуризации детей была достаточно велика. Отец, целенаправленно и органично приобщая детей к труду, хозяйствованию по правилам традиционной культуры, приучал их вместе с матерью также к принятым нормам поведения, вводил их в мир обрядовой жизни общины, знакомил со всем комплексом духовной культуры.
Проблема трансформации традиционных семейных и гендерных ролей в современной культуре, безусловно, является актуальной. Немалое значение для ее как теоретического, так и практического ( на уровне индивидуального консультирования семей) разрешения имеет дальнейшее изучение основ народной поморской педагогики психологами.
Информация о работе Роль отца в поморской народной педагогике