Роль природы в эстетическом воспитании дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 13:15, реферат

Краткое описание

Трудно представить себе эстетическое воспитание детей без привлечения в помощники воспитателю природы - этого самого естественного источника красоты. Природа - не только великий учитель и великий воспитатель. «Природа - источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего»

Вложенные файлы: 1 файл

к педсовету.doc

— 48.50 Кб (Скачать файл)


Роль природы в эстетическом воспитании дошкольника.

 

Трудно представить себе эстетическое воспитание детей без привлечения в помощники воспитателю природы - этого самого естественного источника красоты. Природа - не только великий учитель и великий воспитатель. «Природа - источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего»7. Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Вот это эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, и должна воспитывать система образовательных учреждений у детей.

Во все времена и эпохи природа оказывала огромное влияние на человека, на развитие его творческих способностей, являясь в то же время неиссякаемым источником для всех самых смелых и глубоких дерзаний человека. Великий критик Белинский считал природу «вечным образцом искусства». Композитор Чайковский, высоко ценя искусство в жизни человека, писал: «Восторги от созерцания природы выше, чем от искусства». Многоголосое звучание земли русской нашло отражение в творчестве талантливых русских композиторов С.В.Рахманинова, Н.А.Римского-Корсакова, М.П.Мусоргского и других. Неповторимое богатство красок природы запечатлели в своих полотнах И.И.Левитан, И.И.Шишкин, И.Грабарь, М.Сарьян, С.Герасимов и другие.

Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо. Поэтому природа - источник для искусства. Прекрасное в природе было и остается предметом художественного освоения ее. Поэтому великие художники - всегда первооткрыватели прекрасного в окружающем мире.

Уровень экономического развития общества, общественные отношения людей отложили значительный отпечаток на восприятие природы. В отдельные эпохи это восприятие выражало эстетический интерес людей к природе или, наоборот, прекрасное воспринималось искаженно.

В античный период древние греки рассматривали прекрасное как гармонию, разлитую в природе. Естественный порядок в природе считался всеобщим эстетическим свойством ее.

Религиозное средневековье из-за фантастической веры в бога не хотело видеть красоты в природе. И только позже, в эпоху Возрождения, вновь люди полюбили формы и краски природы и стали создавать гимны в честь ее красоты.

В империалистическую эпоху ненависть к человеку, чисто эгоистические интересы соединяются с безразличием и ненавистью к природе.

Из многих проявлений красоты природы люди воспринимают то, что соответствует их миропониманию и настроению. Облик природы, если ее не изменяет человек, остается практически постоянным. Однако меняется общественно-историческая практика людей, поэтому люди в объективную красоту природы вносят свой общественно-исторический смысл.

В системе по эстетическому воспитанию дошкольников большое место должно быть отведено природе. Она лучше, чем что-либо обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Воспитание любви к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у дошкольников патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду, способствует физической закалке, а так же расширению умственного кругозора.

Умение видеть природу - первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой.

Если семья живет в селе или в небольшом городке, то общение с природой, кажется, не представляет затруднений. Ну а если ребенок живет в большом индустриальном городе, на каком-нибудь 12-м этаже? Что же, и здесь есть небо и солнце, и звезды. Нужно научить ребенка видеть их. Ведь смотреть - еще не значит видеть. Воспринимается далеко не все то, что отпечатывается на сетчатке глаз, а лишь то, на чем сосредотачивается внимание. Мы видим лишь тогда, когда осознаем. Детей нужно учить видеть. Это значит не только показать, но и описать словесно. Описать краски и оттенки закатного неба и зари, описать форму облаков и их окраску, описать звездное небо или луну, показывая все это. Если жители высоких этажей могут видеть небо из окна или с балкона, то другие увидят его, выйдя во двор. Небо чрезвычайно разнообразно и всегда прекрасно. Созерцать его ежедневно, в течение всей жизни, не может надоесть, как не может надоесть дышать.

Наоборот, каждый день такое созерцание, хотя бы в течение нескольких минут, освежает душу. Так же нужно «увидеть» снегопад или дождь, или грозу.

Редко встречаются города, где нет реки, пруда или озера. Вода не так разнообразна, как небо, но и она богата красками, оттенками. А ведь есть города и селения, расположенные на берегах морей.

В доме всегда должны быть цветы, за которыми ребенок ухаживает, наблюдает и красоте которых радуется.

В самом промышленном городе есть деревья во дворах, бульвары, скверы, парки. И здесь нужно учить детей «видеть» деревья, цветы, кустарники: замечать особенности и оттенки лепестков, листьев, наблюдать как набухают и распускаются почки или начинают желтеть листья, как зацветают цветы и созревают семена. Нужно, чтобы ребенок выбрал в ближайшем окружении дерево, которое ему кажется самым привлекательным, и наблюдал за его увяданием и зимним сном. Пусть он относится к любимому дереву как к дружественному существу - навещает его, замечает новые побеги, помогает ему.

Покажите ребенку особенности поведения воробьев, галок, голубей, научите описывать их оперение, глаза, форму тела и лапок, расскажите ребенку об их жизни, заботах, о строгих правилах стаи и т.п. Устройте кормушку на окне, и пусть ребенок подкармливает птиц зимой. Прекрасно, если он сможет узнать двух-трех птиц. Ведь животное становится ближе, когда мы видим своеобразие его поведения, его гнев, страх или радость, его отношение к другим птицам, к нам самим.

Само собой разумеется, что ребенок должен научиться «видеть» окружающих домашних животных. Не следует переоценивать «заразности» животных.

Главная задача в эстетическом развитии средствами природы - это пробуждение у детей эмоционального отношения к ней. Эмоциональное отношение к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее.

Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование эстетических чувств, она неисчерпаемый источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на человека. В жизни людей природа занимает значительное место, способствует формированию и развитию эстетических чувств и вкусов.

Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста. «Именно в это время необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней»8.

Эстетические чувства тесно связаны с нравственными. Любовь к Родине - это сложное моральное чувство, которое органически соединено с эстетическими чувствами, вызываемыми общением с природой.

Чтобы любить природу, надо ее знать, а чтобы знать, необходимо изучать. В процессе познания природы формируются и развиваются эстетические чувства и вкусы. Восприятие эстетических явлений природы и возникающие при этом переживания находятся в зависимости от круга представлений, значений и общего развития человека.

Большая роль в эстетическом воспитании дошкольников средствами природы принадлежит педагогическому коллективу детского сада. Перед ними должна стоять задача - последовательно, систематически, целенаправленно развивать и совершенствовать эстетические вкусы детей.

Наиболее эффективная последовательность работы:

-непосредственное восприятие природы,

-организованное наблюдение над природой во время прогулок и экскурсий.

Наблюдение окружающей действительности оказывает глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка включены все анализаторы: зрительный - ребенок видит размеры, цвет исследуемого объекта; слуховой - ребенок слышит шум ветра, плеск воды в реке, стук капель дождя, шелест листьев, журчанье ручейка - все это прелестно для слуха ребенка. Вкус позволяет тонко различить - сладкий вкус меда и соленый вкус морской воды, вкус родниковой воды и луговой клубники. Осязание - это вторые глаза ребенка. Ощущая предметы природы, ребенок чувствует все шероховатости коры деревьев, крупинки песка, чешуйки шишек. А запахи! Море запахов, которое волнует воображение ребенка - запах тополиных почек после дождя, запах весны, запах теплой земли, нагретой от солнца. Недаром К.Д.Ушинский писал, что ребенок «мыслит формами, красками, звуками». Развивать наблюдательность у детей - вот задача, которая встает перед воспитателями.

-сочетание метода наблюдения с методом активных действий во время работы на опытном участке.

В настоящее время, когда с такой осторожностью поставлен вопрос об охране окружающей среды, эстетическое воспитание средствами природы должно знать подобающее место в системе эстетического воспитания.

Многое в связи с этим зависит от воспитателя, от его знаний, от его увлеченности.

В работе по эстетическому воспитанию средствами природы с детьми дошкольного возраста воспитатель должен хорошо знать особенности этого возраста.

У детей этого возраста наблюдается большое стремление к самостоятельности, независимости. Они все хотят увидеть, все открыть сами. Этот интерес побуждает детей к активной деятельности. Но ее направление по отношению к природе может быть различным: одни из них могут разорять гнезда, стрелять из рогаток в птиц, а другие - разводить рыб, ухаживать за голубями.

Воспитание - это организация деятельности ребенка, в которой важную роль играет организация отношений. Что же значит организовать деятельность ребенка? Понятие деятельности - сложное понятие: всякая деятельность побуждается потребностью, имеет мотив (более или менее осознанную побудительную причину) и цель - то, ради чего совершается действие.

Таким образом, организовывая деятельность ребенка, т.е. воспитывая его, нужно дать ему опору в соответствующей потребности, побудить к нужной мотивации и привлечь к определенной цели. Потребности, мотивы и цели - основа наших отношений и наших чувств.

Только организовав потребности, мотивы и цели деятельности своего ребенка соответственной той задаче, какую вы ставите в воспитании, можно воспитать желаемое качество его личности. А организовать возможно опять же лишь в деятельности.

Задача педагога состоит в том, чтобы направить появившийся интерес в правильное русло, убедить ребят, что, истребляя природные богатства, они наносят урон не только красоте родного края, но и себе (моральный, эстетический). «Охотиться» можно и с фотоаппаратом, и с кинокамерой. Такой вид «охоты» обогатит эстетический, эмоциональный мир ребенка, разовьет в нем наблюдательность, любознательность, любовь к прекрасному.

В работе по эстетическому воспитанию важно знать и учитывать не только направленность интересов, но и особенности этого восприятия (эстетического): воспринимая явление окружающей действительности, человек руководствуется не только познавательными и моральными критериями, но и эстетическими принципами.

Эстетическое восприятие - это способность создавать или воспроизводить и эмоционально окрашивать целостные образы под влиянием реальных предметов и художественных произведений.

Содержание и богатство чувств, вызванных непосредственным общением с природой, находятся в прямой зависимости от характера восприятия. В соответствии с возрастом эстетическое восприятие имеет свои особенности, обусловленные запасом представлений и объемом жизненного опыта детей.

Старшие дошкольники, как правило, не могут верно оценивать картину виденного в целом. У них еще отсутствует способность объединять, синтезировать отдельные восприятия в общие впечатления.

Способность заметить, выделить красивое развивается постепенно. Но если развитие происходит стихийно, без целенаправленного влияния детского сада и семьи, то оно может задержаться. Поэтому воспитатель должен направлять эстетическое воспитание своих воспитанников, чтобы они на всю жизнь не остались глухи и слепы к красоте природы.

В.А.Сухомлинский говорил: «Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать».

Да, доброта по сей день становится в ряд с такими качествами, как мужество и храбрость. А ведь для доброты требуется немалое мужество и храбрость. Для доброго дела часто нужно наступить «на горло собственной песне», и это требует гораздо большего мужества, чем «наступить на горло» чужой песне.

Необходимо обучать детей доброте через сопереживание всему живому. Быть добрыми - значит, уметь сопереживать, т.е. уметь понимать другого, сердечно сочувствовать ему и стремиться помочь. Сопереживанию нужно учить также вдумчиво, заботливо, осторожно, как учат делать детей первые шаги.

Для обучения сопереживанию необходимы специальные виды деятельности, побуждающие к сочувствию и помощи живым существам. Формы такой деятельности разнообразны - можно завести аквариум или «звериную лечебницу».

Дети, выросшие в семьях, где царила грубость, а то и жестокость, не сразу проникаются сочувствием к своим маленьким питомцам. Но внимательная забота о них самого ребенка и сочувствие других обязательно приводили к тому, что в сердце ребенка просыпались тепло и жалость к беззащитному существу.

Общение с природой и забота о ней необходимы для воспитания добрых чувств, обязательных для каждого человека.

Домашние животные - большая помощь в воспитании личных положительных качеств ребенка, но лишь при условии ответственного и бережного обращения с этими животными. Лишь тогда сформируются доброта, ответственность, чувство долга и т.п.

Мы отвечаем за живое - и за животное/ и за растение - перед природой, перед обществом, перед собственной совестью.

Анализ теоретической и методической литературы по проблеме эстетического воспитания дошкольников средствами природы позволяет сделать следующие выводы:

1.Эстетическое воспитание - формирование в человеке эстетического отношения к действительности и активизации его до творческой деятельности по законам красоты.

2.Природа - один из важных факторов эстетического развития личности.

З.В основе методики эстетического воспитания должна лежать совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию красоты окружающего мира.

Информация о работе Роль природы в эстетическом воспитании дошкольника