Роль профессиограммы в разработке содержания подготовки каменщика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 23:08, реферат

Краткое описание

В данной работе рассматривается одна из важнейших проблем – подготовка каменщика и роль профессиограммы в этом процессе. Именно в профессиограмме закладывают основные требования предъявляемые каменщику. Следовательно разработка содержания подготовки каменщика и роль профессиограммы – важнейшая предпосылка к эффективному обучению и подготовки квалифицированных кадров.

Содержание

Введение………………………………………………………………...……….3
1. Профессиограмма………………………………………..……………………4
1.1 Психограмма…………………………………………………………………6
2. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий (каменщик) ……………………………………………………………………….9
2.1 Профессиограмма и психограмма на каменщика………………………....14
3. Роль профессиограммы в подготовке каменщика………………………….17
Заключение………………………………………………………………………18
Список использованной литературы………………….……………….……….19

Вложенные файлы: 1 файл

рамзия профессиограмма.docx

— 37.54 Кб (Скачать файл)

      Министерство  образования и науки РФ

      Казанский государственный архитектурно-строительный университет 
 

      Кафедра профессионального обучения и педагогики 
 

      Реферат

      По  дисциплине : «Методика профессионального обучения »

      На  тему : «Роль профессиограммы в разработке содержания подготовки каменщика» 

                                                                  

      Выполнил: ст. гр. 54-401

      Садыков И.З.

      Проверил: Бикчентаева Р.Р.

                                                                             

                  Казань 2010

Содержание 

Введение………………………………………………………………...……….3

1. Профессиограмма………………………………………..……………………4

1.1 Психограмма…………………………………………………………………6

2. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий (каменщик) ……………………………………………………………………….9

2.1 Профессиограмма и психограмма на каменщика………………………....14

3. Роль профессиограммы в подготовке каменщика………………………….17

Заключение………………………………………………………………………18

Список использованной литературы………………….……………….……….19

Приложение 1…………………………………………………………..………..20

 

Введение 

     Профессиографическое исследование и составление профессиограммы являются необходимыми этапами всех научно-исследовательских и прикладных работ, случаях изучения труда в целях его гуманизации. Объектом профессиографии являются все моменты процесса труда.

     В данной работе рассматривается одна из важнейших проблем – подготовка каменщика и роль профессиограммы  в этом процессе. Именно в профессиограмме закладывают основные требования  предъявляемые каменщику. Следовательно разработка содержания  подготовки каменщика и роль профессиограммы – важнейшая предпосылка к эффективному обучению и подготовки квалифицированных кадров.

     Целью курсовой работы является анализ профессиограммы, факторы влияющие на подготовку содержания обучения каменщика.

     Задачи  курсовой работы:

- дать  четкое определение понятия профессиограммы;

- рассмотреть  профессиограмму каменщика;

- выяснить  роль профессиограммы на содержание подготовки мастера; 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Профессиограмма 

     Профессиограмма — описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к человеку.

     Представляет  собой описание системы признаков, характеризующих ту или иную профессию  и включающее в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к  работнику. Профессиограмма может  включать в себя, например, перечень гигиенических или психологических  характеристик, которым должны соответствовать  представители конкретных профессиональных групп.

     Она необходима для поиска подходящей профессии  по личным качествам человека, давая  ему возможность заниматься таким  делом, которое ему нравится.

Хорошая профессиограмма отвечает на следующие вопросы:

- В чем суть данной профессии?

- Чем конкретно занимается сотрудник?

- В каких условиях происходит труд?

- Какие требования предъявляются к уровню подготовки работников?

- Какие способности нужны для успешного овладения профессией?

- Легко ли трудоустроиться обладателям данной профессии?

- На какие заработки можно рассчитывать?

- Каковы возможности для карьерного роста?

     Профессиограмма описывает психологические, производственные, технические, медицинские, гигиенические и другие особенности специальности, профессии. В ней указывают функции данной профессии и затруднения в ее освоении, связанные с определенными психофизиологическими качествами человека и с организацией производства.  Она включает в себя психограмму — портрет идеального или типичного профессионала, сформулированный в терминах психологически измеримых свойств. Психологическая профессиограмма получается в ходе психологического анализа профессиональной деятельности.[1,57с]

     Профессиограмма составляется специалистом по работе с персоналом совместно с руководителем соответствующего подразделения на конкретную профессию.

     Выделяются  следующие методологические принципы разработки профессиограмм:

а) системность  — в профессиограмме должны отражаться специфика и значимость конкретной должности в структуре фирмы, а также возможный профессиональный маршрут работника;

б) целостность  — оценка и анализ профессионально  важных качеств деятельности должны быть проведены в психофизиологическом, психическом, информационном и ментальном аспектах личности;

в) практичность — результаты тестовых исследований должны подаваться в терминах, применяемых  в практическом направлении прикладной психофизиологии, а  инструментальные методы должны быть максимально апробированы для использования в сфере  бизнеса;

г) научность  и современность — методология  исследований должна быть разработана  с учетом новейших научных концепций, методов и знаний;

д) эффективность — в результате должно быть предложено практическое решение проблемы работы с персоналом фирмы в условиях конкурентной рыночной борьбы.

     Важной  составной частью профессиограммы является психограмма — описание психологических характеристик конкретной профессиональной деятельности, совокупности психофизиологических и личностных качеств работника, важных для ее успешного осуществления. 
 
 

     1.1 Психограмма 

       Термин «психограмма» был введен в начале XX в. немецким психологом В. Штерном, разработавшим методику составления обобщенного психологического портрета конкретной личности. Штерн предложил также состовлять частичную психограмму, которая отражала не все стороны личности, а только важные для определенной практической задачи. Так сложилась психограмма личности успешного профессионала, отображающая профессионально важные качества. При этом речь идет не о личности конкретного человека, работающем в профессии, а о типовом портрете успешного профессионала.

     При составлении психограммы необходимо сочетание знаний и опыта профессионального психодиагноста и специалиста, знающего профессию, — в этом основная сложность. Психодиагност должен погрузиться в атмосферу работы, получить подробные консультации специалистов по конкретным видам деятельности. Зачастую психограммы создаются психологическими службами под заказ, в которых работа с персоналом выведена на современный уровень. Также эту работу могут выполнить и специально подготовленные штатные психологи во взаимодействии с руководителями подразделений.

     Этапы составления психограммы:

- Установление  перечня обязательных задач, выполняемых  профессионалом.

- Реконструкция  действий, необходимых для достижения  заданных целей (действий внешних  и выполняемых во внутреннем  плане).

- Соотнесение  важных часто встречающихся, ведущих  профессиональных действий и  психических функций, процессов,  способностей, умений, обеспечивающих  их выполнение.

     Таким образом, составляется функциональная модель работы психики профессионала, устанавливаются предполагаемые профессиональные качества (ПВК) и требуемый уровень их развития (высокий, средний или низкий).

     Профессионально важные качества (ПВК) – относительно устойчивые, мало подверженные развитию и тренировке индивидуально-личностные свойства, которые существенно сказываются  на успешной профессиональной деятельности, а также влияют на освоение профессиональных знаний, умений и навыков.

Виды  психических функций 

     Действия  восприятия обеспечиваются органами чувств. Чувственные образы зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные. Свойственно: дегустаторам, контролерам ОТК, товароведам-экспертам, красильщикам тканей.

     Мнемические действия, или действия памяти, направленные на запоминание чувственных образов и слов, или воспроизведение в конкретных ситуациях, а также на забывание ненужных сведений и ощущений. Свойственно: актерам, музыкантам, дикторам радио и телеведущим, юристам, врачам.

     Имажинитивные действия (от лат. imago – "образ", "подобие"), или процессы воображения, направленные на построение сложного образа из элементов образных представлений, их различных комбинаций. Звуковые образы – мир композиторов, зрительные образы – конструктор-модельер, инженер-механик, архитектор, художник.

     Логические  образы простые (группировка явлений, понятий, образов по какому-то одному принципу) или сложные (действия умозаключения, сопоставления, анализа и синтеза, решение сложных творческих задач) образуют основу мыслительной деятельности и мышления. Выделяют три разновидности  интеллекта: технический, словесно-логический и социальный.

     Интерперсональные действия составляют основу профессионального общения. Разновидности интерперсональных действий: коммуникативные, цель которых установление, поддержание или прекращение контактов; организационные действия, выполняемые с целью объединить людей в группу для решения общей задачи, распределить обязанности, сформировать единые ценности, настроения и др. Взаимодействие происходит с помощью речи (устной и письменной), а также языка жестов (невербальных средств). Свойственно: педагогам, врачам, юристам, милиционерам, менеджерам, социальным работникам.

     Действия  контроля и самоконтроля осознанное управление профессиональным поведением, своим состоянием в процессе работы "произвольное внимание". Контроль своей речи, мимики, проявлений эмоций саморегуляция.

     Результат психомоторных действий, или профессиональных движений, – целенаправленное управление своим телом, определенные движения пальцев рук, ног, принятие и поддержание  определенной позы, выражения лица и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.  Единый тарифно-квалификационный  справочник работ и профессий  (каменщик) 

Каменщик 2 разряд 

     Характеристика  работ. Выполнение простейших работ  при кладке и ремонте каменных конструкций зданий, мостов, промышленных и гидротехнических сооружений.

     Должен  знать: основные виды стеновых материалов. Способы приготовления растворов. Способы пробивки гнезд и отверстий  в кладке. Правила разборки кладки фундаментов, стен и столбов. Виды стропов  и захватных приспособлений. Основные виды такелажной оснастки. Правила  перемещения и складирования  грузов малого веса.

Примеры работ. Кладка кирпичных столбиков  под половые лаги. Приготовление  растворов вручную. Очистка кирпича  от раствора. Пробивка гнезд, борозд и  отверстий в кирпичной и бутовой  кладке вручную. Разборка вручную бутовых  фундаментов, кирпичной кладки стен и столбов. Засыпка каналов или  коробов порошкообразными материалами  или минеральной ватой. Зацепка  поддонов, контейнеров, железобетонных изделий и других грузов инвентарными стропами за монтажные петли, скобы, крюки и т.п. 

Каменщик 3 разряд 

     Характеристика  работ. Выполнение простых работ  при кладке и ремонте каменных конструкций зданий, мостов, промышленных и гидротехнических сооружений.

     Должен  знать: основные свойства стеновых материалов и растворов, а также гидроизоляционных  материалов, применяемых для изоляции фундаментов и стен. Простые системы  кладки и перевязки швов. Приемы кладки простых стен. Способы расстелания раствора на стене, раскладки кирпича и забутки. Правила работы пневматическим и электрифицированным инструментом. Основные виды деталей и сборных конструкций, применяемых при возведении каменных зданий и сооружений. Требования к качеству кирпичной кладки и сборных железобетонных конструкций, монтируемых в каменных зданиях.

Информация о работе Роль профессиограммы в разработке содержания подготовки каменщика