Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 23:08, реферат
В данной работе рассматривается одна из важнейших проблем – подготовка каменщика и роль профессиограммы в этом процессе. Именно в профессиограмме закладывают основные требования предъявляемые каменщику. Следовательно разработка содержания подготовки каменщика и роль профессиограммы – важнейшая предпосылка к эффективному обучению и подготовки квалифицированных кадров.
Введение………………………………………………………………...……….3
1. Профессиограмма………………………………………..……………………4
1.1 Психограмма…………………………………………………………………6
2. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий (каменщик) ……………………………………………………………………….9
2.1 Профессиограмма и психограмма на каменщика………………………....14
3. Роль профессиограммы в подготовке каменщика………………………….17
Заключение………………………………………………………………………18
Список использованной литературы………………….……………….……….19
Министерство образования и науки РФ
Казанский
государственный архитектурно-строительный
университет
Кафедра
профессионального обучения и педагогики
Реферат
По дисциплине : «Методика профессионального обучения »
На
тему : «Роль профессиограммы в разработке
содержания подготовки каменщика»
Выполнил: ст. гр. 54-401
Садыков И.З.
Проверил: Бикчентаева Р.Р.
Казань 2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Профессиограмма………………………………………
1.1 Психограмма…………………………………………………
2. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий (каменщик) ……………………………………………………………………….9
2.1 Профессиограмма и психограмма на каменщика………………………....14
3. Роль профессиограммы в подготовке каменщика………………………….17
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы………………….……………….……….
Приложение 1…………………………………………………………..………..
Введение
Профессиографическое исследование и составление профессиограммы являются необходимыми этапами всех научно-исследовательских и прикладных работ, случаях изучения труда в целях его гуманизации. Объектом профессиографии являются все моменты процесса труда.
В данной работе рассматривается одна из важнейших проблем – подготовка каменщика и роль профессиограммы в этом процессе. Именно в профессиограмме закладывают основные требования предъявляемые каменщику. Следовательно разработка содержания подготовки каменщика и роль профессиограммы – важнейшая предпосылка к эффективному обучению и подготовки квалифицированных кадров.
Целью курсовой работы является анализ профессиограммы, факторы влияющие на подготовку содержания обучения каменщика.
Задачи курсовой работы:
- дать
четкое определение понятия
- рассмотреть профессиограмму каменщика;
- выяснить
роль профессиограммы на содержание
подготовки мастера;
1. Профессиограмма
Профессиограмма — описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к человеку.
Представляет
собой описание системы признаков,
характеризующих ту или иную профессию
и включающее в себя перечень норм
и требований, предъявляемых этой
профессией или специальностью к
работнику. Профессиограмма может
включать в себя, например, перечень
гигиенических или
Она необходима для поиска подходящей профессии по личным качествам человека, давая ему возможность заниматься таким делом, которое ему нравится.
Хорошая профессиограмма отвечает на следующие вопросы:
- В чем суть данной профессии?
- Чем конкретно занимается сотрудник?
- В каких условиях происходит труд?
- Какие требования предъявляются к уровню подготовки работников?
- Какие способности нужны для успешного овладения профессией?
- Легко ли трудоустроиться обладателям данной профессии?
- На какие заработки можно рассчитывать?
- Каковы возможности для карьерного роста?
Профессиограмма описывает психологические, производственные, технические, медицинские, гигиенические и другие особенности специальности, профессии. В ней указывают функции данной профессии и затруднения в ее освоении, связанные с определенными психофизиологическими качествами человека и с организацией производства. Она включает в себя психограмму — портрет идеального или типичного профессионала, сформулированный в терминах психологически измеримых свойств. Психологическая профессиограмма получается в ходе психологического анализа профессиональной деятельности.[1,57с]
Профессиограмма составляется специалистом по работе с персоналом совместно с руководителем соответствующего подразделения на конкретную профессию.
Выделяются следующие методологические принципы разработки профессиограмм:
а) системность — в профессиограмме должны отражаться специфика и значимость конкретной должности в структуре фирмы, а также возможный профессиональный маршрут работника;
б) целостность
— оценка и анализ профессионально
важных качеств деятельности должны
быть проведены в
в) практичность — результаты тестовых исследований должны подаваться в терминах, применяемых в практическом направлении прикладной психофизиологии, а инструментальные методы должны быть максимально апробированы для использования в сфере бизнеса;
г) научность и современность — методология исследований должна быть разработана с учетом новейших научных концепций, методов и знаний;
д) эффективность — в результате должно быть предложено практическое решение проблемы работы с персоналом фирмы в условиях конкурентной рыночной борьбы.
Важной
составной частью профессиограммы
является психограмма — описание психологических
характеристик конкретной профессиональной
деятельности, совокупности психофизиологических
и личностных качеств работника, важных
для ее успешного осуществления.
1.1
Психограмма
Термин «психограмма» был введен в начале XX в. немецким психологом В. Штерном, разработавшим методику составления обобщенного психологического портрета конкретной личности. Штерн предложил также состовлять частичную психограмму, которая отражала не все стороны личности, а только важные для определенной практической задачи. Так сложилась психограмма личности успешного профессионала, отображающая профессионально важные качества. При этом речь идет не о личности конкретного человека, работающем в профессии, а о типовом портрете успешного профессионала.
При составлении психограммы необходимо сочетание знаний и опыта профессионального психодиагноста и специалиста, знающего профессию, — в этом основная сложность. Психодиагност должен погрузиться в атмосферу работы, получить подробные консультации специалистов по конкретным видам деятельности. Зачастую психограммы создаются психологическими службами под заказ, в которых работа с персоналом выведена на современный уровень. Также эту работу могут выполнить и специально подготовленные штатные психологи во взаимодействии с руководителями подразделений.
Этапы составления психограммы:
- Установление
перечня обязательных задач,
- Реконструкция
действий, необходимых для достижения
заданных целей (действий
- Соотнесение
важных часто встречающихся,
Таким образом, составляется функциональная модель работы психики профессионала, устанавливаются предполагаемые профессиональные качества (ПВК) и требуемый уровень их развития (высокий, средний или низкий).
Профессионально
важные качества (ПВК) – относительно
устойчивые, мало подверженные развитию
и тренировке индивидуально-личностные
свойства, которые существенно
Виды психических функций
Действия восприятия обеспечиваются органами чувств. Чувственные образы зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные. Свойственно: дегустаторам, контролерам ОТК, товароведам-экспертам, красильщикам тканей.
Мнемические действия, или действия памяти, направленные на запоминание чувственных образов и слов, или воспроизведение в конкретных ситуациях, а также на забывание ненужных сведений и ощущений. Свойственно: актерам, музыкантам, дикторам радио и телеведущим, юристам, врачам.
Имажинитивные действия (от лат. imago – "образ", "подобие"), или процессы воображения, направленные на построение сложного образа из элементов образных представлений, их различных комбинаций. Звуковые образы – мир композиторов, зрительные образы – конструктор-модельер, инженер-механик, архитектор, художник.
Логические образы простые (группировка явлений, понятий, образов по какому-то одному принципу) или сложные (действия умозаключения, сопоставления, анализа и синтеза, решение сложных творческих задач) образуют основу мыслительной деятельности и мышления. Выделяют три разновидности интеллекта: технический, словесно-логический и социальный.
Интерперсональные действия составляют основу профессионального общения. Разновидности интерперсональных действий: коммуникативные, цель которых установление, поддержание или прекращение контактов; организационные действия, выполняемые с целью объединить людей в группу для решения общей задачи, распределить обязанности, сформировать единые ценности, настроения и др. Взаимодействие происходит с помощью речи (устной и письменной), а также языка жестов (невербальных средств). Свойственно: педагогам, врачам, юристам, милиционерам, менеджерам, социальным работникам.
Действия контроля и самоконтроля осознанное управление профессиональным поведением, своим состоянием в процессе работы "произвольное внимание". Контроль своей речи, мимики, проявлений эмоций саморегуляция.
Результат
психомоторных действий, или профессиональных
движений, – целенаправленное управление
своим телом, определенные движения
пальцев рук, ног, принятие и поддержание
определенной позы, выражения лица
и др.
2.
Единый тарифно-
Каменщик
2 разряд
Характеристика работ. Выполнение простейших работ при кладке и ремонте каменных конструкций зданий, мостов, промышленных и гидротехнических сооружений.
Должен
знать: основные виды стеновых материалов.
Способы приготовления
Примеры
работ. Кладка кирпичных столбиков
под половые лаги. Приготовление
растворов вручную. Очистка кирпича
от раствора. Пробивка гнезд, борозд и
отверстий в кирпичной и
Каменщик
3 разряд
Характеристика работ. Выполнение простых работ при кладке и ремонте каменных конструкций зданий, мостов, промышленных и гидротехнических сооружений.
Должен знать: основные свойства стеновых материалов и растворов, а также гидроизоляционных материалов, применяемых для изоляции фундаментов и стен. Простые системы кладки и перевязки швов. Приемы кладки простых стен. Способы расстелания раствора на стене, раскладки кирпича и забутки. Правила работы пневматическим и электрифицированным инструментом. Основные виды деталей и сборных конструкций, применяемых при возведении каменных зданий и сооружений. Требования к качеству кирпичной кладки и сборных железобетонных конструкций, монтируемых в каменных зданиях.
Информация о работе Роль профессиограммы в разработке содержания подготовки каменщика