Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 00:07, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ профессиограммы, факторы влияющие на подготовку содержания обучения каменщика.
Задачи курсовой работы:
- дать четкое определение понятия профессиограммы;
- рассмотреть профессиограмму каменщика;
- выяснить роль профессиограммы на содержание подготовки мастера;
Введение………………………………………………………………....……….3
1. Деятельность каменщика………………………………………………..….4
2. Профессиограмма………………………………………..……………………7
3. Психограмма………………………………………………………..…………9
4. Профессиограмма и психограмма на каменщика……………………..…....12
5. Роль профессиограммы в подготовке каменщика…………………….…….14
Заключение………………………………………………………………….……15
Список использованной литературы………
Министерство образования и науки РФ
Казанский государственный архитектурно-строительный университет
Кафедра профессионального обучения и педагогики
Курсовая работа
По дисциплине : «Методика профессионального обучения »
На тему : «Роль профессиограммы в разработке содержания подготовки каменщика»
Выполнил: ст. гр. 54-401
Садыков И.З.
Проверил: Бикчентаева Р.Р.
Казань 2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Деятельность каменщика………………………………………………..…
2. Профессиограмма………………………………………
3. Психограмма…………………………………………………
4. Профессиограмма и психограмма на каменщика……………………..…....12
5. Роль профессиограммы в подготовке каменщика…………………….…….14
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………….……………….……….
Приложение 1…………………………………………………………..….…….
Приложение 2 ……………………………………………………………...…….
Приложение 3…………………………………………………………………...
Введение
Профессиографическое исследование и составление профессиограммы являются необходимыми этапами всех научно-исследовательских и прикладных работ, случаях изучения труда в целях его гуманизации. Объектом профессиографии являются все моменты процесса труда.
В данной работе рассматривается одна из важнейших проблем – подготовка каменщика и роль профессиограммы в этом процессе. Именно в профессиограмме закладывают основные требования предъявляемые каменщику. Следовательно разработка содержания подготовки каменщика и роль профессиограммы – важнейшая предпосылка к эффективному обучению и подготовки квалифицированных кадров.
Целью курсовой работы является анализ профессиограммы, факторы влияющие на подготовку содержания обучения каменщика.
Задачи курсовой работы:
- дать четкое определение понятия профессиограммы;
- рассмотреть профессиограмму каменщика;
- выяснить роль профессиограммы на содержание подготовки мастера;
Одним из первых психологов, сформулировавших принципы профессиографии был К. К. Платонов. Среди предложенных им принципов можно выделить принципы комплексности, целенаправленности; принцип личностного подхода; принцип надежности (требования к помехоустойчивости личности); принцип дифференциации, предусматривающий различные специальности, входящие в данную профессию, и принцип типизации, требующий объединения профессий в определенные группы; наконец, принципы перспективности и реальности.
В соответствии с первым
из перечисленных принципов
- производственную
- указание на экономическое значение профессии;
- социологическую и социально-
- перечень объема знаний
и умений, необходимых для успешного
профессионального труда с
- гигиеническую характеристику условий труда с особым выделением так называемых «профвредностей»;
- перечень физиологических
требований, предъявляемых к человеку,
и медицинских
1. Деятельность каменщика
Сегодня каменщики - это строительные
мастера, которые занимаются возведением
сложных инженерных построек, зданий.
Для своей работы каменщики используют
как природные, так и искусственные
строительные материалы. Выполнение производственных
операции профессиональным каменщиком
(таких как: кладка и отделка стен,
кладка блоков под штукатурку, устройство
фундамента, монтаж перекрытий, плит, железобетонных
балок, установка дверных и оконных
коробок...) невозможно без ручного
инструмента и различных
Для того, чтобы работать каменщиком, необходимы такие навыки, как ловкость, сила, взаимозаменяемость и согласованность в работе рук. Кроме того, работа каменщика происходит в условиях, которые очень часто меняются. Поэтому рабочий должен уметь правильно распределять свое внимание. Выкладывая различные конструкции, каменщик должен в уме решать задачи, контролировать и планировать действия, не допускать отклонений от требований проекта.
Каменщики работают звеньями
разнообразных составов. Поскольку
мастера постоянно работают на свежем
воздухе, то они должны быть выносливыми
и в хорошем физическом состоянии.
Профессия каменщика
Примерная программа профессиональной подготовки по рабочей профессии каменщик представляет собой комплекс нормативно-методической документации, регламентирующей содержание, организацию и оценку результатов подготовки обучающихся.
Основная цель подготовки по программе – прошедший подготовку и итоговую аттестацию должен быть готов к профессиональной деятельности в качестве каменщика в организациях (на предприятиях) различной отраслевой направленности независимо от их организационно-правовых форм.
2. Профессиограмма
Профессиограмма — описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к человеку[6,13с].
Представляет собой описание
системы признаков, характеризующих
ту или иную профессию и включающее
в себя перечень норм и требований,
предъявляемых этой профессией или
специальностью к работнику. Профессиограмма
может включать в себя, например,
перечень гигиенических или
Она необходима для поиска подходящей профессии по личным качествам человека, давая ему возможность заниматься таким делом, которое ему нравится.
Хорошая профессиограмма отвечает на следующие вопросы:
- В чем суть данной профессии?
- Чем конкретно занимается сотрудник?
- В каких условиях происходит труд?
- Какие требования предъявляются к уровню подготовки работников?
- Какие способности нужны для успешного овладения профессией?
- Легко ли трудоустроиться обладателям данной профессии?
- На какие заработки можно рассчитывать?
- Каковы возможности для карьерного роста?
Профессиограмма описывает психологические, производственные, технические, медицинские, гигиенические и другие особенности специальности, профессии. В ней указывают функции данной профессии и затруднения в ее освоении, связанные с определенными психофизиологическими качествами человека и с организацией производства. Она включает в себя психограмму — портрет идеального или типичного профессионала, сформулированный в терминах психологически измеримых свойств. Психологическая профессиограмма получается в ходе психологического анализа профессиональной деятельности.[1,57с]
Профессиограмма составляется специалистом по работе с персоналом совместно с руководителем соответствующего подразделения на конкретную профессию.
Выделяются следующие методологические принципы разработки профессиограмм:
а) системность — в профессиограмме должны отражаться специфика и значимость конкретной должности в структуре фирмы, а также возможный профессиональный маршрут работника;
б) целостность — оценка и анализ профессионально важных качеств деятельности должны быть проведены в психофизиологическом, психическом, информационном и ментальном аспектах личности;
в) практичность — результаты тестовых исследований должны подаваться в терминах, применяемых в практическом направлении прикладной психофизиологии, а инструментальные методы должны быть максимально апробированы для использования в сфере бизнеса;
г) научность и современность — методология исследований должна быть разработана с учетом новейших научных концепций, методов и знаний;
д) эффективность — в результате должно быть предложено практическое решение проблемы работы с персоналом фирмы в условиях конкурентной рыночной борьбы.[2,29с]
Важной составной частью профессиограммы является психограмма — описание психологических характеристик конкретной профессиональной деятельности, совокупности психофизиологических и личностных качеств работника, важных для ее успешного осуществления.
3. Психограмма
Термин «психограмма» был введен в начале XX в. немецким психологом В. Штерном, разработавшим методику составления обобщенного психологического портрета конкретной личности. Штерн предложил также состовлять частичную психограмму, которая отражала не все стороны личности, а только важные для определенной практической задачи. Так сложилась психограмма личности успешного профессионала, отображающая профессионально важные качества. При этом речь идет не о личности конкретного человека, работающем в профессии, а о типовом портрете успешного профессионала.[5,12с]
При составлении психограммы необходимо сочетание знаний и опыта профессионального психодиагноста и специалиста, знающего профессию, — в этом основная сложность. Психодиагност должен погрузиться в атмосферу работы, получить подробные консультации специалистов по конкретным видам деятельности. Зачастую психограммы создаются психологическими службами под заказ, в которых работа с персоналом выведена на современный уровень. Также эту работу могут выполнить и специально подготовленные штатные психологи во взаимодействии с руководителями подразделений.
Этапы составления психограммы:
- Установление перечня
обязательных задач,
- Реконструкция действий,
необходимых для достижения
- Соотнесение важных часто
встречающихся, ведущих
Таким образом, составляется функциональная модель работы психики профессионала, устанавливаются предполагаемые профессиональные качества (ПВК) и требуемый уровень их развития (высокий, средний или низкий).
Профессионально важные качества (ПВК) – относительно устойчивые, мало подверженные развитию и тренировке индивидуально-личностные свойства, которые существенно сказываются на успешной профессиональной деятельности, а также влияют на освоение профессиональных знаний, умений и навыков.
Виды психических функций
Действия восприятия обеспечиваются органами чувств. Чувственные образы зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные. Свойственно: дегустаторам, контролерам ОТК, товароведам-экспертам, красильщикам тканей.
Мнемические действия, или действия памяти, направленные на запоминание чувственных образов и слов, или воспроизведение в конкретных ситуациях, а также на забывание ненужных сведений и ощущений. Свойственно: актерам, музыкантам, дикторам радио и телеведущим, юристам, врачам.
Имажинитивные действия (от лат. imago – "образ", "подобие"), или процессы воображения, направленные на построение сложного образа из элементов образных представлений, их различных комбинаций. Звуковые образы – мир композиторов, зрительные образы – конструктор-модельер, инженер-механик, архитектор, художник.
Логические образы простые (группировка явлений, понятий, образов по какому-то одному принципу) или сложные (действия умозаключения, сопоставления, анализа и синтеза, решение сложных творческих задач) образуют основу мыслительной деятельности и мышления. Выделяют три разновидности интеллекта: технический, словесно-логический и социальный.
Интерперсональные действия составляют основу профессионального общения. Разновидности интерперсональных действий: коммуникативные, цель которых установление, поддержание или прекращение контактов; организационные действия, выполняемые с целью объединить людей в группу для решения общей задачи, распределить обязанности, сформировать единые ценности, настроения и др. Взаимодействие происходит с помощью речи (устной и письменной), а также языка жестов (невербальных средств). Свойственно: педагогам, врачам, юристам, милиционерам, менеджерам, социальным работникам.
Информация о работе Роль профессиограммы в разработке содержания подготовки каменщика