Роль профессиограммы в разработке содержания подготовки каменщика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 00:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ профессиограммы, факторы влияющие на подготовку содержания обучения каменщика.
Задачи курсовой работы:
- дать четкое определение понятия профессиограммы;
- рассмотреть профессиограмму каменщика;
- выяснить роль профессиограммы на содержание подготовки мастера;

Содержание

Введение………………………………………………………………....……….3
1. Деятельность каменщика………………………………………………..….4
2. Профессиограмма………………………………………..……………………7
3. Психограмма………………………………………………………..…………9
4. Профессиограмма и психограмма на каменщика……………………..…....12
5. Роль профессиограммы в подготовке каменщика…………………….…….14
Заключение………………………………………………………………….……15
Список использованной литературы………………….…………

Вложенные файлы: 1 файл

ПРОФЕССИОГРАММА.docx

— 42.74 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

 

 

Кафедра профессионального обучения и педагогики

 

 

Курсовая работа

По дисциплине : «Методика профессионального обучения »

На тему : «Роль профессиограммы в разработке содержания подготовки каменщика»

 

                                                          

 

Выполнил: ст. гр. 54-401

Садыков И.З.

Проверил: Бикчентаева Р.Р.

                                                                     

 

Казань 2010

Содержание

 

Введение………………………………………………………………....……….3

1. Деятельность каменщика………………………………………………..….4

2. Профессиограмма………………………………………..……………………7

3. Психограмма………………………………………………………..…………9

4. Профессиограмма и психограмма на каменщика……………………..…....12

5. Роль профессиограммы в подготовке каменщика…………………….…….14

Заключение………………………………………………………………….……15

Список использованной литературы………………….……………….……….16

Приложение 1…………………………………………………………..….……..17

Приложение 2 ……………………………………………………………...…….21

Приложение 3…………………………………………………………………...22 

Введение

 

Профессиографическое исследование и составление профессиограммы являются необходимыми этапами всех научно-исследовательских и прикладных работ, случаях изучения труда в целях его гуманизации. Объектом профессиографии являются все моменты процесса труда.

В данной работе рассматривается  одна из важнейших проблем – подготовка каменщика и роль профессиограммы  в этом процессе. Именно в профессиограмме закладывают основные требования  предъявляемые каменщику. Следовательно разработка содержания  подготовки каменщика и роль профессиограммы – важнейшая предпосылка к эффективному обучению и подготовки квалифицированных кадров.

Целью курсовой работы является анализ профессиограммы, факторы влияющие на подготовку содержания обучения каменщика.

Задачи курсовой работы:

- дать четкое определение  понятия профессиограммы;

- рассмотреть профессиограмму каменщика;

- выяснить роль профессиограммы на содержание подготовки мастера;

Одним из первых психологов,   сформулировавших принципы профессиографии был К. К. Платонов. Среди предложенных им принципов можно выделить принципы комплексности, целенаправленности; принцип личностного подхода; принцип надежности (требования к помехоустойчивости личности); принцип дифференциации, предусматривающий различные специальности, входящие в данную профессию, и принцип типизации, требующий объединения профессий в определенные группы; наконец, принципы перспективности и реальности.

В соответствии с первым из перечисленных принципов комплексный  подход предполагает следующее:

- производственную характеристику профессии и ее специальностей;

- указание на экономическое значение профессии;

- социологическую и социально-психологическую  характеристики (в том числе - особенности межличностных отношений,  особенности коллектива, социальный престиж профессии);

- перечень объема знаний  и умений, необходимых для успешного  профессионального труда с особым  выделением тех, которые определяют  профессиональное мастерство; здесь  же приводятся сроки подготовки  иперспективы продвижения работника;

- гигиеническую характеристику  условий труда с особым выделением так называемых «профвредностей»;

- перечень физиологических  требований, предъявляемых к человеку, и медицинских противопоказаний  к работе по данной профессии;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Деятельность каменщика

Сегодня каменщики - это строительные мастера, которые занимаются возведением  сложных инженерных построек, зданий. Для своей работы каменщики используют как природные, так и искусственные  строительные материалы. Выполнение производственных операции профессиональным каменщиком (таких как: кладка и отделка стен, кладка блоков под штукатурку, устройство фундамента, монтаж перекрытий, плит, железобетонных балок, установка дверных и оконных  коробок...) невозможно без ручного  инструмента и различных приспособлений. Зрительный контроль - очень важная часть работы каменщика. При этом существенное значение имеет глазомер, особенно для установки кирпичей, выкладывания поясов, напусков и т.д. Во время этих операций руки рабочего подвергаются высокой нагрузке, особенно это касается суставно-мускульного  аппарата.

Для того, чтобы работать каменщиком, необходимы такие навыки, как ловкость, сила, взаимозаменяемость и согласованность в работе рук. Кроме того, работа каменщика происходит в условиях, которые очень часто меняются. Поэтому рабочий должен уметь правильно распределять свое внимание. Выкладывая различные конструкции, каменщик должен в уме решать задачи, контролировать и планировать действия, не допускать отклонений от требований проекта.

Каменщики работают звеньями разнообразных составов. Поскольку  мастера постоянно работают на свежем воздухе, то они должны быть выносливыми  и в хорошем физическом состоянии. Профессия каменщика осваивается  в тех. училищах и в ПТУ. При  хорошей работе каменщики могут  повышать квалификацию. Со временем они  могут стать бригадирами или  звеньевыми. Также они могут продолжать учиться в институтах и в строительных техникумах. Они могут получать близкие  к каменщику профессии и стать впоследствии инженером-строителем, арматурщиком, монтажником железобетонных и стальных конструкций.

Примерная программа профессиональной подготовки по рабочей профессии каменщик представляет собой комплекс нормативно-методической документации, регламентирующей содержание, организацию и оценку результатов подготовки обучающихся.

Основная цель подготовки по программе –  прошедший подготовку и итоговую аттестацию должен быть готов к профессиональной деятельности в качестве каменщика в организациях (на предприятиях) различной отраслевой направленности независимо от их организационно-правовых форм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Профессиограмма

 

Профессиограмма — описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к человеку[6,13с].

Представляет собой описание системы признаков, характеризующих  ту или иную профессию и включающее в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или  специальностью к работнику. Профессиограмма  может включать в себя, например, перечень гигиенических или психологических  характеристик, которым должны соответствовать  представители конкретных профессиональных групп.

Она необходима для поиска подходящей профессии по личным качествам  человека, давая ему возможность  заниматься таким делом, которое  ему нравится.

Хорошая профессиограмма отвечает на следующие вопросы:

- В чем суть данной профессии?

- Чем конкретно занимается сотрудник?

- В каких условиях происходит труд?

- Какие требования предъявляются к уровню подготовки работников?

- Какие способности нужны для успешного овладения профессией?

- Легко ли трудоустроиться обладателям данной профессии?

- На какие заработки можно рассчитывать?

- Каковы возможности для карьерного роста?

Профессиограмма описывает психологические, производственные, технические, медицинские, гигиенические и другие особенности специальности, профессии. В ней указывают функции данной профессии и затруднения в ее освоении, связанные с определенными психофизиологическими качествами человека и с организацией производства.  Она включает в себя психограмму — портрет идеального или типичного профессионала, сформулированный в терминах психологически измеримых свойств. Психологическая профессиограмма получается в ходе психологического анализа профессиональной деятельности.[1,57с]

Профессиограмма составляется специалистом по работе с персоналом совместно с руководителем соответствующего подразделения на конкретную профессию.

Выделяются следующие  методологические принципы разработки профессиограмм:

а) системность — в  профессиограмме должны отражаться специфика и значимость конкретной должности в структуре фирмы, а также возможный профессиональный маршрут работника;

б) целостность — оценка и анализ профессионально важных качеств деятельности должны быть проведены  в психофизиологическом, психическом, информационном и ментальном аспектах личности;

в) практичность — результаты тестовых исследований должны подаваться в терминах, применяемых в практическом направлении прикладной психофизиологии, а  инструментальные методы должны быть максимально апробированы для  использования в сфере бизнеса;

г) научность и современность  — методология исследований должна быть разработана с учетом новейших научных концепций, методов и  знаний;

д) эффективность — в результате должно быть предложено практическое решение проблемы работы с персоналом фирмы в условиях конкурентной рыночной борьбы.[2,29с]

Важной составной частью профессиограммы является психограмма — описание психологических характеристик конкретной профессиональной деятельности, совокупности психофизиологических и личностных качеств работника, важных для ее успешного осуществления.

 

 

 

3. Психограмма

 

 Термин «психограмма» был введен в начале XX в. немецким психологом В. Штерном, разработавшим методику составления обобщенного психологического портрета конкретной личности. Штерн предложил также состовлять частичную психограмму, которая отражала не все стороны личности, а только важные для определенной практической задачи. Так сложилась психограмма личности успешного профессионала, отображающая профессионально важные качества. При этом речь идет не о личности конкретного человека, работающем в профессии, а о типовом портрете успешного профессионала.[5,12с]

При составлении психограммы необходимо сочетание знаний и опыта профессионального психодиагноста и специалиста, знающего профессию, — в этом основная сложность. Психодиагност должен погрузиться в атмосферу работы, получить подробные консультации специалистов по конкретным видам деятельности. Зачастую психограммы создаются психологическими службами под заказ, в которых работа с персоналом выведена на современный уровень. Также эту работу могут выполнить и специально подготовленные штатные психологи во взаимодействии с руководителями подразделений.

Этапы составления психограммы:

- Установление перечня  обязательных задач, выполняемых  профессионалом.

- Реконструкция действий, необходимых для достижения заданных  целей (действий внешних и выполняемых  во внутреннем плане).

- Соотнесение важных часто  встречающихся, ведущих профессиональных  действий и психических функций,  процессов, способностей, умений, обеспечивающих  их выполнение.

Таким образом, составляется функциональная модель работы психики  профессионала, устанавливаются предполагаемые профессиональные качества (ПВК) и требуемый уровень их развития (высокий, средний или низкий).

Профессионально важные качества (ПВК) – относительно устойчивые, мало подверженные развитию и тренировке индивидуально-личностные свойства, которые  существенно сказываются на успешной профессиональной деятельности, а также  влияют на освоение профессиональных знаний, умений и навыков.

Виды психических функций 

Действия восприятия обеспечиваются органами чувств. Чувственные образы зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные. Свойственно: дегустаторам, контролерам  ОТК, товароведам-экспертам, красильщикам тканей.

Мнемические действия, или действия памяти, направленные на запоминание чувственных образов и слов, или воспроизведение в конкретных ситуациях, а также на забывание ненужных сведений и ощущений. Свойственно: актерам, музыкантам, дикторам радио и телеведущим, юристам, врачам.

Имажинитивные действия (от лат. imago – "образ", "подобие"), или процессы воображения, направленные на построение сложного образа из элементов образных представлений, их различных комбинаций. Звуковые образы – мир композиторов, зрительные образы – конструктор-модельер, инженер-механик, архитектор, художник.

Логические образы простые (группировка явлений, понятий, образов  по какому-то одному принципу) или сложные (действия умозаключения, сопоставления, анализа и синтеза, решение сложных  творческих задач) образуют основу мыслительной деятельности и мышления. Выделяют три разновидности интеллекта: технический, словесно-логический и социальный.

Интерперсональные действия составляют основу профессионального общения. Разновидности интерперсональных действий: коммуникативные, цель которых установление, поддержание или прекращение контактов; организационные действия, выполняемые с целью объединить людей в группу для решения общей задачи, распределить обязанности, сформировать единые ценности, настроения и др. Взаимодействие происходит с помощью речи (устной и письменной), а также языка жестов (невербальных средств). Свойственно: педагогам, врачам, юристам, милиционерам, менеджерам, социальным работникам.

Информация о работе Роль профессиограммы в разработке содержания подготовки каменщика