Роль семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 22:55, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность обусловлена тем, что семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы нравственного воспитания в семье детей младшего дошкольного возраста
1.1 Проблема нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе
1.2 Характеристика процесса нравственного воспитания у детей младшего дошкольного возраста
1.3 Специфика нравственного воспитания в семьях детей младшего дошкольного возраста
Выводы по первой главе
Глава 2. Эмпирическое исследование роли семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста
2.1 Организация исследования по проблеме изучения роли семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста
2.2 Результаты исследования по проблеме роли семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 254.00 Кб (Скачать файл)

2.1 Организация  исследования по проблеме изучения роли семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста

 

Изучение семьи позволяет  педагогу ближе познакомиться с  ребёнком, понять стиль жизни семьи, его уклад, взаимоотношения между  домочадцами, их духовные ценности. При  этом педагог использует комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики.

Однако в исследовании семьи есть свои особенности. Во-первых, необходимо исходить из принципа разумной достаточности: всякий новый шаг  предпринимается лишь в том случае, если получен результат на предыдущем. Необходимость в диагностике возникает, если отмечаются нарушения в поведении ребёнка, причинами которых могут быть искаженные родительские отношения, педагогическая неграмотность родителей, дисгармония развития ребёнка.

Педагогическая диагностика семьи лежит в основе условной сгруппированности семей по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребёнка. В связи с этим семьи делятся на пять типов.

1. Семьи с высоким  уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания в определенном возрасте, не исключаются.

2. Семьи, характеризующиеся  нормальными отношениями между  родителями, но при этом не  обеспечивающие положительную направленность  в воспитании детей. Дети могут  быть в центре «особых»

забот родителей, в связи  с чем у ребёнка развиваются  эгоистические тенденции, что, безусловно, требует внимания педагога.

3. Конфликтные семьи.  В таких условиях родителям  не до детей, они сами не  могут разобраться в своих  отношениях. Ни о каком разумном  воспитании нет и речи, все  пущено на самотек. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.

4. Внешне благополучные  семьи, в которых процветает  бездуховность, отсутствуют истинные  нравственные ценности, эмоциональная  связь поколений часто нарушена. Некоторые дети хорошо усваивают семейную психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.

5. Неблагополучные семьи,  для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение.  Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей[30].

Целесообразно знать  указанные типы семей и учитывать  их особенности при работе с родителями.

В практике образовательных  учреждений используются массовые, групповые и индивидуальные формы и методы работы с родителями. Все они направлены на повышение педагогической культуры родителей, укрепление взаимодействия образовательного учреждения и семьи, усиление её воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей.

Анализ условий для  решения конкретной воспитательной задачи в научных исследованиях, да и на практике зачастую упрощается. На практике поиск подобного «универсального  средства» вызывает только разочарование, так как в большинстве случаев эти условия различны. А попытки любого обобщения даже самых эффективных приёмов легко опровергаются многочисленными исключениями[6].

В действительности ребёнок  находится в постоянно изменяющихся условиях, реакция его психики  на происходящее тоже изменчива.

Условия, возникающие  как результат взаимодействия значимых для воспитания факторов, в каждом конкретном случае создаются воспитателем. Это своего рода обстоятельства или  ситуация, оказавшись в которых человек  ведет себя так, а не иначе. Родитель, применяя знания закономерностей психики на ситуацию, формирует её, используя уже существующие воспитательные факторы, в том числе собственные[21].

Признаки разных уровней  воспитанности качеств, - считает  М.И. Шилова, - являются дифференциальными описаниями, «ключом» для распознавания и условно характеризуют различную степень воспитанности. В зависимости от полноты формирующихся качеств, проявляемой личностью общественной направленности и нравственной позиции, от соотношения внешней регуляции и внутренней саморегуляции, по мнению М.И. Шиловой, можно выделить три уровня нравственной воспитанности: высокий, средний и низкий:

- Признаком высокого  уровня воспитанности является  наличие устойчивого положительного  опыта нравственного поведения,  самоорганизации и саморегуляции наряду со стремлением к организации и регуляции деятельности и поведения других людей, проявлением общественной позиции.

-Для среднего уровня  свойственны устойчивое положительное  поведение, наличие регуляции  и саморегуляции, организации и самоорганизации, хотя активная позиция по отношению к деятельности и поступкам товарищей еще не проявляется.

- Низкий уровень воспитанности  характеризуется слабым проявлением  положительного, еще неустойчивого  опыта поведения, наблюдаются  срывы, поведение регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями; саморегуляция и самоорганизация ситуативны.

При определении критериев  уровней нравственной воспитанности  Л.М.Фридман, Т.А.Пушкина, И.Я.Каплунович исходили из следующих положений:

1. Нравственная воспитанность  человека характеризуется нравственными  знаниями (пониманием того, что значит  быть нравственным), отношением к  ним (стали ли эти знания  потребностями и мотивами личности, вошли ли в систему её ценностных ориентаций и установок) и нравственным поведением (в какой степени эти отношения реализуются личностью в конкретных поступках и действиях).

2. В жизни человека  его знания, отношения и поступки  тесно связаны между собой,  образуют единство, которое выражается в некоторых личностных качествах (коллективизм, добросовестность, самокритичность и т.д.).

3. Наличие у дошкольников  этих нравственных качеств можно  считать критерием нравственной  воспитанности.

Уровень развития у детей  того или иного нравственного  качества, считают Л.М.Фридман, Т.А.Пушкина, И.Я.Каплунович, можно установить, изучив:

а) представления (знания) ребёнка о соответствующих этому  качеству нравственных нормах,

б) отношение ребёнка  к этим нормам,

в) устойчивость и силу проявлений этих отношений в конкретной деятельности.

Критерии оценки нравственной воспитанности должны обязательно  соответствовать возрасту ребёнка. Нельзя использовать одни и те же критерии для определения уровня воспитанности  детей разного возраста[24].

Характерной ошибкой  многих родителей является то, что, включившись в воспитание ребёнка того или иного возраста, не делается дифференцированного изучения параметров его развития, различных видах воспитания (нравственного, Физического, трудового и др.) и их оценка. Вместе с тем, как показывают данные исследований, начало активного этапа воспитания приходится на возраст ребёнка, составляющем в среднем 5 – 7 лет.

Этот возраст ребёнка  благоприятен для зарисовки общего контура готовности самого родителя осуществлять различные виды воспитания.

Разумеется, изучению и  оценке необходимо подвергать всю систему  «ребёнок - родитель». Основными показателями в оценке воспитательного процесса в семье могут быть:

В дошкольном возрасте ребёнка (3 – 7 лет):

а) для ребёнка: характер проявления первых признаков нравственных качеств; общее физическое развитие и возможные дефекты; способность к игре; уровень внушаемости; тенденции развития половой идентичности; характер проявления доминирующих способностей; способность к подражанию; предрасположенности к игре; реакции на принятые нормы поведения; характер проявления детской ответственности и т.п.;

б) для родителя: мотивация  воспитания; уровень знания особенностей этого возрастного периода; умение формировать целевые и смысловые  установки; понимание особенностей различных видов воспитания; характер и силу собственных психогенных отклонений для этого периода ит.п.

Таким образом, доступность  родителей к оценке своих воспитательных возможностей предоставляет им широкие  условия их реализации и коррекции, а значит, устранение возникающих проблем в жизнедеятельности семьи.

Кроме того, на нравственное воспитание ребёнка в семье влияют семейные традиции.

В современной науке  нет единого понятия «традиция». Данный термин употребляется в разных смыслах и значениях. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова термин «традиция» обозначает то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений. Во втором же смысле, обычай, установившийся порядок в поведении, в быту[13,566].

В «Философском словаре» понятие «традиция» трактуется как исторически сложившиеся и передаваемые от поколения к поколению обычаи, обряды, общественные установившиеся идеи и ценности, нормы поведения и т.п.; элементы социально-культурного наследия, сохраняющиеся в обществе или в отдельных его социальных группах в течение длительного времени[31,374].

В рамках нашего исследования мы обратились к родителям с вопросом: «Какие традиции есть в вашей семье?»  многие из них либо затруднялись ответить, либо говорили, что таковых нет.

Вместе с тем, психологи говорят о том, что детям семейные традиции необычайно важны: сохраняется связь между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и детьми; с регулярно повторяющимися событиями к детям приходит ощущение стабильности мира. В утере семейных традиций некоторые психологи видят причину проблемного подросткового возраста. Между тем, семья – это не только общий быт, бюджет и отношения между супругами, это еще и особый дух, неповторимый уют и атмосфера, характерная только для вашей семьи.

Исследование проводилось  на базе ДОУ «Родничок» р.п. Нововаршавка Омской области.

Нами было обследовано 15 семей с детьми младшего дошкольного  возраста (это семьи: Анохиных, Баландиных, Мошкиных, Лакомых, Молчановых, Масловых, Грязновых, Гваладзе, Ершовых, Думлер, Кучменко, Карандашовых, Талалаевых, Ткаченко, Чиркиных.

 

2.2 Результаты исследования  по проблеме роли семьи в  нравственном воспитании детей  младшего дошкольного возраста

 

Свою работу мы начали с обследования детей. Для этого  использовали методику Л.М.Фридман «Что такое хорошо и что такое плохо?». Цель: с помощью опросных методов (письменно или устно) установить нравственные представления детей (о честности, доброте, ответственности, дисциплинированности и др.).

Ход выполнения: Детям  предлагается (в письменном виде или  устно) привести хорошо известные им примеры соответствующих поступков.

Обработка полученных данных: полные ответы каждого ребёнка занести  в матрицу. Качественный анализ ответов  детей позволяет определить степень сформированности у них понятий о некоторых нравственных качествах. Степень эта может быть оценена как: 1) неправильное представление; 2) правильное, но недостаточно полное и четкое; 3) полное и четкое представление о нравственном качестве.

Анализ ответов показал, что:

из 15 детей полное и  четкое представление о нравственном качестве имеют 4 ребёнка (27%). Эти дети приводили следующие примеры: поделиться угощением с другим ребёнком, приютить бездомного котенка, сказать маме правду, зная, что эта правда может огорчить маму и т.д.

3 ребёнка (20%) имеют  правильное, но недостаточно четкое  и полное представление о нравственном  качестве. Их примеры: помочь взрослым, жалеть родителей, не огорчать  папу и маму и т.д.

8 детей (53%) имеют неправильное  представление о нравственных качествах. Эти дети испытывают затруднения в приведении примеров, они путаются в ответах или вообще отказываются отвечать на вопросы педагога.

Результаты методики представлены в рисунке 3

 

 

Рис.3.

 

Методика «Разложи картинки». Л.М.Фридман.

Цель: выяснить осознают ли дети нравственную сторону взаимоотношений  в предметной деятельности.

Ход выполнения: Каждому  ребёнку даётся набор картинок, на которых изображены различные поступки детей. Он должен разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых изображены хорошие поступки, с другой – плохие. Затем ребёнок объясняет, почему он так разложил картинки. Сюжеты картинок подбираются педагогом в соответствии с изучаемым нравственным качеством.

Обработка полученных данных. Все вопросы, замечания, высказывания, ответы и пояснения, а также особенности поведения ребёнка во время работы и последующей беседы записываются дословно. Их анализ даёт представление о восприятии и понимании детьми соответствующих нравственных категорий.

Анализ результатов  данной методики дал следующие результаты:

- 5 детей из 15 (33%) безошибочно  разложили картинки по стопкам,  с легкостью объясняли свои  действия;

- 7 детей из 15 (47%) с помощью  наводящих вопросов педагога  разложили картинки по стопкам  и испытывали некоторые затруднения во время пояснения своих действий;

Информация о работе Роль семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста