Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 11:30, контрольная работа
Важность влияния семьи и семейных связей на становление и развитие личности ребенка очевидна. «Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют и могут в определенных границах даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям», - писал А.И.Захаров.
Именно в семье совершаются первые шаги по воспитанию будущего человека, по привитию ему определенных качеств, идей и взглядов. В семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья – это определенный морально-психологический климат, это для ребенка школа взаимоотношений между людьми.
Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Влияние семьи на развитие личности……………………………….4
Глава 2. Эмоционально-психологические основы семейного воспитания…6
2.1. Родительская любовь………………………………………………………..6
2.2. Роль матери и отца в развитии ребенка…………………………………....8
Глава 3. Родительский авторитет……………………………………………...10
Глава 4. Образ ребенка глазами родителей…...………………………………11
Глава 5. Стили семейных взаимоотношений и их роль в формировании характера детей…………………………………………………………………..12
5.1. Классификация стилей родительского поведения………………………..12
5.2. Классификация стилей семейных взаимоотношений…………………….14
5.3. Классификация типов семейного воспитания…………………………….16
Глава 6. Сиблинговая позиция (порядок рождения ребенка в семье) как фактор развития личности………………………………………………………18
Глава 7. Основы формирования гармоничных взаимоотношений в семье…20
Заключение……………………………………………………………………...23
Список литературы…………………………………………...25
Роль отца в процессе семейного воспитания специфична. Э.Фромм, анализируя психологию отцовства, подчеркивает, что отец представляет ребенку мир, мысли, созданные человеческим трудом вещи, закон, порядок и дисциплину. Фромм утверждает, что отец необходим ребенку на всем протяжении его развитии.
Отцы являются основными воспитателями дисциплины и независимости. Отец для ребенка – источник безопасности. Роль отца, активно общающегося с детьми и имеющего у них авторитет, незаменима.
Отсутствие мужчины в семье оказывает негативное влияние на развитие личности ребенка (особенно мальчика). По мнению Григорович Л.А. и Марцинковской Т.Д. это может проявиться в следующем:
Также у ребенка могут сформироваться комплексы вины и неполноценности вследствие неправильного поведения матери в период развода (ребенок может решить, что именно он является причиной ухода отца из семьи).
Первые пять лет жизни играют решающую роль в развитии черт мужественности у мальчика и черт женственности у девочки. У мальчиков, воспитанных одной матерью, можно наблюдать либо развитие «женских» черт характера, таких как большая зависимость, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, либо, напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенно «мужского» поведения с зависимым характером, часто наблюдаемое у молодых преступников. Девочки, лишившиеся отца в детские годы, проявляют неуверенность в общении с мужчинами, у них не сформировано «женское» поведение.
Психоаналитики также описали важность чувств любви и ненависти по отношению к родителям для общего развития ребенка.
Дети в возрасте 3 – 5 лет начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, и прежде всего к родителям, причем ребенок стремится к родителю противоположного пола. З.Фрейд назвал такие привязанности: Эдипов комплекс – у мальчиков и комплекс Электры – у девочек. В греческом мифе о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на матери, скрыт, по мнению Фрейда, ключ к сексуальному комплексу. Мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца, как соперника, вызывающего одновременно и ненависть и страх. Девочка испытывает влечение к отцу, видя в матери свою конкурентку. В мифе Электра решает убить мать, мстя ей за измену и смерть отца. Эти комплексы, таким образом, характеризуются нежной привязанностью ребенка к родителю противоположного пола и агрессивностью по отношению к родителю того же пола, которого ребенок хочет «устранить». Конфликт разрешается отказом ребенка от нежных чувств к родителю другого пола и отождествления себя с родителем одного с ним пола. В результате ребенок приобщается к ценностям, ролям и установкам, свойственным его полу (Педагогическая психология. Пол ред. Н.В.Клюевой, стр.267).
Любой человек для нормального развития нуждается и в отцовской, и в материнской любви. Ему необходима справедливая оценка его достоинства, он также нуждается и в безусловном принятии и понимании. Любой сдвиг в сторону преобладания одного из видов любви – отцовской или материнской – приводит, как правило, к нарушению поведения.
ГЛАВА 3. РОДИТЕЛЬСКИЙ АВТОРИТЕТ.
Отец и мать в глазах ребенка должны иметь авторитет. Смысл авторитета заключается в том, что он не требует доказательства, а принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимые простым детским глазом.
Авторитет родителей – это высокая значимость и признание личных качеств и жизненного опыта отца и матери в глазах детей и основанная на этом сила родительского влияния на их поступки и поведение: послушание и выполнение детьми указаний или советов родителей, осуществляемые не из страха перед ними или материальной заинтересованности, а признавая их справедливость и целесообразность. (Мардахаев Л.В., стр.154).
Авторитет не дается от природы, он может быть организован в каждой семье. К сожалению, встречаются родители, которые организуют такой авторитет на ложных основаниях. Они стремятся к тому, чтобы их слушались – такова их цель. На самом деле это ложная цель.
Макаренко выделил родительские авторитеты, негативно сказывающиеся на воспитании ребенка:
Настоящий родительский авторитет, по мнению Макаренко, основан на примере жизни и работы родителей, их поведении, знании жизни своих детей и стремлении прийти к ним на помощь ненавязчиво, ненадоедливо, неутомительно, предоставляя им возможность самостоятельно выбираться из трудной ситуации, формируя сой характер.
ГЛАВА 4. ОБРАЗ РЕБЕНКА ГЛАЗАМИ РОДИТЕЛЕЙ.
Степень адекватности образа ребенка значительно варьируется. Понятно, что абсолютно точного образа быть не может. Безусловно, чем больше соответствует образ ребенка оригиналу, тем лучше, однако оптимальным вариантом видения родителем ребенка будет образ, открывающий кредит доверия и создающий зону ближайшего развития личности ребенка. Видеть ребенка таким, каким он может стать и каким он, по мнению родителя станет в потенциале его возможностей и компетентности, и строить свое взаимодействие и сотрудничество с ним, ориентируясь на потенциал его развития, «зону его ближайшего развития» составляет подлинное искусство воспитания.
Родительский образ ребенка оказывает существенное влияние на развитие его личности. Карабанова О.А. выделяет следующие механизмы такого влияния:
Неблагоприятное воздействие на развитие личности ребенка оказывает «мистификация», то есть внушение родителями детям того, в чем они нуждаются, кем являются, каковы их интересы и ценности, навязывание им неадекватной системы представлений о себе. Формы её таковы: приписывание, делегирование, инфантилизация, инвалидизация (Карабанова О.А., стр.193).
Приписывание определенных качеств ребенку – позитивных (чуткий, добрый, способный, одаренный) либо негативных (жадный, лживый, недобросовестный, ленивый) – нередко приводит к искажению его личностного развития.
При некритичном восторженном отношении родителей к ребенку, излишнем, необоснованным преувеличением его положительных качеств у ребенка может сформироваться неадекватный образ Я, основанный на чувстве превосходства и неуважения к окружающим. Приписывание же ребенку «слабости», испорченности оборачивается снижением у него степени самовосприятия, дисгармоничностью развития Я-концепции.
Делегирование предполагает отношение к ребенку как к объекту исполнения родительских целей, замыслов и планов, не реализованных самим родителем. Механизмом делегирования является проекция родителем на ребенка неосуществленных собственных целей и жизненных планов.
Инфантилизация часто возникает вследствие того, что родитель стремится сохранить ту систему отношений, в рамках которой ребенок был послушен, зависим, им удобно было манипулировать; стремится «законсервировать» и остановить ребенка в его личностном развитии и автономизации. Родитель приписывает ребенку интересы, потребности, ценности, соответствующие младшему возрасту, строит свои отношения с ребенком как с маленьким.
Инвалидизация представляет собой принудительное обесценивание позиции ребенка, его интересов, планов, возможностей. В основе инвалидизации часто лежит амбивалентное отношение или скрытое отвержение ребенка. Родитель рассматривает ребенка как ущербного, немощного, даже приписывает ему различные болезни, негативные асоциальные качества и тому подобное.
ГЛАВА 5. ТИПЫ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙИ ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ХАРАКТЕРА ДЕТЕЙ.
5.1. Классификация стилей родительского поведения.
Одним из важнейших факторов, формирующих гармонически развитую личность ребенка, являются воспитательные позиции родителей, определяющие общий стиль воспитания. Воспитательные позиции родителей – это характер эмоционального отношения отца и матери к ребенку. Выделяют следующие основные типы отношений родителей к ребенку с точки зрения дистанции между ними (Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д., стр.145-146).
1. «Оптимальная дистанция» («уважение»).
Эмоционально-уравновешенное отношение к ребенку (оптимальный стиль поведения родителей):родителе воспринимают ребенка как формирующуюся личность с определенными возрастными, половыми и личностными особенностями, потребностями и интересами. Основой этих отношений является уважение взрослым ребенка. Родители выражают ребенку свои чувства, категоричность и настойчивость, но при этом сохраняют необходимую для него степень свободы и независимости. Взрослый воспринимает ребенка как личность. Межличностные отношения родителей и детей строятся на основе взаимодействия и взаимопонимания.
2. «Сокращенная дистанция» («слияние»).
Концентрация внимания родителей на ребенке (нежелательный стиль родительского поведения): семья существует ради ребенка. Родители проявляют постоянную гиперопеку по отношению к ребенку. Они постоянно контролируют поведение ребенка, ограничивают его социальные контакты, стремятся давать советы, навязывают общение. В этом случае родительские позиции заключаются в следующем:
3. «Увеличенная дистанция» («отчуждение»).
Эмоциональная дистанция между родителями и ребенком (нежелательный стиль родительского поведения). Дистанция означает психологическую отдаленность взрослых от детей – редкие и поверхностные контакты с ребенком, эмоциональное равнодушие к нему. Отношения родителей и детей не приносят взаимного удовлетворения, так как в основе своей имеют ориентацию взрослых «найти на ребенка управу», не понимая его индивидуальных особенностей, потребностей и мотивов поведения.
Г.Крайг предлагает следующую классификацию стилей родительского поведения, выделенных на основании соотношения двух факторов воздействия на ребенка в семье – родительского контроля и родительской теплоты (Андреева, стр.207-208).
Авторитетный стиль родительского поведения – образ действия родителей, отличающийся твердым контролем за детьми и в то же время поощрением общения и обсуждения в кругу семьи правил поведения, установленных для ребенка. Решения и действия родителей не кажутся произвольными или несправедливыми для детей, и потому они легко соглашаются с ними. Таким образом, высокий уровень контроля сочетается с теплыми отношениями в семье. Результат: дети превосходно адаптированы, уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой.
Авторитарный стиль родительского поведения характеризуется высоким уровнем контроля, холодными отношениями с детьми. Родители закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Результат: дети, как правило, замкнуты, боязливы или угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в период подросткового и юношеского возраста обычно остаются пассивными и зависимыми; мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными.