Роль семьи в формировании личности ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 11:38, курсовая работа

Краткое описание

Чтобы определить роль семьи в становлении личности ребенка, первым шагом который нужно сделать, определить, а что же такое семья и в каком контексте мы будем ее рассматривать.
Мудрик А. В. считал, что семья: «…это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой» .

Вложенные файлы: 1 файл

Глава 1.1.doc

— 33.00 Кб (Скачать файл)

Глава 1.  Семья как социальный и духовный институты. Формирование личности.

1.1 Понятия  семьи в историко-педагогической  ретроспективе

 

Чтобы определить роль семьи  в становлении личности ребенка, первым шагом который нужно сделать, определить, а что же такое семья и в каком контексте мы будем ее рассматривать.

Мудрик А. В. считал, что  семья: «…это основанная на браке  или кровном родстве малая  группа, члены которой связаны  общностью быта, взаимной моральной  ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой» [22, C.50]

Определение семьи по Кравченко  И. А. звучит так: «… основанная на браке, кровном родстве или опекунстве малая группа, члены которой связанны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью». [9, C.240]

По мнению Харламова  И. Ф. «… Семья – это исторически  конкретная система взаимоотношений  между супругами, родителями и детьми как малая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью и, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения».[24, С.62]

В контексте нашей научной  работы мы будем использовать определение  И. Ю. Шилова: «Семья – это тот  институт, который обеспечивает ребенка  необходимым минимумом общения, без которого он никогда не смог бы стать человеком и личностью». [25, C.48]

На основании вышеизложенного в нашем исследовании семью мы будем рассматривать как конкретную систему взаимоотношений между супругами, родителями и детьми как малая группа, которая обеспечивает ребенка необходимым минимумом общения, без которого он никогда не смог бы стать человеком и личностью так как нам будет очень важно показать именно отношения между супругами и отношения детей со своими родителями.

Семья является важнейшим  институтом социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития ребенка. Семья создаёт понятие дома не как помещения, где он живёт, а как чувства, ощущение места, где его ждут, любят, ценят, понимают и защищают.

Среди изученных  определений личности мы выделим  определение Мардахаева. «Личность – это конкретный человек, наделенный сознанием, индивидуальностью, сложившийся в процессе социального развития» [14, C.50]. Именно его я буду использовать в своей работе для определения тех качеств, которые должна привить своему ребенку семья.

Семья - это та микросреда, в которой формируется личность ребенка. В ней все сказывается на развитии ребенка: микроклимат, взаимоотношения, отношения членов семьи к ребенку, материальные условия и др.  Семья определяет своеобразие ухода за ребенком, является примером для подражания во всем, помогает в реализации потребности в первичном социальном общении, удовлетворении интереса и любознательности и др. 

Формирование  личности – процесс становления  человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов: экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т. д.

Становление личности в семье происходит в  процессе общения и наблюдения за родителями, сестрами, бабушками и  дедушками и другими родственниками. Ребенок с первых дней жизни, находясь в семье, окружен заботой и теплом, родители дают ему достаточно информации, которая, по их мнению, уместна, обучают простейшим вещам, дают некоторую работу и прививают трудолюбие. Мать или отец, читая сказки, делают первые шаги к литературному становлению ребенка.

Значит если учесть все факторы влияния семьи  на своего ребенка, то следует отметить, что чем лучше семья влияет на воспитание своего чада, то тем выше будет результат всестороннего  воспитания этой будущей успешной личности.

Взаимоотношения в семье зависят от традиций общения, экономического и социального состояния общества, зависимости семьи от общества, участия супругов в ведении хозяйства, в общественном производстве, от типа семьи: многодетная, бездетная, кто главенствует, от личных качеств, характера родственников.

Отношения в  семье влияют также на то, как  ребенок в дальнейшем будет строить  свою карьеру, по какому пути он пойдет. Именно в семье он получает первый жизненный опыт, поэтому очень  важно в какой семье воспитывается ребенок, какими ценностями обладают родители и какие отношения скрадываются между старшим и младшим поколением.

 


Информация о работе Роль семьи в формировании личности ребенка